Песня

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Огромный мир мыслей, чувств, образов заключен в этом самом простом и доступном музыкальном жанре.
Очень разные бывают песни. Например, народные, у которых нет определенного автора, — колыбельные, детские прибаутки. Свадебные песни. Протяжные, лирические, рассказывающие о женской доле. Были- ны, повествующие о подвигах древних богатырей...
Невозможно даже перечислить все виды народного песенного творчества, настолько оно обширно, в нем, как в народной энциклопедии, рассказана вся жизнь человеческая. Существует множество групп, жанров, разновидностей песен, которые перекликаются между собой. Но обычно мы различаем две большие группы: песня народная и песня, создаваемая композиторами. Между этими песнями существует постоянная связь. В операх, симфониях, камерной музыке композиторы часто обращаются к народной песне, либо точно передавая ее мелодии, либо используя ее характерные отдельные элементы. В то же время некоторые песни, созданные композиторами, как бы уходят в фольклор и живут там иногда в десятках вариантов. Так, например, произошло в годы Великой Отечественной войны с песней М. И. Блантера на слова М. В. Исаковского «Катюша».
Композиторские песни группируются по содержанию их текста: песня лирическая, шуточная, сатирическая, политическая.
Но у песен, даже родственных по содержанию, может быть разная судьба. Одни больше поют в деревне, другие — в городе, некоторые с увлечением поют солдаты на марше, а иные — туристы в походе. Значит, песни группируются и по признаку той среды, в которой они наиболее популярны: песня крестьянская, рабочая, солдатская, студенческая и т. д.
И исполняются песни по-разному. Массовая песня предназначена для самых обычных любителей пения, лишь бы у них был слух. И звучат такие песни в самой разной обстановке: в колонне демонстрантов, на экскурсии, дома в семейном кругу. Не обязательно в них и сопровождение инструмента. Эстрадная песня рассчитана на певцов- профессионалов с оркестром или ансамблем, а часто и на усиление звучания при помощи электроакустической аппаратуры.
Наконец, песни разделяют и по музыкальному складу: песня одного- лосая, хоровая, с сопровождением или без него.
Интересные песни пишут самоде- ятельные авторы, которые часто сочиняют не только мелодии, но и слова и сами их исполняют, обычно под гитару.
Один из главных секретов могущества песни — ее простота. Даже о самых серьезных вещах — о борьбе за свободу, за счастье, о верной дружбе, о героических подвигах — песня умеет говорить простыми словами, соединенными с несложной, легко запоминающейся мелодией.
О песне прочитайте в книгах: Абрамян Г. В. Солнечный круг: Музыкальная азбука. М.: Малыш, 1985. Гл. «Песня». С. 50—51.
Могилевская С. А. У лиры семь струн. М.: Дет. лит., 1981. Гл. «Песня». С. 62.

Перов Василий Григорьевич (1834—1882)

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
История русской? живописи едва ли знает художника более страстного, непримиримого в своих убеждениях, чем Перов. Его имя было знаменем всего прогрессивного, передового в художественной и общественной жизни России. Созданные им картины народной жизни до сих пор волнуют зрителя своей задушевностью и глубокой скорбью, а сатирические полотна поражают едким сарказмом, меткостью и беспощадностью характеристик. Тем более восхищали они демократически настроенных современников художника: для них маленькие, скромные по краскам картины Перова были смелым словом в защиту обиженных и угнетенных.
Василий Григорьевич Перов родился в Сибири, в городе Тобольске, в семье прокурора, человека просвещенного и свободомыслящего, принимавшего в своем доме ссыльных декабристов.
В детстве и юности Перову пришлось много поездить по России, пока наконец 18-летним юношей .он не попал в Москву, где поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В училище царил дух свободы и независимости от требований официального искусства. И атмосфера училища, и Москва середины прошлого века с ее литературными и театральными традициями сформировали художественные взгляды будущего живописца.
В 1861 г., уже сложившимся мастером бытовой живописи, Перов заканчивает училище и получает золотую медаль Академии художеств за картину «Проповедь на селе».
Уже в этой ранней работе художника проявились основные черты, свойственные его творчеству, — тща- тельность письма, композиционная четкость, меткость характеристик, предельная выразительность жеста и мимики и — главное — критический взгляд на действительность.
Образцами для многих мастеров кисти той поры стали появившиеся вскоре вслед за первой картиной художника «Сельский крестный ход на Пасхе» и «Чаепитие в Мытищах».
В конце 1862 г. Перов выехал за границу, в Париж. Здесь он изучал полотна старых мастеров, зарисовывал сценки городской жизни. Но пребывание его в Париже не было долгим. Художник понял, что только дома он мог сказать своей кистью нужное, идущее от самого сердца слово. Перов находил сюжеты для своих картин, наблюдая жизнь простых людей. Его произведения вызывают горячее сочувствие униженным и оскорбленным.
«Проводы покойника», «Последний кабак у заставы», «Тройка», «Утоп- ленница». Человеческие трагедии не могут оставить зрителя равнодушным.
В творчестве художника большое место занимала и портретная живопись. Героями его портретов были чаще всего деятели передовой русской культуры: драматург А. Н. Островский, поэт А. Н. Майков, художник А. К. Саврасов, писатель В. И. Даль и другие.
Последние годы своей жизни Перов преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Учени- ками его были многие ставшие известными русские художники: М. В. Нестеров, А. П. Рябушинский, А. С. Архипов. На полотнах Перова воспитывались целые поколения художников.

Передвижники

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Более ста лет тому назад произошло очень важное для русского искусства событие. У него есть своя предыстория.
В 1863 г. четырнадцать выпускников Петербургской академии художеств во главе с И. Н. Крамским выступили с требованием свободно выбирать сюжеты для картин, которые они представят на выпускных экзаменах. Согласно традиции они имели право писать только на мифологические или религиозные темы. А молодые художники в своих будущих картинах хотели затронуть проблемы современной жизни, изобразить то, что их волновало и было тесно связано с жизнью простого народа. Получив отказ совета академии, они демонстративно покинули ее и орга- низовали Артель художников по типу рабочей коммуны, описанной в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?». Так «бунт четырнадцати» открыл новые возможности перед русским искусством.
В 1870 г. группа молодых художников Москвы и Петербурга организовала Товарищество передвижных выставок. Члены Товарищества ежегодно устраивали выставки своих картин и перевозили их из города в город, чтобы как можно больше людей могли видеть эти картины. Художников стали называть передвижниками. Передвижные выставки приобрели широкую известность и получили народное признание. И как бы ни старались сторонники академии задушить свежие силы, ряды передвижников пополнялись новыми талантливыми мастерами.
Среди первых передвижников были И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, В. Е. Маковский, В. Г. Перов, А. К. Саврасов, К. А. Савицкий. Позже к ним присоединились И. Е. Репин, В. И. Суриков, И. И. Левитан, Н. А. Ярошенко и другие русские художники.
Многие картины передвижников вошли в золотой фонд русского искусства. Их вы можете видеть в наших музеях.
Картины передвижников проникнуты любовью к Родине, верой в силу и талантливость простого народа. Передвижники сыграли огромную роль в развитии русского искусства. Они положили начало новому его направлению — гражданскому, близ- кому народу.
О художниках-передвижниках вам расскажут книги: Волынский Л. Н. Лицо времени: Книга о русских художниках. М.: Дет. лит., 1982.
Каменева Е. О. Какого цвета радуга. М.: Дет. лит., 1984. Гл. «Пере- движники». С. 56—58.

Первое мая

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
В этот день в 1886 г. в американском городе Чикаго рабочие не встали, как обычно, к станкам. Они не хотели больше работать по 10—15 часов в день, жить в трущобах, в невообразимой тесноте. Они собрались вместе, чтобы добиться от администрации восьмичасового рабочего дня, надбавки к заработку и улучшения условий жизни. На требования рабочих было отвечено пулями.
По всей стране прошли стачки и демонстрации протеста. Американских рабочих поддержали прогрессивные люди всего мира. Чтобы выразить свою солидарность с трудящимися Чикаго, гнев и возмущение расправой с ними, рабочие Парижа и Лондона, Берлина и Москвы прекратили работу и с красными флагами вышли на улицы.
А через три года, в 1889 г., когда участники международного объединения рабочих партий — Второго Интернационала — собрались в Париже на свой конгресс, они постановили считать Первое мая международным праздником. Впервые Первое мая как революционный праздник рабочего класса был отмечен в 1890 г.
Русские рабочие организовали пер- вомайские забастовки в 1891 г. в Петербурге и 1895 г. в Москве.
В нашей стране Первое мая стало Праздником Весны и Труда.
Прочитайте рассказы о празднике Первое мая: Митяев А. В. Сегодня праздник: Рассказы. М.: Дет. лит., 1988. Гл. «Первомай». С. 35—38.

Пеночки

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
В пасмурный дождливый день маленькая пеночка выглядит серенькой и не очень приметной птичкой. Покажется, нырнет в кусты и пропадет. Но вот выглянет солнце, запрыгают по листьям березы и черемухи веселые солнечные зайчики — и пеночка сама станет как солнечный зайчик. Проворная птичка вспорхнет на дерево, спрячется в густой листве — и оттуда раздастся песенка: «Тень-тинь, тень-тень...» Это «тенькает» и «тинькает» пеночка-теньковка.
А вот скачет по веткам черемухи золотисто-зеленая птичка, заглядывает под каждый листочек, сует свой любопытный клювик то туда, то сюда и все время повторяет: «фить-фюить», «фить-фюить». Потом вспорхнет на вершину, звонко и легко выговаривает: «фить-фить-фить...» И будто ей не хватило голоса, нежно замирает: «фюююить...» Так поет свою песенку еще одна пеночка — весничка.
Кроме теньковки и веснички в наших лесах встречаются еще тринадцать видов пеночек. Их можно отличить друг от друга по песенкам.
Пеночки приносят огромную пользу, уничтожая много вредных насекомых. Пеночка весит до 5 до 12 граммов, а съедает за день 17 граммов корма!

Пеликаны

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Окаменевшие останки самой крупной из когда-либо существовавших на Земле морских птиц были обнаружены в куске скалы при строительстве аэропорта в городе Чарлстоне в Америке. Птица весила около 41 кг и имела размах крыльев более 5 м. Специалисты считают, что эта птица, жившая от 5 до 50 млн. лет назад, — отдаленная родственница современных пеликанов.
Пеликана сразу узнаешь по большому клюву и мешку под ним. Во время охоты пеликан набивает свой мешок рыбой, а потом спокойно поедает добычу.
Под кожей у пеликана есть воздушные мешки, поэтому он не может нырять. Только бурый пеликан может погружаться в воду, пикируя с довольно большой высоты. Вот почему эти птицы охотятся на мелких местах.
Во время охоты пеликаны громко кричат, загоняя рыбу. Но на отдыхе или около своих гнезд, которые птицы устраивают в труднодоступных болотистых местах, они очень осторожны.
Всего на земном шаре живет восемь видов пеликанов. Выделим среди них два вида — кудрявого и розового. Кудрявый прозван так потому, что на голове и верхней части шеи у него длинные, закрученные, «кудрявые» перья. Это большая птица, до 13 кг весом и до 2 м в размахе крыльев. У розового пеликана розовый цвет оперения. Он поменьше кудрявого: весит 10—11 кг.
У всех пеликанов, как и у их род- ственников—олуш, бакланов, фрегатов, фаэтонов, плавательные перепонки обтягивают все четыре пальца: эти птицы гребут ногами, как веслами. Вот и названы все они веслоногими.

Пейзаж

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Только что промчалась над болотистой равниной гроза. Дождь и ветер еще бушуют вдали. Синие тучи полны влаги, и тяжелы мокрые ветви деревьев и кустарников. Но у горизонта уже засветилось ясной синевой небо, выглянуло солнце, воздух приобрел чистоту и прозрачность, а по земле, по мокрому лугу, заскользили тени от расходящихся туч. Покой наступает в природе, еще взбудораженной грозой.
Все это мы видим на картине «Мокрый луг» известного русского пейзажиста второй половины 19-го в. Ф. А. Васильева. Пейзаж, изображенный художником, прост и прекрасен. Прекрасен не внешней яркостью, а прав- дивостью, близостью к действитель- ности. Это природа его родины, горячо и нежно любимой им. Показать природу во всей ее красоте, выразив при этом большой сложный мир человеческих чувств и переживаний, — это и есть главная задача художника-пейзажиста.
Как самостоятельный жанр пейзажная живопись сложилась не сразу. Поначалу пейзаж был фоном для портретов или для исторических сцен. Лишь в 16—17-м вв. пейзаж стал самостоятельным жанром изобразительного искусства. В то время особенно славились пейзажи голландских художников.
Прекрасные пейзажи были созданы в 19- м в. Содержательны и поэтичны картины природы замечательных художников- передвижников А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, И. И. Левитана, А. И. Куинджи.
Видное место занимает пейзаж и в творчестве известных живописцев И. Э. Грабаря, М. С. Сарьяна, А. А. Дейнеки.
Создавая картины родной природы, художники учат нас чувствовать ее красоту и поэзию и еще больше любить свою прекрасную Землю.
О живописи пейзажа вам расскажут книги: Каменева Е. О. Какого цвета радуга. М.: Дет. лит., 1984. Гл. «Пейзаж». С. 55.
Порудоминский В. И. Первая Третьяковка. М.: Дет. лит., 1979. Гл. «Зал 25 (Куинджи, И. Айвазовский)». С. 101—105; гл. «Зал 28 (И. Левитан)». С. 112—118.

Педагогика

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Наука о том, как учить и воспитывать подрастающие поколения, помогать раскрытию и обогащению склонностей и интересов человека, его самовоспитанию, называется педагогикой. Её разделы — дидактика (наука об обучении), теория воспитания, школоведение (организация школьного дела). Одна из самых древних наук, она фактически ровесница человечества, потому и ее будущее бесконечно. Меняются времена и нравы, условия жизни и быта, но всегда старшие озабочены тем, чтобы младшие росли здоровыми, умными, добрыми.
«Жизнь убедила: первый и наиболее ощутимый результат воспитания выражается в том, чтобы человек стал думать о самом себе. Задумался над вопросом: что во мне хорошего и что плохого? — говорил замечательный учитель В. А. Сухомлинский. — Жить по принципу «после меня хоть потоп» нельзя... Каждый человек повседневным трудом должен вносить свой, пусть небольшой вклад в общий труд жизни».
Первые педагоги человека — его родители, которые учат уважать стар- ших, любить труд, читать книги, беречь природу; в этом им помогают книги по педагогике. Когда ребята идут в школу, их встречает и начальные три-четыре года с ними работает первая учительница. Многие на всю жизнь запоминают ее добрую строгость, приветливое внимание, готовность прийти на помощь, когда маленький человек учится правильно писать, считать, разговаривать. Ребенок становится старше — и его педагогам нужно все больше новых знаний — знаний законов современного обучения и воспитания, особенностей опыта лучших педагогов прошлого и настоящего. Ведь наука всегда строится на опыте. Много замечательных людей посвятили себя педагогике. Это чешский педагог Я. А. Коменский, замечательный русский ученый К. Д. Ушинский, великий писатель Л. Н. Толстой. Прославились своими научными трудами С. Т. Шацкий и П. П. Блонский. Ныне очень много последователей у А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского. В памяти людской останется и верный друг детей Я. Корчак.
Сегодня в школах страны работают многие тысячи учителей, вносящих вклад в развитие педагогики и школы. Особенный интерес современной науки и практики вызывают демократизация школы, новые для нас учебные заведения (гимназии, лицеи, колледжи и пр.).
Сотни ребят мечтают стать учителями, чтоб нести людям общечеловеческие идеи добра и справедливости. А для этого нужно развивать в себе внимание к людям, их словам и поступкам, умение слушать других, организовать товарищей, помогать малышам советами и делами. К мудрым законам педагогики младший подросток сможет приобщиться в будущем, а пока надо понять один из самых важных: каждый человек — педагог сам себе, он выбирает себе идеал, стремится его достичь, преодолевает собственные недостатки, отвечает за себя перед своей совестью, растет хорошим человеком.

Пауки

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
На опушке леса от ветки к ветке про- тянулись тонкие шелковистые нити. Здесь раскинул свои сети паук. У него есть верная примета: пятнышки на спине складываются в рисунок, похожий на крест. Это паук-крестовик, вернее, паучиха. Паук размером поменьше, он скрывается где-нибудь поблизости на нижней стороне листа. Он к паутине не приближается — паучиха может его съесть.
У пауков на брюшке есть маленькие бугорки — паутинные бородавки, каждая с несколькими отверстиями. Из них выделяется жидкость, застывающая на воздухе в виде нити. Эти нити служат разным целям.
Некоторые виды пауков ткут коконы — «пеленки» для откладываемых яичек. А когда выводятся паучата, паутина становится гнездом, в котором поселяются малыши.
Иногда нить служит лестницей для спуска и подъема. Или «самолетом»: ветер подхватывает паутину с паучком и переносит в другое место.
Некоторые пауки выстилают паутиной пещерки, в которых живут. А серебрянка — обитатель заросших прудов и речных заводей — строит себе из паутины подводное жилище, похожее на колокол. По мере постройки дома паук наполняет его воздухом. Серебрянка приносит мельчайшие пузырьки воздуха на тонких волосках, которыми покрыто ее тело. Паук весь словно закутан в воздушную «шубу», которая блестит в воде. Сверкает и его паутинный дом. С этим запасом воздуха паук может долго находиться под водой.
Паучьи нити бывают очень прочными. Жители Южной Америки сооружают из ветвей раму, маскируют листьями и оставляют на ночь в лесу. К утру в раме бывает готова сеть, такая надежная, что ею можно ловить рыбу. И не мудрено: ее соткал гигантский мохнатый паук, достигающий 10 см в длину.
Иногда паутина может показаться брошенной: на ней нет никого. На самом деле паук притаился где-нибудь поблизости и ждет. Он сразу узнает, когда в сеть попадает добыча. Об этом сообщает ему дрожание сигнальной нити, которая тянется от паутины к месту его засады. Приняв «сигнал», паук тотчас устремляется к добыче. Вырваться из сетей ей не удастся: нити смазаны клейким веществом.
Кроме ловчих сетей у пауков есть еще оружие: сильные челюсти. Они заканчиваются коготком с отверстием, через которое выделяется яд из ядовитой железы. Яд домового паука или крестовика способен убить муху. Гораздо более ядовит тарантул. А самый ядовитый из наших пауков — житель сухих степей и полупустынь каракурт. Его можно узнать по красным пятнышкам на черном брюшке. Этот паук невелик —до 2 см в длину. Укус его может быть смертелен для лошади или верблюда, опасен он и для человека.
Часто называют пауком сенокосца. Но это неправильно. Сенокосцы, так же как скорпионы и фаланги, не пауки, а только их близкие родственники — паукообразные.

Пастер Луи (1822—1895)

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Он был очень талантлив, увлекался химией и в 27 лет стал профессором. Его исследования и открытия восхищали ученых. И никто не предвидел, что скоро он оставит химию и будет заниматься исследованиями совсем в другой области.
Это случилось, когда Пастеру было почти 35 лет. Французских виноделов постигла беда. Они обратились к Пастеру с просьбой установить, почему в чанах, где происходило брожение виноградного сока, вдруг вместо спирта начала получаться мутная жидкость.
Исследовав эту жидкость под микроскопом. Пастер увидел в ней вместо крошечных дрожжевых грибков, которые вызывают брожение сахара, превращая его в спирт, какие-то живые существа, имеющие вид палочек. И Пастер понял, что именно эти живые палочки, т. е. бактерии, — коварные истребители дрожжей — несут разорение виноделам.
Пастер решил заняться изучением микробов, в том числе и бактерий. Возможно, предположил он, многие из этих безобидных на вид существ, проникая в организм людей и животных, вызывают заразные болезни, несут страдания и смерть. И эта догадка подтвердилась в его опытах. Всю свою дальнейшую жизнь Пастер посвятил изучению микроорганизмов, вызывающих заразные болезни, и поискам средств борьбы с ними.
Одно из надежных средств борьбы с заразными болезнями, которые применял Пастер, — прививки. Если человеку (или животному) сделать прививку — ввести в его организм ослабленные микробы, вызывающие заразную болезнь, то он не заболеет или перенесет болезнь в легкой форме и в дальнейшем станет невос- приимчив к ней.
В битве с болезнетворными микробами Пастер шел неизведанными, рискованными путями, и его величайшей победой было создание препаратов для прививок от таких страшных болезней, как сибирская язва и бешенство. Ученики и последователи Пастера создали препараты для прививок от многих других болезней.

Парк

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
В древности люди выращивали около жилищ овощи, фруктовые деревья, лекарственные травы. Со временем они стали высаживать близ домов и растения, поразившие их красотой: цветы, кустарники, деревья. Это были прапрадедушки парков.
Первые парки разбивали для вла- стелинов и их приближенных. До наших дней сохранились легенды о висячих садах царицы Семирамиды в Вавилоне — одном из семи «чудес света».
Многие столетия деревья и кустарники в парках сажали правильными рядами, ровно подстригали. Клумбы с цветами — строго геометрической формы, круглые и прямоугольные, — располагали перед дворцами и замками. Парки украшали фонтанами, мраморными статуями и вазами. Такие парки называют регулярными. В 17 в. архитектор А. Ленотр создал великолепный Версальский парк в новой резиденции французских королей под Парижем. Парк и сейчас поражает многочисленных туристов своей красотой и грандиозностью. Его аллеи, фонтаны, скульптуры, декоративная зелень гармонично связаны между собой. В России примером регулярного парка может служить парк Петродворца близ Санкт-Петербурга.
В 18-м в. в Европе стали создавать пейзажные парки. Впервые они появились в Англии. Создатели пей- зажных парков подражали дикой, нетронутой природе. В этих парках красиво сочетались деревья, открытые полянки, цветы вдоль дорожек, искусственные озера и ручейки. Таковы парки в Павловске под Санкт- Петербургом, Измайловский парк в Москве.
Рассадить парк — это большое и трудное искусство, многолетний и кропотливый труд. Мало того что деревья и кустарники растут медленно. У каждого дерева, каждого цветка — своя форма, свой цвет. И посадить их надо так, чтобы они составили красивую группу и радовали глаз.
Ныне вокруг крупных городов соз- даются лесопарки. В основном это уголки нетронутой природы.
У нас есть и совсем особые парки, где много веселых аттракционов, есть кинотеатр, читальня, спортивные и детские площадки. Это парки культуры и отдыха.

Парижская Коммуна

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
18 марта 1871 г. парижан разбудили артиллерийские выстрелы, звон коло- колов. Жители в тревоге выбегали из домов и устремлялись к Монмартрскому холму. А там...
«Приказываю стрелять! — исступленно кричал генерал, командовавший правительственными войсками. — Огонь! Огонь!» Но солдаты опускали дула ружей. Они не хотели стрелять в мирных граждан. Что же происходило во Франции? Шла война с Германией. Немецкая армия уже захватила часть страны. Французский народ был полон решимости бороться с захватчиками. Но правительство заключило перемирие и приказало вывезти пушки из Парижа, решив сдаться на милость врага, поскольку для него вооруженный народ был страшнее, чем вражеская армия. Парижане восстали против буржуазного «правительства национальной измены», как его прозвал трудовой народ. Над Парижем затрепетали красные знамена, на улицах царило праздничное оживление. Повсюду раздавались возгласы: «Долой изменников! Долой угнетателей! Да здравствует свобода! Да здравствует революция!» Вооруженные рабочие установили и охраняли порядок в городе.
Трудящиеся стали управлять городом и создали свое правительство — Парижскую Коммуну, где на все должности народ выбрал своих пред- ставителей. Коммуна заботилась о бедняках и безработных, переселяя многие семьи из подвалов и трущоб в дома бежавших богачей. Были организованы детские сады, бесплатные школы, народные клубы. Рабочие сами следили, чтобы заводы работали без перебоев. Но коммунарам пришлось дей- ствовать в очень трудных условиях. Не хватало оружия и продовольствия. Париж был окружен врагами и отрезан от остальной Франции. А враги накапливали силы. Бывшие хозяева Парижа засели в предместье столицы — Версале — и вместе с немецкими генералами стали готовиться к походу против революционного города.
Договорившись с французскими властями, немцы освободили из плена 100 тыс. французских солдат. И эта армия, вооруженная версальцами до зубов, 21 мая ворвалась в город.
Целую неделю шла ожесточенная борьба за каждый квартал, каждую улицу. Вместе с парижанами на баррикадах героически сражались революционеры из других стран — России, Польши, Венгрии.
Но силы были неравными. Через неделю озаренный пламенем пожаров, залитый кровью Париж пал. 27 мая на кладбище Пер-Лашез 200 коммунаров вели последний бой против целой армии версальцев. К вечеру горстка храбрецов была расстреляна у кладбищенской стены.
Коммуна просуществовала всего 72 дня. В память о ней трудящиеся Парижа ежегодно устраивают торжественное шествие к Стене коммунаров на кладбище Пер-Лашез.
Парижская Коммуна

18 марта 1871 г. парижан разбудили артиллерийские выстрелы, звон коло- колов. Жители в тревоге выбегали из домов и устремлялись к Монмартрскому холму. А там...
«Приказываю стрелять! — исступленно кричал генерал, командовавший правительственными войсками. — Огонь! Огонь!» Но солдаты опускали дула ружей. Они не хотели стрелять в мирных граждан. Что же происходило во Франции? Шла война с Германией. Немецкая армия уже захватила часть страны. Французский народ был полон решимости бороться с захватчиками. Но правительство заключило перемирие и приказало вывезти пушки из Парижа, решив сдаться на милость врага, поскольку для него вооруженный народ был страшнее, чем вражеская армия. Парижане восстали против буржуазного «правительства национальной измены», как его прозвал трудовой народ. Над Парижем затрепетали красные знамена, на улицах царило праздничное оживление. Повсюду раздавались возгласы: «Долой изменников! Долой угнетателей! Да здравствует свобода! Да здравствует революция!» Вооруженные рабочие установили и охраняли порядок в городе.
Трудящиеся стали управлять городом и создали свое правительство — Парижскую Коммуну, где на все должности народ выбрал своих пред- ставителей. Коммуна заботилась о бедняках и безработных, переселяя многие семьи из подвалов и трущоб в дома бежавших богачей. Были организованы детские сады, бесплатные школы, народные клубы. Рабочие сами следили, чтобы заводы работали без перебоев. Но коммунарам пришлось дей- ствовать в очень трудных условиях. Не хватало оружия и продовольствия. Париж был окружен врагами и отрезан от остальной Франции. А враги накапливали силы. Бывшие хозяева Парижа засели в предместье столицы — Версале — и вместе с немецкими генералами стали готовиться к походу против революционного города.
Договорившись с французскими властями, немцы освободили из плена 100 тыс. французских солдат. И эта армия, вооруженная версальцами до зубов, 21 мая ворвалась в город.
Целую неделю шла ожесточенная борьба за каждый квартал, каждую улицу. Вместе с парижанами на баррикадах героически сражались революционеры из других стран — России, Польши, Венгрии.
Но силы были неравными. Через неделю озаренный пламенем пожаров, залитый кровью Париж пал. 27 мая на кладбище Пер-Лашез 200 коммунаров вели последний бой против целой армии версальцев. К вечеру горстка храбрецов была расстреляна у кладбищенской стены.
Коммуна просуществовала всего 72 дня. В память о ней трудящиеся Парижа ежегодно устраивают торжественное шествие к Стене коммунаров на кладбище Пер-Лашез.