ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА И СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Наука » Сельское хозяйство
Важнейшим средством экономического регулирования сельского хозяйства и экономики в целом в условиях рынка является денежно-кредитная политика. Она предполагает наличие развитой банковской системы. Начало созданию рыночных денежно-кредитной и банковской систем Беларуси положили законы “О Национальном банке Республики Беларусь” и “О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь”, принятые Верховным Советом в декабре 1990 г. Верховный Совет Белорусской ССР постановлением от 21 декабря 1990 г. объявил собственностью Белорусской Советской Социалистической Республики Белорусский республиканский банк Госбанка СССР и республиканские специализированные банки Жилсоцбанка СССР, Агропромбанка СССР, Промстройбанка СССР. На их базе был сформирован Национальный банк Республики Беларусь, этим же постановлением учреждения Сберегательного банка, Внешэкономбанка, Промстройбанка, Агропромбанка, Жилсоцбанка на территории Республики Беларусь преобразованы в коммерческие банки на акционерной и паевой основе. Таким образом, в нашей республике была сформирована двухуровневая банковская система. Из Национального банка Республики Беларуси, коммерческих банков.

Налоговая политика переходного периода

Наука » Сельское хозяйство
Налоговая политика может быть мощным экономическим рычагом как стимулирования экономических и социальных процессов, так и их сдерживания. Она тесно связана с политикой государственных расходов, так как за счет налогов формируется доходная часть бюджета. Система налогообложения в переходный период должна быть направлена на развитие рыночной экономики. От эффективности налоговой системы, ее сориентированности на развитие предпринимательской деятельности в значительной степени зависят темпы экономического роста.

Налоги определяют стратегию всей системы государственного регулирования. Малейшие изменения ставок, объектов обложения, льгот сказываются на отношениях государства и хозяйствующих субъектов, ускоряя развитие производства или замедляя его. В налоговой практике порой даже технический момент играет большую роль. Так, в 1921 г. замена продразверстки продналогом, когда налог стал взиматься в другой форме при почти той же тяжести обложения, имела положительные результаты.

Государственные расходы на поддержку сельскохозяйственных предприятий

Наука » Сельское хозяйство
В переходный период политика расходов сориентирована на стабилизацию производства продукции, реструктуризация экономики, в том числе сельского хозяйства, сдерживание инфляционных процессов на потребительском рынке, поддержание уровня жизни населения, прежде всего наименее обеспеченных социальных групп, создание экономических и, в частности, финансовых условий устойчивого развития предприятий различных форм собственности, поощрение предпринимательства, поддержку сельского хозяйства из-за с нарушения паритета цен. Кроме того политика расходов решает более конкретные социально-экономические задачи: развитие социальной сферы, финансовое обслуживание народного хозяйства, содержание государственного аппарата.

Политика расходов бюджета должна ориентироваться на адресную защиту социально уязвимых слоев населения, поэтапную ликвидацию дотационных выплат, реализацию важнейших государственных программ, сокращение расходов на содержание аппарата управления, армии, постепенный перевод на коммерческую основу некоторых бюджетных учреждений. Расходы государственного бюджета в целом должны сокращаться, так как уровень налогов и сборов довольно высок. В Беларуси уровень изъятия средств в бюджет и внебюджетные фонды составляет 51% , в то время как во Франции – 45%, в Великобритании – 39, в Германии – 37, в США – 30% валового внутреннего продукта.

Фискальная политика

Наука » Сельское хозяйство
Фискальная политика – это политика косвенного регулирования экономики с помощью государственных расходов и доходов. Являя собой единство государственных расходов и налогов фискальная политика приобретает большую значимость в переходный от административно-командной системы к рыночной. Изменяя уровни расходов и доходов бюджета, можно влиять на такие макроэкономические, как совокупный спрос, экономический рост, инфляция, безработица. Если стоит задача активизировать экономику, уменьшить безработицу, то проводится стимулирующая политика, при которой расходы бюджета превышают его доходы. Если же необходимо обуздать инфляцию, то осуществляется сдерживающая политика, при которой сокращаются государственные расходы относительно доходной части бюджета. Трудность проведения фискальной политики в переходный период в том, что в экономике одновременно наблюдаются спад производства, безработица и инфляция. В этот период тактическая задача фискальной политики – это достижение макроэкономической стабильности, а стратегическая –реформирование экономики.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

Наука » Сельское хозяйство
Напомним, что макроэкономика исследует функционирование национальной экономики как единого целого и как наука, была востребована в первую очередь для изучения такого макроэкономического явления, как цикличность производства. Экономический рост периодически прерывался спадами, во время которых увеличивалась безработица, бездействовали производственные мощности, снижался уровень цен, но через какое-то время экономический рост возобновлялся. Обострения социально-экономической ситуации, которыми сопровождались спады производства, требовали ответа на два основных вопроса. Во-первых, почему они вообще происходят, несмотря на наличие материальных и трудовых ресурсов, достаточных для поддержания производства как минимум на прежнем уровне, и во-вторых, следует ли государству предпринимать какие-либо меры для предотвращения спадов, или рынок справится сам?

До 30-х гг. ХХ в. представления большинства экономистов по этим и другим вопросам функционирования рыночной экономики в основном совпадали и получили название классической макроэкономической модели.

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Наука » Сельское хозяйство
Для понимания тех условий, в которых функционируют сельскохозяйственные производители, необходимо учитывать обстоятельства, далеко выходящие не только за пределы сельского хозяйства, но и тех отраслей, с которыми оно непосредственно связано.

Например, вследствие продолжительности производственного периода сельскохозяйственные производители нуждаются в регулярном привлечении кредитных ресурсов. От условий получения последних, в частности, от уровня процента, во многом зависит экономическое положение производителей. Однако то, каковы будут условия получения кредитов, определяется большим количеством факторов, которые, казалось бы, не имеют к сельскому хозяйству никакого отношения: на эти условия влияют решения органов представительной власти по бюджетным ассигнованиям в другие сферы экономики, политика Национального банка, решения огромного количества получателей доходов по поводу сбережений, инвестиционные планы предприятий всех отраслей и т.д. Все эти факторы более или менее непосредственно воздействуют на формирование макроэкономической среды, в которой приходится осуществлять свою деятельность производителям сельскохозяйственной продукции.

В свою очередь, различные меры государственного регулирования сельского хозяйства оказывают воздействие на макроэкономическую ситуацию. Так, все уже привыкли к периодическому усилению инфляционных процессов, связанных с предоставлением льготных кредитов сельскохозяйственным производителям для осуществления посевной и уборочной кампаний.

Зависимость сельского хозяйства от макроэкономической ситуации и его влияние на последнюю обусловливают необходимость рассмотреть теоретические основы макроэкономической политики, конкретный характер и механизмы ее осуществления в настоящее время и возможные направления трансформации в будущем.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Наука » Сельское хозяйство
30 октября 1947 г. представителями восьми стран в Женеве было подписано Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), которое вступило в силу 1 января 1948 г.

ГАТТ – это многостороннее соглашение, содержащее­ принципы, правовые нормы и правила, ­которыми должны руководствоваться во взаимных торговых отношениях участвующие в нем страны. В рамках сложившейся на его основе международной организации осуществлялся контроль за выполнением соглашения, велись многосторонние торговые переговоры, рассматривались спорные вопросы, обсуждались важнейшие проблемы международной торговли, принимались правовые решения.

Эволюция сельскохозяйственной торговой политики

Наука » Сельское хозяйство
В практике мировой торговли сельскохозяйственной продукцией широко применяются всевозможные ограничения протекционистского характера. Обычно возводятся препятствие перед импортом и экспортом в виде тарифных и нетарифных барьеров.

Даже являясь членами влиятельных международных организаций, таких , как ЕС, МВФ, ВТО, каждая страна проводит свою собственную торговую политику в отношении аграрного сектора.

Учитывая это, ВТО исключила сельскохозяйственные продукты из числа стандартных объектов международной торговли. Эта организация решительно выступает против демпинга, экспортных субсидий, импортных квот создания международных картелей и дискриминации торговли любыми товарами, кроме сельскохозяйственных.

Международная торговля сельскохозяйственной продукцией

Наука » Сельское хозяйство
В условиях реформирования АПК республики государственному регулированию рынка сельскохозяйственной продукции отводится особая роль. Это осуществление комплекса антикризисных мероприятий, преодоление последствий спада производства сельхозпродукции, ограждение производимой продукции от разрушительной конкуренции извне, обеспечение равной доступности рынков сельхозпродукции для всех отечественных производителей, продвижение их продукции на внешние рынки. Одновременно необходимо проводить реструктуризацию сельского хозяйства в соответствии с требованиями рынка, а также с целью достижения равновесия на рынке продовольствия и сырья для промышленности, повышения конкурентоспособности продукции. Степень открытости белорусской экономики должна возрастать по мере решения не только этих задач, но и по мере преодоления монополизма оптово-розничной торговли продовольственными товарами и ресурсами для сельского хозяйства. В конечном счете Беларусь должна органично включиться в международное разделение труда и мировую торговлю.

ТЕОРИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ

Наука » Сельское хозяйство
Экономические основы торговли. Специализация и принцип сравнительных преимуществ. Какие условия определяют потоки товаров при международной торговле? Почему из стран вывозятся одни товары, а ввозятся другие? А. Смит просто объяснил это. Если в Португалии виноградное вино может производиться с меньшими издержками, нежели в Шотландии, а производство холста в Шотландии требует меньших издержек, чем в Португалии, ясно, что Шотландия будет специализироваться на производстве холста, а Португалия – вина. В результате выигрывают обе страны. Но если Шотландия могла бы с большей эффективностью, нежели Португалия, производить и холст, и вино, т.е. обладала бы абсолютными преимуществами по производству обоих товаров, имелись ли бы основания для торговли между ними?

Принцип сравнительных преимуществ Д. Рикардо позволяет ответить на этот вопрос. Простая его версия предполагает анализ модели «две страны – два продукта» без учета транспортных издержек и при постоянных вмененных издержках. В данном случае вмененными издержками производства продукта А будет то количество продукта В, которым надо пожертвовать, чтобы получить какое-то дополнительное количество продукта А.

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА

Наука » Сельское хозяйство
Разнообразные цели и методы государственного регулирования сельскохозяйственного производства в разных странах оказывают значительное воздействие на международную торговлю и определяют специфичность целей и методов сельскохозяйственной торговой политики. С другой стороны, та или иная торговая политика не может не влиять на эффективность государственных программ поддержки сельскохозяйственных производителей.

Антимонопольное регулирование АПК

Наука » Сельское хозяйство
История антимонопольного регулирования в странах с развитой рыночной экономикой насчитывает свыше ста лет. Объектами регулирования являются монополизация рынка, сговор о ценах, ценовая дискриминация и другие нарушения торговой практики, антиконкурентные слияния фирм.

В 1890г.в США был принят закон Шермана, положивший начало антимонопольному (антитрестовскому) законодательству. Он запретил тайную монополизацию торговли, ценовой сговор и способствовал ограничению монопольной власти формировавшихся трестов. В 1914г. была образована Федеральная торговая комиссия (ФТК), предназначенная для борьбы с “нечестными” методами конкуренции и антиконкурентными слияниями компаний. Принятый в этом же году закон Клейтона запретил горизонтальные слияния крупных фирм, осуществляемые путем покупки обычных акций конкурентов. Закон Селлера – Кефовера (1950г.) дополнил закон Клейтона запретом на вертикальные слияния крупных компаний путем приобретения активов.