Как отмечалось, образование взрослых имеет специфическую, присущую только ей структуру учреждений, обусловленную особенностям выполняемых задач. Серьезный недостаток современного образования взрослых его слабо выраженная вертикальная структура. В нем практически нет соответствующих концепции непрерывного образования последовательно восходящих ступеней.
Образование взрослых не нуждается в жестко регламентированном руководстве со стороны центральных и местных органов власти. Потребность в едином управленческом органе вытекает из необходимости координации действий его различных подразделений, а также учреждений и организаций, выступающих учредителями и заказчиками различных форм обучения.
Объектом управления служит не учебный процесс и не деятельность отдельных учебных заведений, а процесс развития образования взрослых как таковой (структурная политика, планирование ориентации на нужды региона, согласование интересов обучаемых и их работодателей, финансовая политика).
Управление образованием взрослых представляет собой деятельность органов власти и негосударственных организаций, направленную на повышение его эффективности, т.е. на более полное достижение целей образовательной политики. Процесс управления складывается из ряда последовательно выполняемых функций:
- анализ и оценка сложившейся образовательной практики;
- планирование развития: разработка оптимальной модели и системы мер по ее воплощению;
- документирование: подготовка, принятие и оформление управленческих решений и нормативных актов, обеспечивающих их выполнение;
- организация: совместная согласованная деятельность лиц, учреждений и организации, причастных к выполнению поставленных задач;
- правовое, финансовое и иное обеспечение, содействующее разрешению проблемы;
- контроль по принципу обратной связи, обеспечивающий коррекцию целей и путей их достижения.
Управление образованием взрослых[90] осуществляется на различных уровнях, каждый из которых включает перечисленные выше функции, в их преломлении к своей специфике. К числу основных уровней относятся:
- федеральный - вопросы стратегии, их воплощение в образовательной политике, развитие законодательства;
- региональный - формирование и развитие сети образовательных учреждений с учетом производственно-технологических, экономических, культурных особенностей территории;
- местный - создание комплекса необходимых населению образовательных услуг, контроль за их качеством;
- учрежденческий - разработка и реализация образовательных программ, их коррекция и обновление.
Крайне актуален вопрос о сочетании централизованного управления и местной инициативы. Децентрализация - процесс, безусловно положительный, он выражается в переходе ряда функции центральной власти к региональным и местным администрациям. Имеется в виду такое распределение обязанностей, полномочий и ответственности, при котором каждый из уровней управления обеспечивает выполнение определенных, свойственных только ему задач.
Суть проблемы заключается в том, как поставить процесс управления образованием взрослых на рациональную основу, позволяющую, с одной стороны, продуктивно разрабатывать и успешно осуществлять единую общегосударственную стратегию и политику; с другой - увеличить степень свободы и меру государственной поддержки позитивных инициатив, исходящих от общественных организаций, местных органов власти, образовательных учреждений и объединений образователей.
По мере усиления "суверенизации" регионов широкое распространение получает практика разработки региональных программ развития образования. Ориентация на потребности региона и более полный учет его экономического и культурного потенциала - тенденция безусловно положительная. Однако во многих случаях региональные программы носят узкий характер, ограничиваясь вопросами совершенствования общего среднего и начального профессионального образования. Образование взрослых остается “за кадром”.
Отсутствие централизованной (общегосударственной) системы управления развитием системы образования взрослых не является серьезным препятствием для реализации местной инициативы. Не вмешиваясь в учебный процесс, государственные органы и органы местной власти достаточно жестко контролируют финансовую деятельность учебных заведении, мотивируя это тем, что деньги налогоплательщиков не должны быть растрачены впустую. Разумеется, особенности финансово-хозяйственной деятельности учреждений образования взрослых составляют отдельную область для изучения и практических рекомендаций.[91]
Вопросы непосредственного управления образованием взрослых имеют, также, свою специфику, которая не может быть описана в привычных терминах педагогической теории.
Термин "андрагогика" в буквальном переводе означает "вести взрослого". Его возникновение связано главным образом с массовым обучением взрослого населения элементарной грамоте и основам наук, т.е. относится к периоду, когда образование взрослых выполняло в основном задачи начальной общеобразовательной школы. Пo мере того как расширялись, обогащались и усложнялись его функции, значение термина ''андрагогика" все больше расходилось со значением термина "педагогика". Постепенно эти различия приняли качественный характер.
Дидактическая система образования взрослых приобрела свою собственную и четко выраженную специфику. Современный преподаватель в системе образования взрослых мало похож по характеру выполняемых задач на традиционного учителя, он скорее организатор учебной деятельности, ее проектировщик.
Важная особенность руководства учением взрослого - помочь ему осознать связь между вновь приобретаемыми знаниями и жизнью, научить его эффективно применять знания для решения практических и познавательных проблем. Особое значение имеет при этом согласованность между формальным, неформальным и информальным образованием.
Выбор оптимальной системы руководства учебной деятельностью индивидуализируется с учетом развитости умения учиться, он также зависит от типа и профиля учебного заведения, от особенностей его контингента.
Современная система руководства учебной деятельностью взрослого представляет собой совокупность согласованных действий ориентирующего, координирующего и корректирующего характера, осуществляемых профессиональными образователями в целях содействия ее успешности. Она складывается из четырех главных элементов:
а) устные советы, консультации, наставления в ходе непосредственных контактов;
б) печатные руководства в виде методических рекомендации, перечень литературных источников и иных инструктивных материалов;
в) консультации и установочные лекции в ходе контактов в аудиторий, а также, через средства массовой информации;
г) внесение консультативно-справочной информации в компьютерной сети, использование электронной почты и телефонной связи в рамках дистантного образования.
Важный элемент системы управления образованием взрослых составляет персонал. Среди острых проблем, тормозящих успешное развитие образования, - нехватка кадров, профессионально подготовленных для работы со взрослыми учащимися.
Термин "образователь" обозначает не только учителя. Работники образования взрослых - это люди, занимающиеся на постоянной основе тем или иным видом оплачиваемой деятельности, связанной с функционированием и развитием его учреждений.
Они подразделяются на ряд категорий:
- педагоги-андрагоги, т.е. лица, непосредственно занятые обучающей деятельностью - преподаватели, инструкторы, консультанты;
- методисты - разработчики инструктивных материалов и пособий;
- организаторы учебного процесса - руководители образовательных учреждений и их помощники;
- координаторы - специалисты служб занятости и других служб, обеспечивающих связь образовательных структур с учреждениями, предприятиями, организациями;
- социальные работники - лица, занимающиеся пропагандой образовательных услуг, агитацией населения, профориентационной работой;
- управленческий персонал - сотрудники аппарата органов власти, ответственные за определенные участки работы;
- аналитики - лица, занятые сбором, анализом и обобщением данных, характеризующих положение дел в образовании взрослых;
- разработчики образовательной политики - члены парламентских и иных комиссии, законодатели;
- исследователи - научные сотрудники разного профиля, разрабатывающие теоретические основы деятельности упомянутых выше работников.
Каждая из категорий работников нуждается в общих для всех специализированных знаниях и умениях, позволяющих адекватно понимать и успешно выполнять служебные задачи. Уже несколько лет действует Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности “Андрагогика”. Однако, число специалистов-андрагогов вряд ли превышает в настоящее время несколько десятков человек.
Кадровый корпус современного образования взрослых дополняется главным образом за счет все увеличивающегося притока специалистов, не имеющих педагогической и иной подготовки, требуемой для компетентного выполнения возрастающих в своей сложности служебно-профессиональных задач. Этот приток будет увеличиваться и впредь. Поэтому проблема профессионализации работников образования взрослых - одна из центральных во всем комплексе проблем, связанных с разработкой стратегии его развития.
Можно ожидать, что кадровая проблема окажется наиболее трудноразрешимой при дальнейшем расширении массовости образования взрослых. В особенности это касается отдаленных регионов.
Образование взрослых не нуждается в жестко регламентированном руководстве со стороны центральных и местных органов власти. Потребность в едином управленческом органе вытекает из необходимости координации действий его различных подразделений, а также учреждений и организаций, выступающих учредителями и заказчиками различных форм обучения.
Объектом управления служит не учебный процесс и не деятельность отдельных учебных заведений, а процесс развития образования взрослых как таковой (структурная политика, планирование ориентации на нужды региона, согласование интересов обучаемых и их работодателей, финансовая политика).
Управление образованием взрослых представляет собой деятельность органов власти и негосударственных организаций, направленную на повышение его эффективности, т.е. на более полное достижение целей образовательной политики. Процесс управления складывается из ряда последовательно выполняемых функций:
- анализ и оценка сложившейся образовательной практики;
- планирование развития: разработка оптимальной модели и системы мер по ее воплощению;
- документирование: подготовка, принятие и оформление управленческих решений и нормативных актов, обеспечивающих их выполнение;
- организация: совместная согласованная деятельность лиц, учреждений и организации, причастных к выполнению поставленных задач;
- правовое, финансовое и иное обеспечение, содействующее разрешению проблемы;
- контроль по принципу обратной связи, обеспечивающий коррекцию целей и путей их достижения.
Управление образованием взрослых[90] осуществляется на различных уровнях, каждый из которых включает перечисленные выше функции, в их преломлении к своей специфике. К числу основных уровней относятся:
- федеральный - вопросы стратегии, их воплощение в образовательной политике, развитие законодательства;
- региональный - формирование и развитие сети образовательных учреждений с учетом производственно-технологических, экономических, культурных особенностей территории;
- местный - создание комплекса необходимых населению образовательных услуг, контроль за их качеством;
- учрежденческий - разработка и реализация образовательных программ, их коррекция и обновление.
Крайне актуален вопрос о сочетании централизованного управления и местной инициативы. Децентрализация - процесс, безусловно положительный, он выражается в переходе ряда функции центральной власти к региональным и местным администрациям. Имеется в виду такое распределение обязанностей, полномочий и ответственности, при котором каждый из уровней управления обеспечивает выполнение определенных, свойственных только ему задач.
Суть проблемы заключается в том, как поставить процесс управления образованием взрослых на рациональную основу, позволяющую, с одной стороны, продуктивно разрабатывать и успешно осуществлять единую общегосударственную стратегию и политику; с другой - увеличить степень свободы и меру государственной поддержки позитивных инициатив, исходящих от общественных организаций, местных органов власти, образовательных учреждений и объединений образователей.
По мере усиления "суверенизации" регионов широкое распространение получает практика разработки региональных программ развития образования. Ориентация на потребности региона и более полный учет его экономического и культурного потенциала - тенденция безусловно положительная. Однако во многих случаях региональные программы носят узкий характер, ограничиваясь вопросами совершенствования общего среднего и начального профессионального образования. Образование взрослых остается “за кадром”.
Отсутствие централизованной (общегосударственной) системы управления развитием системы образования взрослых не является серьезным препятствием для реализации местной инициативы. Не вмешиваясь в учебный процесс, государственные органы и органы местной власти достаточно жестко контролируют финансовую деятельность учебных заведении, мотивируя это тем, что деньги налогоплательщиков не должны быть растрачены впустую. Разумеется, особенности финансово-хозяйственной деятельности учреждений образования взрослых составляют отдельную область для изучения и практических рекомендаций.[91]
Вопросы непосредственного управления образованием взрослых имеют, также, свою специфику, которая не может быть описана в привычных терминах педагогической теории.
Термин "андрагогика" в буквальном переводе означает "вести взрослого". Его возникновение связано главным образом с массовым обучением взрослого населения элементарной грамоте и основам наук, т.е. относится к периоду, когда образование взрослых выполняло в основном задачи начальной общеобразовательной школы. Пo мере того как расширялись, обогащались и усложнялись его функции, значение термина ''андрагогика" все больше расходилось со значением термина "педагогика". Постепенно эти различия приняли качественный характер.
Дидактическая система образования взрослых приобрела свою собственную и четко выраженную специфику. Современный преподаватель в системе образования взрослых мало похож по характеру выполняемых задач на традиционного учителя, он скорее организатор учебной деятельности, ее проектировщик.
Важная особенность руководства учением взрослого - помочь ему осознать связь между вновь приобретаемыми знаниями и жизнью, научить его эффективно применять знания для решения практических и познавательных проблем. Особое значение имеет при этом согласованность между формальным, неформальным и информальным образованием.
Выбор оптимальной системы руководства учебной деятельностью индивидуализируется с учетом развитости умения учиться, он также зависит от типа и профиля учебного заведения, от особенностей его контингента.
Современная система руководства учебной деятельностью взрослого представляет собой совокупность согласованных действий ориентирующего, координирующего и корректирующего характера, осуществляемых профессиональными образователями в целях содействия ее успешности. Она складывается из четырех главных элементов:
а) устные советы, консультации, наставления в ходе непосредственных контактов;
б) печатные руководства в виде методических рекомендации, перечень литературных источников и иных инструктивных материалов;
в) консультации и установочные лекции в ходе контактов в аудиторий, а также, через средства массовой информации;
г) внесение консультативно-справочной информации в компьютерной сети, использование электронной почты и телефонной связи в рамках дистантного образования.
Важный элемент системы управления образованием взрослых составляет персонал. Среди острых проблем, тормозящих успешное развитие образования, - нехватка кадров, профессионально подготовленных для работы со взрослыми учащимися.
Термин "образователь" обозначает не только учителя. Работники образования взрослых - это люди, занимающиеся на постоянной основе тем или иным видом оплачиваемой деятельности, связанной с функционированием и развитием его учреждений.
Они подразделяются на ряд категорий:
- педагоги-андрагоги, т.е. лица, непосредственно занятые обучающей деятельностью - преподаватели, инструкторы, консультанты;
- методисты - разработчики инструктивных материалов и пособий;
- организаторы учебного процесса - руководители образовательных учреждений и их помощники;
- координаторы - специалисты служб занятости и других служб, обеспечивающих связь образовательных структур с учреждениями, предприятиями, организациями;
- социальные работники - лица, занимающиеся пропагандой образовательных услуг, агитацией населения, профориентационной работой;
- управленческий персонал - сотрудники аппарата органов власти, ответственные за определенные участки работы;
- аналитики - лица, занятые сбором, анализом и обобщением данных, характеризующих положение дел в образовании взрослых;
- разработчики образовательной политики - члены парламентских и иных комиссии, законодатели;
- исследователи - научные сотрудники разного профиля, разрабатывающие теоретические основы деятельности упомянутых выше работников.
Каждая из категорий работников нуждается в общих для всех специализированных знаниях и умениях, позволяющих адекватно понимать и успешно выполнять служебные задачи. Уже несколько лет действует Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности “Андрагогика”. Однако, число специалистов-андрагогов вряд ли превышает в настоящее время несколько десятков человек.
Кадровый корпус современного образования взрослых дополняется главным образом за счет все увеличивающегося притока специалистов, не имеющих педагогической и иной подготовки, требуемой для компетентного выполнения возрастающих в своей сложности служебно-профессиональных задач. Этот приток будет увеличиваться и впредь. Поэтому проблема профессионализации работников образования взрослых - одна из центральных во всем комплексе проблем, связанных с разработкой стратегии его развития.
Можно ожидать, что кадровая проблема окажется наиболее трудноразрешимой при дальнейшем расширении массовости образования взрослых. В особенности это касается отдаленных регионов.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи