Возможности использования библиотерапии и танцевальной терапии в коррекционной работе с детьми.

Наука » Психология » Возрастная психология
Библиотерапия – использование художественной литературы как одной из форм лечения словом. Просто и эффективно помогает клиентам находить правильные решения. Использование специально подобранных книг оказывает воздействие на эмоциональное состояние. При работе с детьми лучше использовать сказки, былины, рассказы для детей русских писателей. Учат социализации, развивают эмоции, волевые качества и пр.
Танцевальная терапия (коррекционная ритмика) – комплексное занятие, на котором средствами музыки и двигательных упражнений улучшается качество движений, развиваются саморегуляция и произвольность движений и поведения.
Музыкально-ритмические занятия активизируют мышление, снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, развивают внимание, память, внутреннюю собранность.
Имеют большое значение для детей с задержкой психического развития и нарушением равновесия в деятельности нервной системы.

Характеристика проективных методик и ограничения к их использованию.

Наука » Психология » Возрастная психология
Проекция — символический перенос содержания внутреннего мира на внешний. Содержание фантазий говорит о внутреннем мире ребенка. Рисунки, фигурки из пластилина, поделки и игры со своими игрушками.
Ребенок как бы «проигрывает» те впечатления, которые он получает от общения с людьми, от книг и фильмов. Стимульный материал проективных методик неоднозначен, малоструктурирован. Допускается неограниченное разнообразие возможных ответов. Тестирование с помощью проективных методик замаскировано. Качество и содержание интерпретации зависят от профессионализма психодиагноста.
1. Конститутивные методики – где нужно структурировать предлагаемые стимулы, наделять их смыслом, создавать из разрозненных деталей единое целое – Тест «чернильных пятен» Роршаха, Тематический апперцептивный тест (ТАТ), фрустрационный тест Розенцвейга. В ТАТ сочиняется «рассказ по картинке». В тесте Розенцвейга надо приписать реплику персонажу на рисунке конфликтной ситуации.
2. Графические проективные методики («Несуществующее животное», «Рисунок семьи»). Расположение на бумаге, детали, цветовая гамма рассказывают о личности ребёнка.
3. Изучение экспрессии – анализ почерка, особенностей общения, продуктов творчества.
4. Ролевые игры – какую роль выбирает, как импровизирует = проецирование на игру своих собственных представлений о социальном мире.
5. Импрессивные методики, основанные на предпочтении одних стимулов другим (тест Люшера).
Не подходят умственно отсталым детям, они не могут понять большинство заданий.

Проведение группового и индивидуального психологического обследования.

Наука » Психология » Возрастная психология
Групповое обследование – обследование группы с целью выявления межличностных отношений, лидерства, направленности, целей, мотиваций, уровня интеллекта и способностей, преобладающих установок и пр. у всей группы в целом.
Групповое тестирование – выполнение индивидуальных тестов одновременно несколькими испытуемыми в одно и то же время в одном и том же помещении. Предметом группового тестирования являются, как правило, индивидуальные особенности детей (способности, достижения, установки, черты каждого из них). Проводить в первой половине дня, потом дети устанут и сорвут тестирование. Многие групповые тесты изначально ориентированы на детей старше 11–12 лет. В более раннем возрасте обследование следует проводить в индивидуальном порядке.
Индивидуальное обследование проводится по просьбе родителей или учителей (воспитателей). Включает сбор данных о ребёнке, создание доверительной атмосферы, беседу с ним и проведение теста. Не обследовать насильно, без желания ребёнка, оторвав его от любимого дела. Обязательно хорошо мотивировать ребёнка.

Диагностические методики для выявления особенностей личностной сферы ребенка.

Наука » Психология » Возрастная психология
Методики для изучения сферы общения:
Рисунок Семьи – смотреть размер фигур, особенности их рас¬положения на рисунке, последовательность изображения, поза, выражение лиц, детализированность рисунков. Сопоставляется со¬став нарисованной и реальной семьи ребенка.
Семья животных: ребенку предлагается нарисовать семью, состоящую из разных животных Не говорится, что это должна быть его собственная семья. Однако ассоциации ребенка все равно будут определяться его самоощущением в своей семье.
Два дома: психолог рисует дом красного цвета («этот дом мы построили для тебя»), вверху пишет имя ребёнка. Предлагает записать туда тех, кого ребёнок хочет «поселить» рядом с собой. После того как в красный дом записано два-три новосела, проверяющий рисует рядом еще один дом, черный, со словами: «Может быть, кого-то ты и не захочешь поселить рядом с собой в красный дом. Тогда мы поселим его тут». По поводу черного дома не сообщается, что это плохой дом или что он хуже красного; достаточно самой цве-товой символики. Выявляются симпатичные – несимпатичные ребёнку люди из его окружения.
"Сюжетные картинки". Диагностика эмоционального отношения к нравственным нормам. Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам. Фиксируется также его реакция.
Методика «лесенка». Исследование самооценки. Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объясняют задание: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше. А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже. На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»
Цветовой тест Люшера. Диагностика нервно-психических состояний. Тест состоит из 8 карточек разных цветов, обозначенных цифрами: серый - 0, темно-синий - 1, зеленый - 2, оранжево-красный - 3, желтый - 4, фиолетовый - 5, коричневый - 6, черный - 7. Цветовые карточки предъявляются испытуемому на белом фоне и раскладываются в случайном порядке. Предлагается выбратьсамый приятный, потом – самый приятный из оставшихся; из последних трёх – самый неприятный цвет. Синий, жёлтый, фиолетовый в начале, чёрный, серый, коричневый в конце – хорошее состояние. Красный и зелёный в начале – удовлетворительное состояние. Чёрный в середине – неудовлетворительное состояние; серый и чёрный в начале – кризис.

Диагностические методики для изучения межличностных отношений в детской группе.

Наука » Психология » Возрастная психология
1. Методика «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля:
1) Изображена семья, расположившаяся вокруг стола, или на прогулке за городом, или группа играющих детей, или детей, слушающих взрослого, или ссорящихся детей. Ребёнка просят показать, где будет располагаться он.
2) В текстовых заданиях предлагаются на выбор типичные формы поведения в определенных ситуациях. «Твой товарищ нарочно толкнул тебя, да так, что ты упал. Что ты будешь делать? Заплачешь? Пожалуешься на него? Ударишь? Сделаешь ему замечание? Ничего не скажешь?» Определяется отношение ребёнка с родителями, друзьями, другими людьми и вырисовывается характеристика самого ребёнка (конфликтность, любознательность, общительность, стремление к лидерству и пр.).
2. Рисуночные методики: последовательность рисования, пространственное расположение, состав, отличие в форме, пропорциях, деталях, величине. Анализ особенности нарисованных фигур в методиках «Рисунок семьи», «Рисунок группы»: индивидуальные особенности каждой нарисованной фигуры свидетельствует об отношении ребенка к конкретным членам группы. Хорошие отношения – много деталей, разные цвета. Негативное отношение – схематичность, однотонность изображения. Смотрится содержание, размещение изображенных людей, использованные цвета, фон, словесные дополнения, пояснения испытуемого к рисунку.

Диагностические методики для изучения особенностей интеллектуального развития в младшем школьном возрасте.

Наука » Психология » Возрастная психология
1. Методика «Матрица Равена» - для оценки наглядно-образного мышления при решении задач. Ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняющихся задач одинакового типа: на поиск закономерностей в расположении деталей на матрице и подбор одного из восьми рисунков в качестве недостающей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку.
2. Методика «Умение считать в уме» - проверка способности производить умственные арифметические действия с числами и дробями различного типа: простыми, десятичными, а также со сложными дробно-целыми числами.
3. Методика «Формирование понятий»: Ребёнку даётся набор плоскостных фигур - квадратов, треугольников и кругов – трёх различных цветов и трех различных размеров. Ребёнок должен отобрать фигуры по одному, двум и трём признакам, сказать, какие признаки входят в формируемое понятие (охарактеризовать его) и дать этому понятию определение.
4. Методика «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах» - для оценки развитости интеллектуальных процессов. Эти особенности мышления устанавливаются по правильности ответов на серию вопросов, которые задает экспериментатор.
5. Методика «Кубик Рубика» - для диагностики уровня развития наглядно-действенного мышления. Пользуясь кубиком Рубика, ребенку задают разные по степени сложности задачи на работу с ним и предлагают их решить в условиях дефицита времени (9 задач за 9 минут).

Диагностические методики для изучения особенностей интеллектуальных способностей в дошкольном возрасте.

Наука » Психология » Возрастная психология
1. Методика «Вырежи фигуры». Предназначена для оценки наглядно-действенного мышления. Задание: как можно быстрее и точнее вырезать из бумаги нарисованные на ней фигуры.
2. Методика «Воспроизведи рисунки». Задание: в специальных пустых квадратах воспроизвести картинки, на которых изображены фигуры в таких же квадратах.
3. Методика «Раздели на группы». Для оценки образно-логического мышления. Ему показывают картинку, на которой изображены: квадраты, ромбы, треугольники и круги разного цвета. Ребенку предлагают разделить представленные фигуры на как можно большее число групп.
4. Методика «Кому чего не достает?»: ребенку показывают рисунок, на котором изображены дети, каждому из которых чего-то не хватает. То чего не хватает, изображено отдельно. Задание: определить, кому и чего не хватает.
5. Методика «Что здесь лишнее?»: для исследования образно-логического мышления, уровня анализа и обобщения у ребенка. Детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, один из которых лишний.

Диагностические методики для изучения психологической готовности ребенка к школьному обучению.

Наука » Психология » Возрастная психология
Экспресс-диагностика:
1. «Тест в картинках»: даны картинки с учёбой и игрой; предлагают выбрать те, что нравятся. Определяют предпочитаемый вид деятельности (учебную, учебно-игровую или игровую) и степень мотивации к учёбе.
2. Методика «Нарисуй себя» (уровень сформированности образных представлений) – смотрится количество изображённых частей тела и качество их прорисовки.
3. Тест «Кубики» (уровень наглядно-образного мышления) – предлагается найти из 4 кубиков два одинаковых (6 повторов с разными комбинациями).
4. Методика «Классификация» (сформированность понятий и умение классификации): предлагают из четырех слов назвать лишнее.
5. Методика «Третий подходящий» (сформированности понятий): последовательно показывают пять наборов карточек, кладут перед ребёнком две картинки из каждого набора и предлагают подобрать к ним еще одну.
6. Тест «Правая - левая рука» (способность к позиционности, возможность корректировать свою точку зрения и мнение других): психолог и ребенок садятся друг против друга; психолог спрашивает у ребенка, где у него правая (левая) рука. Затем просит показать правую (левую) руку психолога. При правильном выполнении задания психолог умышленно начинает сбивать ребенка, чтобы он показал, где правая (левая) рука у взрослого в зеркальном изображении и доказал свою точку зрения.
7. Методика Пьерона-Рузера (обучаемость): на доске нарисованы 4 геометрические фигуры; внутри каждой – определённый символ (точка, вертикальная или горизонтальная черта или ничего). Детям предлагают заполнить по образцу соответствующими символами аналогичные пустые фигуры, напечатанные у них на листах.

Базовый диагностический инструментарий для изучения особенностей познавательной сферы в младшем школьном возрасте.

Наука » Психология » Возрастная психология
Познавательная сфера: ощущения, восприятие, воображение, внимание, память, мышление, речь.
Методика 1. Исследование способностей к целостному восприятию формы предметов (Методика Головиной): ребёнку даются таблицы с изображением геометрических фигур (треугольников, кругов и пр.) с неполными контурами и незаконченные контуры изображений бабочки и жука. Задание – дорисовать эти предметы.
Методика 2. «Исключение слов» (оценка вербально-логического мышления): ребёнку дают бланки из 15 серий слов; в каждой серии — по 4 слова (книга, портфель, чемодан, кошелек). Три из четырех слов в каждой серии являются в какой-то мере однородными и могут быть объединены по общему признаку, а одно слово не соответствует этим требованиям и должно быть зачёркнуто.
Методика 3. «Матрица Равена»: ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняющихся задач одинакового типа (на поиск закономерностей в расположении деталей на матрице и подбор одного из восьми данных ниже рисунков в качестве недостающей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку).
Методика 4. Изучение типа памяти. Испытуемому предлагается поочередно четыре группы слов для запоминания. Первую группу экспериментатор читает (слуховое запоминание). После десятисекундного перерыва ученик записывает те слова, которые он запомнил. Вторую группу испытуемый читает молча и записывает (зрительное запоминание). Третью группу экспериментатор читает, а испытуемый шёпотом повторяет и «записывает» пальцем в воздухе (моторно-слуховое запоминание), затем записывает на бумаге. Четвёртую группу экспериментатор читает, а испытуемый одновременно следит по карточке и шепотом повторяет (зрительно-слухово-моторное запоминание). Запомнившиеся слова записываются.
Методика 5. Определение объема кратковременной зрительной памяти. Ребёнку предлагают по очереди 2 карточки с изображениями ломаных линий и трафареты для их воспроизводства. После предъявления каждой части рисунка ребенок получает трафарет с просьбой нарисовать на ней все линии, которые он видел и запомнил на каждой части рисунка.

Базовый диагностический инструментарий для изучения особенностей познавательной сферы в дошкольном возрасте.

Наука » Психология » Возрастная психология
Познавательная сфера: ощущения, восприятие, воображение, внимание, память, мышление, речь.
1. Методика «Изучение образной памяти дошкольников»
Испытуемому предлагается в течении 30 секунд запомнить 12 образов, которые предлагаются в виде таблицы. Задача испытуемого, после того как убрали таблицу, - нарисовать или выразить словесно те образы, которые он запомнил. Оценка результатов проводится по количеству правильно воспроизведенных образов.
2. Методика Векслера (изучение зрительной памяти).
Ребенку предлагается 4 рисунка с геометрическими фигурами (вписанные друг в друга квадраты, кольца, флажки); не каждую картинку разрешается посмотреть в течение 10 секунд. Затем он их должен воспроизвести на чистом листе бумаги.
3. Методика «Заучивание 10 слов» (изучение слуховой памяти). Ребенку зачитывают 10 слов: стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, бак, предлагают воспроизвести их. Оценивают количество правильно воспроизведённых слов.
4. Оценка внимания детей 5-7 лет с помощью колец Ландольта: ребенку показывается бланк с кольцами Ландольта (кольца с разрывами в разных местах) и объясняется, что он должен, внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них с рвзрывом в определённом месте и зачёркивать их.
5. Методика «Найди и вычеркни» (на продуктивность и устойчивость внимания). Ребенку показывают рисунок. На нем в случайном порядке даны изображения предметов: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребёнку предлагается искать и вычёркивать изображения определённых предметов.
6. Методика «Узнай фигуры» (на узнавание). Детям предлагаются 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку.

Метод практической коррекции: арттерапия. Общая характеристика метода.

Наука » Психология » Возрастная психология
Арттерапия – лечение искусством (рисунок, лепка, поделки, коллаж и пр.)
Цель – гармонизация развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания.
В отличие от игры искусство позволяет творить.
Варианты арттерапии:
- использование готовых произведений искусства: их анализ и интерпретация клиентами;
- самостоятельное творчество клиентов;
- творчество психотератпевта, направленное на взаимодействие с клиентом.
При работе с детьми обычно используется рисуночная, песочная и сказкотерапия.
Можно использовать цветотерапию (цветовые предпочтения клиента – для диагноза, определённую гамму – для лечения), музыкотерапию, библио- (книжную) и танцтерапию, сказкотерапию и пр.

Типичные проблемы психического развития детей в младшем школьном возрасте.

Наука » Психология » Возрастная психология
1. Школьная дезадаптация (безответственность, неприспособленность к коллективу, недисциплинированность, несформированность навыков учебной деятельности; несформированность мотивации учения, неспособность произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности, неумение приспособиться к темпу школьной жизни.
2. Расстройство учебных навыков: чтения (дислексия, алексия); грамотного письма, способности к счёту (дискалькулия, акалькулия);
3. Расстройства речи: дефицит словарного запаса, проблемы понимания, артикуляции
4. Психический инфантилизм (задержка психического развития на уровне детского сада, стремление к общению с младшими по возрасту).
5. Проблемы умственного развития (неуспеваемость, плохая память, нарушение внимания, трудности в понимании учебного материала);
6. Поведенческие проблемы (неуправляемость, грубость, лживость, агрессивность);
7. Эмоциональные и личностные проблемы (сниженное настроение, повышенная возбудимость, частая смена настроения, страхи, раздражительность, тревожность);
8. Проблемы общения (замкнутость, неадекватные притязания на лидерство, повышенная обидчивость);
9. Неврологические проблемы (тики, навязчивые движения, повышенная утомляемость, нарушение сна, головные боли, энурез).