Наиболее известное следствие теории благосостояния (глава 2) то, что приближение к эффективному размещению производственных ресурсов возможно при движении к рыночному конкурентному порядку. Но проблема в том, что многие экономисты, выступающие за расширение роли рынка, рассматривают его лишь как дополнительный инструмент государственного регулирования для достижения желаемых экономических результатов. Между тем негативное влияние государственного регулирования размещения производственных ресурсов на экономическую эффективность доказана и теорией, и на практике, хотя конкурентному порядку не всегда удается эффективно координировать индивидуальные и общественные интересы, как показано в главе 2. Регулирование внешних эффектов, производство общественных товаров и услуг, решение проблем, возникающих из-за разной информированности участников экономических сделок, барьеров для свободного перелива капиталов, невозможно без государственного вмешательства в рыночный процесс размещения производственных ресурсов.
Однако эффективность очень часто не рассматривают в качестве главной цели аграрной политики. На практике почти всегда ставятся цели, которые не до конца ясны, а нередко и противоречат друг другу. Белорусское общество находится пока в стадии формирования идеи о направлениях развития сельского хозяйства и целях сельскохозяйственной политики. Предлагаемые ниже направления аграрной политики сформулированы прежде всего исходя из критерия эффективности и предпосылки, что государство не может непосредственно регулировать экономическую деятельность субъектов хозяйствования, а должно создавать эффективные формы экономического (конкурентного) порядка.
Важнейшей задачей современной аграрной политики в Республике Беларусь является определение оптимального соотношения между государственной поддержкой программ реформ и программ стабилизации сельского хозяйства. Если программы реформ нацелены на создание основных элементов рынка, то программы стабилизации предполагают усиление государственного контроля за размещением производственных ресурсов. Но долговременная стабилизация невозможна без реального реформирования экономики.
Существующая в Беларуси система государственного регулирования сельского хозяйства делает акцент на программах стабилизации и отличается значительной внутренней противоречивостью. Используемые меры поддержки доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей способствуют сохранению устаревших хозяйственных структур, препятствуют реструктуризации производства, усугубляют макроэкономическую нестабильность и снижают отраслевую эффективность. Государство, ориентируя предприятия не на получение максимальной прибыли, а на рост объемов производства, создает предпосылки для неэффективного межотраслевого размещения ресурсов. Отсутствует планирование бюджетного финансирования сельского хозяйства, не выделяются приоритетные направления расходов. Цены на сельскохозяйственную продукцию и сегодня в значительной степени искажены государственным вмешательством и отсутствием работающих рыночных институтов. Это не создает экономических стимулов для принятия правильных решений по объемам производства, долгосрочным инвестициям и т.п. Совершенствование государственного регулирования сельского хозяйства предполагает переход от политики стабилизации агросектора к политике его системного и быстрого реформирования.
Мероприятия по преобразованию аграрной экономики и созданию конкурентного порядка можно разделить на активные и пассивные, т.е. вызывающие организованные и самопроизвольные изменения системного характера. Пассивные мероприятия (либерализация экономической деятельности при уменьшении уровня государственного вмешательства) весьма просты и состоят в том, что государство отказывается от значительной части своих полномочий и передает их рынку. Однако реализация таких мер почти всегда осложняется из-за политических разногласий. Основные активные микроэкономические мероприятия: разгосударствление и приватизация, антимонопольное регулирование, изменение структуры и содержания работы отраслевых министерств и др.
Теоретически наилучшим вариантом совершенствования микроэкономического регулирования сельского хозяйства в контексте создания там рыночного порядка является прекращение вмешательства государства в межотраслевое размещение ресурсов, и прежде регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию и создание институтов рыночной экономики. Этот вариант гарантирует быструю структурную перестройку экономики в целом и повышение народнохозяйственной эффективности использования производственных ресурсов. Привлекательность его особенно велика в условиях ограниченности у государства средств для поддержки цен товаропроизводителей. С другой стороны, при таком варианте реформирования агросектора продолжится спад производства сельскохозяйственной продукции, уменьшится самообеспеченность страны основными продуктами питания, неизбежные банкротства сельскохозяйственных предприятий усилят социальную напряженность. Неготовность политиков и части населения к такому развитию событий делает активное государственное вмешательство в функционирование агросектора объективно неизбежным (если оно финансово возможно).
Многими политиками и экономистами республики в качестве целей и причин государственного вмешательства в функционирование аграрного сектора экономики признаются следующие: стабилизация рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; обеспечение продовольственной безопасности страны; защита отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства; поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики; создание условий для расширенного воспроизводства товаропроизводителей, работающих в худших природно-климатических условиях; сближение уровней доходов работников сельского хозяйства и промышленности; стабилизация цен на уровнях, приемлемых для потребителей и производителей; повышение уровня жизни и снижение нужды и неуверенности населения в завтрашнем дне; поощрение инвестиций и экономического роста в аграрном секторе. Эти цели вполне созвучны декларируемым в официальных документах некоторых стран Организации экономического сотрудничества и развития (табл. 7.1).
х - цель отражена в разделе целей правительственных документов;
0 - только упоминается в них;
1 - цель закреплена в законодательных актах.
Важно, чтобы действие государства по достижению декламируемых целей как можно меньше противоречили критерию эффективности, вмешательство было оптимальным, с использованием хорошо просчитанных инструментов. Применительно к нашей стране речь может идти о создании компромиссной концепции аграрной политики, с большими шансами быть реализованной и содержащей хотя бы в качестве идеи движение к эффективной аграрной экономике.
Исходя из такой компромиссной концепции средства республиканского бюджета, выделяемые на поддержку и развитие агропромышленного производства, могут использоваться на:
адаптацию сельскохозяйственных товаропроизводителей к рыночным условиям хозяйствования, в том числе на реформирование организационно-правовых форм хозяйствования;
реструктуризацию государственного управления агропромышленным производством;
осуществление политики целевых цен и разностных платежей;
социальную защиту работников, высвобождающихся из агропромышленного производства;
поддержку инвестиционной деятельности с целью повышения эффективности агропромышленного производства, включая приобретение новой техники и оборудования, сортовых семян и племенных животных, в соответствии с республиканскими целевыми программами;
охрану окружающей среды, повышение плодородия почв, мелиоративные мероприятия, содержание государственных мелиоративных систем, финансирование борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур, профилактику карантинных и особо опасных инфекционных заболеваний животных, а также на проведение научных исследований по охране окружающей среды;
кредитование и страхование в сфере агропромышленного производства;
компенсацию части затрат на поддержку племенного животноводства, элитного семеноводства и производства гибридных семян сельскохозяйственных культур;
организацию профессиональной подготовки, повышения квалификации и переквалификации кадров в сфере АПК;
организацию и финансирование научных исследований, внедрение новых технологий;
маркетинговые исследования и распространение информации для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Приоритетность направлений и объемы их финансирования определяются в рамках республиканских целевых программ Правительством страны.
Однако эффективность очень часто не рассматривают в качестве главной цели аграрной политики. На практике почти всегда ставятся цели, которые не до конца ясны, а нередко и противоречат друг другу. Белорусское общество находится пока в стадии формирования идеи о направлениях развития сельского хозяйства и целях сельскохозяйственной политики. Предлагаемые ниже направления аграрной политики сформулированы прежде всего исходя из критерия эффективности и предпосылки, что государство не может непосредственно регулировать экономическую деятельность субъектов хозяйствования, а должно создавать эффективные формы экономического (конкурентного) порядка.
Важнейшей задачей современной аграрной политики в Республике Беларусь является определение оптимального соотношения между государственной поддержкой программ реформ и программ стабилизации сельского хозяйства. Если программы реформ нацелены на создание основных элементов рынка, то программы стабилизации предполагают усиление государственного контроля за размещением производственных ресурсов. Но долговременная стабилизация невозможна без реального реформирования экономики.
Существующая в Беларуси система государственного регулирования сельского хозяйства делает акцент на программах стабилизации и отличается значительной внутренней противоречивостью. Используемые меры поддержки доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей способствуют сохранению устаревших хозяйственных структур, препятствуют реструктуризации производства, усугубляют макроэкономическую нестабильность и снижают отраслевую эффективность. Государство, ориентируя предприятия не на получение максимальной прибыли, а на рост объемов производства, создает предпосылки для неэффективного межотраслевого размещения ресурсов. Отсутствует планирование бюджетного финансирования сельского хозяйства, не выделяются приоритетные направления расходов. Цены на сельскохозяйственную продукцию и сегодня в значительной степени искажены государственным вмешательством и отсутствием работающих рыночных институтов. Это не создает экономических стимулов для принятия правильных решений по объемам производства, долгосрочным инвестициям и т.п. Совершенствование государственного регулирования сельского хозяйства предполагает переход от политики стабилизации агросектора к политике его системного и быстрого реформирования.
Мероприятия по преобразованию аграрной экономики и созданию конкурентного порядка можно разделить на активные и пассивные, т.е. вызывающие организованные и самопроизвольные изменения системного характера. Пассивные мероприятия (либерализация экономической деятельности при уменьшении уровня государственного вмешательства) весьма просты и состоят в том, что государство отказывается от значительной части своих полномочий и передает их рынку. Однако реализация таких мер почти всегда осложняется из-за политических разногласий. Основные активные микроэкономические мероприятия: разгосударствление и приватизация, антимонопольное регулирование, изменение структуры и содержания работы отраслевых министерств и др.
Теоретически наилучшим вариантом совершенствования микроэкономического регулирования сельского хозяйства в контексте создания там рыночного порядка является прекращение вмешательства государства в межотраслевое размещение ресурсов, и прежде регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию и создание институтов рыночной экономики. Этот вариант гарантирует быструю структурную перестройку экономики в целом и повышение народнохозяйственной эффективности использования производственных ресурсов. Привлекательность его особенно велика в условиях ограниченности у государства средств для поддержки цен товаропроизводителей. С другой стороны, при таком варианте реформирования агросектора продолжится спад производства сельскохозяйственной продукции, уменьшится самообеспеченность страны основными продуктами питания, неизбежные банкротства сельскохозяйственных предприятий усилят социальную напряженность. Неготовность политиков и части населения к такому развитию событий делает активное государственное вмешательство в функционирование агросектора объективно неизбежным (если оно финансово возможно).
Многими политиками и экономистами республики в качестве целей и причин государственного вмешательства в функционирование аграрного сектора экономики признаются следующие: стабилизация рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; обеспечение продовольственной безопасности страны; защита отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства; поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики; создание условий для расширенного воспроизводства товаропроизводителей, работающих в худших природно-климатических условиях; сближение уровней доходов работников сельского хозяйства и промышленности; стабилизация цен на уровнях, приемлемых для потребителей и производителей; повышение уровня жизни и снижение нужды и неуверенности населения в завтрашнем дне; поощрение инвестиций и экономического роста в аграрном секторе. Эти цели вполне созвучны декларируемым в официальных документах некоторых стран Организации экономического сотрудничества и развития (табл. 7.1).
Таблица 7.1. Цели аграрной политики в некоторых странах ОЭСР *
х - цель отражена в разделе целей правительственных документов;
0 - только упоминается в них;
1 - цель закреплена в законодательных актах.
Важно, чтобы действие государства по достижению декламируемых целей как можно меньше противоречили критерию эффективности, вмешательство было оптимальным, с использованием хорошо просчитанных инструментов. Применительно к нашей стране речь может идти о создании компромиссной концепции аграрной политики, с большими шансами быть реализованной и содержащей хотя бы в качестве идеи движение к эффективной аграрной экономике.
Исходя из такой компромиссной концепции средства республиканского бюджета, выделяемые на поддержку и развитие агропромышленного производства, могут использоваться на:
адаптацию сельскохозяйственных товаропроизводителей к рыночным условиям хозяйствования, в том числе на реформирование организационно-правовых форм хозяйствования;
реструктуризацию государственного управления агропромышленным производством;
осуществление политики целевых цен и разностных платежей;
социальную защиту работников, высвобождающихся из агропромышленного производства;
поддержку инвестиционной деятельности с целью повышения эффективности агропромышленного производства, включая приобретение новой техники и оборудования, сортовых семян и племенных животных, в соответствии с республиканскими целевыми программами;
охрану окружающей среды, повышение плодородия почв, мелиоративные мероприятия, содержание государственных мелиоративных систем, финансирование борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур, профилактику карантинных и особо опасных инфекционных заболеваний животных, а также на проведение научных исследований по охране окружающей среды;
кредитование и страхование в сфере агропромышленного производства;
компенсацию части затрат на поддержку племенного животноводства, элитного семеноводства и производства гибридных семян сельскохозяйственных культур;
организацию профессиональной подготовки, повышения квалификации и переквалификации кадров в сфере АПК;
организацию и финансирование научных исследований, внедрение новых технологий;
маркетинговые исследования и распространение информации для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Приоритетность направлений и объемы их финансирования определяются в рамках республиканских целевых программ Правительством страны.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи