Освоение информационных технологий

Наука » Педагогика » Общая педагогика
О достаточно высокой активности, направленной на приоб­щение к современным видам деятельности, говорит также анализ данных по освоению новых информационных технологий. Актив­ность, проявляемая россиянами в этой сфере, несмотря на то, что ее становление пришлось на крайне неблагоприятный период, когда огромная часть населения прямо-таки скатилась в бедность, дока­зывает, что установка на "учебу" и "прогресс" - отнюдь не голо­словные декларации.

На общем фоне отставания России от более богатых и бла­гополучных стран очень важен анализ структуры потребителей современных информационных услуг. В частности, если среди на­селения в целом не пользуются Интернетом, персональным ком­пьютером, не обращаются в консультационные агентства и т. п. примерно 69%, то среди молодежи до 30 лет таких уже менее по­ловины - 49,5%, причем персональным компьютером в этой воз­растной группе пользуются почти 30%, а Интернетом - 16,1%. Иными словами, невзирая на все трудности, более молодые ускоренными темпами осваивает новейшие информационные тех­нологии.

Чрезвычайно активно осваивает их и наиболее образованная часть населения. Среди лиц с высшим образованием работают с персональным компьютером 36,2%, а среди имеющих ученую сте­пень - 53,5% (32,6% в этой группе пользуются также Интернетом). Достаточно широко продвинулась компьютеризация среди воен­нослужащих и сотрудников МВД (49,2%), инженеров (52,5%), гуманитарной интеллигенции (35,4%, зато пользование Интернетом в этой группе распространено гораздо шире, чем у "технарей" – (21,5% против 14,1%). И даже среди городских пенсионеров ком­пьютер уже освоили 4,6%. В целом же используют компьютеры около половины руководителей и специалистов, среди служащих это делает только каждый пятый, а вот среди рабочих -только 6,5%.

Нельзя не отметить, что, хотя освоение современной техники наиболее быстро идет в мегаполисах и крупных городах, малые города и даже села также стараются не остаться в стороне от этого процесса. В мегаполисах компьютер используют 28,8%, в респуб­ликанских и областных центрах - 20,0%, в райцентрах - 10,9%, а в селах - 6,5% (что же касается Интернета, то о сколько-нибудь существенных показателях пользования им сегодня можно гово­рить только применительно к мегаполисам и крупным городам).

На использовании современных технологий сказывается не только возраст, уровень образования, место жительства и харак­тер производственной деятельности, но и уровень материального благосостояния, который в ряде социальных групп, в том числе среди жителей сел и малых городов, гораздо ниже, чем в област­ных центрах и тем более мегаполисах. Но как толь­ко финансовое положение семьи начинает позволять выкраивать деньги хоть на что-то, кроме питания, резко увеличивается число пользователей компьютера, а в наиболее благополучных группах - и Интернета.

Углубленный анализ ответов, которые пользователи компь­ютеров и абоненты Интернета дали на вопросы предлагавшейся им анкеты, показывает некоторые особенности их ценностных установок и мышления, которые, возможно, дают основания рас­сматривать их как постепенно выделяющуюся перспективную в отношении элитного образования социальную группу. При этом различия наблюдаются практически по всему спектру вопросов, характеризующих предрасположен­ность к инновационному поведению и творчеству.

Так, в группе, освоившей компьютерную технику, более рель­ефно, чем в среднем по массиву, выражен приоритет интересной работы над заработком, гораздо более велика доля тех, кто вы­бирает свободу как смыслообразующую жизненную категорию. Большинство вошедших в эту группу респондентов предпочитает также быть яркими индивидуальностями, а не "жить как все". Наконец, в "компьютерной" группе гораздо больший процент рес­пондентов выразил склонность жить в непрерывно меняющемся обществе и отверг мнение, что все перемены к худшему.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.