1. Образование как фактор конкурентоспособности и безопасности.
Образование и человеческий капитал непосредственно связаны с конкурентоспособностью и национальной безопасностью России. Из тех проблем, с которыми страна вступила в XXI век, значительная часть обусловлена низкой функциональной и общей грамотностью подавляющего большинства населения, недоступностью или отсутствием образовательных программ, неэффективностью и несбалансированностью инвестиций в образование. Особое значение имеет, также, острый дефицит педагогических (и андрагогических) кадров, в том числе, преподавателей-мужчин), слабая учебная база системы общеобразовательной (средней) и, отчасти, высшей школы, низкие темпы компьютеризации, неполноценное питание школьников и неуклонное увеличение числа случаев задержки умственного развития учеников, грозящие деградацией системы образования на большинстве территории страны и обострением образовательного неравенства между столицами и переферией.
2. Образованность населения и проблема грамотности.
Даже в наиболее экономически развитых регионах страны 25-40% населения испытывают трудности при чтении, письме и счете, а также в проведении рутинных действий типа оплаты коммунальных услуг, голосования, понимания должностных инструкций, исполнения предписаний врача, чтения расписаний, не говоря уже о навыке самовыражения через письмо или речь.
Таким образом, речь идет о наличии функциональной неграмотности как "неспособности осуществлять действия по чтению, письму и счету, необходимые для соответствующей жизнедеятельности и развития как самого человека, так и всего его социального окружения" (определение ЮНЕСКО). Наиболее типичная форма неграмотности - это отсутствие базовых навыков, знаний и мотивации для того, чтобы человек самостоятельно совершил какое-либо образовательное действие и уже в новом качестве попытался "вписаться" в изменившуюся ситуацию. В этом смысле под “новой неграмотностью” следует понимать неспособность людей адекватно ответить на изменяющуюся ситуацию на рынке труда и, более широко, в своем микросоциуме. Поэтому, уровень грамотности всех групп населения является сегодня одним из ключевых показателей конкурентоспособности российского общества в мировой экономике.
3. Наличие образовательных программ и их доступность.
Включенность в образовательную среду большинства населения России неудовлетворительна. С одной стороны, переходная экономика, основанная на информационных технологиях и непрерывном образовании, создает предпосылки для становления "обучающегося общества", в котором знания и профессиональные навыки имеют вполне определенную цену. С другой стороны, возникает недоступность и даже враждебность к знаниям среди тех категорий населения, которые оказываются вне систем образования и переподготовки. Исследования подтверждают, чем больше времени учащиеся проводят в школах, колледжах, университетах в юности, тем больше у них возможностей в дальнейшем участвовать в непрерывном образовании для взрослых. Можно указать на несколько причин, по которым неравенство в получаемом на протяжении жизни образовании имеет устойчивую тенденцию к увеличению. Среди них:
-- отсутствие признания на официальном уровне факта существования людей с недостаточным уровнем начального образования и низкой образованностью, значительная часть которых функционально неграмотна;
- одномерность (линейность) сложившейся системы профессиональной подготовки, при которой человеку с низким уровнем образования невозможно "перепрыгнуть" сразу через несколько ступенек образовательной лестницы.
В результате - в первом случае общедоступность образовательных институтов остается для значительного количества людей лишь на бумаге. Во втором случае лица малообразованные и имеющие низкую квалификацию не в состоянии повышать свои профессиональные навыки со скоростью, которая диктуется потребностями стремительно трансформирующегося рынка труда. Люди, имеющие более "высокие" дипломы, всегда стоят первыми в рядах претендентов на новые рабочие места. Они как бы "отталкивают", вытесняют людей с низким уровнем образования и с недостаточной квалификацией в конец "очереди", туда, где образование и переподготовка уже никому не доступны.
По результатам различных исследований образовательная стратификация в стране (неравенство в доступности образования) описывается формулой “20–60–20”. Она означает, что высшее образование доступно примерно 20% населения, от которых требуется в будущем обеспечить России мировую конкурентоспособность. Эта часть составляет, так называемую, национальную элиту. Другие 20% - это неграмотная (первично или функционально) часть населения, которая вне зависимости от уровня формального образования, не сможет адаптироваться к трансформационным социально-экономическим процессам.
Таким образом, неравенство в образовании сохраняясь на протяжении всей жизни, может становится источником социального напряжения в российском обществе.
4. Эффективность инвестиций в образование.
Исследования показывают, что более 70% респондентов готовы (в различной степени) инвестировать средства в образование детей и самих себя. Однако, предлагаемые образовательные программы различного уровня и принадлежности (государственные, частные) не всегда отвечают ожиданиям обучающихся, а главное, не могут гарантировать занятие рабочего места. Примерно каждый десятый из числа опрошенных рассматривает возможность временного отъезда за рубеж на учебу или стажировку. Во многом это связано с отсутствием или недоступностью требуемых образовательных программ в стране.
Разумеется, сами по себе образовательные институты не создают новые рабочие места, но они могут и должны обеспечивать такой уровень получаемой квалификации (компетентности), который достаточен для успешного вхождения на рынок труда и надлежащей социальной адаптации. При этом, должны быть разработаны особые механизмы учета интересов наименее защищенных социальных групп, к которым относятся женщины, пожилые работники, иммигранты, лица с ограниченными возможностями и задержкой в развитии, представители национальных меньшинств и другие. В связи с этим, отработка механизмов “ваучеризации” образования, благотворительности, и более широко, инвестирования и налогообложения, представляются черезвычайной задачей.
5. Новая функция самообразования.
Социальная адаптация человека на протяжении всей жизни происходит главным образом через неформальное (информальное) образование, при котором знания и навыки приобретаются вне стен образовательных учреждений без получения диплома (сертификата). Особое значение здесь имеет так называемое самообразование, которое преследует различные цели: от продвижения по служебной лестнице до самоутверждения и содержательного проведения досуга. Проблемность данной формы образования заключается в правовой асимметрии между формальным (оформленным) и неформальным (не оформленным) образованием. Государственные инстанции при лицензировании и аккредитации фирм или предприятий принимают во внимание лишь наличие у сотрудников свидетельств о формальном профессиональном образовании (к примеру, водительские лицензии). Между тем, неформальное профессиональное образование охотно признается в сфере малого и среднего бизнеса. Поэтому, задачей момента является обеспечение равенства в правах держателей образовательных сертификатов и тех, кто демонстрирует такие же профессиональные навыки без соответствующих образовательных документов.
6. Необходимость дальнейшей институализации
В числе наиболее актуальных задач сегодня институализация образования, которая означает создание системы учреждений, ориентированных на последовательное удовлетворение всего комплекса образовательных потребностей всех групп населения. Вопрос о числе ступеней пожизненной образовательной лестницы и задачах каждой из них вероятно еще долго будет дискуссионным. Однако, очевидны три основные стадии непрерывного образовательного процесса:
-- усвоение социально-культурного опыта, накопленного историей;
-- изучение стратегий и поиск ответов на так называемые “вызовы времени”;
-- формирование и развитие способности к обогащению имеющегося совокупного опыта собственным вкладом.
В процессе развития системы и учреждений образования открываются новые возможности формирования различных типов сообществ - от класса, команды, кружка до обучающейся организации, товарищества выпускников или профессионального клуба - которые, в свою очередь, образуют структуру российского общества в целом.
Причем, стиль социального поведения в каждом сообществе варьируется от демократического до авторитарного. Необходимо понять и закрепить в образовательной практике типы отношений, которые наиболее отвечают государственной идеологии и принятой системе ценностей.
Также, в процессе институализации образования следует уделить особое внимание лицам “третьего возраста”, доля которых уже превысила 25% всего населения. Предстоит узаконить специальные формы образовательной деятельности пожилых в отношении новых профессиональных и дополнительных знаний и навыков, включая знания досуговые, любительские, гражданские.
7. Готовность к непрерывному обучению
На уровне массового сознания готовность к учебной деятельности остается на относительно низком уровне, хотя образование (во всех формах) считается эффективным ресурсом индивидуального профессионального роста. На практике, однако, люди предпочитают занимать дополнительные рабочие места по своей основной специальности (работа по совместительству), вместо того, чтобы освоить новую специальность через обучение. По результатам представительных опросов граждане трудоспособных возрастов связывают свои надежды на трудоустройство и улучшение материального положения прежде всего с наличием знакомств и связей, и лишь затем с дополнительным профессиональным образованием, причем за свой счет. Не свидетельствует ли это о глубоком кризисе системы формального образования ?
На наш взгляд, это происходит при отсутствии со стороны государства и работодателей эффективных и доступных схем переподготовки, когда возможен самостоятельный выбор специальности, формы и места занятий. Низкая эффективность действующей системы профессионального и дополнительного профессионального образования проявляет себя в том, что большинство работодателей руководствуются исключительно опытом предыдущей профессиональной деятельности работника. При этом, сертификат формального образования, как уже отмечалось выше, не имеет никакого значения.
8. Правовая легализация непрерывного образования
Непрерывное образование в России должно получить правовой (легальный) статус, которого пока не имеет. Вплоть до настоящего времени на федеральном уровне нет соответствующего закона или законодательного акта. Проект Федерального Закона "О дополнительном профессиональном образовании", лоббистом которого является Министерство образования РФ, не предусматривает доступа к дополнительному профессиональному образованию граждан, которые нуждаются в нем как раз более всего. Речь идет о наиболее уязвимых в социальном плане членах общества.
В последние годы в стране резко возросла потребность в дополнительном образовании по таким направлениям, как изучение второго и третьего языков, овладение основными жизненными навыками (индивидуальная безопасность, использование цифровых технологий в быту, правовая грамотность и т.д.), умение вести диалог с представителями иных ценностных предпочтений, желание к постоянному (автономному) самообразованию, работа в команде, трансформация и преодоление конфликтов на всех уровнях и, конечно, свободное владение письменным словом. Если иметь в виду детей и молодежь, то знания подобного рода можно освоить в течение нескольких лет в рамках традиционной школы - при условии существенного пересмотра учебных планов и программ. Сложнее обстоит дело со взрослым населением, которое является основным потребителем этих знаний уже сегодня. В этой ситуации, дополнительное образование, которое значительно шире образования профессионального дополнительного, должно стать предметом внимания всех без исключения федеральных министерств и ведомств.
Следует помнить, что непрерывное повышение квалификации и компетентности является одним из важнейших ресурсов экономического и социального развития российского общества. В этой связи, предстоит разработать и принять законодательство, в рамках которого и групповые и индивидуальные потребности в образовательных действиях смогут быть удовлетворены. К примеру, Законодательное собрание Санкт-Петербурга уже несколько лет ведет такую работу на муниципальном уровне. В практическом отношении необходим мониторинг динамики ожиданий и мотивации населения в отношении различных форм непрерывного образования. Для этого имеются стандартные методики и инструментарий, рекомендованные ЮНЕСКО и уже апробированные в ряде стран. Такой мониторинг позволит выяснить место России в международном и, прежде всего, европейском сообществе с точки зрения наличия необходимого для продвижения вперед человеческого капитала и реформирования социальных институтов, так или иначе связанных с образованием, просветительством, и информационными технологиями.
Помимо этого, следует признать, что неформальное образование является средством выживания для определенных социальных групп в условиях низкой доступности формального образования. Там, где речь идет об оплачиваемом труде, самообразование становится наиболее оптимальной формой адаптации человека при ограниченных возможностях. Иначе говоря, без развития неформального образования "снизу" как дополнения к формальному образованию "сверху" российскому обществу сегодня не обойтись.
9. Гражданское образование
Ожидает своего использования ресурс гражданского (политического, патриотического) образования, в ходе которого человек приобретает навык реализации конституционных прав и обязанностей. Здесь важно найти правильное соотношение всех образовательных действий и инициатив, которые имеют целью подготовку активных граждан российского государства. Одной из форм гражданского образования может стать информированное (сознательное) участие в общественных движениях и гражданских инициативах с целью самоорганизации своей социальной среды.
Для многонационального российского общества, гражданское образование, помимо других задач, должно удовлетворять потребность в национальной самоидентификации различных этнических групп. При условии, что гражданское образование будет регламентировано законодательством, следует ожидать значительное снижение количества протестных или центробежных шагов на этно-конфессиональной почве. Сделать это, разумеется, возможно только на основе надведомственного и междисциплинарного подхода.
10. “Трансформирующиеся” ценности
Трансляция систем ценностей- одна из главных особенностей непрерывного образования. Применительно к задаче обеспечения конкурентоспособности страны, система ценностей обязательно связана со становлением России как одной из мощных, экономически развитых и уважаемых держав мира.
Поэтому предстоит поставить вопрос о приоритетных ценностях нашего общества и обеспечить механизм воспроизводства этих ценностей на различных этапах непрерывного образования.
Очевидно, что к числу фундаментальных ценностей относится все, что содействует :
-формированию гармонично развитой, социально активной, творческой личности и ее полнейшей самореализации на протяжении всего жизненного пути;
-развитию национальной культуры, науки и техники в интересах независимой, конкурентоспособной и демократической России.
