Уже три десятилетия понятие «программно-целевой подход» весьма широко используется исследователями и политиками. В 70–80-х годах, прикрываясь программно-целевым планированием (которое не имело ничего общего с научными рекомендациями), министерства и ведомства получали под свои квази-целевые программы огромные бюджетные средства и крайне неэффективно их использовали. Именно к этому свелось программно-целевое планирование в СССР, выхолощенное до пустого модного лозунга.
Сегодня, когда уже неудобно говорить о разовых приоритетах аграрной политики, якобы способных за два – пять лет решить все проблемы в сельском хозяйстве, а нужны принципиальные изменения системы управления и принятие решений на альтернативной основе, повышается значение программно-целевого подхода. Но то, что бесспорно для теоретиков, не реализуется пока на практике.
Сегодня, когда уже неудобно говорить о разовых приоритетах аграрной политики, якобы способных за два – пять лет решить все проблемы в сельском хозяйстве, а нужны принципиальные изменения системы управления и принятие решений на альтернативной основе, повышается значение программно-целевого подхода. Но то, что бесспорно для теоретиков, не реализуется пока на практике.
В мировой практике экономической организации об-щества сформировались два способа координации дея-тельности людей на уровне общества: спонтанный (стихийный) и иерархический. Первый способ предпо-лагает использование ценовых сигналов при принятии хозяйственных решений производителями. Он возник естественно,в ходе развития человеческой цивилизации и включен в рыночные механизмы. Другой способ - это управление приказами и поручениями, идущими сверху вниз, из единого экономического центра к непосредственному производителю (командно-административная система управления).
Первый способ взаимодействия между предприятиями различных форм собственности стал доминирующим во всех странах с развитой рыночной экономикой. Однако внутри предприятия по-прежнему решающим является второй способ руководства.
Экономическое реформирование сельского хозяйства Беларуси предполагает изменение роли государства в управлении экономикой, для чего должны быть решены две взаимосвязанные задачи – изменение структурной схемы управления и постепенный переход от командно-административных методов руководства к рыночным.
Первый способ взаимодействия между предприятиями различных форм собственности стал доминирующим во всех странах с развитой рыночной экономикой. Однако внутри предприятия по-прежнему решающим является второй способ руководства.
Экономическое реформирование сельского хозяйства Беларуси предполагает изменение роли государства в управлении экономикой, для чего должны быть решены две взаимосвязанные задачи – изменение структурной схемы управления и постепенный переход от командно-административных методов руководства к рыночным.
Прогнозирование и планирование рационального природопользования являются важнейшими аспектами государственного регулирования экономики. Это объясняется и основополагающим значением природной среды для жизни общества, и ее тяжелым нынешним состоянием в Беларуси.
Беларусь – одна из самых загрязненных стран Восточной Европы. 27% ее территории заражено радиоактивными веществами. Из "края лесов и озер" республика превращается в зону экологического бедствия: во всех без исключения ее областях давно превышены более или менее приемле-мые уровни загрязнения воздуха, воды и почвы.
АПК – один из основных природопользователей. На его долю при-ходится подавляющая часть земельного фонда и других природных богатств общества. Здесь применяются минеральные удобрения и химические средства защиты растений и животных, представляющие собой по-тенциальную опасность для почв, водоемов, атмосферного воздуха. Низкая культура их использования приводит к загрязнению растительного и животного сырья токсическими элементами, пестицидами, антибиотиками, гормональными препаратами и микроорганизмами. Они попадают в организмы человека и животных главным образом через сельскохозяйственную продукцию вследствие неправильного использования средств химизации.
Беларусь – одна из самых загрязненных стран Восточной Европы. 27% ее территории заражено радиоактивными веществами. Из "края лесов и озер" республика превращается в зону экологического бедствия: во всех без исключения ее областях давно превышены более или менее приемле-мые уровни загрязнения воздуха, воды и почвы.
АПК – один из основных природопользователей. На его долю при-ходится подавляющая часть земельного фонда и других природных богатств общества. Здесь применяются минеральные удобрения и химические средства защиты растений и животных, представляющие собой по-тенциальную опасность для почв, водоемов, атмосферного воздуха. Низкая культура их использования приводит к загрязнению растительного и животного сырья токсическими элементами, пестицидами, антибиотиками, гормональными препаратами и микроорганизмами. Они попадают в организмы человека и животных главным образом через сельскохозяйственную продукцию вследствие неправильного использования средств химизации.
Значительные краткосрочные колебания цен на сельскохозяй-ственную продукцию и, соответственно, доходов ее производителей из-за годовых колебаний объемов предложения и (или) спроса, как отмечалось в главе 4, затрудняют принятие решений по краткосрочным и средне-срочным инвестициям, отрицательно влияют как на производство, так и на потребление продовольствия. Поэтому целью правительства является уменьшение диапазона ценовых колебаний. При этом подобное регулиро-вание не должно нарушать долгосрочные тенденции тех или иных цен к снижению или повышению, а должно способствовать установлению цен на среднем за последние несколько лет уровне.
В развитых странах с высокоэффективным и конкурентоспособным сельскохозяйственным производством земельные отношения основаны на частной собственности. В этих странах законодательно закрепляются права собственности на землю, передачи ее по наследству, условия продажи, приобретения и сдачи в аренду. Правовые гарантии собственности создают условия для функционирования рынков земли, повышают мобильность и эффективность использования земельных ресурсов, способствуют долгосрочным инвестициям и расширяют доступ на финансовые рынки.
В настоящее время во многих развитых странах совершенствуется правовая база отношений собственности на землю. При сохранении частной собственности на землю ограничиваются безраздельные права собственников земли в интересах общества и арендаторов – тех, кто ее обрабатывает. Более строгими становятся правовые нормы, регулирующие куплю-продажу земли, ужесточается контроль за использованием угодий по целевому назначению, регламентируются агротехнические и экологические нормы земледелия. Земельные отношения в этих странах строятся на принципах владения землей на правах собственника и на правах арендатора, а земельный рынок функционирует не только на основе купли-продажи земли, но и на основе покупки прав на владение землей как объектом хозяйствования.
В настоящее время во многих развитых странах совершенствуется правовая база отношений собственности на землю. При сохранении частной собственности на землю ограничиваются безраздельные права собственников земли в интересах общества и арендаторов – тех, кто ее обрабатывает. Более строгими становятся правовые нормы, регулирующие куплю-продажу земли, ужесточается контроль за использованием угодий по целевому назначению, регламентируются агротехнические и экологические нормы земледелия. Земельные отношения в этих странах строятся на принципах владения землей на правах собственника и на правах арендатора, а земельный рынок функционирует не только на основе купли-продажи земли, но и на основе покупки прав на владение землей как объектом хозяйствования.
Наиболее известное следствие теории благосостояния (глава 2) то, что приближение к эффективному размещению производственных ресурсов возможно при движении к рыночному конкурентному порядку. Но проблема в том, что многие экономисты, выступающие за расширение роли рынка, рассматривают его лишь как дополнительный инструмент государственного регулирования для достижения желаемых экономических результатов. Между тем негативное влияние государственного регулирования размещения производственных ресурсов на экономическую эффективность доказана и теорией, и на практике, хотя конкурентному порядку не всегда удается эффективно координировать индивидуальные и общественные интересы, как показано в главе 2. Регулирование внешних эффектов, производство общественных товаров и услуг, решение проблем, возникающих из-за разной информированности участников экономических сделок, барьеров для свободного перелива капиталов, невозможно без государственного вмешательства в рыночный процесс размещения производственных ресурсов.
Одним из важных направлений аграрной реформы является создание правового механизма регулирования деятельности сельскохозяйственных предприятий и эффективной защиты их экономических интересов. Законодательная регламентация рыночных отношений в сельском хозяйстве осуществляется в рамках единого правового поля, с учетом специфики аграрного сектора экономики, и в первую очередь отношений, связанных с использованием земли.
Система нормативно-правовых регуляторов рыночного хозяйства как один из главных институтов экономической политики переходного периода, определяет не только содержание, но и темпы проведения реформ. Посредством правовых актов, ( норм конституционного права, законов, регулирующих хозяйственную деятельность, административных решений и т.п.) государство устанавливает "правила игры", а с помощью системы экономических регуляторов целенаправленно "настраивает" рыночный механизм, чтобы на его основе сдерживать или стимулировать деловую активность в рациональных рамках.
Система нормативно-правовых регуляторов рыночного хозяйства как один из главных институтов экономической политики переходного периода, определяет не только содержание, но и темпы проведения реформ. Посредством правовых актов, ( норм конституционного права, законов, регулирующих хозяйственную деятельность, административных решений и т.п.) государство устанавливает "правила игры", а с помощью системы экономических регуляторов целенаправленно "настраивает" рыночный механизм, чтобы на его основе сдерживать или стимулировать деловую активность в рациональных рамках.
После распада социалистической системы во всех образовавшихся странах проводятся комплексные реформы, происходит замена экономических, социальных и политических отношений новыми – демократическими, характерными для стран с устоявшейся рыночной экономикой. Для государств с демократическим политическим устройством характерны смешанные экономические системы, другими словами, различные модели рыночного хозяйства, когда преимущественно частное владение и управление производством сочетаются с регулирующим воздействием государства на производство и обращение товаров как в масштабе национальной экономики, так и в отдельных ее секторах.
Функционирование множества моделей рыночного хозяйства доказывает, что каждая страна, переходящая на рыночные отношения, должна разработать собственную концепцию реформы, опираясь на международный опыт с учетом своей специфики.
Функционирование множества моделей рыночного хозяйства доказывает, что каждая страна, переходящая на рыночные отношения, должна разработать собственную концепцию реформы, опираясь на международный опыт с учетом своей специфики.
С 1989 г. аграрно-продовольственные секторы центрально-европейских стран начали в значительной степени ориентироваться на рынок, хотя процесс либерализации в них не был равномерным и последовательным. В 1989 – 1992 гг. ценовые искажения в этих странах, связанные с государственным регулированием, значительно снизились, в 1993 г. они опять увеличились, стабилизировались в 1994 г. и стали вновь постепенно снижаться с 1995 г. (табл. 6.3). Исключение составляет только Словения. При этом уровни государственного регулирования цен значительно колебались по сельскохозяйственным продуктам и странам.
Таблица 6.3 .Ставки номинальной защиты (без учета динамики валютного курса) в странах Центральной Европы ,%
S.Bojnec, J.Swinnen The Ðattern of Àgricultural Ðrice Distortions in Central and Eastern Europe //Food Policy. Vol.22. No 4. P. 294.
В Римском договоре (подписан 25 марта 1957 г., вступил в силу с 1 января 1958 г.), провозгласившем создание Европейского Экономического Сообщества (с 1993 г. – Европейский союз), особо оговаривалось проведение единой аграрной политики (ЕАП). В статье 39 договора формулировались следующие ее цели:
увеличивать производительность сельского хозяйства путем содействия техническому прогрессу и рациональному развитию сельскохозяйственного производства и оптимальному использованию производственных факторов, особенно труда;
обеспечить достаточно высокий уровень жизни сельского населения, увеличение индивидуальных доходов лиц, занятых в сельском хозяйстве;
поддерживать стабильность сельскохозяйственных рынков;
обеспечивать возможности для роста предложения сельскохозяйственной продукции;
содействовать тому, чтобы сельскохозяйственная продукция продавалась потребителям по доступным ценам.
увеличивать производительность сельского хозяйства путем содействия техническому прогрессу и рациональному развитию сельскохозяйственного производства и оптимальному использованию производственных факторов, особенно труда;
обеспечить достаточно высокий уровень жизни сельского населения, увеличение индивидуальных доходов лиц, занятых в сельском хозяйстве;
поддерживать стабильность сельскохозяйственных рынков;
обеспечивать возможности для роста предложения сельскохозяйственной продукции;
содействовать тому, чтобы сельскохозяйственная продукция продавалась потребителям по доступным ценам.
В западноевропейских странах в течение двух последних веков превалировали протекционистские настроения, имевшие целью защитить и поддержать национальные аграрные секторы экономики. До 70-х годов XIX в. торговля сельскохозяйственной продукцией с заокеанскими странами была развита слабо, а торговые отношения между европейскими странами были почти свободны от пошлин и других ограничений. Но начиная с 70-х годов XIX в. экспорт зерна из США, России и других стран в Западную Европу стал быстро расти; позже (с 1875г.) начались и также увеличивались поставки мороженого мяса. В результате на европейских рынках цены на зерно начали быстро падать и к 1895 г. были в два раза ниже прежних; цены на животноводческую продукцию также упали, но не столь значительно.
Это заставило большинство европейских стран обратиться к практике протекционизма, которая выразилась в значительном повышении существовавших таможенных пошлин (тарифов) на импорт сельскохозяйственной продукции и введении новых. Фермеры Франции, Германии, Италии и других стран были защищены своими государствами от худших последствий кризиса. Цены на сельскохозяйственную продукцию в этих странах были выше мировых, и сельскохозяйственные товаропроизводители в целом стали более полагаться на тарифную защиту, нежели на увеличение собственной конкурентоспособности. Лишь Великобритания, Дания и Нидерланды, для которых внешняя торговля была более важной, остались верны принципам “свободной торговли”. Великобритания не предприняла практически никаких мер защиты фермеров, результатом чего стал большой отток сельского населения в города. В Дании и Нидерландах произошла структурная перестройка сельскохозяйственного сектора, он стал более конкурентоспособным и смог увеличить экспорт.
Это заставило большинство европейских стран обратиться к практике протекционизма, которая выразилась в значительном повышении существовавших таможенных пошлин (тарифов) на импорт сельскохозяйственной продукции и введении новых. Фермеры Франции, Германии, Италии и других стран были защищены своими государствами от худших последствий кризиса. Цены на сельскохозяйственную продукцию в этих странах были выше мировых, и сельскохозяйственные товаропроизводители в целом стали более полагаться на тарифную защиту, нежели на увеличение собственной конкурентоспособности. Лишь Великобритания, Дания и Нидерланды, для которых внешняя торговля была более важной, остались верны принципам “свободной торговли”. Великобритания не предприняла практически никаких мер защиты фермеров, результатом чего стал большой отток сельского населения в города. В Дании и Нидерландах произошла структурная перестройка сельскохозяйственного сектора, он стал более конкурентоспособным и смог увеличить экспорт.
Прямое воздействие государства на сельскохозяйственное производство осуществляется в США по следующим направлениям: стимулирование развития инфраструктуры и производства продукции сельского хозяйства; поддержание доходов сельских товаропроизводителей; субсидирование сельскохозяйственной науки и внедрение ее достижений в практику; защита земельных и водных ресурсов страны.
Кроме того, государство воздействует на сельское хозяйство и косвенно – через пропаганду сельскохозяйственных знаний и статистико-информационное обеспечение хозяйств; регулирование спроса на продовольствие внутри страны; оказание продовольственной помощи нуждающимся группам населения; стимулирование экспорта.
Кроме того, государство воздействует на сельское хозяйство и косвенно – через пропаганду сельскохозяйственных знаний и статистико-информационное обеспечение хозяйств; регулирование спроса на продовольствие внутри страны; оказание продовольственной помощи нуждающимся группам населения; стимулирование экспорта.