Разгосударствление и приватизация. Необходимость земельной реформы

Наука » Сельское хозяйство
В развитых странах с высокоэффективным и конкурентоспособным сельскохозяйственным производством земельные отношения основаны на частной собственности. В этих странах законодательно закрепляются права собственности на землю, передачи ее по наследству, условия продажи, приобретения и сдачи в аренду. Правовые гарантии собственности создают условия для функционирования рынков земли, повышают мобильность и эффективность использования земельных ресурсов, способствуют долгосрочным инвестициям и расширяют доступ на финансовые рынки.
В настоящее время во многих развитых странах совершенствуется правовая база отношений собственности на землю. При сохранении частной собственности на землю ограничиваются безраздельные права собственников земли в интересах общества и арендаторов – тех, кто ее обрабатывает. Более строгими становятся правовые нормы, регулирующие куплю-продажу земли, ужесточается контроль за использованием угодий по целевому назначению, регламентируются агротехнические и экологические нормы земледелия. Земельные отношения в этих странах строятся на принципах владения землей на правах собственника и на правах арендатора, а земельный рынок функционирует не только на основе купли-продажи земли, но и на основе покупки прав на владение землей как объектом хозяйствования.
Земельные реформы в странах Центральной и Восточной Европы и СНГ проходят с учетом специфики земельных отношений в этих странах. Есть государства, где проблемы ликвидации государственной монополии на землю и передачи ее в частную собственность не столь актуальны, как в нашей стране. Например, в Польше государству до реформы принадлежало только 20% сельскохозяйственных угодий, в Венгрии -- 28, в Чехословакии — 30%.
Земельная реформа в странах, переходящих к рыночной экономике, может осуществляться по двум направлениям. Первое – это передача земли в частную собственность, реституция земли, т.е. возвращение ее прежним владельцам.
Второе – создание правовых и экономических условий для частного землепользования, продажи и покупки права владения землей как объектом хозяйствования, сдачи ее в постоянное владение с последующим переходом в частную собственность; частичная передача государственных функций по управлению и использованию земель хозяйствующим субъектам.
В Беларуси, поскольку вся земля находилась в собственности государства, а хозяйствующими субъектами являлись в основном колхозы и совхозы, было выбрано второе направление проведения земельной реформы. Закон “О собственности на землю” признал частную собственность на землю. Однако из-за ограничения размера земельной собственности одним гектаром частный сектор в сельском хозяйстве существует пока лишь как дополнение к организационным формам хозяйствования, основанным на государственной собственности на землю. Тем не менее Закон “О частной собственности на землю” имел большое практическое и психологическое значение. Во-первых, разработана и принята правовая база частной формы собственности, механизм ее функционирования; во-вторых, граждане получают землю в постоянное пожизненное пользование, благодаря чему землю можно воспринимать как объект экономических сделок.
Направление проведения земельной реформы в Беларуси предопределило и направления реорганизации колхозов и совхозов – их трансформацию в рыночные экономические структуры путем внутрихозяйственных преобразований, создания системы высокоэффективных сельскохозяйственных предприятий, основанных как на индивидуальной, так и на групповой собственности на средства производства.
Общими принципами реорганизации крупных хозяйств являются: законодательное закрепление права собственности работников на часть используемых ресурсов в физической или денежной форме и права на свободу выбора формы хозяйствования; постепенность и поэтапность развития рыночных форм хозяйствования; законодательное признание полного права собственности на произведенный продукт; программно-целевое государственное финансирование реструктуризации сельского хозяйства..
Организационно-экономической основой преобразования колхозов и совхозов на этих принципах является формирование долевого фонда работников и раздел имущества.
Быстро перестроить структуру крупных хозяйств без резкого сокращения объемов производства и приостановки научно-технического прогресса в сельском хозяйстве невозможно. Поэтому рыночные преобразования предполагают функционирование различных видов сельскохозяйственных предприятий. В процессе постепенного создания конкурентного порядка в аграрном секторе экономики основными организационно-правовыми формами предприятий являются следующие:
Коллективные предприятия с установленной долей собственности: акционерные общества открытого и закрытого типов, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью и др.;
коллективные предприятия без выделения доли собственности. Общая стоимость их имущества составляет неделимый фонд. Это – колхозы, сохранившие свой прежний статус, а также те совхозы и другие государственные предприятия, коллективы которых выкупили имущество, сохранив при этом коллективную собственность, и приняли статус колхоза. Деятельность их производственных подразделений организуется на принципах внутрихозяйственного расчета или аренды;
кооперативные объединения или ассоциации первичных кооперативов;
частные предприятия (фермерские хозяйства и ассоциации фермерских хозяйств);
государственные сельскохозяйственные предприятия (госхозы). Это совхозы и другие государственные предприятия, главными направлениями деятельности которых являются семеноводство, племенное животноводство, внедрение передовых технологий, проведение карантинно-ветеринарных и других мероприятий.
Открытые акционерные общества создаются на основе добровольного соглашения юридических и физических лиц, объединивших свои средства (имущественные паи) путем выпуска акций. Участники акционерного общества несут экономическую ответственность только в пределах стоимости принадлежащих им акций. В акционерных обществах закрытого типа уставный фонд разделен на части, под которые выпускаются акции или “условные акции”, которые передаются работникам с учетом их трудового стажа и фактического трудового вклада. Такие акции не могут быть проданы или переданы другим лицам, в отличие от акций открытого акционерного общества, которые свободно продаются акционерами на финансовых рынках или акционерными обществами. В республике есть немало примеров успешной работы бывших колхозов, преобразованных в закрытые акционерные общества.
Акционерные общества открытого типа целесообразно создавать на базе крупных предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья. Это позволит ослабить монопольную власть предприятий перерабатывающей промышленности. Однако акционирование таких предприятий должно происходить поэтапно, так как в республике пока отсутствует развитый рынок ценных бумаг, обеспечивающий эффективное управление открытыми акционерными обществами. Поэтому основным способом приватизации перерабатывающих предприятий, занимающих доминирующее положение в том или ином регионе, должно стать преобразование их в закрытые акционерные общества с распределением уставного капитала в следующих пропорциях: 40—51% акций – поставщикам сырья, 40—трудовому коллективу, до 19% - государству, которое может их продать. Распределение капитала в акционерных обществ закрытого типа, создаваемых в системе материально-технического снабжения и агросервиса, может быть такой: 40% акций производителям сельскохозяйственной продукции, 40 – трудовому коллективу и 20% - государству.
Общества (товарищества) с ограниченной или дополнительной ответственностью создаются для совместной деятельности участников объединением их капиталов. Члены товарищества участвуют в управлении, получают часть прибыли в зависимости от размера пая и свою долю имущества в случае ликвидации общества. Товарищества могут использоваться как в сельском хозяйстве, так и в I и III сфер АПК.
Юридически самостоятельные ассоциации первичных кооперативов образуются на основе внутрихозяйственных подразделений, преобразованных в первичные производственные кооперативы путем закрепления за членами подразделений на правах частной собственности части имущества (индивидуальные доли) при сохранении коллективной формы труда. Основные принципы организации первичных кооперативов: добровольность, распределение произведенного продукта по труду и по имущественному паю, самофинансирование, ориентация производства на рыночный спрос. Ассоциации первичных кооперативов, сочетающие технологические преимущества крупного производства с частными интересами, и могут стать прогрессивной формой предприятий рыночного типа на начальном этапе аграрной реформы.
Результатом проведения земельной реформы явилось создание фермерских хозяйств. Право организовать фермерское хозяйство имеет каждое заинтересованное лицо, обладающее достаточными опытом и знаниями. Землевладение и землепользование при ведении фермерского хозяйства платное (налог на землю или арендная плата). В фермерском хозяйстве может использоваться труд наемных работников на основе трудового договора. Несмотря на увеличение числа хозяйств фермерского типа ( 34 хозяйства в 1991 г. и 2977 – в 1996 г.), этот процесс не происходит гладко. Так, в 1996 г. было создано 251 фермерское хозяйство, а 264 прекратили деятельность; 34,2% фермерских хозяйств не имели тракторов, 74,4% - грузовых автомобилей. Доля фермеров в общем объеме производства молока и мяса (кроме производства в личных подсобных хозяйствах) составила 0,3%, зерна – 1,0%, картофеля – 3%.
Перспективы развития фермерского сектора зависят от решения как общих экономических проблем, так и проблем, связанных с реструктуризацией сельскохозяйственного производства. Это прежде всего разработка правовой основы функционирования фермерских хозяйств, создание адекватной материально-технической базы, информационное обеспечение, преодоление стереотипов восприятия рыночной экономики как асоциального явления.
В республике разработана программа государственной поддержки фермерских хозяйств. В ней предусмотрены основные каналы бюджетного финансирования: в форме прямых субсидий и централизованного финансирования основных мероприятий. За счет средств республиканского бюджета для фермерских хозяйств производится разработка проектно-сметной документации и выполняются работы по первичному обустройству хозяйств. С 1994 г. фермерским хозяйствам из фонда поддержки фермерских хозяйств выдается беспроцентная ссуда на производственное строительство (до 50% сметной стоимости) со сроком погашения 5 лет. Принятым в 1995 г. положением “О республиканском фонде государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств” предусмотрена выдача ссуд на закладку многолетних насаждений (до 80% стоимости) и приобретение зерноуборочной техники и оборудования по сушке зерна (до 100% стоимости). Из средств республиканского бюджета финансируются опытно-конструкторские работы, изготовление опытных образцов сельскохозяйственной техники и оборудования, разработка и тиражирование типовых и экспериментальных проектов застройки фермерских хозяйств.
В ближайшей перспективе основным источником кредитования останутся программы прямого целевого кредитования, поскольку хозяйства не могут брать кредиты под залог земли. Для вновь создаваемых фермерских хозяйств Национальным банком ежегодно открывалась кредитная линия на приобретение сельскохозяйственной техники и инвентаря, размеры кредита на 1 га сельхозугодий и процентные ставки каждый год уточнялись. В 1997 г. кредитная линия не открывалась.
Анализ показывает, что сектор частных хозяйств будет развиваться постепенно, по мере накопления опыта, увеличения возможностей для инвестирования, развития рыночного механизма во всех отраслях экономики, макроэкономической стабилизации.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.