Региональность в образовательной политике означает ее направленность на создание системы учреждений, обеспечивающих потребности региона в трудовых ресурсах в соответствии со структурой его экономики, а также удовлетворение всей совокупности образовательных потребностей жителей данной территории. Организационные формы образования взрослых варьируются в зависимости от социально-демографических, культурных, экономических и иных особенностей социальной среды.
К числу существенных с этой точки зрения могут быть отнесены следующие характеристики.
Принятая в урбанистике классификация городов на крупные, средние и малые, а также их разграничение на старые и новые. В отличие от сходных по численности населения городов европейской части России, имеющих продолжительную историю, новые города в ее восточной части обычно базируются на монопрофильной промышленности и находятся в значительном удалении от крупных промышленных и культурных центров. В этом случае система образования вынуждена действовать в условиях как бы замкнутого социально-культурного пространства и в силу этого должна обладать определенной автономностью и соответствовать требованию достаточности.
Возрастной состав жителей территории – другая характеристика. По данным опросов РНИСиНП[92], возраст наиболее высокой образовательной активности взрослого населения составляет около 30 лет. Однако, отмечается рост образовательных потребностей и в старшей возрастной группе (после 50). Эти факторы приходится учитывать при планировании структуры образовательных услуг.
Национальный и этно-конфессиональный состав жителей региона – достаточно важный фактор. Помимо профессионального образования, может возникать потребность в сохранении традиционных промыслов, национальных языка и культуры.
К числу обстоятельств благоприятствующих развитию образования взрослых, относится уровень экономического благополучия региона и материального благосостояния его населения. Когда этот уровень достаточно высок, инициатива местной власти, промышленных предприятий и общественных организаций в области образовательных программ может быть принята к реализации без финансовой поддержки со стороны центра. Высокие доходы населения позволяют шире практиковать платные формы образования взрослых так как это происходит сейчас, например, в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Самаре или городах севера Тюменской области.
С другой стороны, низкие доходы населения в малых городах порождают свои проблемы[93]. Если исходить из того, что основу человеческого капитала здесь составляют учителя и научно-техническая интеллигенция, то их нынешнее положение[94] вызывают серьезное беспокойство. Даже если принять, как считают некоторые зарубежные эксперты, что 20% взрослого населения может быть относительно безболезненно исключено из образовательных программ, (т.е. лишено возможности обучения), то в российском селе и малых городах все равно останется значительная часть населения, которую предстоит как-то вовлекать в образовательный процесс.
В заключение, следует сказать, что вопрос о выборе оптимальной модели, и следовательно, долгосрочного прогнозирования модели образования взрослых в каждом конкретном регионе представляется более сложным по сравнению с детско-юношеским образованием.
Во-первых, предстоит разработать теоретические модели, которые можно было бы варьировать в зависимости от местной специфики и ситуации на рынке труда.
Во-вторых, необходимо учитывать возрастающее влияние региональных политических элит и их обостряющуюся конкуренцию между собой, что приводит к непредсказуемым с точки зрения центра последствиям в планировании образования.
К числу существенных с этой точки зрения могут быть отнесены следующие характеристики.
Принятая в урбанистике классификация городов на крупные, средние и малые, а также их разграничение на старые и новые. В отличие от сходных по численности населения городов европейской части России, имеющих продолжительную историю, новые города в ее восточной части обычно базируются на монопрофильной промышленности и находятся в значительном удалении от крупных промышленных и культурных центров. В этом случае система образования вынуждена действовать в условиях как бы замкнутого социально-культурного пространства и в силу этого должна обладать определенной автономностью и соответствовать требованию достаточности.
Возрастной состав жителей территории – другая характеристика. По данным опросов РНИСиНП[92], возраст наиболее высокой образовательной активности взрослого населения составляет около 30 лет. Однако, отмечается рост образовательных потребностей и в старшей возрастной группе (после 50). Эти факторы приходится учитывать при планировании структуры образовательных услуг.
Национальный и этно-конфессиональный состав жителей региона – достаточно важный фактор. Помимо профессионального образования, может возникать потребность в сохранении традиционных промыслов, национальных языка и культуры.
К числу обстоятельств благоприятствующих развитию образования взрослых, относится уровень экономического благополучия региона и материального благосостояния его населения. Когда этот уровень достаточно высок, инициатива местной власти, промышленных предприятий и общественных организаций в области образовательных программ может быть принята к реализации без финансовой поддержки со стороны центра. Высокие доходы населения позволяют шире практиковать платные формы образования взрослых так как это происходит сейчас, например, в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Самаре или городах севера Тюменской области.
С другой стороны, низкие доходы населения в малых городах порождают свои проблемы[93]. Если исходить из того, что основу человеческого капитала здесь составляют учителя и научно-техническая интеллигенция, то их нынешнее положение[94] вызывают серьезное беспокойство. Даже если принять, как считают некоторые зарубежные эксперты, что 20% взрослого населения может быть относительно безболезненно исключено из образовательных программ, (т.е. лишено возможности обучения), то в российском селе и малых городах все равно останется значительная часть населения, которую предстоит как-то вовлекать в образовательный процесс.
В заключение, следует сказать, что вопрос о выборе оптимальной модели, и следовательно, долгосрочного прогнозирования модели образования взрослых в каждом конкретном регионе представляется более сложным по сравнению с детско-юношеским образованием.
Во-первых, предстоит разработать теоретические модели, которые можно было бы варьировать в зависимости от местной специфики и ситуации на рынке труда.
Во-вторых, необходимо учитывать возрастающее влияние региональных политических элит и их обостряющуюся конкуренцию между собой, что приводит к непредсказуемым с точки зрения центра последствиям в планировании образования.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи