Во все времена люди старались осмы- слить то, что их окружало, понять себя, человеческую жизнь и смерть. Люди невольно очеловечивали природу. Им казалось, что она полна каких-то таинственных сил, которые правят миром и судьбами людей. Поклоняясь этим силам, люди устанавливали пра- вила жизни, поведения в разных ситуациях. Запреты, которые помогали человеку лучше ориентироваться в окружающем мире, оберегали от дурных и призывали к добрым делам.
Так появились традиции, обряды, ритуалы. Образовался особый слой людей, которые были как бы посред- никами, помогали каждому общаться с «высшими силами». Это маги, жрецы, прорицатели, пророки, священно- служители. Постепенно складывались представления о происхождении мира и человека, о добре и зле, о законах, по которым человек живет и умирает. Эти представления дошли до нас в мифах народов мира. Тогда же возникает и атеизм — отрицание божественного начала в жизни. Религия и атеизм — вечные спутники в истории.
В древности люди верили в суще- ствование многих богов. Греки считали, что боги живут на горе Олимп. Боги русичей жили повсюду: в лесу — лешие, в доме — домовые, в воде — водяные, на небе — бог Перун. Затем появились и «верховные» боги: у греков — Зевс, у римлян — Юпитер, у скандинавов — Один, у германцев — Вотан. С развитием общества изменялись и верования людей. Появлялись новые боги, старых забывали. Многобожие, или политеизм, уступало место единобожию — монотеизму. Это было связано с экономическим развитием общества и с изменениями в образе жизни людей. Немалую роль сыграло и географическое положение стран, их связи друг с другом. Все шире стали распространяться три основные мировые религии.
Раньше всех из них возник буддизм. Это было в Индии, в 6—5 вв. до новой эры. Имя Будда получил основатель религии Сиддхартха Гаутама, достигший состояния высшего духовного совершенства. Будде поклоняются народы Юго-Восточной и Центральной Азии, отчасти Средней Азии и Сибири. В буддизме существует несколько направлений.
Христианство появилось в 1 в. в вос- точной провинции Римской империи — Палестине, где была распространена монотеистическая религия древних иудеев. Христиане верят в Иисуса Христа как Богочеловека и Спасителя мира. Главный источник вероучения — Священное писание (Библия). Его первая часть — Ветхий завет является священной книгой и для иудеев. Вторая часть — Новый завет — излагает обстоятельства жизни и смерти Иисуса Христа, его учение и дела, а также дела его учеников. В христианстве три основных направления: католицизм, православие, протестантизм. Христианство исповедуют на всех континентах.
Ислам тоже одна из мировых религий. Это слово по-арабски означает «покорность». Ислам возник в Аравии в 7 в. Основал его пророк Мухаммед, по- своему осмысливший опыт и иудаизма, и христианства. Последователи религии — их называют мусульманами — поклоняются единому Богу — Аллаху — и признают Мухаммеда посланником Аллаха. Основы учения изложены в священной книге мусульман — Коране. В исламе два основных направления — суннизм и шиизм.
Кроме этих трех мировых религий в мире есть и многие другие. Среди них — индуизм, который имеет много последователей в мире, а в Индии, где он сложился в 1 в., 95% верующих — индуисты. Они поклоняются трем верховным богам — Вишну, Брахме и Шиве.
Еще одна религия — иудаизм, возникший в 1 тысячелетии до новой эры в Палестине. Эта религия распространена среди евреев. Их верховный Бог — Яхве; основные положения иудаизма изложены в Ветхом завете (первые пять его книг называются «Тора», что значит «закон») и Талмуде.
Религии вобрали в себя мудрость многих поколений людей. Заветы, религиозные предписания и требования заставляют человека повседневно оценивать свои мысли и свои поступки с точки зрения божественных установлений. Появляется высший судия действиям людей, который лишен человеческих пороков и слабостей. Для верующих это не только идеал, по которому они строят жизнь, но сама жизнь, теряющая без Бога свою цель и смысл. История религий полна сложными и трагическими событиями. Религии не оставались едиными, целыми. Верующие вступали в борьбу по поводу тех или иных догм. Так, разделение мусульман на шиитов и суннитов происходило очень драматично и по сей день порождает конфликты, порой острейшие. В Западной Европе в 16 в. возникло движение Реформации — за реформу христианской церкви (ранее за попытку такой реформы был сожжен на костре Ян Гус). Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин, Ульрих Цвингли провозгласили новый церковный обряд, и его утверждение стало временем кровавых религиозных войн. Россию во второй половине 17 в. потряс церковный «раскол». От государственной церкви отделились старообрядцы, которые не хотели принять давно назревшие преобразования в церковной и общественной жизни страны, начатые патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем и завершенные Петром I. От религиозных споров часто перехо- дили к политическим репрессиям. Многие старообрядцы, спасаясь от преследований, сами сжигали себя.
Вообще же взаимоотношения церкви и государства — один из сложных исторических вопросов. На протяжении веков государство делало церковь своим инструментом, а церковь использовала силу государства. Например, в Европе в 13—19 вв. в католической церкви существовал специальный суд — инквизиция. Допросы там велись с помощью пыток. Те, кого обвиняли в отступничестве от веры, считались еретиками и государственными преступниками. Нередко их сжигали на кострах.
Религиозные споры и войны часто прикрывали политические и экономические интересы. Захватнические крестовые походы западноевропейских рыцарей в Палестину за владение Гробом Господним или война турок-османов против «неверных» европейцев — свидетельства этого, оставшиеся в истории народов. Религия может очень тесно соединять людей, но религиозные различия могут оказаться источником больших бед.
Итак, религия — это система верований, взглядов. Это и поведение людей, и определенные ритуалы. Верующие совершают их в местах, специально предназначенных для отправлений культа, — храмах. Храмами являются, например, здания православной церкви, мусульманской мечети. Верующие строго следуют определенной системе правил, предписаний, передаваемых в веках от поколений к поколениям. Таким образом, религия — хранительница очень важных традиций, средоточие духовной памяти поколений.
История показывает, что в тяжелые моменты жизни вера делает единство народа особенно прочным. В русской истории рядом стоят имена госу- дарственного деятеля и полководца Дмитрия Донскою и Сергия Радо- нежского — церковного деятеля и выдающегося мыслителя, который благословил русское войско на Куликов- скую битву. А национальная религия еврейского народа помогла ему выжить на протяжении тысячелетий в условиях, когда он был рассеян по всему миру и лишен своей земли и своего государства. Религия в Грузии и Армении была одним из важнейших «крепежных материалов», позволивших небольшим по численности народам сохраниться на своей, тоже небольшой, территории, в окружении «моря иноверцев», под гнетом чуже- земцев или в условиях войн.
Вместе с мудростью поколений, основанной на тысячелетнем опыте жизни, всякая религия несет в себе и надежду, и веру в чудо, и ожидание необыкновенного, таинственного. Она обращается к каждому человеку, заставляет думать его о собственной судьбе и нести за нее ответственность, стараться подняться как можно ближе к тому нравственному идеалу, который человек для себя выбрал. Поэтому религия — одна из самых устойчивых форм человеческого сознания, образа жизни людей. Вот почему неизбежно терпят крах любые попытки насильственного «искоренения религиозных предрассудков».
Так появились традиции, обряды, ритуалы. Образовался особый слой людей, которые были как бы посред- никами, помогали каждому общаться с «высшими силами». Это маги, жрецы, прорицатели, пророки, священно- служители. Постепенно складывались представления о происхождении мира и человека, о добре и зле, о законах, по которым человек живет и умирает. Эти представления дошли до нас в мифах народов мира. Тогда же возникает и атеизм — отрицание божественного начала в жизни. Религия и атеизм — вечные спутники в истории.
В древности люди верили в суще- ствование многих богов. Греки считали, что боги живут на горе Олимп. Боги русичей жили повсюду: в лесу — лешие, в доме — домовые, в воде — водяные, на небе — бог Перун. Затем появились и «верховные» боги: у греков — Зевс, у римлян — Юпитер, у скандинавов — Один, у германцев — Вотан. С развитием общества изменялись и верования людей. Появлялись новые боги, старых забывали. Многобожие, или политеизм, уступало место единобожию — монотеизму. Это было связано с экономическим развитием общества и с изменениями в образе жизни людей. Немалую роль сыграло и географическое положение стран, их связи друг с другом. Все шире стали распространяться три основные мировые религии.
Раньше всех из них возник буддизм. Это было в Индии, в 6—5 вв. до новой эры. Имя Будда получил основатель религии Сиддхартха Гаутама, достигший состояния высшего духовного совершенства. Будде поклоняются народы Юго-Восточной и Центральной Азии, отчасти Средней Азии и Сибири. В буддизме существует несколько направлений.
Христианство появилось в 1 в. в вос- точной провинции Римской империи — Палестине, где была распространена монотеистическая религия древних иудеев. Христиане верят в Иисуса Христа как Богочеловека и Спасителя мира. Главный источник вероучения — Священное писание (Библия). Его первая часть — Ветхий завет является священной книгой и для иудеев. Вторая часть — Новый завет — излагает обстоятельства жизни и смерти Иисуса Христа, его учение и дела, а также дела его учеников. В христианстве три основных направления: католицизм, православие, протестантизм. Христианство исповедуют на всех континентах.
Ислам тоже одна из мировых религий. Это слово по-арабски означает «покорность». Ислам возник в Аравии в 7 в. Основал его пророк Мухаммед, по- своему осмысливший опыт и иудаизма, и христианства. Последователи религии — их называют мусульманами — поклоняются единому Богу — Аллаху — и признают Мухаммеда посланником Аллаха. Основы учения изложены в священной книге мусульман — Коране. В исламе два основных направления — суннизм и шиизм.
Кроме этих трех мировых религий в мире есть и многие другие. Среди них — индуизм, который имеет много последователей в мире, а в Индии, где он сложился в 1 в., 95% верующих — индуисты. Они поклоняются трем верховным богам — Вишну, Брахме и Шиве.
Еще одна религия — иудаизм, возникший в 1 тысячелетии до новой эры в Палестине. Эта религия распространена среди евреев. Их верховный Бог — Яхве; основные положения иудаизма изложены в Ветхом завете (первые пять его книг называются «Тора», что значит «закон») и Талмуде.
Религии вобрали в себя мудрость многих поколений людей. Заветы, религиозные предписания и требования заставляют человека повседневно оценивать свои мысли и свои поступки с точки зрения божественных установлений. Появляется высший судия действиям людей, который лишен человеческих пороков и слабостей. Для верующих это не только идеал, по которому они строят жизнь, но сама жизнь, теряющая без Бога свою цель и смысл. История религий полна сложными и трагическими событиями. Религии не оставались едиными, целыми. Верующие вступали в борьбу по поводу тех или иных догм. Так, разделение мусульман на шиитов и суннитов происходило очень драматично и по сей день порождает конфликты, порой острейшие. В Западной Европе в 16 в. возникло движение Реформации — за реформу христианской церкви (ранее за попытку такой реформы был сожжен на костре Ян Гус). Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин, Ульрих Цвингли провозгласили новый церковный обряд, и его утверждение стало временем кровавых религиозных войн. Россию во второй половине 17 в. потряс церковный «раскол». От государственной церкви отделились старообрядцы, которые не хотели принять давно назревшие преобразования в церковной и общественной жизни страны, начатые патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем и завершенные Петром I. От религиозных споров часто перехо- дили к политическим репрессиям. Многие старообрядцы, спасаясь от преследований, сами сжигали себя.
Вообще же взаимоотношения церкви и государства — один из сложных исторических вопросов. На протяжении веков государство делало церковь своим инструментом, а церковь использовала силу государства. Например, в Европе в 13—19 вв. в католической церкви существовал специальный суд — инквизиция. Допросы там велись с помощью пыток. Те, кого обвиняли в отступничестве от веры, считались еретиками и государственными преступниками. Нередко их сжигали на кострах.
Религиозные споры и войны часто прикрывали политические и экономические интересы. Захватнические крестовые походы западноевропейских рыцарей в Палестину за владение Гробом Господним или война турок-османов против «неверных» европейцев — свидетельства этого, оставшиеся в истории народов. Религия может очень тесно соединять людей, но религиозные различия могут оказаться источником больших бед.
Итак, религия — это система верований, взглядов. Это и поведение людей, и определенные ритуалы. Верующие совершают их в местах, специально предназначенных для отправлений культа, — храмах. Храмами являются, например, здания православной церкви, мусульманской мечети. Верующие строго следуют определенной системе правил, предписаний, передаваемых в веках от поколений к поколениям. Таким образом, религия — хранительница очень важных традиций, средоточие духовной памяти поколений.
История показывает, что в тяжелые моменты жизни вера делает единство народа особенно прочным. В русской истории рядом стоят имена госу- дарственного деятеля и полководца Дмитрия Донскою и Сергия Радо- нежского — церковного деятеля и выдающегося мыслителя, который благословил русское войско на Куликов- скую битву. А национальная религия еврейского народа помогла ему выжить на протяжении тысячелетий в условиях, когда он был рассеян по всему миру и лишен своей земли и своего государства. Религия в Грузии и Армении была одним из важнейших «крепежных материалов», позволивших небольшим по численности народам сохраниться на своей, тоже небольшой, территории, в окружении «моря иноверцев», под гнетом чуже- земцев или в условиях войн.
Вместе с мудростью поколений, основанной на тысячелетнем опыте жизни, всякая религия несет в себе и надежду, и веру в чудо, и ожидание необыкновенного, таинственного. Она обращается к каждому человеку, заставляет думать его о собственной судьбе и нести за нее ответственность, стараться подняться как можно ближе к тому нравственному идеалу, который человек для себя выбрал. Поэтому религия — одна из самых устойчивых форм человеческого сознания, образа жизни людей. Вот почему неизбежно терпят крах любые попытки насильственного «искоренения религиозных предрассудков».
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи