После распада социалистической системы во всех образовавшихся странах проводятся комплексные реформы, происходит замена экономических, социальных и политических отношений новыми – демократическими, характерными для стран с устоявшейся рыночной экономикой. Для государств с демократическим политическим устройством характерны смешанные экономические системы, другими словами, различные модели рыночного хозяйства, когда преимущественно частное владение и управление производством сочетаются с регулирующим воздействием государства на производство и обращение товаров как в масштабе национальной экономики, так и в отдельных ее секторах.
Функционирование множества моделей рыночного хозяйства доказывает, что каждая страна, переходящая на рыночные отношения, должна разработать собственную концепцию реформы, опираясь на международный опыт с учетом своей специфики.
Конкретные способы и скорость реформирования в странах, переживающих трансформационный период, могут быть различны, но общая для всех стратегическая направленность реформ – это создание эффективно работающих экономических систем и адекватных им моделей управления, позволяющих иметь в результате мотиваций хозяйственной деятельности более высокие жизненные стандарты, характерные для развитых демократических стран.
Опыт стран, в которых раньше, чем в Республике Беларусь, начался переход к рынку, позволяет определить следующие основные направления экономических реформ:
макроэкономическая стабилизация, достигаемая прежде всего антиинфляционным регулированием и созданием равновесия на потребительском рынке благодаря развитию частного сектора;
создание основных институтов и структур современного рыночного хозяйства и разработка нормативно-правовой базы их функционирования, что позволяет сформировать конкурентную среду как необходимое условие для запуска рыночного механизма;
уменьшение прямого контроля государства за экономической деятельностью, передача функций непосредственного управления производством субъектам микроэкономического уровня и стимулирование тем самым их движение к рынку.
В зависимости от сроков и глубины институциональных преобразований, продолжительности стабилизационного периода, объема регулирующих функций государства, источников финансовых ресурсов, переход к рыночной экономике может осуществляться или эволюционным путем, т. е. путем постепенного создания рыночных структур (Китай), или методом “шоковой терапии” (Польша).
Метод “шоковой терапии” на первом этапе реформирования (один -- два года) предполагает: 1) реализацию программы антиинфляционной стабилизации экономики для достижения рыночного и финансового равновесия и 2) осуществление глубоких институциональных реформ, направленных в первую очередь на создание частного сектора экономики. На втором этапе (десять – пятнадцать лет) предполагается завершить рыночные преобразования и обеспечить стабильный экономический рост. Целью “шоковой терапии” является обеспечение в кратчайшие сроки необратимости рыночных реформ путем накопления “критической массы” частного сектора, т. е. когда его доля в валовом внутреннем продукте (ВВП) составляет 25 – 30%.
Выбор способов перехода к рыночной экономике определяется не только экономическими, социальными и политическими условиями развития страны, но зависит от наличия финансовых ресурсов, необходимых для проведения реформ.
Разработка экономической политики переходного периода в Республике Беларусь осложнялась тем, что коренное реформирование народного хозяйства приходилось начинать в условиях стагфляции, для которой характерно сочетание высоких темпов инфляции, растущего уровня безработицы и спада производства. А поскольку макроэкономическая стабильность является обязательным условием успешного проведения реформ, программы реструктуризации народного хозяйства и программы стабилизации экономики должны осуществляться одновременно.
Для реформы народного хозяйства страны необходимо: во-первых, определить экономически обоснованные темпы проведения реформ; во-вторых, установить четкую субординацию рыночных инструментов макроэкономической политики в рамках выбранного концептуального варианта ее реализации; и, в-третьих, оптимально распределить ограниченные финансовые ресурсы между программами реформ и программами стабилизации.
Реформирование аграрного сектора в Республике Беларусь началось в рамках общей реформы перехода к рыночной экономике. Необходимость коренных преобразований в сельском хозяйстве была обусловлена глубоким системным кризисом, проявившимся в снижении эффективности использования ресурсного потенциала и инвестиций, ухудшении снабжения населения продовольствием, в разрушении природы. Кризис в аграрном секторе экономики явился следствием игнорирования в предшествующие десятилетия объективных основ аграрных отношений, специфики взаимодействия человека и природы в земледелии. Нарушение общих закономерностей развития сельскохозяйственного производства привело: к деградации отношений собственности и утрате нормальных экономических мотиваций вследствие всеобщего огосударствления хозяйств и отчуждения крестьян от земли и результатов труда; к господству отношений социального иждивенчества из-за чрезмерно развитого государственного патернализма; к деформации отношений между городом и деревней, проявившейся прежде всего в изъятии из сельского хозяйства значительной части создаваемого там чистого дохода; к существованию неэффективных управленческих структур.
Для народного хозяйства страны и общества в целом 1991-1993 гг. были особенно сложными, происходили неблагоприятные макроэкономические, социальные и политические процессы. Рыночные преобразования проводились нединамично, постоянно запаздывали по сравнению со сроками, намеченными в “Основных положениях программы перехода Белорусской ССР к рыночной экономике” (1990 г.).
Сегодня необходимость рыночных реформ в сельском хозяйстве никем не оспаривается, но существуют разногласия по поводу темпов и сроков их проведения. Сторонники постепенных преобразований ссылаются на ограниченность финансовых ресурсов, отсутствие развитой инфраструктуры, сложность выхода на международные рынки сельскохозяйственной продукции и ухудшение торговых отношений с традиционными партнерами – странами бывшего СССР. В числе причин называются также психология современного крестьянства, приверженность его к коллективным формам хозяйствования, утрата чувства экономической ответственности, способности к разумному хозяйственному риску, привычка к системе государственного патернализма. Сторонники постепенных преобразований считают, что быстрая реорганизация малоэффективной, но все-таки функционирующей колхозно-совхозной системы может привести к краху не только сельского хозяйства, но и экономики в целом.
Сторонники “шоковой терапии” рассматривают аграрную реформу как передел земли и имущества хозяйств на основе частной собственности и массовую “фермеризацию” сельскохозяйственных производителей.
Эволюцию аграрной политики последнего десятилетия в направлении перехода к постепенным методам преобразования сельского хозяйства можно проследить по нескольким программам регулирования АПК, разработанных в разные годы в республике.
В 1993 г. Всемирным банком в рамках “шоковой терапии” была рекомендована комплексная программа аграрной реформы. Она предусматривала последовательное, поэтапное проведение мероприятий по быстрому становлению рыночного механизма в сельском хозяйстве, а именно:
макроэкономическую стабилизацию;
постепенное сокращение безадресного субсидирования производите лей и потребителей;
отмену контроля за ценами и либерализацию внутреннего рынка с целью создания равных условий для всех участников экономической деятельности;
создание финансово-кредитной системы, обеспечивающей фискальный характер формирования бюджетов и допуск к кредиту на коммерческой основе;
проведение законодательной реформы, направленной на создание правовых основ функционирования рыночного хозяйства;
демонополизацию поставок сельскому хозяйству, сбыта и переработки сельскохозяйственной продукции и приватизацию снабженческих и перерабатывающих предприятий;
земельную реформу и создание рынка сельскохозяйственных земель;
реструктуризацию колхозов и совхозов и создание системы жизнеспособных рыночных хозяйств;
формирование системы социальной защиты уязвимых слоев населения;
свободу внешней торговли;
создание совместимой с рыночной экономикой системы подготовки кадров, консультативного обслуживания, информации и регулирования;
реорганизацию органов управления сельским хозяйством.
Минимально необходимые условия для функционирования рыночной экономики предполагалось создать в самые короткие сроки: с учетом уже предпринятых мер – за два – три года. Первоочередными задачами этого периода должны были стать: а) снижение темпов инфляции до уровня, когда появляются заинтересованность в инвестиционной деятельности; б) переход от централизованного ценообразования, основанного на издержках производства, к свободным ценам путем прекращения дотирования цен производителей и отмены безадресных дотаций на продукты питания; в) сокращение дефицита государственного бюджета и стабилизацию национальной валюты; г) программа содействия в реформировании предприятий и предпринимательства путем создания правовых, институциональных и материальных условий, способствующих развитию конкуренции в сфере поставок сельскому хозяйству, сбыта и переработки продукции, а также функционированию рынка сельскохозяйственных продуктов; д) разработка законодательных основ проведения земельной реформы и реструктуризации колхозов и совхозов; е) создание системы социальной защиты наиболее уязвимых групп населения; ж) восстановление торговых связей с республиками бывшего СССР, и прежде всего с Россией, на основе рыночных принципов.
Реализация основной части преобразований предусматривалась в среднесрочном периоде. продолжительность которого должна была составить четыре – пять лет.
Задачами этого периода должны были стать: а) разработка и реализация программ по созданию новых рабочих мест и снижению уровня безработицы; б) ликвидация оставшихся рычагов государственного ценового контроля; в) прекращение кредитного субсидирования сельского хозяйства и создание условий для доступа к кредитам на коммерческой основе; г) создание рынка сельскохозяйственных земель, функционирующего на основе четко разработанных правил продажи и покупки прав землепользования; д) завершение реформы предпринимательства и реструктуризации колхозов и совхозов; е) повышение эффективности производства, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции; ж) повышение конкурентоспособности сельскохозяйственных продуктов на международных рынках.
Выполнение задач краткосрочного и среднесрочного периодов программы, предлагавшейся Всемирным банком, не означало завершения реформы сельского хозяйства. Для полного вхождения в рынок аграрного сектора Республики Беларусь предполагалась дальнейшая адаптация к новым условиям. Программа Всемирного банка не могла быть реализована в целостном виде в силу политической и экономической ситуации в республике, а также из-за трудностей получения кредитов от международных финансовых организаций, но она сыграла положительную роль, так как акцентировала внимание на основных направлениях аграрной реформы. В стране по-прежнему отсутствовала официальная программа аграрной реформы, и продолжались работы над концепцией трансформации сельского хозяйства в рыночную экономику.
В 1994 г. была опубликована “Концепция аграрной реформы” Минсельхозпрода Республики Беларусь. Она ориентировала на постепенность и поэтапность проведения рыночных преобразований в сельском хозяйстве. Для преодоления аграрного кризиса и реформирования сельского хозяйства программа предусматривала ряд стратегических задач:
проведение земельной реформы на основе частно-кооперативной (коллективно-долевой) собственности на землю и создание механизма ипотеки для введения земли в экономический оборот;
реорганизацию агрокомплекса с созданием реального многообразия форм собственности всех его работников и трудовой самоорганизации тружеников села;
формирование экономически и политически свободного крестьянина;
переход к интенсивному сельскохозяйственному производству и полному обеспечению населения республики основными продуктами питания;
реформирование системы ценообразования с перераспределением прибыли в пользу производителя;
привлечение оборотных средств в агрокомплекс.
В “Концепции аграрной реформы” 1994 г. предусматривалась подконтрольность государству радикальных аграрных преобразований. Для регулирования АПК предполагалось использовать все формы государственного регулирования: законодательную, бюджетно-налоговую, денежно-кредитную, административную. Для стабилизации агрокомплекса предлагалось усиление государственного регулирования не только путем передачи государству контрольных пакетов акций вновь создаваемых концернов, но и передачей государству контрольных пакетов всех уже созданных акционерных формирований.
Исходя из опыта поддержки национальных сельскохозяйственных производителей в период вступления Франции ЕЭС, для реорганизации финансово-кредитной системы как основного экономического механизма регулирования деятельности АПК, “Концепция” предлагает создание отраслевой государственно-кооперативной финансовой Корпорации, включающей головную холдинговую компанию “Агрокредит”, ипотечный банк, агропромышленный инвестиционный банк и систему парабанковских учреждений.
Заметим, что создание отраслевой финансовой Корпорации с целью обеспечения самофинансирования сельского хозяйства фактически превратит АПК в замкнутую финансово-промышленную группу. Это затруднит проведение единой денежно-кредитной политики Национальным банком страны. Предусмотренная программой передача государству контрольного пакета холдинговой Корпорации в размере 51 – 70 % противоречит направлениям разгосударствления и приватизации, которые являются не просто стержнем экономической политики в странах СНГ, это общемировая тенденция. Как подсказывает мировой опыт, финансово-промышленные группы создаются не по отраслевому принципу, а вследствие диверсификации производства. Валютно-финансовый кризис, поразивший в конце 1997 г. многие страны Азиатско-Тихоокеанского региона, показал низкую эффективность подобных финансовых групп и их слабую приспособляемость к изменяющимся условиям рынка. Создание отраслевой финансовой Корпорации должно способствовать стабилизации сельского хозяйства, обеспечив кредитование по всей технологической цепочке “производство—переработка—хранение”, но одновременно оно может усилить ведомственные интересы и тормозить радикальное реформирование АПК.
В 1996 г. коллегией Кабинета Министров Республики Беларусь была одобрена Государственная Программа реформирования АПК Республики Беларусь. Эта программа, как и “Концепция аграрной реформы Минсельхозпрода” 1994 г., предусматривает постепенный переход от командно-административной к рыночной системе хозяйствования. В качестве основных направлений аграрной реформы в ней рассматриваются:
реформирование отношений собственности и создание благоприятных условий для развития многообразных форм собственности;
создание системы государственного регулирования, адекватной рыночной экономике;
становление эффективного правового механизма, регулирующего хозяйственную деятельность предприятий АПК различных форм собственности и обеспечивающего эффективную их защиту;
демонополизацию предприятий перерабатывающей промышленности и обслуживающих отраслей АПК;
создание на селе экономической среды, стимулирующей внедрение достижений науки и техники, прежде всего ресурсосберегающих технологий;
развитие социальной сферы села и становление системы социальной защиты населения.
Земельные отношения в Республике Беларусь базируются на государственной и частной формах собственности. В условиях трансформационного периода при доминирующей государственной собственности на землю, когда основной формой землевладения является аренда земли у государства, программа предусматривает государственное регулирование земельных отношений, с постепенным распространением права частной собственности на землю не только на физических лиц, но и на юридических лиц. Это позволит предприятиям АПК включать землю в свой уставный капитал и привлекать кредитные ресурсы земельного (ипотечного) банка под залог земли.
Большое внимание программа уделяет формированию отраслевой финансово-кредитной системы, от устойчивости которой зависят темпы и результаты реформирования АПК. В качестве головной компании в этой системе предлагается Белагропромбанк, причем контрольный пакет акций будет в руках государства. Это во многом снимает противоречия, присущие “Концепции” Минсельхозпрода, так как Белагропромбанк, являясь коммерческим банком, подконтролен Национальному банку Республики Беларусь.
Отраслевая финасово-кредитной система должна стать основой для формирования рыночной инфраструктуры сельского хозяйства: концернов, корпораций, холдингов. Основной целью отраслевой финансово-кредитной системы является выделение льготных кредитов, в том числе, целевое долгосрочное кредитование. Программа предусматривает предоставление льготных кредитов преимущественно тем субъектам хозяйствования, которые успешно продвигаются по пути реформ.
Итак, реформирование аграрного сектора в Республике Беларусь должно проходить в рамках общей реформы перехода к рыночной экономике. Макроэкономическая стабильность является необходимым условием проведения реформ. Политическая и экономическая ситуация в стране не благоприятствует “шоковым” методам преобразований, рекомендованным Всемирным банком. Поэтому в Республике Беларусь был выбран эволюционный путь проведения аграрной реформы, предполагающий сохранение значительного государственного регулирования в трансформационный период. Анализ программ реформирования, разработанных в республике, показывает, что происходит поиск оптимального варианта аграрной реформы, учитывающего как международный опыт, так и национальную специфику.
Функционирование множества моделей рыночного хозяйства доказывает, что каждая страна, переходящая на рыночные отношения, должна разработать собственную концепцию реформы, опираясь на международный опыт с учетом своей специфики.
Конкретные способы и скорость реформирования в странах, переживающих трансформационный период, могут быть различны, но общая для всех стратегическая направленность реформ – это создание эффективно работающих экономических систем и адекватных им моделей управления, позволяющих иметь в результате мотиваций хозяйственной деятельности более высокие жизненные стандарты, характерные для развитых демократических стран.
Опыт стран, в которых раньше, чем в Республике Беларусь, начался переход к рынку, позволяет определить следующие основные направления экономических реформ:
макроэкономическая стабилизация, достигаемая прежде всего антиинфляционным регулированием и созданием равновесия на потребительском рынке благодаря развитию частного сектора;
создание основных институтов и структур современного рыночного хозяйства и разработка нормативно-правовой базы их функционирования, что позволяет сформировать конкурентную среду как необходимое условие для запуска рыночного механизма;
уменьшение прямого контроля государства за экономической деятельностью, передача функций непосредственного управления производством субъектам микроэкономического уровня и стимулирование тем самым их движение к рынку.
В зависимости от сроков и глубины институциональных преобразований, продолжительности стабилизационного периода, объема регулирующих функций государства, источников финансовых ресурсов, переход к рыночной экономике может осуществляться или эволюционным путем, т. е. путем постепенного создания рыночных структур (Китай), или методом “шоковой терапии” (Польша).
Метод “шоковой терапии” на первом этапе реформирования (один -- два года) предполагает: 1) реализацию программы антиинфляционной стабилизации экономики для достижения рыночного и финансового равновесия и 2) осуществление глубоких институциональных реформ, направленных в первую очередь на создание частного сектора экономики. На втором этапе (десять – пятнадцать лет) предполагается завершить рыночные преобразования и обеспечить стабильный экономический рост. Целью “шоковой терапии” является обеспечение в кратчайшие сроки необратимости рыночных реформ путем накопления “критической массы” частного сектора, т. е. когда его доля в валовом внутреннем продукте (ВВП) составляет 25 – 30%.
Выбор способов перехода к рыночной экономике определяется не только экономическими, социальными и политическими условиями развития страны, но зависит от наличия финансовых ресурсов, необходимых для проведения реформ.
Разработка экономической политики переходного периода в Республике Беларусь осложнялась тем, что коренное реформирование народного хозяйства приходилось начинать в условиях стагфляции, для которой характерно сочетание высоких темпов инфляции, растущего уровня безработицы и спада производства. А поскольку макроэкономическая стабильность является обязательным условием успешного проведения реформ, программы реструктуризации народного хозяйства и программы стабилизации экономики должны осуществляться одновременно.
Для реформы народного хозяйства страны необходимо: во-первых, определить экономически обоснованные темпы проведения реформ; во-вторых, установить четкую субординацию рыночных инструментов макроэкономической политики в рамках выбранного концептуального варианта ее реализации; и, в-третьих, оптимально распределить ограниченные финансовые ресурсы между программами реформ и программами стабилизации.
Реформирование аграрного сектора в Республике Беларусь началось в рамках общей реформы перехода к рыночной экономике. Необходимость коренных преобразований в сельском хозяйстве была обусловлена глубоким системным кризисом, проявившимся в снижении эффективности использования ресурсного потенциала и инвестиций, ухудшении снабжения населения продовольствием, в разрушении природы. Кризис в аграрном секторе экономики явился следствием игнорирования в предшествующие десятилетия объективных основ аграрных отношений, специфики взаимодействия человека и природы в земледелии. Нарушение общих закономерностей развития сельскохозяйственного производства привело: к деградации отношений собственности и утрате нормальных экономических мотиваций вследствие всеобщего огосударствления хозяйств и отчуждения крестьян от земли и результатов труда; к господству отношений социального иждивенчества из-за чрезмерно развитого государственного патернализма; к деформации отношений между городом и деревней, проявившейся прежде всего в изъятии из сельского хозяйства значительной части создаваемого там чистого дохода; к существованию неэффективных управленческих структур.
Для народного хозяйства страны и общества в целом 1991-1993 гг. были особенно сложными, происходили неблагоприятные макроэкономические, социальные и политические процессы. Рыночные преобразования проводились нединамично, постоянно запаздывали по сравнению со сроками, намеченными в “Основных положениях программы перехода Белорусской ССР к рыночной экономике” (1990 г.).
Сегодня необходимость рыночных реформ в сельском хозяйстве никем не оспаривается, но существуют разногласия по поводу темпов и сроков их проведения. Сторонники постепенных преобразований ссылаются на ограниченность финансовых ресурсов, отсутствие развитой инфраструктуры, сложность выхода на международные рынки сельскохозяйственной продукции и ухудшение торговых отношений с традиционными партнерами – странами бывшего СССР. В числе причин называются также психология современного крестьянства, приверженность его к коллективным формам хозяйствования, утрата чувства экономической ответственности, способности к разумному хозяйственному риску, привычка к системе государственного патернализма. Сторонники постепенных преобразований считают, что быстрая реорганизация малоэффективной, но все-таки функционирующей колхозно-совхозной системы может привести к краху не только сельского хозяйства, но и экономики в целом.
Сторонники “шоковой терапии” рассматривают аграрную реформу как передел земли и имущества хозяйств на основе частной собственности и массовую “фермеризацию” сельскохозяйственных производителей.
Эволюцию аграрной политики последнего десятилетия в направлении перехода к постепенным методам преобразования сельского хозяйства можно проследить по нескольким программам регулирования АПК, разработанных в разные годы в республике.
В 1993 г. Всемирным банком в рамках “шоковой терапии” была рекомендована комплексная программа аграрной реформы. Она предусматривала последовательное, поэтапное проведение мероприятий по быстрому становлению рыночного механизма в сельском хозяйстве, а именно:
макроэкономическую стабилизацию;
постепенное сокращение безадресного субсидирования производите лей и потребителей;
отмену контроля за ценами и либерализацию внутреннего рынка с целью создания равных условий для всех участников экономической деятельности;
создание финансово-кредитной системы, обеспечивающей фискальный характер формирования бюджетов и допуск к кредиту на коммерческой основе;
проведение законодательной реформы, направленной на создание правовых основ функционирования рыночного хозяйства;
демонополизацию поставок сельскому хозяйству, сбыта и переработки сельскохозяйственной продукции и приватизацию снабженческих и перерабатывающих предприятий;
земельную реформу и создание рынка сельскохозяйственных земель;
реструктуризацию колхозов и совхозов и создание системы жизнеспособных рыночных хозяйств;
формирование системы социальной защиты уязвимых слоев населения;
свободу внешней торговли;
создание совместимой с рыночной экономикой системы подготовки кадров, консультативного обслуживания, информации и регулирования;
реорганизацию органов управления сельским хозяйством.
Минимально необходимые условия для функционирования рыночной экономики предполагалось создать в самые короткие сроки: с учетом уже предпринятых мер – за два – три года. Первоочередными задачами этого периода должны были стать: а) снижение темпов инфляции до уровня, когда появляются заинтересованность в инвестиционной деятельности; б) переход от централизованного ценообразования, основанного на издержках производства, к свободным ценам путем прекращения дотирования цен производителей и отмены безадресных дотаций на продукты питания; в) сокращение дефицита государственного бюджета и стабилизацию национальной валюты; г) программа содействия в реформировании предприятий и предпринимательства путем создания правовых, институциональных и материальных условий, способствующих развитию конкуренции в сфере поставок сельскому хозяйству, сбыта и переработки продукции, а также функционированию рынка сельскохозяйственных продуктов; д) разработка законодательных основ проведения земельной реформы и реструктуризации колхозов и совхозов; е) создание системы социальной защиты наиболее уязвимых групп населения; ж) восстановление торговых связей с республиками бывшего СССР, и прежде всего с Россией, на основе рыночных принципов.
Реализация основной части преобразований предусматривалась в среднесрочном периоде. продолжительность которого должна была составить четыре – пять лет.
Задачами этого периода должны были стать: а) разработка и реализация программ по созданию новых рабочих мест и снижению уровня безработицы; б) ликвидация оставшихся рычагов государственного ценового контроля; в) прекращение кредитного субсидирования сельского хозяйства и создание условий для доступа к кредитам на коммерческой основе; г) создание рынка сельскохозяйственных земель, функционирующего на основе четко разработанных правил продажи и покупки прав землепользования; д) завершение реформы предпринимательства и реструктуризации колхозов и совхозов; е) повышение эффективности производства, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции; ж) повышение конкурентоспособности сельскохозяйственных продуктов на международных рынках.
Выполнение задач краткосрочного и среднесрочного периодов программы, предлагавшейся Всемирным банком, не означало завершения реформы сельского хозяйства. Для полного вхождения в рынок аграрного сектора Республики Беларусь предполагалась дальнейшая адаптация к новым условиям. Программа Всемирного банка не могла быть реализована в целостном виде в силу политической и экономической ситуации в республике, а также из-за трудностей получения кредитов от международных финансовых организаций, но она сыграла положительную роль, так как акцентировала внимание на основных направлениях аграрной реформы. В стране по-прежнему отсутствовала официальная программа аграрной реформы, и продолжались работы над концепцией трансформации сельского хозяйства в рыночную экономику.
В 1994 г. была опубликована “Концепция аграрной реформы” Минсельхозпрода Республики Беларусь. Она ориентировала на постепенность и поэтапность проведения рыночных преобразований в сельском хозяйстве. Для преодоления аграрного кризиса и реформирования сельского хозяйства программа предусматривала ряд стратегических задач:
проведение земельной реформы на основе частно-кооперативной (коллективно-долевой) собственности на землю и создание механизма ипотеки для введения земли в экономический оборот;
реорганизацию агрокомплекса с созданием реального многообразия форм собственности всех его работников и трудовой самоорганизации тружеников села;
формирование экономически и политически свободного крестьянина;
переход к интенсивному сельскохозяйственному производству и полному обеспечению населения республики основными продуктами питания;
реформирование системы ценообразования с перераспределением прибыли в пользу производителя;
привлечение оборотных средств в агрокомплекс.
В “Концепции аграрной реформы” 1994 г. предусматривалась подконтрольность государству радикальных аграрных преобразований. Для регулирования АПК предполагалось использовать все формы государственного регулирования: законодательную, бюджетно-налоговую, денежно-кредитную, административную. Для стабилизации агрокомплекса предлагалось усиление государственного регулирования не только путем передачи государству контрольных пакетов акций вновь создаваемых концернов, но и передачей государству контрольных пакетов всех уже созданных акционерных формирований.
Исходя из опыта поддержки национальных сельскохозяйственных производителей в период вступления Франции ЕЭС, для реорганизации финансово-кредитной системы как основного экономического механизма регулирования деятельности АПК, “Концепция” предлагает создание отраслевой государственно-кооперативной финансовой Корпорации, включающей головную холдинговую компанию “Агрокредит”, ипотечный банк, агропромышленный инвестиционный банк и систему парабанковских учреждений.
Заметим, что создание отраслевой финансовой Корпорации с целью обеспечения самофинансирования сельского хозяйства фактически превратит АПК в замкнутую финансово-промышленную группу. Это затруднит проведение единой денежно-кредитной политики Национальным банком страны. Предусмотренная программой передача государству контрольного пакета холдинговой Корпорации в размере 51 – 70 % противоречит направлениям разгосударствления и приватизации, которые являются не просто стержнем экономической политики в странах СНГ, это общемировая тенденция. Как подсказывает мировой опыт, финансово-промышленные группы создаются не по отраслевому принципу, а вследствие диверсификации производства. Валютно-финансовый кризис, поразивший в конце 1997 г. многие страны Азиатско-Тихоокеанского региона, показал низкую эффективность подобных финансовых групп и их слабую приспособляемость к изменяющимся условиям рынка. Создание отраслевой финансовой Корпорации должно способствовать стабилизации сельского хозяйства, обеспечив кредитование по всей технологической цепочке “производство—переработка—хранение”, но одновременно оно может усилить ведомственные интересы и тормозить радикальное реформирование АПК.
В 1996 г. коллегией Кабинета Министров Республики Беларусь была одобрена Государственная Программа реформирования АПК Республики Беларусь. Эта программа, как и “Концепция аграрной реформы Минсельхозпрода” 1994 г., предусматривает постепенный переход от командно-административной к рыночной системе хозяйствования. В качестве основных направлений аграрной реформы в ней рассматриваются:
реформирование отношений собственности и создание благоприятных условий для развития многообразных форм собственности;
создание системы государственного регулирования, адекватной рыночной экономике;
становление эффективного правового механизма, регулирующего хозяйственную деятельность предприятий АПК различных форм собственности и обеспечивающего эффективную их защиту;
демонополизацию предприятий перерабатывающей промышленности и обслуживающих отраслей АПК;
создание на селе экономической среды, стимулирующей внедрение достижений науки и техники, прежде всего ресурсосберегающих технологий;
развитие социальной сферы села и становление системы социальной защиты населения.
Земельные отношения в Республике Беларусь базируются на государственной и частной формах собственности. В условиях трансформационного периода при доминирующей государственной собственности на землю, когда основной формой землевладения является аренда земли у государства, программа предусматривает государственное регулирование земельных отношений, с постепенным распространением права частной собственности на землю не только на физических лиц, но и на юридических лиц. Это позволит предприятиям АПК включать землю в свой уставный капитал и привлекать кредитные ресурсы земельного (ипотечного) банка под залог земли.
Большое внимание программа уделяет формированию отраслевой финансово-кредитной системы, от устойчивости которой зависят темпы и результаты реформирования АПК. В качестве головной компании в этой системе предлагается Белагропромбанк, причем контрольный пакет акций будет в руках государства. Это во многом снимает противоречия, присущие “Концепции” Минсельхозпрода, так как Белагропромбанк, являясь коммерческим банком, подконтролен Национальному банку Республики Беларусь.
Отраслевая финасово-кредитной система должна стать основой для формирования рыночной инфраструктуры сельского хозяйства: концернов, корпораций, холдингов. Основной целью отраслевой финансово-кредитной системы является выделение льготных кредитов, в том числе, целевое долгосрочное кредитование. Программа предусматривает предоставление льготных кредитов преимущественно тем субъектам хозяйствования, которые успешно продвигаются по пути реформ.
Итак, реформирование аграрного сектора в Республике Беларусь должно проходить в рамках общей реформы перехода к рыночной экономике. Макроэкономическая стабильность является необходимым условием проведения реформ. Политическая и экономическая ситуация в стране не благоприятствует “шоковым” методам преобразований, рекомендованным Всемирным банком. Поэтому в Республике Беларусь был выбран эволюционный путь проведения аграрной реформы, предполагающий сохранение значительного государственного регулирования в трансформационный период. Анализ программ реформирования, разработанных в республике, показывает, что происходит поиск оптимального варианта аграрной реформы, учитывающего как международный опыт, так и национальную специфику.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи