Одним из важных направлений аграрной реформы является создание правового механизма регулирования деятельности сельскохозяйственных предприятий и эффективной защиты их экономических интересов. Законодательная регламентация рыночных отношений в сельском хозяйстве осуществляется в рамках единого правового поля, с учетом специфики аграрного сектора экономики, и в первую очередь отношений, связанных с использованием земли.
Система нормативно-правовых регуляторов рыночного хозяйства как один из главных институтов экономической политики переходного периода, определяет не только содержание, но и темпы проведения реформ. Посредством правовых актов, ( норм конституционного права, законов, регулирующих хозяйственную деятельность, административных решений и т.п.) государство устанавливает "правила игры", а с помощью системы экономических регуляторов целенаправленно "настраивает" рыночный механизм, чтобы на его основе сдерживать или стимулировать деловую активность в рациональных рамках.
Отсутствие концепции реформы и концентрация усилий администрации на стабилизации экономики республики тормозили принятие пакета законов и нормативных актов, необходимых для запуска рыночного механизма в аграрном секторе экономики и проведения земельной реформы, хотя организационные структуры, призванные проводить эти реформы, в основном были созданы. В начале 90-х годов были заложены законодательные основы становления частного сектора в экономике.
Еще в СССР, а затем и в Республике Беларусь был принят ряд законов, регулировавших создание конкурентной экономической среды: об аренде, о разгосударствлении и приватизации государственной собственности, о предпринимательстве, о противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции, об экономической несостоятельности и банкротстве, об иностранных инвестициях, о занятости, о защите прав потребителей, о порядке разрешения коллективных трудовых конфликтов и др. Одновременно разрабатывались законодательные акты, регулирующие правовые основы функционирования институтов современного рыночного хозяйства: о страховании, о залоге, об инвестиционной деятельности, об иностранных инвестициях, о хозяйственном суде, о налогообложении, о ценных бумагах и фондовых биржах, о национальном банке, о банках и банковской деятельности, об акционерных обществах и др.
Поскольку частная собственность выступает основой рыночной экономики, первоочередным направлением экономической реформы является создание института частной собственности. В Беларуси законодательно разработаны механизмы перехода к системе хозяйствования, основанной на частной собственности. Это – аренда, разгосударствление и приватизация объектов государственной собственности. Принятый в декабре 1990 г. Закон "Об аренде" регулирует порядок заключения и использования договоров аренды ресурсов и имущества. Аренда допускается во всех отраслях народного хозяйства и может применяться в отношении всех форм собственности. Законом предоставляются равные и широкие полномочия трудовым коллективам, юридическим и физическим лицам в выборе форм хозяйствования: они могут создавать ассоциации союзов, концерны и другие формы объединений. С согласия арендодателя допускается субаренда. Арендная плата устанавливается как часть прибыли в виде процента (как правило, не ниже банковского), от стоимости арендованного имущества или как фиксированная сумма. Собственностью арендатора является произведенная продукция и полученные доходы, а также отделимые улучшения арендованного имущества – произведенные им капиталовложения. Переход от государственной собственности к частной происходит путем выкупа арендатором арендованного имущества.
Следующим шагом к введению института частной собственности явилось принятие в 1993г. Законов "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь" и "Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь." Они предусматривают возмездные и безвозмездные способы приватизации объектов, находящихся в государственной (республиканской и коммунальной) собственности. Отметим, что приватизация в республике началась еще до принятия соответствующего закона и проводилась по временным инструкциям, главным образом посредством выкупа государственных предприятий их коллективами.
Контроль за реализацией Государственной программы приватизации, определяющей цели, задачи и сроки этапов приватизации, поручен Министерству по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь.
Закон об именных приватизационных чеках ("Жилье", и "Имущество") призван обеспечить социальное равенство при проведении приватизации на этапе перехода к рыночной экономике путем безвозмездной передачи части государственной собственности гражданам Республики Беларусь. Доля предоставляемой каждому гражданину части государственной собственности определяется двумя квотами: жилищной и на имущество государственных предприятий. Квоты могут быть объединены. Владельцы приватизационных чеков могут либо сами покупать на них акции приватизируемых государственных предприятий, либо передать чеки специальным инвестиционным фондам, покупающим акции предприятий от имени своих клиентов.
Приватизация государственных предприятий проходит путем их выкупа, продажи на аукционах или на конкурсной основе. Законодательно предусматривается, что в период безвозмездной приватизации 50% оценочной стоимости приватизируемого объекта оплачивается именными приватизационными чеками по их номинальной стоимости с учетом индексации. Трудовые коллективы, участвующие в приватизации своих предприятий, приобретают акции с двадцатипроцентной скидкой скидкой.
После принятия закона о приватизации началась продажа предприятий на открытых аукционах. Однако основным способом приватизации по-прежнему остается выкуп трудовыми коллективами ранее арендованных предприятий.
О характере приватизации государственных предприятий в Республике Беларусь можно судить по данным таблицы 6.5.
Низкие темпы приватизации и проведение ее в основном путем выкупа трудовыми коллективами объясняется сложностью порядка утверждения объектов приватизации и определения их стоимости по финансовым отчетам предприятий, а не по рыночным ценам. Кроме того, переоценка активов предприятий с учетом инфляции требует дополнительных усилий и времени.
Для ускорения процесса приватизации нужно создать вторичный рынок акций приватизируемых предприятий. С этой целью должен быть разработан порядок продажи инвестиционными фондами акций, приобретенных ими за именные приватизационные чеки. Для повышения инвестиционной активности на рынок ценных бумаг должен быть допущен иностранный капитал. Важно также, чтобы по-настоящему заработал кредитно-залоговый механизм приватизации, связанный с банкротством и реорганизацией нерентабельных государственных предприятий.
Законодательные основы регулирования земельных отношений в Беларуси с признанием права частной собственности на землю разрабатывались еще в рамках законодательства СССР (ноябрь 1989 - март 1990 гг.). Союзным республикам были предоставлены широкие полномочия в законодательной сфере для внесения дополнений в земельное законодательство и разработки механизма реализации законов, направленного на легализацию частной собственности на землю.
В декабре 1990 – феврале 1991гг. в Белорусской ССР были приняты "Кодекс Белорусской ССР о земле " и Закон "О крестьянском (фермерском ) хозяйстве". Для ведения крестьянского хозяйства они устанавливали пожизненное наследуемое владение землей без права ее купли-продажи, залога, дарения, самовольного владения. Тем самым была подведена нормативная база развития фермерских хозяйств, которые в то время уже существовали.
Основываясь на этих законодательных актах, Верховный Совет БССР 18 февраля 1991 г. принял постановление "О проведении земельной реформы в республике". Указом Президиума Верховного Совета БССР для проведения земельной реформы был создан Государственный Комитет по земельной реформе и системе землепользования. Земельное законодательство этого периода, несмотря на свою рыночную направленность, так и не ввело частой собственности на землю.
Значительным шагом вперед в становлении частного сектора в сельском хозяйстве явилось принятие Верховным Советом Республики Беларусь в июне 1993 года закона "О праве собственности на землю", который признал право частной собственности на землю, но сохранил государственную собственность в качестве основной формы землевладения. Согласно этому закону, собственность на землю в Республике Беларусь выступает в государственной и частной формах. Земли, находящиеся в государственной собственности, передаются Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией во владение, пользование колхозам, совхозам и другим сельскохозяйственным предприятиям, а также могут отчуждаться в частную собственность. В частной собственности могут находиться земельные участки, приобретаемые для ведения личного подсобного хозяйства, для строительства и обслуживания жилого дома, для садоводства и дачного строительства. Общая площадь земельных участков, приобретаемых в частную собственность, не может превышать до 1 га на семью. Собственники земельных участков имеют право их отчуждать (продавать), отдавать под залог, сдавать в аренду, передавать по наследству.
Следует отметить, что закон “О праве собственности на землю” не обеспечил адекватного рыночной экономике права собственности на землю. Во-первых, он предусматривает частную собственность на землю только для ведения подсобных хозяйств, что позволяет соблюсти принцип социальной справедливости и социальной защиты населения в переходный период, но не может стать основой рыночного развития сельского хозяйства. Во-вторых, закон в значительной мере ограничивает использование государственной земли, запрещая ее передачу, куплю и продажу прав на аренду и владение. В-третьих, из состава земель, подлежащих приватизации, исключаются земли транспорта и связи, лесного фонда, сенокосы, пастбища и другие угодья, используемые для общих нужд населения, а также другие виды земель. В-четвертых, закон предоставляет право исполнения его норм местным органам власти, и, в-пятых, он не содержит правовых норм, регулирующих создание рынка земли. Поэтому земельное законодательство должно быть дополнено другими нормативными актами, регламентирующими реальное развитие частного землевладения и создающими правовые и экономические условия для покупки и продажи права владения землей как объектом хозяйствования. Законодательно должны быть оформлены порядок передачи прав на владение или аренду земельных участков, оценки их стоимости и каналы реализации.
При разработке земельного законодательства в порядке дискуссии предлагались разные направления реформирования государственной собственности на землю. Были предложения о коллективно-долевой собственности на землю, о Земельном банке Республики Беларусь, через который могли оформляться акты купли-продажи и кредитование под залог земель.
Разработчики этого варианта реформирования госсобственности на землю считают, что коллективно-долевая собственность на землю, выступая в качестве промежуточной (переходной) формы землевладения, содержит в себе тенденции развития как коллективных, так и частных форм хозяйствования. Отчуждение государственной земли в собственность колхозов и совхозов создало бы условия для их полной экономической самостоятельности и тем самым полной экономической ответственности за результаты деятельности. Это способствовало бы реструктуризации хозяйств и выживанию наиболее жизнеспособных. По мнению авторов этого варианта, гарантированный законом свободный выход работников из колхозов и совхозов с земельным и имущественным паем и проведение целенаправленной экономической политики могли бы обеспечить не консервацию коллективной собственности, а последовательную трансформацию ее в частную собственность на землю. Такой вариант земельной реформы уже рассматривался одной из программ аграрных преобразований (параграф 6.4), предполагающей передачу земель в собственность не только физических, но и юридических лиц – колхозов и совхозов.
В последние годы с целью реального рыночного реформирования аграрного сектора экономи разработчики ряда концепций аграрных преобразований считают необходимым принять законы “Об адаптации сельскохозяйственных предприятий к рыночным условиям”, “О государственном регулировании агропромышленного производства”, “ О сельскохозяйственной кооперации”.
Заметим также, что актуальным является юридическое разграничение понятий форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствования, приведение типов (форм) собственности в соответствие с типологией, принятой в странах с рыночной экономикой.
Итак, основным направлением формирования правового механизма проведения рыночных преобразований является создание института частной собственности. Переход к частной собственности осуществляется путем аренды, с последующим выкупом арендуемых объектов, разгосударствления и приватизации предприятий государственной собственности. В Республике Беларусь сочетаются возмездные и безвозмездные формы приватизации. Земельные отношения базируются на государственной и частной формах собственности. Принятый в 1993 г. Закон “О праве собственности на землю” предусматривает право частной собственности на землю, но только для ведения подсобных хозяйств, государственная собственность сохраняется как основная форма землевладения. Дальнейшее развитие частного землевладения зависит от создания правовых и экономических условий для покупки и продажи права владения землей как объектом хозяйствования.
Система нормативно-правовых регуляторов рыночного хозяйства как один из главных институтов экономической политики переходного периода, определяет не только содержание, но и темпы проведения реформ. Посредством правовых актов, ( норм конституционного права, законов, регулирующих хозяйственную деятельность, административных решений и т.п.) государство устанавливает "правила игры", а с помощью системы экономических регуляторов целенаправленно "настраивает" рыночный механизм, чтобы на его основе сдерживать или стимулировать деловую активность в рациональных рамках.
Отсутствие концепции реформы и концентрация усилий администрации на стабилизации экономики республики тормозили принятие пакета законов и нормативных актов, необходимых для запуска рыночного механизма в аграрном секторе экономики и проведения земельной реформы, хотя организационные структуры, призванные проводить эти реформы, в основном были созданы. В начале 90-х годов были заложены законодательные основы становления частного сектора в экономике.
Еще в СССР, а затем и в Республике Беларусь был принят ряд законов, регулировавших создание конкурентной экономической среды: об аренде, о разгосударствлении и приватизации государственной собственности, о предпринимательстве, о противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции, об экономической несостоятельности и банкротстве, об иностранных инвестициях, о занятости, о защите прав потребителей, о порядке разрешения коллективных трудовых конфликтов и др. Одновременно разрабатывались законодательные акты, регулирующие правовые основы функционирования институтов современного рыночного хозяйства: о страховании, о залоге, об инвестиционной деятельности, об иностранных инвестициях, о хозяйственном суде, о налогообложении, о ценных бумагах и фондовых биржах, о национальном банке, о банках и банковской деятельности, об акционерных обществах и др.
Поскольку частная собственность выступает основой рыночной экономики, первоочередным направлением экономической реформы является создание института частной собственности. В Беларуси законодательно разработаны механизмы перехода к системе хозяйствования, основанной на частной собственности. Это – аренда, разгосударствление и приватизация объектов государственной собственности. Принятый в декабре 1990 г. Закон "Об аренде" регулирует порядок заключения и использования договоров аренды ресурсов и имущества. Аренда допускается во всех отраслях народного хозяйства и может применяться в отношении всех форм собственности. Законом предоставляются равные и широкие полномочия трудовым коллективам, юридическим и физическим лицам в выборе форм хозяйствования: они могут создавать ассоциации союзов, концерны и другие формы объединений. С согласия арендодателя допускается субаренда. Арендная плата устанавливается как часть прибыли в виде процента (как правило, не ниже банковского), от стоимости арендованного имущества или как фиксированная сумма. Собственностью арендатора является произведенная продукция и полученные доходы, а также отделимые улучшения арендованного имущества – произведенные им капиталовложения. Переход от государственной собственности к частной происходит путем выкупа арендатором арендованного имущества.
Следующим шагом к введению института частной собственности явилось принятие в 1993г. Законов "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь" и "Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь." Они предусматривают возмездные и безвозмездные способы приватизации объектов, находящихся в государственной (республиканской и коммунальной) собственности. Отметим, что приватизация в республике началась еще до принятия соответствующего закона и проводилась по временным инструкциям, главным образом посредством выкупа государственных предприятий их коллективами.
Контроль за реализацией Государственной программы приватизации, определяющей цели, задачи и сроки этапов приватизации, поручен Министерству по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь.
Закон об именных приватизационных чеках ("Жилье", и "Имущество") призван обеспечить социальное равенство при проведении приватизации на этапе перехода к рыночной экономике путем безвозмездной передачи части государственной собственности гражданам Республики Беларусь. Доля предоставляемой каждому гражданину части государственной собственности определяется двумя квотами: жилищной и на имущество государственных предприятий. Квоты могут быть объединены. Владельцы приватизационных чеков могут либо сами покупать на них акции приватизируемых государственных предприятий, либо передать чеки специальным инвестиционным фондам, покупающим акции предприятий от имени своих клиентов.
Приватизация государственных предприятий проходит путем их выкупа, продажи на аукционах или на конкурсной основе. Законодательно предусматривается, что в период безвозмездной приватизации 50% оценочной стоимости приватизируемого объекта оплачивается именными приватизационными чеками по их номинальной стоимости с учетом индексации. Трудовые коллективы, участвующие в приватизации своих предприятий, приобретают акции с двадцатипроцентной скидкой скидкой.
После принятия закона о приватизации началась продажа предприятий на открытых аукционах. Однако основным способом приватизации по-прежнему остается выкуп трудовыми коллективами ранее арендованных предприятий.
О характере приватизации государственных предприятий в Республике Беларусь можно судить по данным таблицы 6.5.
Таблица 6.5. Приватизация государственных предприятий
Примечание. Данные за 1996 г. по двум кварталам.
Источник: Министерство экономики
Источник: Министерство экономики
Низкие темпы приватизации и проведение ее в основном путем выкупа трудовыми коллективами объясняется сложностью порядка утверждения объектов приватизации и определения их стоимости по финансовым отчетам предприятий, а не по рыночным ценам. Кроме того, переоценка активов предприятий с учетом инфляции требует дополнительных усилий и времени.
Для ускорения процесса приватизации нужно создать вторичный рынок акций приватизируемых предприятий. С этой целью должен быть разработан порядок продажи инвестиционными фондами акций, приобретенных ими за именные приватизационные чеки. Для повышения инвестиционной активности на рынок ценных бумаг должен быть допущен иностранный капитал. Важно также, чтобы по-настоящему заработал кредитно-залоговый механизм приватизации, связанный с банкротством и реорганизацией нерентабельных государственных предприятий.
Законодательные основы регулирования земельных отношений в Беларуси с признанием права частной собственности на землю разрабатывались еще в рамках законодательства СССР (ноябрь 1989 - март 1990 гг.). Союзным республикам были предоставлены широкие полномочия в законодательной сфере для внесения дополнений в земельное законодательство и разработки механизма реализации законов, направленного на легализацию частной собственности на землю.
В декабре 1990 – феврале 1991гг. в Белорусской ССР были приняты "Кодекс Белорусской ССР о земле " и Закон "О крестьянском (фермерском ) хозяйстве". Для ведения крестьянского хозяйства они устанавливали пожизненное наследуемое владение землей без права ее купли-продажи, залога, дарения, самовольного владения. Тем самым была подведена нормативная база развития фермерских хозяйств, которые в то время уже существовали.
Основываясь на этих законодательных актах, Верховный Совет БССР 18 февраля 1991 г. принял постановление "О проведении земельной реформы в республике". Указом Президиума Верховного Совета БССР для проведения земельной реформы был создан Государственный Комитет по земельной реформе и системе землепользования. Земельное законодательство этого периода, несмотря на свою рыночную направленность, так и не ввело частой собственности на землю.
Значительным шагом вперед в становлении частного сектора в сельском хозяйстве явилось принятие Верховным Советом Республики Беларусь в июне 1993 года закона "О праве собственности на землю", который признал право частной собственности на землю, но сохранил государственную собственность в качестве основной формы землевладения. Согласно этому закону, собственность на землю в Республике Беларусь выступает в государственной и частной формах. Земли, находящиеся в государственной собственности, передаются Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией во владение, пользование колхозам, совхозам и другим сельскохозяйственным предприятиям, а также могут отчуждаться в частную собственность. В частной собственности могут находиться земельные участки, приобретаемые для ведения личного подсобного хозяйства, для строительства и обслуживания жилого дома, для садоводства и дачного строительства. Общая площадь земельных участков, приобретаемых в частную собственность, не может превышать до 1 га на семью. Собственники земельных участков имеют право их отчуждать (продавать), отдавать под залог, сдавать в аренду, передавать по наследству.
Следует отметить, что закон “О праве собственности на землю” не обеспечил адекватного рыночной экономике права собственности на землю. Во-первых, он предусматривает частную собственность на землю только для ведения подсобных хозяйств, что позволяет соблюсти принцип социальной справедливости и социальной защиты населения в переходный период, но не может стать основой рыночного развития сельского хозяйства. Во-вторых, закон в значительной мере ограничивает использование государственной земли, запрещая ее передачу, куплю и продажу прав на аренду и владение. В-третьих, из состава земель, подлежащих приватизации, исключаются земли транспорта и связи, лесного фонда, сенокосы, пастбища и другие угодья, используемые для общих нужд населения, а также другие виды земель. В-четвертых, закон предоставляет право исполнения его норм местным органам власти, и, в-пятых, он не содержит правовых норм, регулирующих создание рынка земли. Поэтому земельное законодательство должно быть дополнено другими нормативными актами, регламентирующими реальное развитие частного землевладения и создающими правовые и экономические условия для покупки и продажи права владения землей как объектом хозяйствования. Законодательно должны быть оформлены порядок передачи прав на владение или аренду земельных участков, оценки их стоимости и каналы реализации.
При разработке земельного законодательства в порядке дискуссии предлагались разные направления реформирования государственной собственности на землю. Были предложения о коллективно-долевой собственности на землю, о Земельном банке Республики Беларусь, через который могли оформляться акты купли-продажи и кредитование под залог земель.
Разработчики этого варианта реформирования госсобственности на землю считают, что коллективно-долевая собственность на землю, выступая в качестве промежуточной (переходной) формы землевладения, содержит в себе тенденции развития как коллективных, так и частных форм хозяйствования. Отчуждение государственной земли в собственность колхозов и совхозов создало бы условия для их полной экономической самостоятельности и тем самым полной экономической ответственности за результаты деятельности. Это способствовало бы реструктуризации хозяйств и выживанию наиболее жизнеспособных. По мнению авторов этого варианта, гарантированный законом свободный выход работников из колхозов и совхозов с земельным и имущественным паем и проведение целенаправленной экономической политики могли бы обеспечить не консервацию коллективной собственности, а последовательную трансформацию ее в частную собственность на землю. Такой вариант земельной реформы уже рассматривался одной из программ аграрных преобразований (параграф 6.4), предполагающей передачу земель в собственность не только физических, но и юридических лиц – колхозов и совхозов.
В последние годы с целью реального рыночного реформирования аграрного сектора экономи разработчики ряда концепций аграрных преобразований считают необходимым принять законы “Об адаптации сельскохозяйственных предприятий к рыночным условиям”, “О государственном регулировании агропромышленного производства”, “ О сельскохозяйственной кооперации”.
Заметим также, что актуальным является юридическое разграничение понятий форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствования, приведение типов (форм) собственности в соответствие с типологией, принятой в странах с рыночной экономикой.
Итак, основным направлением формирования правового механизма проведения рыночных преобразований является создание института частной собственности. Переход к частной собственности осуществляется путем аренды, с последующим выкупом арендуемых объектов, разгосударствления и приватизации предприятий государственной собственности. В Республике Беларусь сочетаются возмездные и безвозмездные формы приватизации. Земельные отношения базируются на государственной и частной формах собственности. Принятый в 1993 г. Закон “О праве собственности на землю” предусматривает право частной собственности на землю, но только для ведения подсобных хозяйств, государственная собственность сохраняется как основная форма землевладения. Дальнейшее развитие частного землевладения зависит от создания правовых и экономических условий для покупки и продажи права владения землей как объектом хозяйствования.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи