Репин Илья Ефимович (1844—1930)

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Репин родился в селе Чугуево Харь- ковской губернии. Его первыми учи- телями живописи были местные ико- нописцы. Заветная мечта молодого Репина — учиться в Академии художеств в Петербурге. Но денег на по- ездку не было. Тогда Репин взялся за роспись одной из церквей в окрестностях Чугуева и таким образом заработал необходимые ему для поездки в столицу деньги.
Перед поступлением в Академию художеств в 1863 г. Репин год занимался в Рисовальной школе. Здесь он встретился с главой передвижников — известным русским художником И. Н. Крамским. Крамской оказал большое влияние на формирование общественных взглядов и творческой манеры молодого живописца.
Картины Репина привлекают естественностью изображаемых событий, простотой, выразительностью живописного языка. В них отразились разные стороны жизни тогдашней России, проявилось мастерство Репина- реалиста, тонкого психолога и наблюдателя, его умение с глубоким чувством передать драматизм ситуации. В «Бурлаках на Волге» Репин не только заставляет нас почувствовать всю тяжесть подневольного труда бурлацкой артели. Он раскрывает характер каждого бурлака, ту духовную силу, которая поддерживает этих изможденных людей. Энциклопедией жизни тогдашнего общества называли современники одно из лучших полотен Репина — «Крестный ход в Курской губернии». Борцам за счастье народа — революционерам-народникам — посвятил художник такие свои произведения, как «Арест пропагандиста», «Не ждали», «Отказ от исповеди».
Интересны исторические картины Репина. Незабываемое впечатление производит страшное, обезображенное ужасом лицо царя Ивана в картине «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». В тот день от удара отца царевич погиб. Совсем другая по характеру картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Это большое полотно, над которым Репин работал более 12 лет, — гимн смелым, сильным, свободным людям, оно дышит жизнеутверждающим весельем и юмором.
Все персонажи в картине — красочные, колоритные фигуры, у каждого свой характер, своя манера держаться. Последняя крупная работа художника — великолепный групповой портрет «Торжественное заседание Государственного Совета». Для этой картины Репин сделал с натуры несколько десятков этюдов с царских чиновников, членов Государственного Совета. Каждый этюд, написанный за 2—3 сеанса, может считаться законченным портретом, так он выразителен и впечатляющ.
Действительно, Репин был великим мастером портрета. Кроме портретных этюдов, связанных с большими полотнами, он написал целый ряд портретов выдающихся людей своего времени. Все привлекало художника в его модели — выразительность лица, позы, темперамент, одежда... Каждый портрет отличается жизненной полнотой и многогранностью характеристики. Таковы портреты писателя Л. Н. Толстого, композитора М. П. Мусоргского, актрисы П. А. Стрепетовой, критика В. В. Стасова.
Много времени прошло с тех пор, когда были написаны произведения И. Е. Репина. Но каждый раз, проходя по залам музеев, мы вновь и вновь задумываемся над судьбами героев его картин, восхищаемся совершенством репинской живописи.
О замечательном русском художнике прочтите: Порудоминский В. Н. Счастливые встречи. М.: Малыш, 1989. Гл. «Лучшие часы моей жизни». С. 22—23.

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606—1669)

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Рембрандт родился в небольшом гол- ландском городе Лейдене в семье мельника. Искусству живописи он обучался сначала в мастерской местного художника Сванебрюха, а затем несколько месяцев работал у амстер- дамского живописца Ластмана.
В 1632 г. Рембрандт покинул родной Лейден и переехал жить в Амстердам. Здесь он скоро приобрел известность, число его заказчиков непрерывно росло. Рембрандт писал картины на исторические, библейские, мифоло- гические и бытовые темы, портреты, автопортреты. Одна из лучших работ этого времени — «Автопортрет с Саскией». Рембрандт изобразил себя с молодой женой за праздничным столом. Вся сцена проникнута радостью жизни, молодостью, счастьем. Праздничное настроение усиливают потоки света, переливы золотистых и красноватых тонов.
В необычайно волнующих и про- никновенных портретах Рембрандта как бы ощущается прожитая человеком жизнь. Показывая своих близких, друзей, знакомых, нищих, стариков, он каждый раз с удивительной зоркостью передавал душевные движения, живую трепетность лица, смену настроений. Таков, например, «Портрет старушки», хранящийся в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Рембрандт был великим мастером группового портрета. Здесь он не знал себе равных. Художник отказался от традиционного статичного расположения фигур, он не стремился к точному портретному сходству каждого персонажа, а создавал взволнованные сцены, проникнутые значением происходящего. Так, картина «Ночной дозор» — групповой портрет членов стрелковой гильдии — приобретает у Рембрандта исторический характер, рассказывая о мужественных людях, готовых с оружием в руках отстаивать свободу и независимость родины. В этой работе, как и в других своих произведениях, Рембрандт прибегнул к эффекту светотени, когда пространство словно тонет в тени, в золотистых сумерках, а луч света выделяет отдельные фигуры людей, их лица.
Уже в конце жизни Рембрандт написал большое полотно «Возвращение блудного сына» (оно хранится в Эрмитаже). Художник использовал евангельский рассказ о юноше, который покинул родительский дом, растратил состояние и жалким, униженным вернулся назад. Картина проникнута благородной идеей любви к ближнему. Лицо старого, полуслепого отца и жест его рук выражают бесконечную доброту, а фигура сына в грязном рубище, прильнувшая к отцу, — искреннее и глубокое раскаяние.
Рембрандт был не только великим живописцем. Большое внимание он всегда уделял рисунку и офорту. Сохранилось около 2 тыс. его рисунков. Среди них подготовительные наброски к живописным произведениям, зарисовки сцен повседневной жизни и др.

Религия

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Во все времена люди старались осмы- слить то, что их окружало, понять себя, человеческую жизнь и смерть. Люди невольно очеловечивали природу. Им казалось, что она полна каких-то таинственных сил, которые правят миром и судьбами людей. Поклоняясь этим силам, люди устанавливали пра- вила жизни, поведения в разных ситуациях. Запреты, которые помогали человеку лучше ориентироваться в окружающем мире, оберегали от дурных и призывали к добрым делам.
Так появились традиции, обряды, ритуалы. Образовался особый слой людей, которые были как бы посред- никами, помогали каждому общаться с «высшими силами». Это маги, жрецы, прорицатели, пророки, священно- служители. Постепенно складывались представления о происхождении мира и человека, о добре и зле, о законах, по которым человек живет и умирает. Эти представления дошли до нас в мифах народов мира. Тогда же возникает и атеизм — отрицание божественного начала в жизни. Религия и атеизм — вечные спутники в истории.
В древности люди верили в суще- ствование многих богов. Греки считали, что боги живут на горе Олимп. Боги русичей жили повсюду: в лесу — лешие, в доме — домовые, в воде — водяные, на небе — бог Перун. Затем появились и «верховные» боги: у греков — Зевс, у римлян — Юпитер, у скандинавов — Один, у германцев — Вотан. С развитием общества изменялись и верования людей. Появлялись новые боги, старых забывали. Многобожие, или политеизм, уступало место единобожию — монотеизму. Это было связано с экономическим развитием общества и с изменениями в образе жизни людей. Немалую роль сыграло и географическое положение стран, их связи друг с другом. Все шире стали распространяться три основные мировые религии.
Раньше всех из них возник буддизм. Это было в Индии, в 6—5 вв. до новой эры. Имя Будда получил основатель религии Сиддхартха Гаутама, достигший состояния высшего духовного совершенства. Будде поклоняются народы Юго-Восточной и Центральной Азии, отчасти Средней Азии и Сибири. В буддизме существует несколько направлений.
Христианство появилось в 1 в. в вос- точной провинции Римской империи — Палестине, где была распространена монотеистическая религия древних иудеев. Христиане верят в Иисуса Христа как Богочеловека и Спасителя мира. Главный источник вероучения — Священное писание (Библия). Его первая часть — Ветхий завет является священной книгой и для иудеев. Вторая часть — Новый завет — излагает обстоятельства жизни и смерти Иисуса Христа, его учение и дела, а также дела его учеников. В христианстве три основных направления: католицизм, православие, протестантизм. Христианство исповедуют на всех континентах.
Ислам тоже одна из мировых религий. Это слово по-арабски означает «покорность». Ислам возник в Аравии в 7 в. Основал его пророк Мухаммед, по- своему осмысливший опыт и иудаизма, и христианства. Последователи религии — их называют мусульманами — поклоняются единому Богу — Аллаху — и признают Мухаммеда посланником Аллаха. Основы учения изложены в священной книге мусульман — Коране. В исламе два основных направления — суннизм и шиизм.
Кроме этих трех мировых религий в мире есть и многие другие. Среди них — индуизм, который имеет много последователей в мире, а в Индии, где он сложился в 1 в., 95% верующих — индуисты. Они поклоняются трем верховным богам — Вишну, Брахме и Шиве.
Еще одна религия — иудаизм, возникший в 1 тысячелетии до новой эры в Палестине. Эта религия распространена среди евреев. Их верховный Бог — Яхве; основные положения иудаизма изложены в Ветхом завете (первые пять его книг называются «Тора», что значит «закон») и Талмуде.
Религии вобрали в себя мудрость многих поколений людей. Заветы, религиозные предписания и требования заставляют человека повседневно оценивать свои мысли и свои поступки с точки зрения божественных установлений. Появляется высший судия действиям людей, который лишен человеческих пороков и слабостей. Для верующих это не только идеал, по которому они строят жизнь, но сама жизнь, теряющая без Бога свою цель и смысл. История религий полна сложными и трагическими событиями. Религии не оставались едиными, целыми. Верующие вступали в борьбу по поводу тех или иных догм. Так, разделение мусульман на шиитов и суннитов происходило очень драматично и по сей день порождает конфликты, порой острейшие. В Западной Европе в 16 в. возникло движение Реформации — за реформу христианской церкви (ранее за попытку такой реформы был сожжен на костре Ян Гус). Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин, Ульрих Цвингли провозгласили новый церковный обряд, и его утверждение стало временем кровавых религиозных войн. Россию во второй половине 17 в. потряс церковный «раскол». От государственной церкви отделились старообрядцы, которые не хотели принять давно назревшие преобразования в церковной и общественной жизни страны, начатые патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем и завершенные Петром I. От религиозных споров часто перехо- дили к политическим репрессиям. Многие старообрядцы, спасаясь от преследований, сами сжигали себя.
Вообще же взаимоотношения церкви и государства — один из сложных исторических вопросов. На протяжении веков государство делало церковь своим инструментом, а церковь использовала силу государства. Например, в Европе в 13—19 вв. в католической церкви существовал специальный суд — инквизиция. Допросы там велись с помощью пыток. Те, кого обвиняли в отступничестве от веры, считались еретиками и государственными преступниками. Нередко их сжигали на кострах.
Религиозные споры и войны часто прикрывали политические и экономические интересы. Захватнические крестовые походы западноевропейских рыцарей в Палестину за владение Гробом Господним или война турок-османов против «неверных» европейцев — свидетельства этого, оставшиеся в истории народов. Религия может очень тесно соединять людей, но религиозные различия могут оказаться источником больших бед.
Итак, религия — это система верований, взглядов. Это и поведение людей, и определенные ритуалы. Верующие совершают их в местах, специально предназначенных для отправлений культа, — храмах. Храмами являются, например, здания православной церкви, мусульманской мечети. Верующие строго следуют определенной системе правил, предписаний, передаваемых в веках от поколений к поколениям. Таким образом, религия — хранительница очень важных традиций, средоточие духовной памяти поколений.
История показывает, что в тяжелые моменты жизни вера делает единство народа особенно прочным. В русской истории рядом стоят имена госу- дарственного деятеля и полководца Дмитрия Донскою и Сергия Радо- нежского — церковного деятеля и выдающегося мыслителя, который благословил русское войско на Куликов- скую битву. А национальная религия еврейского народа помогла ему выжить на протяжении тысячелетий в условиях, когда он был рассеян по всему миру и лишен своей земли и своего государства. Религия в Грузии и Армении была одним из важнейших «крепежных материалов», позволивших небольшим по численности народам сохраниться на своей, тоже небольшой, территории, в окружении «моря иноверцев», под гнетом чуже- земцев или в условиях войн.
Вместе с мудростью поколений, основанной на тысячелетнем опыте жизни, всякая религия несет в себе и надежду, и веру в чудо, и ожидание необыкновенного, таинственного. Она обращается к каждому человеку, заставляет думать его о собственной судьбе и нести за нее ответственность, стараться подняться как можно ближе к тому нравственному идеалу, который человек для себя выбрал. Поэтому религия — одна из самых устойчивых форм человеческого сознания, образа жизни людей. Вот почему неизбежно терпят крах любые попытки насильственного «искоренения религиозных предрассудков».

Реле

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
В клубах пыли мчится по дорогам Франции всадник. Это королевский гонец. Он везет важное известие. Конь устал, он уже не может скакать. Но вот впереди показалась почтовая станция. «Реле!» — кричит гонец, въезжая во двор. И конюхи поспешно седлают свежего коня. Гонец мчится дальше...
Слово «реле» французское, и означало оно в те времена замену уставших лошадей. Но вот на смену гонцам пришел электрический телеграф. Телеграфист нажал ключ — и электрический ток от батареи побежал по проводам на следующую станцию, заставил там работать телеграфный аппарат. Хорошо, быстро! Только вот беда: ток в пути ослабевал. Если приемная станция была слишком далеко, то аппарат совсем не работал.
Тогда придумали разделить линию на участки. В конце каждого участка поставили электрическую батарею и особый аппарат, который назвали «реле». Так началась новая жизнь ста- рого слова. Когда реле принимает ослабевший электрический сигнал, оно автоматически подключает электрическую батарею — и сигнал, обновленный, усиленный, бежит дальше.
Как же устроен этот чудо-аппарат? Представьте себе катушку, на которую вместо ниток намотан провод. Внутрь катушки помещен железный стержень — сердечник. Если по проводу потечет электрический ток, то железный сердечник намагничивается и сам становится магнитом. Этот электрический магнит может притя- гивать к себе металлические предметы. Например, на рисунке намагниченный сердечник притягивает стальную пластинку, которая замыкает контакты, и электрическая лампочка загорается.
Каких только не бывает реле! Вы решили позвонить приятелю. Сняли трубку телефонного аппарата, набрали номер — и по проводам побежали электрические сигналы. А на автоматической телефонной станции услужливое реле, повинуясь приказам электрических сигналов, соединяет ваш аппарат с аппаратом приятеля так же, как в предыдущем примере оно соединило лампочку с батарейкой.
Наступают сумерки, становится темно. Щелк! Реле включает фонари уличного освещения. Оно выключит их утром, когда рассветет.
В шахте накопился горючий газ. Работать становится опасно. Щелк! Реле, стоящее на страже, включает сигнал тревоги.
Давно не меняют лошадей королевские гонцы, да и почтовых станций нет, и лишь в музеях можно увидеть плащи и шляпы первых почтальонов. Но слово «реле» живет во всех языках мира, потому что без этого прибора невозможна современная техника.

Реки

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Трудно вообразить, что было бы на Земле без рек. Наверное, наша планета представляла бы собой пустыню или каменистую местность. К счастью, природа наградила Землю реками, и человек издавна селился на их берегах, потому что где вода, там и жизнь.
Рек на свете много, и все они разные. Но почти каждая река начинается с родничка, с ключа, который бьет из-под земли. Маленькие ручейки сливаются в речки. Из малых речек образуются реки. Они вбирают в себя подземные воды и осадки. Начало реки называется истоком. То место, где река впадает в море, озеро или другую реку, — устьем.
Но есть реки, которые начинаются не с родничков. Например, Бия вытекает из Телецкого озера на Алтае и падает с каменной гряды шириной 400 м, она столь же велика и могуча у истока, как и в устье. Есть реки, у которых нет устья, например Мургаб и Теджен в Туркмении. Всю воду их разбирают на полив земли, и эти реки никуда не впадают.
Воды больших, полноводных рек, например нашей Волги, африканского Нила, американской Миссисипи, несут к морю много ила, песка. В устьях, в низинах их течение ослабевает, ил и песок оседают и возникают илистые или песчаные острова. Речной поток дробится на многочисленные рукава. Так образуется дельта реки. Из-за наносов город Новый Орлеан, расположенный в дельте Миссисипи, оказался в котловине, над которой возвышается русло Миссисипи.
Текут реки в берегах, по руслам. В половодье, когда тают снега или лед- ники, реки выходят из берегов и зали- вают земли в пойме — той части доли- ны, которая расположена по сторонам коренного русла реки. Там обычно бывают хорошие заливные луга. Трава с таких лугов — прекрасный корм для скота. Равнинные реки текут медленно, плавно. Только на крутых поворотах и перекатах их течение ускоряется. Но даже и эти реки иногда меняют свои русла в половодье, образуя старицы. Старицы — старые русла рек — вскоре зарастают камышом, кувшинками, телорезом. Так появляются озера и болота.
Горные реки текут стремительно, прорезают в скалах глубокие русла, низвергаются водопадами. Во время ливней и бурного таяния снегов и лед- ников они иногда несут тонны грязи и камней, а порой сносят на своем пути целые селения. Вспомним М. Ю. Лер- монтова:

По камням струится Терек, Плещет мутный вал.

В этих строках полная картина кав- казской горной реки: каменистое русло, быстрое течение, насыщенный наносами водный поток. Самая короткая и вместе с тем полная гидрологическая характеристика! Есть блуждающие реки, то есть те, которые год за годом размывают свои берега, изменяя русла. Особенно энер- гичны в этом горные реки Кавказа. Блуждают реки и в Средней Азии. Так, своенравная река Амударья за несколько лет может продвинуться в сторону от изначального русла на несколько километров. Размывает свои берега и Волга.
Знаете ли вы, что среднеазиатская река Амударья — одна из самых мутных рек в мире? В районе города Керки, в частности, ее воды ежегодно проносят 240 млн. тонн песчаных и илистых частиц. Если очистить речную воду и погрузить весь этот ил и песок на железнодорожные платформы, то понадобится состав длиной почти 100 000 км.
Значение рек в жизни человека огромно. С незапамятных времен они дают ему воду. Издавна служили путями сообщения. На реках были построены самые древние наши города: Владимир, Новгород, Псков, Москва, Ярославль и другие. Реки служили границей государства, верной защитой от нападения врагов. Очень важную роль в жизни людей играют реки и сейчас. Речная вода необходима селам и городам, фабрикам и заводам. На реках мы строим гидроэлектростанции, которые дают дешевую электрическую энергию. По водной глади рек плывут пассажирские и грузовые суда, сплавляется лес (см. Речной транспорт). Реки дают воду для орошения засушливых земель.
Реки — великое наше богатство. Их надо охранять от загрязнения нефтью, промышленными и бытовыми отходами. А чтобы они были полноводнее, нельзя вырубать на их берегах и водоразделах деревья и кустарники.
Прочтите: Пожарицкая Н. М. Как живешь, Озерёнка? М.: Дет. лит., 1989.

Резина

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
В тропических лесах Южной Америки растет ничем с виду не примечательное дерево — гевея. Если надрезать его кору, то выступит белый млечный сок, как у нашего одуванчика, только более густой. Если его собрать побольше и подержать на солнце, то получится желтоватая масса, тягучая и немного липкая. Из этой массы перуанские индейцы лепили что-то вроде сапог и ходили в них по сырому лесу и под дождем.
Европейцы, попавшие в Перу более четырехсот лет назад, увидели такую обувь, и она им чрезвычайно понрави- лась, хотя была не очень красивой. Дело в том, что в те времена в Европе носили только кожаную обувь и в сырую погоду все, конечно, ходили с мокрыми ногами.
Европейские путешественники привезли домой большое количество застывшего сока гевеи, который сами индейцы называли «каучук». В Европе для этого вещества придумали другое название. Всякую смолу англичане называют резиной, а клейкую смолу вроде вишневой камеди называют коротко — гумми. Вот и стали смолу гевеи называть эластичной резиной или гуммиластиком.
Обувь из гуммиластика стали носить поверх обычной — так появились первые галоши. Но оказалось, что для таких изделий каучук не очень-то подходящий материал. В сильную жару он становился слишком мягким, а в холодную погоду затвердевал, как камень. Только через сто лет после появления в Европе каучука удалось получить материал, более прочный и гораздо менее чувствительный к переменам погоды. Для этого смешали каучук с порошком серы и сильно нагрели смесь. Эластичность этого материала зависела от того, сколько серы добавляли к каучуку. Удалось даже получить совсем твердое вещество. Эластичный материал, полученный в результате нагревания каучука с серой, назвали резиной.
Из резины стали делать галоши, плащи, сапоги, надувные спасательные круги и лодки, — словом, массу полезных предметов. В конце 19 в., когда всюду стали пользоваться электричеством, резина защитила человека и от ударов тока, так как она оказалась хорошим изолятором. И до сих пор из эластичной резины делают изоляцию для гибких проводов, а из эбонита — штепсели, ручки выключателей, электрические щиты и многое другое. Все больше и больше требовалось резины. Разрастались огромные плантации гевеи в Южной Америке и в Индонезии. Были найдены и другие растения, сок которых содержал каучук. Но к этому времени люди изобрели автомобиль, а для автомобиля — надувные резиновые шины. И тогда природного каучука стало не хватать. Пришлось взяться за дело химикам. Они сначала изучили состав природного, или, как его иначе называют, натурального, каучука, а потом придумали, как получить искусственный, синтетический каучук. Впервые в мире промышленный способ получения синтетического каучука разработал русский химик С. В. Лебедев.
Прочтите: Ивич А. Приключения изобретений. М.: Дет. лит., 1990. Гл. 6. «Про резину». С. 140—147.

Реактивный двигатель

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Встаньте на лед на коньках, возьмите в руки два кирпича и сразу бросьте их назад. Вы поедете вперед, как бы оттолкнувшись от кирпичей. Чем сильнее вы их бросите, чем тяжелее они будут, тем дальше вы поедете.
Так же действует и реактивный дви- гатель (слово «реакция» значит «от- брасывание»), а отбрасывает он назад горячие газы. Как бы отталкиваясь от них, движутся вперед ракета, самолет или гоночный автомобиль, снабженные таким двигателем.
Откуда же берутся эти газы? Они образуются в камере сгорания двига- теля, где горит топливо.
К реактивным двигателям относятся ракетные и воздушно-реактивные. В ракетном двигателе перед пуском запасают топливо, которое при горении не требует никаких добавок. Почти тысячу лет назад были придуманы пороховые двигатели. Их сейчас называют твердотопливными. Порох — это смесь угля, серы и селитры, а в селитре содержится нужный для горения кислород. Такие двигатели ставились на боевых и сигнальных ракетах. Их используют и на современных боевых ракетах, но порох там иного состава.
Лет пятьдесят назад ученые создали жидкостные ракетные двигатели, где в камеру сгорания подаются из баков керосин или иное горючее вещество и жидкий кислород. Такие двигатели поднимают сейчас в космос ракеты.
А для самолетов придуманы воздушно- реактивные двигатели: в воздухе кислорода много. Самолетный двигатель засасывает окружающий его воздух, который в камере сгорания смешивается с парами керосина. Смесь поджигается — и реактивный двигатель мчит самолет со скоростью до 3500 км в час.
Чтобы самолет-истребитель мог лететь со скоростью хотя бы 1000 км в час, нужен двигатель очень большой мощности. Обычный поршневой дви- гатель, который раньше приводил в действие самолеты, да и сейчас ис- пользуется на тихоходных, главным образом учебных, самолетах, весил бы при такой мощности несколько тонн, а размеры его были бы такими, что места на самолете ему просто не нашлось бы. Такой же мощности реактивный двигатель втрое - вчетверо меньше, его можно спрятать в фюзеляж или в крылья, подвесить снаружи на обтекаемых стойках. Кроме того, поршневой двигатель на большой высоте работает плохо, а реактивный — чем выше, тем лучше. Так что и большая высота полета самолетов стала возможной только благодаря реактивным двигателям.
Читайте: Горьков В. А., Авдеев Ю. Ф. Космическая азбука. М.: Дет. лит. 1990. Гл. «Как устроен ракетный двигатель». С. 42—46.

Рахманинов Сергей Васильевич (1873—1943)

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Заниматься музыкой Сергей Рахманинов начал в четыре года и с удовольствием играл сонаты великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена. В 18 лет он окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано, а через год — по классу композиции. Его наградили большой золотой медалью за выдающиеся исполнительские и композиторские успехи. На выпускной экзамен Рахманинов представил одноактную оперу «Алеко» (по поэме А. С. Пушкина «Цыганы»). За нее присутствовавший на экзамене П. И. Чайковский поставил ему пятерку с тремя плюсами. Через год опера молодого композитора была поставлена в Большом театре. Она получила высокую оценку крупнейших музыкантов, критиков, слушателей.
Творчество композитора развивалось интенсивно. Одно за другим появляются произведения «Утес» и «Каприччио на цыганские темы» для оркестра, «Фантазия» для двух фортепиано, три цикла фортепианных пьес — «Пьесы- фантазии», «Салонные пьесы» и «Шесть музыкальных моментов», три цикла романсов. В 90-е годы началась продолжавшаяся всю жизнь концертная деятельность Рахманинова, ставшего одним из величайших пианистов мира. Один из современников вспоминал: «Играл он удивительно, обладая в высшей степени умением гипнотического воздействия на слушателей. Уже тогда это был подлинный кудесник фортепиано». Слушателям Рахманинова казалось, что он не знает никаких технических трудностей: таким виртуозным было его исполнение, отличавшееся огромной внутренней силой.
В 1897 г. прозвучала Первая симфония Рахманинова. Из-за небрежности оркестрантов и дирижера симфония была исполнена плохо, и концерт окончился провалом. Рахманинов был в отчаянии. Три года он не брался за сочинение музыки, сомневался, не верил в свои силы.
Но композитор не может жить без музыки. И Рахманинов снова вернулся к творчеству. Первые годы 20-го столетия стали годами расцвета его композиторского дарования. Появляются светлая волнующая кан- тата «Весна» для баритона, хора и оркестра на стихи Н. А. Некрасова «Зеленый шум», новые фортепианные прелюдии, романсы. Он пишет Второй и Третий концерты для фортепиано с оркестром. Разлив певучих, по-русски широких мелодий, блистательная виртуозность, подчиненная содержанию, отличают музыку Второго концерта. В эти годы засверкала еще одна грань таланта Рахманинова. Он раскрывается как прекрасный оперный и симфонический дирижер, давший своеобразное толкование многим классическим произведениям. В 1917 г. он выехал с концертами в города Европы и Америки. Всюду, где бы он ни появлялся, публика стремилась в концертные залы, восторженно писала о нем пресса, с газетных полос не сходили его портреты.
Рахманинов остался жить в Америке, где свою тоску по Родине выразил в «Трех русских песнях для хора с оркестром», Третьей симфонии. Во время Великой Отечественной войны денежный сбор от одного из своих концертов он передал в Фонд обороны СССР с такими словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу».
Через все творчество Рахманинова проходит тема Родины. Лиризм сое- диняется в его музыке с величавыми эпическими образами. Широк диапазон чувств, выраженных композитором в своих произведениях, — от тихого покоя до сильной взволнованности, от светлой радости до сумрачной печали. Уже в прелюдии, написанной еще в юности для любимого своего инструмента — фортепиано, сочетаются характерные в дальнейшем для Рахманинова могучая колокольность и стремительное, бурное движение.

Рафаэль Санти (1483—1520)

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Рафаэль, один из величайших живо- писцев эпохи Возрождения, родился в маленьком итальянском городке Урбино. Его отец, поэт и художник Джованни Санти, стал первым учителем Рафаэля.
Рафаэль рано осиротел, жил в бедности. Ему помогали видные художники, которые угадали в подростке огромное дарование. В двадцать лет он написал замечательную картину «Мадонна Конестабиле», которая теперь находится в Эрмитаже. Мадонна (Богоматерь) изображена на фоне умбрийского пейзажа. Необычайно привлекательны задумчивые и прекрасные лица матери и ребенка.
В 1504 г. Рафаэль приехал во Фло- ренцию, где тогда жили и работали гении итальянского Возрождения — Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти. Здесь он нашел много друзей. Увидел великие образцы искусства. Но, учась у них, Рафаэль не подражал никому. Более всего его привлекает в это время образ мадонны с ребенком. Возвышенной поэтичностью, светлой материнской любовью проникнуты такие картины, как «Мадонна в зелени», «Прекрасная садовница», «Мадонна со щегленком». Мадонны Рафаэля — нежные молодые матери, простые женщины, ласковые и любящие. Так никто еще не изображал мадонну. Эта смелость и новизна поражали современников Рафаэля.
В 1508 г. он покинул Флоренцию и поселился в Риме. Папа римский Юлий II поручил молодому художнику роспись станц — парадных залов Ватиканского дворца. Рафаэль расписал три зала и лучший из них — зал Скрепления печатями (станца делла Сеньятура). В этих фресках перед нами рядом с богами предстают величайшие мыслители, художники, поэты древности и эпохи Возрождения. Своей кистью художник прославил человека — его творческий гений, свободу, силу и красоту.
В Риме Рафаэль написал свою известнейшую «Сикстинскую мадонну». Мадонна с ребенком на руках идет по облакам навстречу своей трагической судьбе. Она знает, что для счастья людей должна отдать самое дорогое, что у нее есть, — сына. Ее облик полон душевной чистоты, благородства и величия.
Рафаэль был превосходным архи- тектором. Он строил дворцы, церкви, виллы. В 1514 г. папа Лев Х поставил его во главе строительства собора святого Петра в Риме. Рафаэль должен был изменить проект архитектора Браманте и продолжить строительство. Смерть прервала эту работу. Рафаэля похоронили в Пантеоне — усыпальнице великих людей Италии.

Растения-хищники

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
В том, что насекомые едят листья, ничего удивительного нет. Но оказы- вается, и лист может схватить и уни- чтожить мошку! Не верите? Давайте представим, что мы на болоте.
Вот среди мха виднеется небольшое красноватое растеньице. Это росянка — растение-охотник.
Листочки росянки невелики, зато необычны. Посмотрите на них сквозь увеличительное стекло. Вы увидите, что каждый листок весь покрыт красноватыми волосками. На кончиках волосков, словно чистая роса, сверкает свежая капелька.
Вот садится на лист росянки комар. А на листике не прохладная роса. Это густая и липкая слизь. Прочно держит она комара. Волоски листа начинают сгибаться к комару и касаются его, выделяя жгучий сок. Под его воздей- ствием через день-два комар раство- ряется и всасывается листиком. Теперь листик совершенно сухой. Ветер сдувает с него комариные «рожки да ножки».
Вскоре на листике росянки опять засверкает «роса», начнется новая охота. Бедна питательными веществами земля на болоте. Вот росянка и приспособилась «подкармливаться» таким способом.
А в жарких тропических странах растет другое интересное растение-хищник. Называется оно «непентес». На концах его листьев есть кувшинчики, заметные издалека: они ярко окрашены в желтый или красный цвет. А какой сладкий аромат несется от них! Подлетает мошка к кувшинчику в поисках сладчайшего нектара, а стенки кувшинчика очень гладкие. Сядет букашка на край и тут же соскальзывает на дно, где находится жидкость, переваривающая насекомое.
На земном шаре около 500 различных растений-хищников.
Прочитайте книгу: Аспиз М. Е. Чудо-листья. М.: Дет. лит., 1984.

Ракета

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Тр-рах! Бах! Красные, белые, зеленые звезды вспыхивают в вечернем небе и медленно падают. Эту забаву придумали на Востоке тысячу лет назад. Бамбуковую трубку набивали порохом и поджигали с открытого конца. Ракета взмывала вверх, пламенной дугой прочерчивала небо.
Ракеты были не только забавой. В 10— 12 вв. в Индии и Китае их стали применять при осаде крепостей. При- крепленные к ракетам стрелы переле- тали через самые неприступные стены и не только убивали защитников крепости, но и вызывали пожары. В 19 в. пороховые ракеты были в русской армии и армиях других европейских стран. Их использовали в войнах с Наполеоном, в русско-турецких войнах. Но пушки становились все лучше, снаряды из них летели дальше и попадали в цель точнее, чем тогдашние боевые ракеты. И ракеты остались только для подачи сигналов.
Через какое-то время пушки достигли предела своих возможностей. Самые мощные из них посылали снаряд за 100— 120 км. Но это были уже огромные стальные чудища, которые перевозили с места на место только в разобранном виде.
А ракета, которую успели за это время усовершенствовать, могла лететь хоть за тысячи километров, хоть в космос! И в цель она теперь попадала гораздо точнее, чем снаряд. Почему же так получилось? Пушка выбрасывает снаряд так, как вы бросаете снежок. Короткий разгон — в вашей руке или в стволе орудия, — а дальше свободный полет, который подправить невозможно.
Как бросили, так и полетело. Ракета же имеет собственный реактивный двигатель, который все время ее подгоняет. Она словно снаряд, который несет свою пушку с собой. И управлять ракетой можно на лету. Дополнительные двигатели подтолкнут ее правее или левее, выше или ниже. Им можно посылать команды по радио. А можно встроить в ракету компьютер, который сам будет управлять, вести точно в цель.
Человечество все увереннее вступает на путь разоружения. В нашей стране и в США военные ракеты начинают уничтожать. Из их стальных обломков предприимчивые люди делают сувениры — памятные подарки. Может быть, когда вы вырастете, военные ракеты останутся лишь воспоминанием. И над миром будут взлетать только мирные ракеты-труженицы, несущие научные приборы, космонавтов, а когда-нибудь и просто пассажиров, спешащих по своим делам.
С помощью ракеты-носителя «Энергия» на околоземную орбиту был выведен космический корабль многоразового использования «Буран».

Разин Степан Тимофеевич (ок. 1630—1671)

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Беглые крепостные крестьяне всегда стремились на Дон, где жили вольно- любивые казаки. Они охраняли границы и за это получали от московского царя деньги, оружие, ткани, хлеб.
Но беглых крестьян стало так много, что в 1658 г. правительство приняло указ об их бессрочном сыске. Из донских городков тоже нужно было возвратить беглых. Но казаки держались независимо: «С Дону выдачи нет!» В ответ из Москвы стало меньше поступать продовольствия.
И казаческая голытьба стала искать выход из своего бедственного положения в традиционном для казаков «разбойном» походе за добычей. Возглавил поход Степан Разин — зре- лый, бывалый человек. Он прекрасно владел собой, участвовал в казацких походах, в переговорах с калмыцкими князьями о мире и совместных действиях против крымских татар, ездил в 1658 г. в Москву в составе казачьего посольства.
Разин — удачливый атаман, он с большой ловкостью и удалью отбирает добычу в своем грабительском походе. Он освобождает колодников с захваченного на Волге каравана, расправляется с дворянами, стрелецкими и приказными начальниками, воеводами, освобождает русских пленников в иранских землях, наносит поражение правительственным войскам. Разин бросает вызов властям, защищает обиженных и угнетенных. Известно, что, будучи в Астрахани, Разин не скрывал своих намерений «вскоре освободить всех от ярма и рабства боярского». Вернувшись на Дон, Разин не распустил, а сохранил свой отряд, нарушив все привычные порядки. Он замышлял новый поход. На Дону складывалось самостоятельное войско из голытьбы. Ничего подобного Дон не видел! Популярность и авторитет Разина быстро росли. Весной 1670 г. атаман предложил казакам идти на Волгу, а оттуда — «на Русь», чтобы «чорным людям дать свободу». Именно поэтому Разин стал крестьянским вождем.
В июне 1670 г. крестьянская война полыхала на огромных пространствах Поволжья и на Дону и грозила пере- кинуться в центральные уезды. Пра- вительству пришлось собрать войска. Разинские и правительственные отряды сошлись у Симбирска, где были важные крепости, открывавшие дорогу в центральные районы страны. В первых числах октября в решительном сражении за крепость повстанцы были разбиты. Самого атамана тяжело ранили. Товарищи вынесли его с поля битвы, погрузили в лодку и рано утром 4 октября отплыли вниз по Волге.
При подавлении восстания погибло около 100 тыс. человек. 6 июня 1671 г. атаман был казнен в Москве. Он умер, не издав ни одного стона.