Педагогика – одна из древнейших наук. Формирование педагогических знаний происходит уже в древних цивилизациях Востока и Запада. Слово педагогика происходит от греческого paidagogike – воспитывать, преподавать (pais, paidos – дитя + ago – веду) и означает буквально «детоведение», длительное время понималась как наука о воспитании и обучении подрастающего поколения. В настоящее время, претерпев ряд изменений, педагогика понимается как наука о специально организованной, целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения.
В своем становлении и развитии педагогика пережила несколько этапов:
1. Возникновение и развитие педагогических идей в древней философии (Сократ, Платон, Аристотель, Сенека и др.).
2. Педагогика средних веков (XIV – XVI вв.), где идеи всестороннего и гармоничного развития человека излагались в различных по жанру сочинениях гуманистов эпохи Возрождения (Т. Мор, Ф. Рабле, М. Монтень, Эразм Роттердамский).
3. Педагогика Нового времени (XVI – нач. XX вв.). Данный период характеризу- ется созданием самостоятельных педагогических теорий (Я.А. Коменский, Ж. –Ж. Руссо, А. Дистервег, К.Д. Ушинский и др.).
Современный этап (нач. XX – по настоящее время) отличается реформировани- ем и модернизацией педагогического знания, зарождением инновационных технологий (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин и др.).
В своем становлении и развитии педагогика пережила несколько этапов:
1. Возникновение и развитие педагогических идей в древней философии (Сократ, Платон, Аристотель, Сенека и др.).
2. Педагогика средних веков (XIV – XVI вв.), где идеи всестороннего и гармоничного развития человека излагались в различных по жанру сочинениях гуманистов эпохи Возрождения (Т. Мор, Ф. Рабле, М. Монтень, Эразм Роттердамский).
3. Педагогика Нового времени (XVI – нач. XX вв.). Данный период характеризу- ется созданием самостоятельных педагогических теорий (Я.А. Коменский, Ж. –Ж. Руссо, А. Дистервег, К.Д. Ушинский и др.).
Современный этап (нач. XX – по настоящее время) отличается реформировани- ем и модернизацией педагогического знания, зарождением инновационных технологий (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин и др.).
1. Образование как фактор конкурентоспособности и безопасности.
Образование и человеческий капитал непосредственно связаны с конкурентоспособностью и национальной безопасностью России. Из тех проблем, с которыми страна вступила в XXI век, значительная часть обусловлена низкой функциональной и общей грамотностью подавляющего большинства населения, недоступностью или отсутствием образовательных программ, неэффективностью и несбалансированностью инвестиций в образование. Особое значение имеет, также, острый дефицит педагогических (и андрагогических) кадров, в том числе, преподавателей-мужчин), слабая учебная база системы общеобразовательной (средней) и, отчасти, высшей школы, низкие темпы компьютеризации, неполноценное питание школьников и неуклонное увеличение числа случаев задержки умственного развития учеников, грозящие деградацией системы образования на большинстве территории страны и обострением образовательного неравенства между столицами и переферией.
2. Образованность населения и проблема грамотности.
Даже в наиболее экономически развитых регионах страны 25-40% населения испытывают трудности при чтении, письме и счете, а также в проведении рутинных действий типа оплаты коммунальных услуг, голосования, понимания должностных инструкций, исполнения предписаний врача, чтения расписаний, не говоря уже о навыке самовыражения через письмо или речь.
Образование и человеческий капитал непосредственно связаны с конкурентоспособностью и национальной безопасностью России. Из тех проблем, с которыми страна вступила в XXI век, значительная часть обусловлена низкой функциональной и общей грамотностью подавляющего большинства населения, недоступностью или отсутствием образовательных программ, неэффективностью и несбалансированностью инвестиций в образование. Особое значение имеет, также, острый дефицит педагогических (и андрагогических) кадров, в том числе, преподавателей-мужчин), слабая учебная база системы общеобразовательной (средней) и, отчасти, высшей школы, низкие темпы компьютеризации, неполноценное питание школьников и неуклонное увеличение числа случаев задержки умственного развития учеников, грозящие деградацией системы образования на большинстве территории страны и обострением образовательного неравенства между столицами и переферией.
2. Образованность населения и проблема грамотности.
Даже в наиболее экономически развитых регионах страны 25-40% населения испытывают трудности при чтении, письме и счете, а также в проведении рутинных действий типа оплаты коммунальных услуг, голосования, понимания должностных инструкций, исполнения предписаний врача, чтения расписаний, не говоря уже о навыке самовыражения через письмо или речь.
Если говорить о влиянии информатизации на различные сферы образования, то, очевидно, образование взрослых сегодня наиболее подвержено этому воздействию. Речь идет о том, что как в формальном, так, особенно, и в неформальном и информальном образовании используются средства массовой информации и сопутствующие им интерактивных технологий. Благодаря внедрению интерактивных технологий, взрослые получают реальную возможность участия в социальных процессах различного уровня от местного до федерального. В свою очередь, средства массовой информации, используя метод дистантного обучения, активно формируют тот тип потребителя, гражданина, члена семьи или избирателя, который отвечает интересам государства или группы, контролирующей данное СМИ.
На наш взгляд, информационные технологии за последнее десятилетие (по крайней мере, в России) существенно изменили саму проблему политического образования, которая традиционно составляла важную часть непрерывного образования. Если раньше проблема демократии и политическо-гражданского образования рассматривались в контексте участия или неучастия взрослого человека в жизни государства[98], то сейчас речь идет о формировании средствами образования определенного типа предсказуемого поведения в самых различных сферах: политике, экономике, семейно-досуговой. При этом, вряд ли стоит говорить о “манипуляции чьим-то сознанием”. Скорее, произошло качественное изменение характера взаимодействия субъектов политического образования, которое стало благодаря развитию информационных технологий диалогичным и многосторонним, а, следовательно, более демократичным.
На наш взгляд, информационные технологии за последнее десятилетие (по крайней мере, в России) существенно изменили саму проблему политического образования, которая традиционно составляла важную часть непрерывного образования. Если раньше проблема демократии и политическо-гражданского образования рассматривались в контексте участия или неучастия взрослого человека в жизни государства[98], то сейчас речь идет о формировании средствами образования определенного типа предсказуемого поведения в самых различных сферах: политике, экономике, семейно-досуговой. При этом, вряд ли стоит говорить о “манипуляции чьим-то сознанием”. Скорее, произошло качественное изменение характера взаимодействия субъектов политического образования, которое стало благодаря развитию информационных технологий диалогичным и многосторонним, а, следовательно, более демократичным.
О достаточно высокой активности, направленной на приобщение к современным видам деятельности, говорит также анализ данных по освоению новых информационных технологий. Активность, проявляемая россиянами в этой сфере, несмотря на то, что ее становление пришлось на крайне неблагоприятный период, когда огромная часть населения прямо-таки скатилась в бедность, доказывает, что установка на "учебу" и "прогресс" - отнюдь не голословные декларации.
На общем фоне отставания России от более богатых и благополучных стран очень важен анализ структуры потребителей современных информационных услуг. В частности, если среди населения в целом не пользуются Интернетом, персональным компьютером, не обращаются в консультационные агентства и т. п. примерно 69%, то среди молодежи до 30 лет таких уже менее половины - 49,5%, причем персональным компьютером в этой возрастной группе пользуются почти 30%, а Интернетом - 16,1%. Иными словами, невзирая на все трудности, более молодые ускоренными темпами осваивает новейшие информационные технологии.
На общем фоне отставания России от более богатых и благополучных стран очень важен анализ структуры потребителей современных информационных услуг. В частности, если среди населения в целом не пользуются Интернетом, персональным компьютером, не обращаются в консультационные агентства и т. п. примерно 69%, то среди молодежи до 30 лет таких уже менее половины - 49,5%, причем персональным компьютером в этой возрастной группе пользуются почти 30%, а Интернетом - 16,1%. Иными словами, невзирая на все трудности, более молодые ускоренными темпами осваивает новейшие информационные технологии.
Образование, в том числе образование взрослых, информатизируется быстрее всех других областей социальной активности. Об этом свидетельствует разработка федеральной целевой программы “Развитие единой образовательной информационной среды на 2002–2006 годы”. Государственным заказчиком Программы является Министерство образования РФ, однако к ее реализации привлекается широкий круг министерств и ведомств.
В Программе указывается, что создание единой образовательной информационной среды имеет цели:
· Повышение качества российского образования на основе использования новых информационных технологий;
· предоставления условий для обеспечения равных возможностей всем гражданам России на получение образования всех уровней и ступеней (курсив наш – Авт.).
Предусматривается создание, распространение и внедрение в учебный процесс современных электронных учебных комплексов, их интеграция с традиционными учебными пособиями, а также разработка средств поддержки, сопровождения и контроля. Большое значение будет уделено подготовке педагогических, административных и инженерно-технических кадров образовательных учреждений, способных использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии.
В Программе указывается, что создание единой образовательной информационной среды имеет цели:
· Повышение качества российского образования на основе использования новых информационных технологий;
· предоставления условий для обеспечения равных возможностей всем гражданам России на получение образования всех уровней и ступеней (курсив наш – Авт.).
Предусматривается создание, распространение и внедрение в учебный процесс современных электронных учебных комплексов, их интеграция с традиционными учебными пособиями, а также разработка средств поддержки, сопровождения и контроля. Большое значение будет уделено подготовке педагогических, административных и инженерно-технических кадров образовательных учреждений, способных использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии.
Понятие информационного общества было предложено Д. Беллом для обозначения такого состояния развития, когда отношения материальной собственности вытесняются знаниями и квалификацией. В своей работе "Становление постиндустриального общества" (1973) Белл показал, что постепенно под воздействием научно-технической революции капитализм трансформируется в новую социальную систему, свободную от антагонистических противоречий и классовой борьбы.
Основным источником развития информационного общества является производство и использование научно-технической и другой информации. В соответствии с этим, знания, в их классическом понимании, постепенно перестают быть предметом образования. Информационные технологии изменяют статус книжного знания и, соответственно, роль и формы образовательного процесса.
Информатизация общества, которая происходит в нашей стране особенно интенсивно с начала 1990-х годов, означает процесс стремительного увеличения производства и распространения всех видов общественно значимой информации, необходимой для решения экономических, политических, культурных и иных задач.
Основным источником развития информационного общества является производство и использование научно-технической и другой информации. В соответствии с этим, знания, в их классическом понимании, постепенно перестают быть предметом образования. Информационные технологии изменяют статус книжного знания и, соответственно, роль и формы образовательного процесса.
Информатизация общества, которая происходит в нашей стране особенно интенсивно с начала 1990-х годов, означает процесс стремительного увеличения производства и распространения всех видов общественно значимой информации, необходимой для решения экономических, политических, культурных и иных задач.
Региональность в образовательной политике означает ее направленность на создание системы учреждений, обеспечивающих потребности региона в трудовых ресурсах в соответствии со структурой его экономики, а также удовлетворение всей совокупности образовательных потребностей жителей данной территории. Организационные формы образования взрослых варьируются в зависимости от социально-демографических, культурных, экономических и иных особенностей социальной среды.
К числу существенных с этой точки зрения могут быть отнесены следующие характеристики.
Принятая в урбанистике классификация городов на крупные, средние и малые, а также их разграничение на старые и новые. В отличие от сходных по численности населения городов европейской части России, имеющих продолжительную историю, новые города в ее восточной части обычно базируются на монопрофильной промышленности и находятся в значительном удалении от крупных промышленных и культурных центров. В этом случае система образования вынуждена действовать в условиях как бы замкнутого социально-культурного пространства и в силу этого должна обладать определенной автономностью и соответствовать требованию достаточности.
Возрастной состав жителей территории – другая характеристика. По данным опросов РНИСиНП[92], возраст наиболее высокой образовательной активности взрослого населения составляет около 30 лет. Однако, отмечается рост образовательных потребностей и в старшей возрастной группе (после 50). Эти факторы приходится учитывать при планировании структуры образовательных услуг.
К числу существенных с этой точки зрения могут быть отнесены следующие характеристики.
Принятая в урбанистике классификация городов на крупные, средние и малые, а также их разграничение на старые и новые. В отличие от сходных по численности населения городов европейской части России, имеющих продолжительную историю, новые города в ее восточной части обычно базируются на монопрофильной промышленности и находятся в значительном удалении от крупных промышленных и культурных центров. В этом случае система образования вынуждена действовать в условиях как бы замкнутого социально-культурного пространства и в силу этого должна обладать определенной автономностью и соответствовать требованию достаточности.
Возрастной состав жителей территории – другая характеристика. По данным опросов РНИСиНП[92], возраст наиболее высокой образовательной активности взрослого населения составляет около 30 лет. Однако, отмечается рост образовательных потребностей и в старшей возрастной группе (после 50). Эти факторы приходится учитывать при планировании структуры образовательных услуг.
Как отмечалось, образование взрослых имеет специфическую, присущую только ей структуру учреждений, обусловленную особенностям выполняемых задач. Серьезный недостаток современного образования взрослых его слабо выраженная вертикальная структура. В нем практически нет соответствующих концепции непрерывного образования последовательно восходящих ступеней.
Образование взрослых не нуждается в жестко регламентированном руководстве со стороны центральных и местных органов власти. Потребность в едином управленческом органе вытекает из необходимости координации действий его различных подразделений, а также учреждений и организаций, выступающих учредителями и заказчиками различных форм обучения.
Объектом управления служит не учебный процесс и не деятельность отдельных учебных заведений, а процесс развития образования взрослых как таковой (структурная политика, планирование ориентации на нужды региона, согласование интересов обучаемых и их работодателей, финансовая политика).
Управление образованием взрослых представляет собой деятельность органов власти и негосударственных организаций, направленную на повышение его эффективности, т.е. на более полное достижение целей образовательной политики. Процесс управления складывается из ряда последовательно выполняемых функций:
Образование взрослых не нуждается в жестко регламентированном руководстве со стороны центральных и местных органов власти. Потребность в едином управленческом органе вытекает из необходимости координации действий его различных подразделений, а также учреждений и организаций, выступающих учредителями и заказчиками различных форм обучения.
Объектом управления служит не учебный процесс и не деятельность отдельных учебных заведений, а процесс развития образования взрослых как таковой (структурная политика, планирование ориентации на нужды региона, согласование интересов обучаемых и их работодателей, финансовая политика).
Управление образованием взрослых представляет собой деятельность органов власти и негосударственных организаций, направленную на повышение его эффективности, т.е. на более полное достижение целей образовательной политики. Процесс управления складывается из ряда последовательно выполняемых функций:
Цели образовательной политики достигаются в конечном счете через деятельность учреждений, непосредственно осуществляющих повседневную практическую работу среди населения. В настоящее время только в сфере образования взрослых насчитывается около 50 видов таких учреждений. Число видов образовательных учреждений для взрослых и их общее число растет во многом благодаря изменяющимся образовательным потребностям населения и новым запросам рынка труда.
Оптимальную модель образовательного учреждения для взрослых в условиях трансформирующейся экономики еще предстоит разработать. Скорее всего это будет полифункциональное учреждение, в котором взрослый сможет максимально полно удовлетворить свои многообразные образовательные потребности. Проектируя такое учреждение, важно найти решение вопроса об уровнях образования взрослых - о его последовательно восходящих ступенях, предоставляющих человеку возможность развиваться целостно, гармонично и поступательно. Иными словами, в центр поисковых усилий необходимо поставить идею о пожизненном прогрессе личности.
Образование институализировалось, т.е. превращалось в самостоятельную и относительно обособленную область социальной практики по мере того, как усложнялась и становилась все более разнообразной общественная жизнь. Как закономерное следствие этого глобального процесса постоянно повышался уровень требований к человеку как субъекту различных видов деятельности. Соответственно возрастал и изменялся в сторону усложнения объем знаний и умений, которыми необходимо овладеть перед вступлением в самостоятельную жизнь. Для выполнения этой задачи понадобились отдельные учреждения и специально подготовленные работники. Потребность в тех и других увеличивалась по мере роста массовости образования и расширения спектра его задач.
Оптимальную модель образовательного учреждения для взрослых в условиях трансформирующейся экономики еще предстоит разработать. Скорее всего это будет полифункциональное учреждение, в котором взрослый сможет максимально полно удовлетворить свои многообразные образовательные потребности. Проектируя такое учреждение, важно найти решение вопроса об уровнях образования взрослых - о его последовательно восходящих ступенях, предоставляющих человеку возможность развиваться целостно, гармонично и поступательно. Иными словами, в центр поисковых усилий необходимо поставить идею о пожизненном прогрессе личности.
Образование институализировалось, т.е. превращалось в самостоятельную и относительно обособленную область социальной практики по мере того, как усложнялась и становилась все более разнообразной общественная жизнь. Как закономерное следствие этого глобального процесса постоянно повышался уровень требований к человеку как субъекту различных видов деятельности. Соответственно возрастал и изменялся в сторону усложнения объем знаний и умений, которыми необходимо овладеть перед вступлением в самостоятельную жизнь. Для выполнения этой задачи понадобились отдельные учреждения и специально подготовленные работники. Потребность в тех и других увеличивалась по мере роста массовости образования и расширения спектра его задач.
Как отмечалось, образование взрослых составляет неотъемлемую и в то же время относительно обособленную часть системы образования. Это означает, что наряду с проблемами, общими для всех направлений образовательной деятельности, оно имеет свой собственный контингент учащихся и специфические задачи, на выполнение которых направлена деятельность соответствующих учреждений.
Под образованием взрослых обычно понимается система учреждений и образовательных программ, предназначенных для лиц, совмещающих или, тем и иным способом, чередующих трудовую и учебную деятельность. Сюда также входят учреждения, предназначенные для взрослых, оставивших по различным причинам сферу труда или намеревающихся включиться в нее впервые или после длительного перерыва.
Отметим, что понимание системы образования как специфического социального института[86] способно прояснить целый ряд ключевых вопросов теории и практики. Речь идет о дальнейшем развитии многообразных связей и отношений в системе "общество – система образования – личность".
Необходимость институализации образования взрослых объясняется, на наш взгляд, крайне ограниченным набором средств, которые могут легитимно использоваться государством (как с точки зрения национального, так и международного законодательства) для социальной интеграции людей и адекватных ответов на возникающие проблемы. Институализация означает одновременное и взаимосвязанное реформирование на основе действующего законодательства и в рамках существующих общественных отношений всех образовательных и просветительских учреждений и организаций, а также – создание новых, рассчитанных на весь период жизни человека.
Под образованием взрослых обычно понимается система учреждений и образовательных программ, предназначенных для лиц, совмещающих или, тем и иным способом, чередующих трудовую и учебную деятельность. Сюда также входят учреждения, предназначенные для взрослых, оставивших по различным причинам сферу труда или намеревающихся включиться в нее впервые или после длительного перерыва.
Отметим, что понимание системы образования как специфического социального института[86] способно прояснить целый ряд ключевых вопросов теории и практики. Речь идет о дальнейшем развитии многообразных связей и отношений в системе "общество – система образования – личность".
Необходимость институализации образования взрослых объясняется, на наш взгляд, крайне ограниченным набором средств, которые могут легитимно использоваться государством (как с точки зрения национального, так и международного законодательства) для социальной интеграции людей и адекватных ответов на возникающие проблемы. Институализация означает одновременное и взаимосвязанное реформирование на основе действующего законодательства и в рамках существующих общественных отношений всех образовательных и просветительских учреждений и организаций, а также – создание новых, рассчитанных на весь период жизни человека.
Самообразование является одной из важнейших форм непрерывного образования. В советское время, самообразованию отводилась второстепенная роль восполнения разрывов в программах различных образовательных институтов, например, между школой и вузом, между различными институтами повышения квалификации. Кроме очевидного положения, что образование призвано в идеале сделать весь учебный путь человека непрерывным, в условиях перехода к рыночной экономике приходится учитывать еще одну особенность. Неизбежные несостыковки в учебных программах создают “рабочие места” для физических лиц и отдельных институтов типа платных подготовительных курсов или основных коммерческих отделений в вузах.
Согласно данным РНИСиНП[80] в нынешних социально-экономических условиях самообразование оказывается одним из наиболее эффективных путей включения в общественную жизнь самых различных групп российского общества, в том числе с низкими или очень низкими доходами. Разумеется, определенная часть работающего населения, имеет возможность обучения за счет фирмы или предприятия. Но при этом треть опрошенного взрослого населения никак не повышала уровень своих знаний и квалификации за последние три года. В самом ближайшем будущем это кандидаты на статус безработных, а затем, наиболее вероятно они окажутся исключенными из рынка труда по причине своей функциональной неграмотности.
Поэтому, самообразование часто оказывается чуть ли не единственным способом компенсировать недостаточные возможности профессионального роста, которые предоставляют государство или работодатель. Данные показывают, что около половины респондентов (48,5%) уже сегодня самостоятельно следят за литературой по специальности, осваивают новые профессиональные навыки и даже за свой счет берут частные уроки (1,7%).
Согласно данным РНИСиНП[80] в нынешних социально-экономических условиях самообразование оказывается одним из наиболее эффективных путей включения в общественную жизнь самых различных групп российского общества, в том числе с низкими или очень низкими доходами. Разумеется, определенная часть работающего населения, имеет возможность обучения за счет фирмы или предприятия. Но при этом треть опрошенного взрослого населения никак не повышала уровень своих знаний и квалификации за последние три года. В самом ближайшем будущем это кандидаты на статус безработных, а затем, наиболее вероятно они окажутся исключенными из рынка труда по причине своей функциональной неграмотности.
Поэтому, самообразование часто оказывается чуть ли не единственным способом компенсировать недостаточные возможности профессионального роста, которые предоставляют государство или работодатель. Данные показывают, что около половины респондентов (48,5%) уже сегодня самостоятельно следят за литературой по специальности, осваивают новые профессиональные навыки и даже за свой счет берут частные уроки (1,7%).
Разнообразие форм, в которых происходит учебная деятельность обусловлено дифференциацией целей и задач образования в направлении более активного участия самого субъекта.
Люди осваивают и превращают в свое достояние имеющийся в обществе социально-культурный опыт не только в стенах образовательных учреждений. Многие формы обучения и учебы практиковались и на ранних стадиях человеческой истории, когда не существовало ни специализированных учреждений, ни специально подготовленных и работающих за особую оплату учителей. Знания, умения и навыки человек приобретает разными путями. Немаловажное значение при этом имеет опыт участия в различных видах деятельности и в ходе межличностных контактов, наложивший свой отпечаток на понимание жизненных проблем и на выбор способов их разрешения. Этот опыт может быть позитивным или негативным, однако, результаты такого "учения у жизни" являются, в определенном смысле, одним из не учтенных формализованным образом показателей образования.
Прояснению вопроса об образовании взрослых как социальном институте во многом способствует принятая в теории классификация способов освоения человеком социально-культурного опыта. Речь идет о формальном, неформальном и информальном образовании как специфических институциальных и неинституциальных формах приобретения знаний и умений.
Люди осваивают и превращают в свое достояние имеющийся в обществе социально-культурный опыт не только в стенах образовательных учреждений. Многие формы обучения и учебы практиковались и на ранних стадиях человеческой истории, когда не существовало ни специализированных учреждений, ни специально подготовленных и работающих за особую оплату учителей. Знания, умения и навыки человек приобретает разными путями. Немаловажное значение при этом имеет опыт участия в различных видах деятельности и в ходе межличностных контактов, наложивший свой отпечаток на понимание жизненных проблем и на выбор способов их разрешения. Этот опыт может быть позитивным или негативным, однако, результаты такого "учения у жизни" являются, в определенном смысле, одним из не учтенных формализованным образом показателей образования.
Прояснению вопроса об образовании взрослых как социальном институте во многом способствует принятая в теории классификация способов освоения человеком социально-культурного опыта. Речь идет о формальном, неформальном и информальном образовании как специфических институциальных и неинституциальных формах приобретения знаний и умений.