Познавательная сфера: ощущения, восприятие, воображение, внимание, память, мышление, речь.
Методика 1. Исследование способностей к целостному восприятию формы предметов (Методика Головиной): ребёнку даются таблицы с изображением геометрических фигур (треугольников, кругов и пр.) с неполными контурами и незаконченные контуры изображений бабочки и жука. Задание – дорисовать эти предметы.
Методика 2. «Исключение слов» (оценка вербально-логического мышления): ребёнку дают бланки из 15 серий слов; в каждой серии — по 4 слова (книга, портфель, чемодан, кошелек). Три из четырех слов в каждой серии являются в какой-то мере однородными и могут быть объединены по общему признаку, а одно слово не соответствует этим требованиям и должно быть зачёркнуто.
Методика 3. «Матрица Равена»: ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняющихся задач одинакового типа (на поиск закономерностей в расположении деталей на матрице и подбор одного из восьми данных ниже рисунков в качестве недостающей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку).
Методика 4. Изучение типа памяти. Испытуемому предлагается поочередно четыре группы слов для запоминания. Первую группу экспериментатор читает (слуховое запоминание). После десятисекундного перерыва ученик записывает те слова, которые он запомнил. Вторую группу испытуемый читает молча и записывает (зрительное запоминание). Третью группу экспериментатор читает, а испытуемый шёпотом повторяет и «записывает» пальцем в воздухе (моторно-слуховое запоминание), затем записывает на бумаге. Четвёртую группу экспериментатор читает, а испытуемый одновременно следит по карточке и шепотом повторяет (зрительно-слухово-моторное запоминание). Запомнившиеся слова записываются.
Методика 5. Определение объема кратковременной зрительной памяти. Ребёнку предлагают по очереди 2 карточки с изображениями ломаных линий и трафареты для их воспроизводства. После предъявления каждой части рисунка ребенок получает трафарет с просьбой нарисовать на ней все линии, которые он видел и запомнил на каждой части рисунка.
Методика 6. «Точки». (исследование объема внимания). Ребёнку показывают по одной 8 карточек с точками, расположенными в разных местах. После этого испытуемый отмечает на аналогичном пустом бланке расположение точек.
Методика 8. «Корректурная проба». На бланке в случайном порядке напечатаны некоторые буквы русского алфавита. Ребёнку предлагают последовательно рассматривать каждую строчку, отыскивать буквы "к" и "р" и зачеркивать их.
Методика 9. "Скульптура" (на фантазию). Ребенку предлагается набор пластилина и задание: за 5 мин вылепить какую-либо поделку.
Методика 10. Определение понятий. Ребенку предлагают наборы слов
(Велосипед, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый): "Перед тобой несколько разных наборов слов. Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения ни одного из этих слов. Ты должен постараться объяснить ему, что означает каждое слово».
Методика 1. Исследование способностей к целостному восприятию формы предметов (Методика Головиной): ребёнку даются таблицы с изображением геометрических фигур (треугольников, кругов и пр.) с неполными контурами и незаконченные контуры изображений бабочки и жука. Задание – дорисовать эти предметы.
Методика 2. «Исключение слов» (оценка вербально-логического мышления): ребёнку дают бланки из 15 серий слов; в каждой серии — по 4 слова (книга, портфель, чемодан, кошелек). Три из четырех слов в каждой серии являются в какой-то мере однородными и могут быть объединены по общему признаку, а одно слово не соответствует этим требованиям и должно быть зачёркнуто.
Методика 3. «Матрица Равена»: ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняющихся задач одинакового типа (на поиск закономерностей в расположении деталей на матрице и подбор одного из восьми данных ниже рисунков в качестве недостающей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку).
Методика 4. Изучение типа памяти. Испытуемому предлагается поочередно четыре группы слов для запоминания. Первую группу экспериментатор читает (слуховое запоминание). После десятисекундного перерыва ученик записывает те слова, которые он запомнил. Вторую группу испытуемый читает молча и записывает (зрительное запоминание). Третью группу экспериментатор читает, а испытуемый шёпотом повторяет и «записывает» пальцем в воздухе (моторно-слуховое запоминание), затем записывает на бумаге. Четвёртую группу экспериментатор читает, а испытуемый одновременно следит по карточке и шепотом повторяет (зрительно-слухово-моторное запоминание). Запомнившиеся слова записываются.
Методика 5. Определение объема кратковременной зрительной памяти. Ребёнку предлагают по очереди 2 карточки с изображениями ломаных линий и трафареты для их воспроизводства. После предъявления каждой части рисунка ребенок получает трафарет с просьбой нарисовать на ней все линии, которые он видел и запомнил на каждой части рисунка.
Методика 6. «Точки». (исследование объема внимания). Ребёнку показывают по одной 8 карточек с точками, расположенными в разных местах. После этого испытуемый отмечает на аналогичном пустом бланке расположение точек.
Методика 8. «Корректурная проба». На бланке в случайном порядке напечатаны некоторые буквы русского алфавита. Ребёнку предлагают последовательно рассматривать каждую строчку, отыскивать буквы "к" и "р" и зачеркивать их.
Методика 9. "Скульптура" (на фантазию). Ребенку предлагается набор пластилина и задание: за 5 мин вылепить какую-либо поделку.
Методика 10. Определение понятий. Ребенку предлагают наборы слов
(Велосипед, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый): "Перед тобой несколько разных наборов слов. Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения ни одного из этих слов. Ты должен постараться объяснить ему, что означает каждое слово».
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи