Факторы и закономерности развития психики.

Наука » Психология » Возрастная психология
Факторы: наследственность и среда. Выделяют ещё активность человека.
Закономерности:
- Биологическое созревание мозга – необходимое условие развития психики.
- Причина развития психических функций – взаимодействия с внешним предметным миром.
- Развитие психики определено усвоением общественно-исторического опыта в совместной деятельности и общении с людьми.
- «Движущие силы» развития – противоречия в процессе усвоения ребёнком деятельностей.
- В основе развития психики лежат стихийные или специально организованные процессы обучения и воспитания.

Кризис индивидуальной жизни.

Наука » Психология » Возрастная психология
В каком-то из возрастов человек должен разрешить для себя проблему примирения с окончанием жизни, попытаться осмыслить свой конец, преодолеть страх перед тем, что его жизнь кончится, и подвести итог прожитому.
Смерть с точки зрения психологии – это последнее критическое событие в жизни человека. Необратимое прекращение всех жизненных функций.
В психологии существует понятие «пограничной ситуации» - нахождения между жизнью и смертью, при которой резко обостряется самосознание: угроза жизни активизирует мышление, освобождает его от шелухи коллективного опыта, навязанных моделей поведения. В результате пограничных ситуаций резко меняется жизненного кредо. Большинство из побывавших «по ту сторону бытия»: а) перестают бояться смерти; б) производят переоценку основных представлений; в) изменяют образ жизни.
Особенности кризиса индивидуальной жизни:
1. Сегодня нет способа помочь умирающему: религия потеряла авторитет; наука основана на материализме, отрицающем загробную жизнь, социальная структура неразвита, поддержка умирающих отсутствует; философия и медицина почти ничего не могут предложить для облегчения душевных мук умирающего.

Направление саморазвития (Р.Лернер, личностный контроль развития, критические жизненные события).

Наука » Психология » Возрастная психология
В последние годы активно разрабатываются теории саморазвития, исходящие из предположения, что человек сам определяет свою судьбу, иногда независимо от того, желает он этого или нет. Больших, развёрнутых теорий ещё нет, есть отдельные принципы:
- идея критических (ненормативных) жизненных событий: кризисы – это не только неопределённость и потрясение; это – возможность обновления, изменения жизненного стиля, мышления, отношения к себе, окружающему миру и основным проблемам жизни (Якобсон, Гроф). Деструктивный выход из кризиса – алкоголизация, наркотизация, криминал. Позитивный выход – человек рискует, открываясь новым возможностям и преодолевая страх изменений. Тем самым он реализует базовое стремление к росту (Ассаджиоли), переходит на следующую ступень развития, получает новый опыт, новые знания о мире и о себе, становится более зрелой личностью (Гроф).
- Принцип развития через деятельность, «самоконструирование» (Лернер): человек не является только «биологическим», «психологическим» или «социологическим» существом. Он «системен», его развитие зависит от множества факторов, является» производным динамических отношений между переменными многоуровневой матрицы».
- Идея личностного контроля развития: 1) человек потенциально позитивен, конструктивен и добр (гуманистическое направление), надо лишь дать ему условия, чтобы раскрыться; 2) изначально человек не обладает сущностью; он обретает её в результате самосозидания, причем положительная самоактуализация не гарантирована, это – результат собственного свободного и ответственного выбора человека (экзистенциалисты); 3) у человека природной сущности нет, изначально он представляет собой нейтральный объект, формируемый внешними влияниями, от которых и зависит обретаемая им «сущность» (бихевиористы; советские психологи).

Деятельностная теория онтогенеза А.Н. Леонтьева.

Наука » Психология » Возрастная психология
В основе онтогенетической теории психического развития Леонтьева лежит теория деятельности. Культура выступает источником психического развития только тогда, когда ребёнок выполняет деятельность, направленную на присвоение общественного опыта в виде орудий, предметов обихода, языка, произведений искусства и т.д.
Поделил периоды развития по ведущему типу деятельности и новообразованиям, психологическим изменениям, впервые возникающим в этой деятельности. Основой психического развития является смена деятельности, обусловливающая возникновение новообразований; достигнутые новообразования являются предпосылкой становления нового типа деятельности, переводящего ребенка на новый этап развития.
В основе периодизации развития лежит тип ведущей деятельности:
1) младенчество – непосредственно-эмоциональное общение ребенка и взрослого;
2) раннее детство – предметная деятельность;
3) дошкольное детство – игра;
4) школьный возраст – учение;
5) подростковый возраст – общественно полезная деятельность+ общение со сверстниками;
6) юношеский возраст – учебно-профессиональная деятельность.

Теория морального развития Л. Колберга.

Наука » Психология » Возрастная психология
Колберг основывался на когнитивной психологии и идеях Пиаже и Выготского о том, что развитие морального сознания идет параллельно умственному развитию. Развитие личности = развитие морального сознания. Критиковал Пиаже за преувеличенное внимание к интеллекту, в результате которого все остальные стороны развития (эмоционально-волевая сфера, личность) остаются в стороне. Поставил вопрос: какие познавательные схемы описывают детскую ложь, страх, воровство?
Развитие делил на этапы по 3 видам ориентации: 1) на авторитеты, 2) на обычаи и 3) на принципы.
Уровни развития морального сознания:
1) Доморальный (предконвенциональный) уровень развития:
1а - ориентация на избегание наказания;
1б - ориентация на получение поощрения (эгоистические соображения взаимной выгоды – послушание в обмен на конкретные блага и поощрения).
2) Уровень конвенциональной морали – ориентация на образец или авторитет:
2а - модель «хорошего ребенка», ориентация на одобрение стороны окружающих и стыд перед их осуждением;
2б - установка на поддержание социальной справедливости и фиксированных правил (хорошо то, что справедливо и правильно).
3) Уровень автономной морали – ориентация на общественный договор и общепринятые моральные нормы.
3а - осознание относительности и условности нравственных правил; признание правильным того, что полезно и логично;
3б - признание наличия высшего закона, соответствующего интересам большинства;
3в - формирование устойчивых моральных принципов, их контроль собственной совестью без ссылки на внешние обстоятельства и рассудочные соображения;
3г - высшая стадия: моральные ценности выводятся из философских постулатов; этой стадии достигают лишь немногие.
Возрасты и взрослые уровни Л. Колберг не выделяет. Считает, что развитие морали носит спонтанный характер, а потому конкретная периодизация их невозможна.

Структурно-генетическая теория Ж. Пиаже.

Наука » Психология » Возрастная психология
Пиаже: развитие = последовательный процесс адаптации когнитивных структур ребенка к среде. Развитие = эволюция, управляемая потребностью в равновесии (адаптации, приспособлении, при котором каждое воздействие равно противодействию). Развитие интеллекта = достижение равновесия с окружающей средой, создание адекватного представления о реальности, обеспечивающего связь и взаимодействие субъекта и объектов среды.
Выделял периоды развития по развитию интеллектуальных структур:
1) Предоперациональная стадия мышления (сенсомоторный интеллект) с рефлексами и приспособительными реакциями – чисто внешние действия;
2) Стадия предпонятийного и интуитивного мышления – внутренние действия с образами, символами; последовательные предметные действия;
3) Стадия конкретных операций – умственные действия опираются на внешние, наглядные данные;
4) Стадия формальных операций – мыслительные операции, основанные на формальной логике, гипотезах, дедуктивных рассуждениях.

Теория психосоциального направления Э. Эриксона.

Наука » Психология » Возрастная психология
Теория жизненного пути Эриксона во многом продолжала идеи психоанализа.
«Все, что растет и развивается, развивается по отдельным частям, причем каждая часть имеет наиболее благоприятный период для преимущественного развития. Так происходит до тех пор, пока все части, развившись, не сформируют функциональное целое».
Содержание развития на каждой стадии определяется тем, что ожидает от человека общество, к которому он принадлежит. Любой человек проходит все эти стадии
Периодизация Эриксона основана на развитии сразу трёх процессов: соматическое развитие (физическое), социальное и развитие сознательного Я.
8 фаз развития:
1) Младенчество: 1-й год жизни = первичное доверие или недоверие к окружению;
2) Раннее детство: 2-3-й гг = автономия или стыд, сомнение;
3) Дошкольный возраст: 4-5лет = инициатива или чувство вины;
4) Школьный возраст: 6 – 11-12 лет (до половозрелости) = чувство ценности и трудолюбие или малоценность и пассивность;
5) Юношество: индивидуальность, идентичность или диффузия идентичности;
6) Молодость: 20-30 лет = близость, интимность, солидарность или изоляция;
7) Зрелость: 30-40 лет = творческое начало, интегративность или застой;
8) Старший взрослый возраст (плюс старость): от 40 лет = целостность или раздвоенность, отчаяние.

Основные направления в психоаналитическом изучении ребенка: М. Клейн, А. Фрейд.

Наука » Психология » Возрастная психология
Клейн предложила идею, что агрессия и любовь выступают в качестве фундаментальных организующих сил психики. Агрессия расщепляет психику, тогда как любовь ее цементирует. Первым организатором психики является процесс разделения. Этому деструктивному процессу противостоит другой, организующий процесс, который производит интеграцию и способствует целостности и любви. Отношения к любимым и ненавидимым объектам или людям – это строительные кирпичики мировосприятия и мироощущения. Когда мы «расщепляем» мир на хорошую и плохую составляющие, мы также расщепляем на пугающий и желаемый аспекты ощущение собственного «я». А если мы можем сохранять объединённый образ тех, кого любим, тогда мы воспринимаем целостными и себя, находимся в мире с собой.
А.Фрейд: личность = Id, Ego и Super-Ego. Но: Id делится на сексуальную (либидо) и агрессивную (мортидо) составляющие. Развитие Id проходит оральную, анально-садистическую, фаллическую, латентную, предпубертатную и пубертатную стадии. Соответствующие стадии развития агрессивности проявляются в кусании, плевании (оральная агрессивность); разрушении и жестокости (проявление анального садизма); властолюбии, хвастовствео, зазнайстве (на фаллической стадии); диссоциальные начала (в предпубертате и пубертате). Развитие Ego = последовательность развития защитных механизмов: вытеснения, проекции, переноса и т.д. Развитие Super-Ego = идентификация с родителями и интериоризация родительского авторитета.
Каждая фаза развития ребенка – результат разрешения конфликта между внутренними инстинктивными влечениями и ограничительными требованиями внешнего социального окружения.

Экзогенное направление: ранний бихевиоризм. Теория бихевиоризма Б. Скиннера. Стадии ритуализации по Э. Эриксону.

Наука » Психология » Возрастная психология
В биогенетических вариантах развитие отождествлялось с ростом.
В бихевиоризме развитие отождествляется с научением, приобретением нового опыта под воздействием среды (экзогенное направление). Скиннер, Торндайк, Бижу, Баер.
Скиннер: научение с подкреплением (последующим). С помощью подкрепления можно сформировать любой тип поведения. Развитие отождествляет с обучением, различие только в сроках: обучение охватывает небольшие отрезки времени, а развитие –продолжительные периоды. Развитие есть сумма обучений, растянутая на большие временные дистанции. Поведение целиком и полностью определяется влиянием внешней среды и так же, как поведение животных, может быть «сделано» и проконтролировано.
Эриксон: ритуализация = повторяющиеся формы поведения:
1. Младенчество: первый год жизни. Развивается параметр социального взаимодействия (доверие или недоверие к окружению).
2. Раннее детство: 2-й и 3-й год жизни. Развивается самостоятельность (учится ходить, открывать, толкать, тянуть, держать, бросать. Но если воспитатели спешат сделать за ребенка то, на что он может сам – развивается стыдливость и нерешительность.
3. Возраст игры: 4-5лет. Начинает сам придумывать себе занятия, фантазировать. Социальный параметр развивается между предприимчивостью и чувством вины.

Первые теории, объясняющие развитие

Наука » Психология » Возрастная психология
Первые теории, объясняющие развитие: концепция рекапитуляции, теория трех ступеней детского развития, концепция конвергенции двух факторов.
Концепция рекапитуляции: Геккель: онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза; Холл: ребёнок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода.
Теория трех ступеней развития: Бюлер: развитие = 1) инстинкт, 2) дрессура, 3) интеллект.
Теория конвергенции двух факторов: Штерн: психическое развитие – результат слияния внутренних задатков с внешними условиями жизни. Наследственные факторы могут разворачиваться только в подходящих условиях среды. Главную роль в разворачивании наследственности играет собственная активность ребенка: чем более он активен, чем энергичнее преодолевает среду, тем больше имеет возможностей для разворачивания наследственных факторов.

Основные научные направления в психологии развития.

Наука » Психология » Возрастная психология
Различают два глобальных направления:
- Эндогенное, где основной движущей силой считается субъект,
- Экзогенное, где основной движущей силой считается среда.
Психоанализ – субъект развивается, подавляясь средой;
Когнитивное направление: субъект развивается, познавая среду;
Направление социализации: субъект развивается, включаясь в среду и усваивая её;
Социально-экологическое направление: субъект развивается, врастая в среду;
Направление саморазвития: субъект развивается, осваивая и преодолевая среду.
Системное направление: рассматривает систему «субъект—среда» не изнутри, а извне.

Критерии оценки теорий развития. Отношения в системе «Субъект – среда».

Наука » Психология » Возрастная психология
Выготский разделил все теории развития на 3 группы:
1) Критерий – аналогия с другими процессами развития:
- Холл – аналогия с развитием общества (период рытья и копания; охоты; конец дикости и становление цивилизации;, период романтизма; стадия промышленности и торговли).
2) Критерий – один, отдельно взятый признак развития:
- Блонский – смена зубов (беззубое детство, молочнозубое детство, период смены зубов, стадии прорезывания премоляров и клыков, постояннозубое детство).
- Штерн – периоды активности (игра, учение, труд) или развитие речи (фаза первого слова, однословных и двусловных предложений, грамматизации и т.д.).
- Фрейд – изменение зон удовлетворения либидо (оральная, анальная, фаллическая, латентная, скрытая (созревание) и генитальная фазы.
- Пиаже – развитие мышления (сенсомоторный интеллект – рефлексы; интуитивное мышление; стадия конкретных операций и стадия формальных операций).
- Колберг – уровень развития морали (доморальный уровень – избегание наказания; уровень конвенциональной морали – ориентация на авторитет; уровень автономной морали – ориентации на общепринятые моральные нормы).
3) Критерий – особенности самого развития:
- Гезелл – «плотность» развития (с взрослением уменьшается).