Значительные краткосрочные колебания цен на сельскохозяй-ственную продукцию и, соответственно, доходов ее производителей из-за годовых колебаний объемов предложения и (или) спроса, как отмечалось в главе 4, затрудняют принятие решений по краткосрочным и средне-срочным инвестициям, отрицательно влияют как на производство, так и на потребление продовольствия. Поэтому целью правительства является уменьшение диапазона ценовых колебаний. При этом подобное регулиро-вание не должно нарушать долгосрочные тенденции тех или иных цен к снижению или повышению, а должно способствовать установлению цен на среднем за последние несколько лет уровне.
Государственной программой реформирования агропромышленно-го комплекса Республики Беларусь (1996 г.) для стабилизации сельскохо-зяйственных рынков предусмотрено создание Фонда регулирования сель-скохозяйственных рынков, задачами которого являются развитие и госу-дарственное регулирование продовольственного рынка в интересах това-ропроизводителей, удовлетворения спроса населения в продовольствии и промышленности в сельскохозяйственном сырье. фонд должен контроли-ровать эффективное и возвратное использование средств, выделяемых на эти цели. Функциями фонда также являются:
формирование и организация использования государственных продовольственных фондов, проведение товарных интервенций на рынках продовольствия с целью их регулирования и стабилизации, размещение на конкурсной основе заказов на закупку и поставку сельскохозяй-ственной продукции и продовольствия в государственные продоволь-ственные фонды;
содействие развитию рыночной инфраструктуры, обеспечение ме-тодологического единства регулирования продовольственных рынков, введение мониторинга рынков продовольствия, анализ и прогнозирование экономической ситуации;
участие в создании оптовых продовольственных рынков;
мобилизация, аккумулирование и рациональное использование фи-нансовых и кредитных ресурсов для операций на продовольственном рынке;
реализация комплекса мер по повышению качества товаров;
организация и проведение экспортно-импортных операций на про-довольственных рынках.
Для регулирования сельскохозяйственных рынков фонд может ис-пользовать следующие важнейшие инструменты: закупку и продажу про-дукции для сглаживания годовых колебаний цен на нее (так называемые товарные интервенции), экспортные субсидии, импортные пошлины.
Товарные интервенции могут проводиться в форме закупок и осу-ществления залоговых операций с сельскохозяйственной продукцией и организации ее продажи из государственных запасов. Товарные интер-венции призваны сглаживать краткосрочные колебания цен на рынках при колебаниях спроса и предложения сельскохозяйственной продукции. Закупки отдельных видов продукции могут проводится, если рыночные цены на них опускаются ниже средних рыночных цен за последние пять лет, продажа – когда рыночные цены поднимаются выше средних рыноч-ных цен за последние пять лет.
Закупками и продажами продукции фонд может быстро менять си-туацию на рынках отдельных видов продукции. Но использовать этот ин-струмент регулирования можно только, если есть уверенность, что в пре-делах следующего производственного цикла ситуация на рынке данного продукта будет противоположной.
Другой возможный инструмент регулирования – субсидирование экспорта. Оно применяется, когда цены внутреннего рынка страны пре-вышают уровень цен рынков экспорта, а государство заинтересовано в уменьшении предложения сельскохозяйственной продукции на внутрен-нем рынке. Субсидирование экспорта является реакцией на ситуацию, ко-гда предложение выше спроса, из-за чего может значительно понизиться цена на продукцию. Этого не произойдет, если сбыть ее излишки за пре-делы рынка страны. Экспортная субсидия должна покрыть разницу между ценой, по которой продукция может быть продана на внутреннем рынке, и ценой, которую можно получить в данный момент на мировом рынке.
Импортные тарифы (пошлины) также являются действенным ин-струментом регулирования предложения продукции на конкретных сель-скохозяйственных рынках. Правительство Беларуси должно установить порядок введения и условия применения пороговых цен (цен импорта), на основе которых определяются импортные пошлины. Пороговую цену рассчитывают с учетом цен внутреннего рынка на эту продукцию. Поро-говые цены поддерживаются с помощью импортных пошлин на отдельные виды продукции, ввозимой в страну.
. Государственные интервенции на товарные рынки, импортные пошлины и экспортные субсидии часто используются также для регули-рования доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, но в этом случае есть опасность чрезмерного государственного вмешательства в распределение производственных ресурсов. Для решения проблемы до-ходов сельскохозяйственных товаропроизводителей целесообразно, как это и предусмотрено Государственной программой реформирования аг-ропромышленного комплекса, создать Фонд поддержки целевых про-грамм. Есть две возможности для фонда содействовать притоку инвести-ций в сельское хозяйство и уменьшить актуальность проблемы низкого уровня доходов хозяйств. Во-первых, он может взять на себя уплату доли процентов за кредиты коммерческих банков, и во-вторых, фонд может выступать гарантом возврата основной суммы кредитов сельскохозяй-ственных предприятий. Поддержка фонда должна распространяться на предприятия, участвующие на конкурсной основе в реализации поддер-живаемых фондом целевых программ. Эти программы не должны проти-воречить принципам развития рыночной системы и препятствовать ста-новлению конкурентного порядка. Это могут быть программы реформи-рования сельскохозяйственных предприятий; научных исследований; программы по охране окружающей среды, безопасности продовольствия, защиты растений и животных; программы по маркетинговым исследова-ниям и распространению маркетинговой информации. То есть речь идет о программах, связанных прежде всего с так называемыми «фиасками» рынка.
Проблема доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей может быть частично решена проведением залоговых операций, позволя-ющих государству регулировать минимальные уровни цен на их продук-цию. Под залогом сельскохозяйственной продукции понимаются эконо-мические и правовые отношения, при которых ее производители могут передавать как уже произведенную, так и продукцию будущего урожая под залог, получая займы с правом выкупа продукции в течение несколь-ких следующих месяцев. Не выкупленная в соответствии с обязатель-ствами продукция становится собственностью залоговой организации (за-логодержателя). При проведении залоговых операций с участием госу-дарства его представителем может стать Государственный Фонд регули-рования агропромышленных рынков, если будет уполномочен на это Правительством. Целью залоговой системы является краткосрочное кре-дитование сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также под-держка их доходов и стабилизация цен на агропромышленных рынках.
Кредиты под залог сельскохозяйственной продукции выдаются по залоговой ставке (в США она равна 85 % среднего уровня рыночных цен на данную продукцию за последние пять лет). Перечень продукции, кото-рая может сдаваться под залог, залоговые ставки, порядок использования поступившей в собственность государства (не выкупленной) сельскохо-зяйственной продукции и другие условия должны устанавливаться прави-тельством страны. Государство осуществляет руководство также посред-ством выделения бюджетных ресурсов на кредитование производителей продукции. Оно также кредитует или финансирует затраты по хранению сельскохозяйственной продукции, перешедшей в собственность государ-ства. Такая продукция используется для продажи на агропромышленных рынках с целью регулирования цен, для формирования государственных продовольственных фондов и иных целей.
Правительство страны для поддержания паритета цен на промыш-ленную и сельскохозяйственную продукцию (поддержки цен и доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей), обеспечения продоволь-ственной безопасности может также устанавливать целевые цены. Это предполагает товаропроизводителям конкретного продукта из бюджета разницы между его рыночной ценой (или залоговой ставкой, если она выше рыночной цены) и целевой ценой (разностные, или дефицитные, платежи). Право на продажу сельскохозяйственной продукции по целе-вым ценам должны иметь товаропроизводители, участвующие в государ-ственных целевых программах.
Для ограничения монопольной власти предприятий первичной пере-работки сельскохозяйственной продукции, производственно-технического обслуживания и материально-технического обеспечения, занимающих доминирующее положение на рынке услуг, может приме-няться регулирование цен. Порядок их регулирования, перечень продук-ции (услуг), цены на которую подлежат регулированию, должно опреде-лять Правительство Беларуси на основании антимонопольного законода-тельства страны.
Если государство заинтересовано в увеличении объемов производ-ства с вовлечением в оборот худших земель, то затраты по ведению про-изводства в менее выгодных условиях должны компенсироваться через систему прямых дотаций и субсидий. Средства в первую очередь должны предоставляться на программы по снижению издержек производства в этих хозяйствах. Они могут выделяться как из республиканского, так и из местных бюджетов.
Микроэкономическое регулирование сельского хозяйства по пред-ложенным направлениям позволит стимулировать рост производства продукции и избежать больших социальных издержек при проведении реформ.
Государственной программой реформирования агропромышленно-го комплекса Республики Беларусь (1996 г.) для стабилизации сельскохо-зяйственных рынков предусмотрено создание Фонда регулирования сель-скохозяйственных рынков, задачами которого являются развитие и госу-дарственное регулирование продовольственного рынка в интересах това-ропроизводителей, удовлетворения спроса населения в продовольствии и промышленности в сельскохозяйственном сырье. фонд должен контроли-ровать эффективное и возвратное использование средств, выделяемых на эти цели. Функциями фонда также являются:
формирование и организация использования государственных продовольственных фондов, проведение товарных интервенций на рынках продовольствия с целью их регулирования и стабилизации, размещение на конкурсной основе заказов на закупку и поставку сельскохозяй-ственной продукции и продовольствия в государственные продоволь-ственные фонды;
содействие развитию рыночной инфраструктуры, обеспечение ме-тодологического единства регулирования продовольственных рынков, введение мониторинга рынков продовольствия, анализ и прогнозирование экономической ситуации;
участие в создании оптовых продовольственных рынков;
мобилизация, аккумулирование и рациональное использование фи-нансовых и кредитных ресурсов для операций на продовольственном рынке;
реализация комплекса мер по повышению качества товаров;
организация и проведение экспортно-импортных операций на про-довольственных рынках.
Для регулирования сельскохозяйственных рынков фонд может ис-пользовать следующие важнейшие инструменты: закупку и продажу про-дукции для сглаживания годовых колебаний цен на нее (так называемые товарные интервенции), экспортные субсидии, импортные пошлины.
Товарные интервенции могут проводиться в форме закупок и осу-ществления залоговых операций с сельскохозяйственной продукцией и организации ее продажи из государственных запасов. Товарные интер-венции призваны сглаживать краткосрочные колебания цен на рынках при колебаниях спроса и предложения сельскохозяйственной продукции. Закупки отдельных видов продукции могут проводится, если рыночные цены на них опускаются ниже средних рыночных цен за последние пять лет, продажа – когда рыночные цены поднимаются выше средних рыноч-ных цен за последние пять лет.
Закупками и продажами продукции фонд может быстро менять си-туацию на рынках отдельных видов продукции. Но использовать этот ин-струмент регулирования можно только, если есть уверенность, что в пре-делах следующего производственного цикла ситуация на рынке данного продукта будет противоположной.
Другой возможный инструмент регулирования – субсидирование экспорта. Оно применяется, когда цены внутреннего рынка страны пре-вышают уровень цен рынков экспорта, а государство заинтересовано в уменьшении предложения сельскохозяйственной продукции на внутрен-нем рынке. Субсидирование экспорта является реакцией на ситуацию, ко-гда предложение выше спроса, из-за чего может значительно понизиться цена на продукцию. Этого не произойдет, если сбыть ее излишки за пре-делы рынка страны. Экспортная субсидия должна покрыть разницу между ценой, по которой продукция может быть продана на внутреннем рынке, и ценой, которую можно получить в данный момент на мировом рынке.
Импортные тарифы (пошлины) также являются действенным ин-струментом регулирования предложения продукции на конкретных сель-скохозяйственных рынках. Правительство Беларуси должно установить порядок введения и условия применения пороговых цен (цен импорта), на основе которых определяются импортные пошлины. Пороговую цену рассчитывают с учетом цен внутреннего рынка на эту продукцию. Поро-говые цены поддерживаются с помощью импортных пошлин на отдельные виды продукции, ввозимой в страну.
. Государственные интервенции на товарные рынки, импортные пошлины и экспортные субсидии часто используются также для регули-рования доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, но в этом случае есть опасность чрезмерного государственного вмешательства в распределение производственных ресурсов. Для решения проблемы до-ходов сельскохозяйственных товаропроизводителей целесообразно, как это и предусмотрено Государственной программой реформирования аг-ропромышленного комплекса, создать Фонд поддержки целевых про-грамм. Есть две возможности для фонда содействовать притоку инвести-ций в сельское хозяйство и уменьшить актуальность проблемы низкого уровня доходов хозяйств. Во-первых, он может взять на себя уплату доли процентов за кредиты коммерческих банков, и во-вторых, фонд может выступать гарантом возврата основной суммы кредитов сельскохозяй-ственных предприятий. Поддержка фонда должна распространяться на предприятия, участвующие на конкурсной основе в реализации поддер-живаемых фондом целевых программ. Эти программы не должны проти-воречить принципам развития рыночной системы и препятствовать ста-новлению конкурентного порядка. Это могут быть программы реформи-рования сельскохозяйственных предприятий; научных исследований; программы по охране окружающей среды, безопасности продовольствия, защиты растений и животных; программы по маркетинговым исследова-ниям и распространению маркетинговой информации. То есть речь идет о программах, связанных прежде всего с так называемыми «фиасками» рынка.
Проблема доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей может быть частично решена проведением залоговых операций, позволя-ющих государству регулировать минимальные уровни цен на их продук-цию. Под залогом сельскохозяйственной продукции понимаются эконо-мические и правовые отношения, при которых ее производители могут передавать как уже произведенную, так и продукцию будущего урожая под залог, получая займы с правом выкупа продукции в течение несколь-ких следующих месяцев. Не выкупленная в соответствии с обязатель-ствами продукция становится собственностью залоговой организации (за-логодержателя). При проведении залоговых операций с участием госу-дарства его представителем может стать Государственный Фонд регули-рования агропромышленных рынков, если будет уполномочен на это Правительством. Целью залоговой системы является краткосрочное кре-дитование сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также под-держка их доходов и стабилизация цен на агропромышленных рынках.
Кредиты под залог сельскохозяйственной продукции выдаются по залоговой ставке (в США она равна 85 % среднего уровня рыночных цен на данную продукцию за последние пять лет). Перечень продукции, кото-рая может сдаваться под залог, залоговые ставки, порядок использования поступившей в собственность государства (не выкупленной) сельскохо-зяйственной продукции и другие условия должны устанавливаться прави-тельством страны. Государство осуществляет руководство также посред-ством выделения бюджетных ресурсов на кредитование производителей продукции. Оно также кредитует или финансирует затраты по хранению сельскохозяйственной продукции, перешедшей в собственность государ-ства. Такая продукция используется для продажи на агропромышленных рынках с целью регулирования цен, для формирования государственных продовольственных фондов и иных целей.
Правительство страны для поддержания паритета цен на промыш-ленную и сельскохозяйственную продукцию (поддержки цен и доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей), обеспечения продоволь-ственной безопасности может также устанавливать целевые цены. Это предполагает товаропроизводителям конкретного продукта из бюджета разницы между его рыночной ценой (или залоговой ставкой, если она выше рыночной цены) и целевой ценой (разностные, или дефицитные, платежи). Право на продажу сельскохозяйственной продукции по целе-вым ценам должны иметь товаропроизводители, участвующие в государ-ственных целевых программах.
Для ограничения монопольной власти предприятий первичной пере-работки сельскохозяйственной продукции, производственно-технического обслуживания и материально-технического обеспечения, занимающих доминирующее положение на рынке услуг, может приме-няться регулирование цен. Порядок их регулирования, перечень продук-ции (услуг), цены на которую подлежат регулированию, должно опреде-лять Правительство Беларуси на основании антимонопольного законода-тельства страны.
Если государство заинтересовано в увеличении объемов производ-ства с вовлечением в оборот худших земель, то затраты по ведению про-изводства в менее выгодных условиях должны компенсироваться через систему прямых дотаций и субсидий. Средства в первую очередь должны предоставляться на программы по снижению издержек производства в этих хозяйствах. Они могут выделяться как из республиканского, так и из местных бюджетов.
Микроэкономическое регулирование сельского хозяйства по пред-ложенным направлениям позволит стимулировать рост производства продукции и избежать больших социальных издержек при проведении реформ.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи