Самообразование является одной из важнейших форм непрерывного образования. В советское время, самообразованию отводилась второстепенная роль восполнения разрывов в программах различных образовательных институтов, например, между школой и вузом, между различными институтами повышения квалификации. Кроме очевидного положения, что образование призвано в идеале сделать весь учебный путь человека непрерывным, в условиях перехода к рыночной экономике приходится учитывать еще одну особенность. Неизбежные несостыковки в учебных программах создают “рабочие места” для физических лиц и отдельных институтов типа платных подготовительных курсов или основных коммерческих отделений в вузах.
Согласно данным РНИСиНП[80] в нынешних социально-экономических условиях самообразование оказывается одним из наиболее эффективных путей включения в общественную жизнь самых различных групп российского общества, в том числе с низкими или очень низкими доходами. Разумеется, определенная часть работающего населения, имеет возможность обучения за счет фирмы или предприятия. Но при этом треть опрошенного взрослого населения никак не повышала уровень своих знаний и квалификации за последние три года. В самом ближайшем будущем это кандидаты на статус безработных, а затем, наиболее вероятно они окажутся исключенными из рынка труда по причине своей функциональной неграмотности.
Поэтому, самообразование часто оказывается чуть ли не единственным способом компенсировать недостаточные возможности профессионального роста, которые предоставляют государство или работодатель. Данные показывают, что около половины респондентов (48,5%) уже сегодня самостоятельно следят за литературой по специальности, осваивают новые профессиональные навыки и даже за свой счет берут частные уроки (1,7%).
Изучение мотивов самообразования достаточно убедительно подтверждает, что наибольшее значение имеет связь предмета обучения с жизненными планами и притязаниями человека. Эта общая закономерность хорошо проявляется именно у взрослых людей, для которого учиться или не учиться – в значительной степени дело свободного выбора. Один из респондентов так ответил на вопрос о цели самообразования: “ Я решил учиться после 20 летнего перерыва. Сейчас я имею уже достаточный жизненный опыт, чтобы самостоятельно разрешать повседневные проблемы путем анализа, критики, вопрошания и поиска различных выходов. Сейчас, в процессе обучения и жизни я становлюсь самим собой”. Таким образом, жизненный опыт в мотивации к самообразованию играет значительную роль.
Изучение феномена самообразования позволяет выделить две основных формы, в которых оно реализуется.[81] Первая – это развитие и реализация личности вне институциональных видов деятельности. Институциональные механизмы – нормы, требования, предписания и обычаи – осознаются человеком лишь в той мере, в которой они соответствуют задачам развития. Вторая – деятельность тождественная институционально одобряемой, а сами институциональные средства выступают пространством самообразования.
Еще одна особенность самообразования связана с несоответствием действующих программ обучения – уровню ожиданий и возможностям обучаемых. Недоверие и разочарование к существующей системе формального образования высказали 56,2% (оценки состояния как катастрофическое и кризисное). Такое восприятие ситуации не противоречит объективным данным. Часто, окончив курсы повышения квалификации или освоив новую профессию, человек не может найти подходящую работу. Так, по расчетам, сделанным на основании опросов РНИСиНП, от 28 до 53% лиц, получивших дополнительное (профессиональное) образование не смогли найти работу по специальности в 2000 году. Что касается выпускников системы высшего образования, то по мнению экспертов около 70% выпускников не трудоустраиваются в первый год после выпуска в соответствии со своей квалификацией и/или областью специализации.
Поэтому, с одной стороны надо приводить уровень требований в учебных заведениях в соответствие с реальным состоянием знаний и навыков у всего контингента обучающихся, а с другой поощрять неформальное самообразование.
К сожалению, у значительной части населения наблюдается явный недостаток навыков самостоятельной работы по приобретению новых знаний. Видимо, это результат патерналистской модели, практикуемой в общеобразовательной средней школе, когда активность и инициатива ученика весьма ограничены. Не следует сбрасывать со счетов и значительное количество взрослых людей, которые принадлежат к религиозным конфессиям где, как известно, самообразование не поощряется.
К самообразованию следует отнести и “досуговое образование”[82]. По данным Е.А.Щуклиной[83] самообразование идентифицируется респондентами с широким спектром деятельности, включая, чтение литературы, посещение театра, рисование, сочинение музыки, взаимоотношения с близкими и, что особенно значимо, с размышлениями о себе и своей жизни.
Разумеется, далеко не всякая досуговая деятельность является образовательной, однако с точки зрения индивидуального развития человека, включая его профессиональный рост и повышение способности адаптироваться к изменениям на рынке труда, досуговое образование может составлять важную компоненту образования в целом.
В ряде стран уже приняты законы о досуговом образовании. Их цель – облегчить гражданам доступ к тем видам досуговой деятельности, которые способствуют развитию и самореализации личности. Это не только посещение библиотек, музеев, работа с развивающими компьютерными программами, но и занятия спортом, туризмом, путешествиями, значение которых как образовательных средств велико и для детей и для взрослых.
При этом формируются такие навыки, которые нужны человеку в практической, повседневной и профессиональной жизни. Это умение действовать в команде, воля к победе или достижению поставленной задачи, состязательность (навык действий в конкурентной среде), поиск нестандартных решений. Оказалось[84], что среди наиболее распространенных видов досуговой деятельности российских респондентов, образовательными являются: чтение книг (51,1%), чтение газет (39,5%), пользование сетью интернет или развивающие компьютерные игры (9,4%). А среди тех, кому нравится самообразование склонны к туризму и путешествиям 82,6%, а не склонны всего 3,5%.
Производит впечатление готовность россиян доплачивать за образование из своего кармана. В вопросах профессиональной подготовки и переподготовки 94,5% респондентов рассчитывают только на свои силы (в том числе, на государство или работодателя - 56,8%, на профсоюз – 7,9%).
В более общем смысле самообразование можно рассматривать и как взаимодействие людей в процессе совместной производственной, общественно-политической или досуговой деятельности. Например, достаточно эффективным в молодежной среде оказывается так называемое групповое образование (peer education)[85]. Его суть заключается в обучении лидера данной группы, который затем, используя свой авторитет, тиражирует знания в среде товарищей.
Посредством неформальной повседневной деятельности реализуется коммуникативное образование (people-to-people education). Оно происходит в местах скопления людей, особенно, по информационным поводам (значимая новость, событие, коллективное ожидание и т.д.)
Недавно, с целью сохранения межпоколенческих связей ряд университетов учредил открытые родительские факультеты (parents open education), на которых родители или более старшие члены семьи могут параллельно в облегченном варианте изучать то же самое, что изучают их дети и внуки– студенты.
В более широком значении, открытое образование предусматривает прием в различные учебные заведения всех желающих, независимо от наличия документа об имеющемся образовании. После выявления реального уровня подготовленности составляются персонифицированные программы прохождения курса. Опыт такого рода соединения институализированного и неинституализированного самообразования заслуживает серьезного изучения.
Согласно данным РНИСиНП[80] в нынешних социально-экономических условиях самообразование оказывается одним из наиболее эффективных путей включения в общественную жизнь самых различных групп российского общества, в том числе с низкими или очень низкими доходами. Разумеется, определенная часть работающего населения, имеет возможность обучения за счет фирмы или предприятия. Но при этом треть опрошенного взрослого населения никак не повышала уровень своих знаний и квалификации за последние три года. В самом ближайшем будущем это кандидаты на статус безработных, а затем, наиболее вероятно они окажутся исключенными из рынка труда по причине своей функциональной неграмотности.
Поэтому, самообразование часто оказывается чуть ли не единственным способом компенсировать недостаточные возможности профессионального роста, которые предоставляют государство или работодатель. Данные показывают, что около половины респондентов (48,5%) уже сегодня самостоятельно следят за литературой по специальности, осваивают новые профессиональные навыки и даже за свой счет берут частные уроки (1,7%).
Изучение мотивов самообразования достаточно убедительно подтверждает, что наибольшее значение имеет связь предмета обучения с жизненными планами и притязаниями человека. Эта общая закономерность хорошо проявляется именно у взрослых людей, для которого учиться или не учиться – в значительной степени дело свободного выбора. Один из респондентов так ответил на вопрос о цели самообразования: “ Я решил учиться после 20 летнего перерыва. Сейчас я имею уже достаточный жизненный опыт, чтобы самостоятельно разрешать повседневные проблемы путем анализа, критики, вопрошания и поиска различных выходов. Сейчас, в процессе обучения и жизни я становлюсь самим собой”. Таким образом, жизненный опыт в мотивации к самообразованию играет значительную роль.
Изучение феномена самообразования позволяет выделить две основных формы, в которых оно реализуется.[81] Первая – это развитие и реализация личности вне институциональных видов деятельности. Институциональные механизмы – нормы, требования, предписания и обычаи – осознаются человеком лишь в той мере, в которой они соответствуют задачам развития. Вторая – деятельность тождественная институционально одобряемой, а сами институциональные средства выступают пространством самообразования.
Еще одна особенность самообразования связана с несоответствием действующих программ обучения – уровню ожиданий и возможностям обучаемых. Недоверие и разочарование к существующей системе формального образования высказали 56,2% (оценки состояния как катастрофическое и кризисное). Такое восприятие ситуации не противоречит объективным данным. Часто, окончив курсы повышения квалификации или освоив новую профессию, человек не может найти подходящую работу. Так, по расчетам, сделанным на основании опросов РНИСиНП, от 28 до 53% лиц, получивших дополнительное (профессиональное) образование не смогли найти работу по специальности в 2000 году. Что касается выпускников системы высшего образования, то по мнению экспертов около 70% выпускников не трудоустраиваются в первый год после выпуска в соответствии со своей квалификацией и/или областью специализации.
Поэтому, с одной стороны надо приводить уровень требований в учебных заведениях в соответствие с реальным состоянием знаний и навыков у всего контингента обучающихся, а с другой поощрять неформальное самообразование.
К сожалению, у значительной части населения наблюдается явный недостаток навыков самостоятельной работы по приобретению новых знаний. Видимо, это результат патерналистской модели, практикуемой в общеобразовательной средней школе, когда активность и инициатива ученика весьма ограничены. Не следует сбрасывать со счетов и значительное количество взрослых людей, которые принадлежат к религиозным конфессиям где, как известно, самообразование не поощряется.
К самообразованию следует отнести и “досуговое образование”[82]. По данным Е.А.Щуклиной[83] самообразование идентифицируется респондентами с широким спектром деятельности, включая, чтение литературы, посещение театра, рисование, сочинение музыки, взаимоотношения с близкими и, что особенно значимо, с размышлениями о себе и своей жизни.
Разумеется, далеко не всякая досуговая деятельность является образовательной, однако с точки зрения индивидуального развития человека, включая его профессиональный рост и повышение способности адаптироваться к изменениям на рынке труда, досуговое образование может составлять важную компоненту образования в целом.
В ряде стран уже приняты законы о досуговом образовании. Их цель – облегчить гражданам доступ к тем видам досуговой деятельности, которые способствуют развитию и самореализации личности. Это не только посещение библиотек, музеев, работа с развивающими компьютерными программами, но и занятия спортом, туризмом, путешествиями, значение которых как образовательных средств велико и для детей и для взрослых.
При этом формируются такие навыки, которые нужны человеку в практической, повседневной и профессиональной жизни. Это умение действовать в команде, воля к победе или достижению поставленной задачи, состязательность (навык действий в конкурентной среде), поиск нестандартных решений. Оказалось[84], что среди наиболее распространенных видов досуговой деятельности российских респондентов, образовательными являются: чтение книг (51,1%), чтение газет (39,5%), пользование сетью интернет или развивающие компьютерные игры (9,4%). А среди тех, кому нравится самообразование склонны к туризму и путешествиям 82,6%, а не склонны всего 3,5%.
Производит впечатление готовность россиян доплачивать за образование из своего кармана. В вопросах профессиональной подготовки и переподготовки 94,5% респондентов рассчитывают только на свои силы (в том числе, на государство или работодателя - 56,8%, на профсоюз – 7,9%).
В более общем смысле самообразование можно рассматривать и как взаимодействие людей в процессе совместной производственной, общественно-политической или досуговой деятельности. Например, достаточно эффективным в молодежной среде оказывается так называемое групповое образование (peer education)[85]. Его суть заключается в обучении лидера данной группы, который затем, используя свой авторитет, тиражирует знания в среде товарищей.
Посредством неформальной повседневной деятельности реализуется коммуникативное образование (people-to-people education). Оно происходит в местах скопления людей, особенно, по информационным поводам (значимая новость, событие, коллективное ожидание и т.д.)
Недавно, с целью сохранения межпоколенческих связей ряд университетов учредил открытые родительские факультеты (parents open education), на которых родители или более старшие члены семьи могут параллельно в облегченном варианте изучать то же самое, что изучают их дети и внуки– студенты.
В более широком значении, открытое образование предусматривает прием в различные учебные заведения всех желающих, независимо от наличия документа об имеющемся образовании. После выявления реального уровня подготовленности составляются персонифицированные программы прохождения курса. Опыт такого рода соединения институализированного и неинституализированного самообразования заслуживает серьезного изучения.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи