Религия

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Во все времена люди старались осмы- слить то, что их окружало, понять себя, человеческую жизнь и смерть. Люди невольно очеловечивали природу. Им казалось, что она полна каких-то таинственных сил, которые правят миром и судьбами людей. Поклоняясь этим силам, люди устанавливали пра- вила жизни, поведения в разных ситуациях. Запреты, которые помогали человеку лучше ориентироваться в окружающем мире, оберегали от дурных и призывали к добрым делам.
Так появились традиции, обряды, ритуалы. Образовался особый слой людей, которые были как бы посред- никами, помогали каждому общаться с «высшими силами». Это маги, жрецы, прорицатели, пророки, священно- служители. Постепенно складывались представления о происхождении мира и человека, о добре и зле, о законах, по которым человек живет и умирает. Эти представления дошли до нас в мифах народов мира. Тогда же возникает и атеизм — отрицание божественного начала в жизни. Религия и атеизм — вечные спутники в истории.
В древности люди верили в суще- ствование многих богов. Греки считали, что боги живут на горе Олимп. Боги русичей жили повсюду: в лесу — лешие, в доме — домовые, в воде — водяные, на небе — бог Перун. Затем появились и «верховные» боги: у греков — Зевс, у римлян — Юпитер, у скандинавов — Один, у германцев — Вотан. С развитием общества изменялись и верования людей. Появлялись новые боги, старых забывали. Многобожие, или политеизм, уступало место единобожию — монотеизму. Это было связано с экономическим развитием общества и с изменениями в образе жизни людей. Немалую роль сыграло и географическое положение стран, их связи друг с другом. Все шире стали распространяться три основные мировые религии.
Раньше всех из них возник буддизм. Это было в Индии, в 6—5 вв. до новой эры. Имя Будда получил основатель религии Сиддхартха Гаутама, достигший состояния высшего духовного совершенства. Будде поклоняются народы Юго-Восточной и Центральной Азии, отчасти Средней Азии и Сибири. В буддизме существует несколько направлений.
Христианство появилось в 1 в. в вос- точной провинции Римской империи — Палестине, где была распространена монотеистическая религия древних иудеев. Христиане верят в Иисуса Христа как Богочеловека и Спасителя мира. Главный источник вероучения — Священное писание (Библия). Его первая часть — Ветхий завет является священной книгой и для иудеев. Вторая часть — Новый завет — излагает обстоятельства жизни и смерти Иисуса Христа, его учение и дела, а также дела его учеников. В христианстве три основных направления: католицизм, православие, протестантизм. Христианство исповедуют на всех континентах.
Ислам тоже одна из мировых религий. Это слово по-арабски означает «покорность». Ислам возник в Аравии в 7 в. Основал его пророк Мухаммед, по- своему осмысливший опыт и иудаизма, и христианства. Последователи религии — их называют мусульманами — поклоняются единому Богу — Аллаху — и признают Мухаммеда посланником Аллаха. Основы учения изложены в священной книге мусульман — Коране. В исламе два основных направления — суннизм и шиизм.
Кроме этих трех мировых религий в мире есть и многие другие. Среди них — индуизм, который имеет много последователей в мире, а в Индии, где он сложился в 1 в., 95% верующих — индуисты. Они поклоняются трем верховным богам — Вишну, Брахме и Шиве.
Еще одна религия — иудаизм, возникший в 1 тысячелетии до новой эры в Палестине. Эта религия распространена среди евреев. Их верховный Бог — Яхве; основные положения иудаизма изложены в Ветхом завете (первые пять его книг называются «Тора», что значит «закон») и Талмуде.
Религии вобрали в себя мудрость многих поколений людей. Заветы, религиозные предписания и требования заставляют человека повседневно оценивать свои мысли и свои поступки с точки зрения божественных установлений. Появляется высший судия действиям людей, который лишен человеческих пороков и слабостей. Для верующих это не только идеал, по которому они строят жизнь, но сама жизнь, теряющая без Бога свою цель и смысл. История религий полна сложными и трагическими событиями. Религии не оставались едиными, целыми. Верующие вступали в борьбу по поводу тех или иных догм. Так, разделение мусульман на шиитов и суннитов происходило очень драматично и по сей день порождает конфликты, порой острейшие. В Западной Европе в 16 в. возникло движение Реформации — за реформу христианской церкви (ранее за попытку такой реформы был сожжен на костре Ян Гус). Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин, Ульрих Цвингли провозгласили новый церковный обряд, и его утверждение стало временем кровавых религиозных войн. Россию во второй половине 17 в. потряс церковный «раскол». От государственной церкви отделились старообрядцы, которые не хотели принять давно назревшие преобразования в церковной и общественной жизни страны, начатые патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем и завершенные Петром I. От религиозных споров часто перехо- дили к политическим репрессиям. Многие старообрядцы, спасаясь от преследований, сами сжигали себя.
Вообще же взаимоотношения церкви и государства — один из сложных исторических вопросов. На протяжении веков государство делало церковь своим инструментом, а церковь использовала силу государства. Например, в Европе в 13—19 вв. в католической церкви существовал специальный суд — инквизиция. Допросы там велись с помощью пыток. Те, кого обвиняли в отступничестве от веры, считались еретиками и государственными преступниками. Нередко их сжигали на кострах.
Религиозные споры и войны часто прикрывали политические и экономические интересы. Захватнические крестовые походы западноевропейских рыцарей в Палестину за владение Гробом Господним или война турок-османов против «неверных» европейцев — свидетельства этого, оставшиеся в истории народов. Религия может очень тесно соединять людей, но религиозные различия могут оказаться источником больших бед.
Итак, религия — это система верований, взглядов. Это и поведение людей, и определенные ритуалы. Верующие совершают их в местах, специально предназначенных для отправлений культа, — храмах. Храмами являются, например, здания православной церкви, мусульманской мечети. Верующие строго следуют определенной системе правил, предписаний, передаваемых в веках от поколений к поколениям. Таким образом, религия — хранительница очень важных традиций, средоточие духовной памяти поколений.
История показывает, что в тяжелые моменты жизни вера делает единство народа особенно прочным. В русской истории рядом стоят имена госу- дарственного деятеля и полководца Дмитрия Донскою и Сергия Радо- нежского — церковного деятеля и выдающегося мыслителя, который благословил русское войско на Куликов- скую битву. А национальная религия еврейского народа помогла ему выжить на протяжении тысячелетий в условиях, когда он был рассеян по всему миру и лишен своей земли и своего государства. Религия в Грузии и Армении была одним из важнейших «крепежных материалов», позволивших небольшим по численности народам сохраниться на своей, тоже небольшой, территории, в окружении «моря иноверцев», под гнетом чуже- земцев или в условиях войн.
Вместе с мудростью поколений, основанной на тысячелетнем опыте жизни, всякая религия несет в себе и надежду, и веру в чудо, и ожидание необыкновенного, таинственного. Она обращается к каждому человеку, заставляет думать его о собственной судьбе и нести за нее ответственность, стараться подняться как можно ближе к тому нравственному идеалу, который человек для себя выбрал. Поэтому религия — одна из самых устойчивых форм человеческого сознания, образа жизни людей. Вот почему неизбежно терпят крах любые попытки насильственного «искоренения религиозных предрассудков».
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.