Образование и человеческий капитал непосредственно связаны с конкурентоспособностью и национальной безопасностью России. Из тех проблем, с которыми страна вступила в XXI век, значительная часть обусловлена низкой функциональной и общей грамотностью подавляющего большинства населения, недоступностью или отсутствием образовательных программ, неэффективностью и несбалансированностью инвестиций в образование. Особое значение имеет, также, острый дефицит педагогических (и андрагогических) кадров, в том числе, преподавателей-мужчин), слабая учебная база системы общеобразовательной (средней) и, отчасти, высшей школы, низкие темпы компьютеризации, неполноценное питание школьников и неуклонное увеличение числа случаев задержки умственного развития учеников, грозящие деградацией системы образования на большинстве территории страны и обострением образовательного неравенства между столицами и переферией.
2. Образованность населения и проблема грамотности.
Даже в наиболее экономически развитых регионах страны 25-40% населения испытывают трудности при чтении, письме и счете, а также в проведении рутинных действий типа оплаты коммунальных услуг, голосования, понимания должностных инструкций, исполнения предписаний врача, чтения расписаний, не говоря уже о навыке самовыражения через письмо или речь.
Таким образом, речь идет о наличии функциональной неграмотности как "неспособности осуществлять действия по чтению, письму и счету, необходимые для соответствующей жизнедеятельности и развития как самого человека, так и всего его социального окружения" (определение ЮНЕСКО). Наиболее типичная форма неграмотности - это отсутствие базовых навыков, знаний и мотивации для того, чтобы человек самостоятельно совершил какое-либо образовательное действие и уже в новом качестве попытался "вписаться" в изменившуюся ситуацию. В этом смысле под “новой неграмотностью” следует понимать неспособность людей адекватно ответить на изменяющуюся ситуацию на рынке труда и, более широко, в своем микросоциуме. Поэтому, уровень грамотности всех групп населения является сегодня одним из ключевых показателей конкурентоспособности российского общества в мировой экономике.
3. Наличие образовательных программ и их доступность.
Включенность в образовательную среду большинства населения России неудовлетворительна. С одной стороны, переходная экономика, основанная на информационных технологиях и непрерывном образовании, создает предпосылки для становления "обучающегося общества", в котором знания и профессиональные навыки имеют вполне определенную цену. С другой стороны, возникает недоступность и даже враждебность к знаниям среди тех категорий населения, которые оказываются вне систем образования и переподготовки. Исследования подтверждают, чем больше времени учащиеся проводят в школах, колледжах, университетах в юности, тем больше у них возможностей в дальнейшем участвовать в непрерывном образовании для взрослых. Можно указать на несколько причин, по которым неравенство в получаемом на протяжении жизни образовании имеет устойчивую тенденцию к увеличению. Среди них:
-- отсутствие признания на официальном уровне факта существования людей с недостаточным уровнем начального образования и низкой образованностью, значительная часть которых функционально неграмотна;
- одномерность (линейность) сложившейся системы профессиональной подготовки, при которой человеку с низким уровнем образования невозможно "перепрыгнуть" сразу через несколько ступенек образовательной лестницы.
В результате - в первом случае общедоступность образовательных институтов остается для значительного количества людей лишь на бумаге. Во втором случае лица малообразованные и имеющие низкую квалификацию не в состоянии повышать свои профессиональные навыки со скоростью, которая диктуется потребностями стремительно трансформирующегося рынка труда. Люди, имеющие более "высокие" дипломы, всегда стоят первыми в рядах претендентов на новые рабочие места. Они как бы "отталкивают", вытесняют людей с низким уровнем образования и с недостаточной квалификацией в конец "очереди", туда, где образование и переподготовка уже никому не доступны.
По результатам различных исследований образовательная стратификация в стране (неравенство в доступности образования) описывается формулой “20–60–20”. Она означает, что высшее образование доступно примерно 20% населения, от которых требуется в будущем обеспечить России мировую конкурентоспособность. Эта часть составляет, так называемую, национальную элиту. Другие 20% - это неграмотная (первично или функционально) часть населения, которая вне зависимости от уровня формального образования, не сможет адаптироваться к трансформационным социально-экономическим процессам.
Таким образом, неравенство в образовании сохраняясь на протяжении всей жизни, может становится источником социального напряжения в российском обществе.
4. Эффективность инвестиций в образование.
Исследования показывают, что более 70% респондентов готовы (в различной степени) инвестировать средства в образование детей и самих себя. Однако, предлагаемые образовательные программы различного уровня и принадлежности (государственные, частные) не всегда отвечают ожиданиям обучающихся, а главное, не могут гарантировать занятие рабочего места. Примерно каждый десятый из числа опрошенных рассматривает возможность временного отъезда за рубеж на учебу или стажировку. Во многом это связано с отсутствием или недоступностью требуемых образовательных программ в стране.
Разумеется, сами по себе образовательные институты не создают новые рабочие места, но они могут и должны обеспечивать такой уровень получаемой квалификации (компетентности), который достаточен для успешного вхождения на рынок труда и надлежащей социальной адаптации. При этом, должны быть разработаны особые механизмы учета интересов наименее защищенных социальных групп, к которым относятся женщины, пожилые работники, иммигранты, лица с ограниченными возможностями и задержкой в развитии, представители национальных меньшинств и другие. В связи с этим, отработка механизмов “ваучеризации” образования, благотворительности, и более широко, инвестирования и налогообложения, представляются черезвычайной задачей.
5. Новая функция самообразования.
Социальная адаптация человека на протяжении всей жизни происходит главным образом через неформальное (информальное) образование, при котором знания и навыки приобретаются вне стен образовательных учреждений без получения диплома (сертификата). Особое значение здесь имеет так называемое самообразование, которое преследует различные цели: от продвижения по служебной лестнице до самоутверждения и содержательного проведения досуга. Проблемность данной формы образования заключается в правовой асимметрии между формальным (оформленным) и неформальным (не оформленным) образованием. Государственные инстанции при лицензировании и аккредитации фирм или предприятий принимают во внимание лишь наличие у сотрудников свидетельств о формальном профессиональном образовании (к примеру, водительские лицензии). Между тем, неформальное профессиональное образование охотно признается в сфере малого и среднего бизнеса. Поэтому, задачей момента является обеспечение равенства в правах держателей образовательных сертификатов и тех, кто демонстрирует такие же профессиональные навыки без соответствующих образовательных документов.
6. Необходимость дальнейшей институализации
В числе наиболее актуальных задач сегодня институализация образования, которая означает создание системы учреждений, ориентированных на последовательное удовлетворение всего комплекса образовательных потребностей всех групп населения. Вопрос о числе ступеней пожизненной образовательной лестницы и задачах каждой из них вероятно еще долго будет дискуссионным. Однако, очевидны три основные стадии непрерывного образовательного процесса:
-- усвоение социально-культурного опыта, накопленного историей;
-- изучение стратегий и поиск ответов на так называемые “вызовы времени”;
-- формирование и развитие способности к обогащению имеющегося совокупного опыта собственным вкладом.
В процессе развития системы и учреждений образования открываются новые возможности формирования различных типов сообществ - от класса, команды, кружка до обучающейся организации, товарищества выпускников или профессионального клуба - которые, в свою очередь, образуют структуру российского общества в целом.
Причем, стиль социального поведения в каждом сообществе варьируется от демократического до авторитарного. Необходимо понять и закрепить в образовательной практике типы отношений, которые наиболее отвечают государственной идеологии и принятой системе ценностей.
Также, в процессе институализации образования следует уделить особое внимание лицам “третьего возраста”, доля которых уже превысила 25% всего населения. Предстоит узаконить специальные формы образовательной деятельности пожилых в отношении новых профессиональных и дополнительных знаний и навыков, включая знания досуговые, любительские, гражданские.
7. Готовность к непрерывному обучению
На уровне массового сознания готовность к учебной деятельности остается на относительно низком уровне, хотя образование (во всех формах) считается эффективным ресурсом индивидуального профессионального роста. На практике, однако, люди предпочитают занимать дополнительные рабочие места по своей основной специальности (работа по совместительству), вместо того, чтобы освоить новую специальность через обучение. По результатам представительных опросов граждане трудоспособных возрастов связывают свои надежды на трудоустройство и улучшение материального положения прежде всего с наличием знакомств и связей, и лишь затем с дополнительным профессиональным образованием, причем за свой счет. Не свидетельствует ли это о глубоком кризисе системы формального образования ?
На наш взгляд, это происходит при отсутствии со стороны государства и работодателей эффективных и доступных схем переподготовки, когда возможен самостоятельный выбор специальности, формы и места занятий. Низкая эффективность действующей системы профессионального и дополнительного профессионального образования проявляет себя в том, что большинство работодателей руководствуются исключительно опытом предыдущей профессиональной деятельности работника. При этом, сертификат формального образования, как уже отмечалось выше, не имеет никакого значения.
8. Правовая легализация непрерывного образования
Непрерывное образование в России должно получить правовой (легальный) статус, которого пока не имеет. Вплоть до настоящего времени на федеральном уровне нет соответствующего закона или законодательного акта. Проект Федерального Закона "О дополнительном профессиональном образовании", лоббистом которого является Министерство образования РФ, не предусматривает доступа к дополнительному профессиональному образованию граждан, которые нуждаются в нем как раз более всего. Речь идет о наиболее уязвимых в социальном плане членах общества.
В последние годы в стране резко возросла потребность в дополнительном образовании по таким направлениям, как изучение второго и третьего языков, овладение основными жизненными навыками (индивидуальная безопасность, использование цифровых технологий в быту, правовая грамотность и т.д.), умение вести диалог с представителями иных ценностных предпочтений, желание к постоянному (автономному) самообразованию, работа в команде, трансформация и преодоление конфликтов на всех уровнях и, конечно, свободное владение письменным словом. Если иметь в виду детей и молодежь, то знания подобного рода можно освоить в течение нескольких лет в рамках традиционной школы - при условии существенного пересмотра учебных планов и программ. Сложнее обстоит дело со взрослым населением, которое является основным потребителем этих знаний уже сегодня. В этой ситуации, дополнительное образование, которое значительно шире образования профессионального дополнительного, должно стать предметом внимания всех без исключения федеральных министерств и ведомств.
Следует помнить, что непрерывное повышение квалификации и компетентности является одним из важнейших ресурсов экономического и социального развития российского общества. В этой связи, предстоит разработать и принять законодательство, в рамках которого и групповые и индивидуальные потребности в образовательных действиях смогут быть удовлетворены. К примеру, Законодательное собрание Санкт-Петербурга уже несколько лет ведет такую работу на муниципальном уровне. В практическом отношении необходим мониторинг динамики ожиданий и мотивации населения в отношении различных форм непрерывного образования. Для этого имеются стандартные методики и инструментарий, рекомендованные ЮНЕСКО и уже апробированные в ряде стран. Такой мониторинг позволит выяснить место России в международном и, прежде всего, европейском сообществе с точки зрения наличия необходимого для продвижения вперед человеческого капитала и реформирования социальных институтов, так или иначе связанных с образованием, просветительством, и информационными технологиями.
Помимо этого, следует признать, что неформальное образование является средством выживания для определенных социальных групп в условиях низкой доступности формального образования. Там, где речь идет об оплачиваемом труде, самообразование становится наиболее оптимальной формой адаптации человека при ограниченных возможностях. Иначе говоря, без развития неформального образования "снизу" как дополнения к формальному образованию "сверху" российскому обществу сегодня не обойтись.
9. Гражданское образование
Ожидает своего использования ресурс гражданского (политического, патриотического) образования, в ходе которого человек приобретает навык реализации конституционных прав и обязанностей. Здесь важно найти правильное соотношение всех образовательных действий и инициатив, которые имеют целью подготовку активных граждан российского государства. Одной из форм гражданского образования может стать информированное (сознательное) участие в общественных движениях и гражданских инициативах с целью самоорганизации своей социальной среды.
Для многонационального российского общества, гражданское образование, помимо других задач, должно удовлетворять потребность в национальной самоидентификации различных этнических групп. При условии, что гражданское образование будет регламентировано законодательством, следует ожидать значительное снижение количества протестных или центробежных шагов на этно-конфессиональной почве. Сделать это, разумеется, возможно только на основе надведомственного и междисциплинарного подхода.
10. “Трансформирующиеся” ценности
Трансляция систем ценностей- одна из главных особенностей непрерывного образования. Применительно к задаче обеспечения конкурентоспособности страны, система ценностей обязательно связана со становлением России как одной из мощных, экономически развитых и уважаемых держав мира.
Поэтому предстоит поставить вопрос о приоритетных ценностях нашего общества и обеспечить механизм воспроизводства этих ценностей на различных этапах непрерывного образования.
Очевидно, что к числу фундаментальных ценностей относится все, что содействует :
-формированию гармонично развитой, социально активной, творческой личности и ее полнейшей самореализации на протяжении всего жизненного пути;
-развитию национальной культуры, науки и техники в интересах независимой, конкурентоспособной и демократической России.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи