Идентификация и обособление в общении дошкольника

Наука » Психология » Возрастная психология
В общении через подражание ребенок усваивает способы взаимодействия друг с другом. Ребенок широко пользуется идентификацией и обособлением. Стремясь получить похвалу и т.п. он полностью погружается в общение, стремясь показать самостоятельность – ребенок обособляется. Включенность механизма идентификации-обособления открыта и не маскируется. Постепенно ребенок учится пользоваться этим механизмом и впоследствии может научиться использовать внешние проявления для манипулирования людьми, эксплуатировать эти проявления в корыстных целях.
Идентификация в форме сочувствия. На примере сказок. Ребенок идентифицирует себя с персонажем, сочувствует тем, кто попал в беду. Дети стремятся защитить «+»героев от плохих.
Знакомясь с человеческими действиями и чувствами, ребенок склонен приписывать их всему.

Основные достижения раннего возраста

Наука » Психология » Возрастная психология
По Мухиной.
Овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности.
Эти достижения проявляются в:
-телесной активности,
- координированности движений и действий,
- прямохождении,
- развитии соотносящих и орудийных действий,
- бурном развитии речи,
- развитии способности к замещению, символическим действиям и использованию знаков,
- развитии наглядно-действенного, наглядно-образного и знакового мышления,
- развитии воображения и воли,
- выделении своего «Я»,
- появлении чувства личности.

Общлшение в младенчестве. Эмоционально-экспрессивная функция в общении

Наука » Психология » Возрастная психология
Постепенно включается сотрудничество, обогащаются средства общения. Взгляды и улыбки дополняются указательным жестом и просящими интонациями, появляются первые слова. Активно формируются предпосылки усвоения речи.
Возникают звуки:
- гуканья (2-4 мес)
- гуления (4-6)
- лепет (повторные слоги)
- облегченные слова (дай, нет, на)
После 6 мес появляется способность понять обращенную к нему речь. Чем больше социальных ситуаций общения, тем лучше формируется речь.
В 6-6,5 мес ребенок может связать предмет с его названием. В7,5 мес наблюдаются первые двигательно-ориентировочные реакции. В 9 мес ребенок может подать предмет, кот у него попросили.
По Мухиной.
Удовольствие от общения с взрослым обнаруживается в комплексе оживления. Эмоциональное общение с взрослым сильно сказывается на хорошем настроении ребенка. К 4-5 месяцам общение приобретает избирательный характер. Малыш начинает отличать своих от чужих, знакомому обрадуется, чужого испугается.
Потребность в эмоциональном общении, имеющая огромную положительное значение для развития ребенка, может привести и к отрицательным проявлениям. Если взрослый старается постоянно быть рядом с ребенком, то ребенок привыкает непрерывно требовать от него внимания, не интересуется игрушками, плачет, если его оставят одного хотя бы на минуту.
Наиважнейшее средство общения – экспрессивные действия (улыбки, вокализация, активные двигательные реакции).

Младенчество. Общая характеристика

Наука » Психология » Возрастная психология
Ведущий тип деятельности: эмоциональное коммуникация с родителям (до первых полгода – по личностным мотивам, вторые полгода – по деловым).
Новообразования:
1. к 1 году жизни ребенок произносит первые слова (происходит складывание структуры речевого действия).
2. ребенок осваивает произвольные действия с предметами окружающего мира (структура предметного действия). Отсутствие дифференциации социальной и предметной ситуации.
3. формирование общности ребенка и взрослого (в первую очередь с матерью). Это происходит к концу 1 года в результате эмоционального общения.
По лекции.
Происходит активное развитие рецепторной и двигательной сферы. 1,5 мес – импульсивные действия малыша сопровождает комплекс оживления. 2,5 – 4 мес – период преддействий. Увидев предмет, ребенок длительно фиксирует взгляд, затем начинает ощупывать кисти рук, не делая движений в сторону предмета. Только после того как предмет вложен в руку зрительные и осязательные ощущения сливаются в одно. Только после этого появляются неловкие и неточные движения рук в сторону предмета. Действие хватания формируется к 5-5,5 мес. К 7-10 мес формируется активное манипулирование с предметом. После 6 мес ребенок учится садиться, ползать, вставать, переступать ножками, держась за что-нибудь. Около 9 мес начинается хождение. Важно, чтобы сформировалась зрительно-двигательная координация.
Возможные нарушения:
1. Тревожная привязанность к матери. Активное или пассивное реагирование на уход матери. Имеет свойство сохраняться во времени. Актуализируется в детском саду. Причины:
- наличие слишком активной мамы
- большое кол-во игрушек и отсутствие эмоционального контакта с мамой
- недостаточная двигательная активность
2. Нарушение сексуальности. Фиксация на стадии оральной сексуальностью проявляется в превышении оральной зоны над другими.
Причины:
- чрезмерное «+» или «-»подкрепление всего, что связано с оральной зоной.

Общая характеристика деятельности манипулирования

Наука » Психология » Возрастная психология
Любая манипуляция должна идти от взрослого. Взрослый должен быть инициатором каждый день. Как только ребенок оказывается в состоянии удерживать предмет, он начинает манипулировать им.
По Мухиной.
Первые манипуляции очень просты. Малыш схватывает предмет, некоторое время удерживает его. А потом отпускает, затем опять схватывает. Если перед ним два предмета – схватывает один, потом другой. Этому предшествует перевод взгляда с одного предмета на другой. Держа предмет в руке ребенок подносит его к глазам, смотрит на него, тащит в рот, размахивает им. Отличительная особенность первых манипуляций – направлены на предмет, кот интересует ребенка.
Усложнение манипуляций – ребенок замечает, что действия вызывают перемещение игрушки в пространстве, ее приближение и удаление, бренчание погремушкой, поиск резиновой куколки. Ребенок начинает замечать этот результат
К концу6-7 мес в манипуляциях появляется направленность на результат.
Затем младенец начинает действовать с несколькими предметами одновременно. Пример – постукивание погремушкой о погремушку. Явная направленность на результат. Результатом становится попадание предмета в определенное место или приведение двух предметов в опр взаимное положение. Добившись результата ребенок повторяет действие, получает его вновь и вновь.
К концу первого года появляется новая особенность. Если раньше ребенок производил действие одним показанным ему способом, и на данных ему предметах, то теперь он пытается повторить действие на всех возможных предметах, иногда видоизменяя эти действия.
Развитие манипулирования состоит в переходе от направленности на результат действия и в дальнейшем усложнении достигаемых результатов.

Врожденные особенностии тенденции развития новорожденного

Наука » Психология » Возрастная психология
Ребенок рождается с рядом безусловных рефлексов:
- сосательный
- мигательный
- плавательный
- отталкивание
- дыхательный
- температурный
- цепляние
Слуховой и зрительный анализаторы продолжают развиваться.
Особенности поведения.
1. Пищевое сосредоточение.
2. Вестибулярное сосредоточение (засыпает при укачивании).
В первые дни появляется условный рефлекс на время кормления и на положение во время кормления.
После 6 дня жизни ребенок начинает следить взглядом за движущимся предметом. Способность фиксировать взгляд на предмете к концу 6 мес.
Период новорожденности заканчивается с появлением комплекса оживления.

Теория отделения/ индивидуализации М.Малер

Наука » Психология » Возрастная психология
Теория сепарации-индивидуализации.
Развитие ребенка проходят 3 стадии.
1)Аустическая-форма формального аутизма.-1 месяц жизни ребенка.
Ребенок-биологическое существо.Эго ребенка приметивно и неинтегрированно.Есть защитные механизмы.Выживание зависит от внешнего окружения.Внешняя матрица материнской заботы(обеспечить для ребенка защиту).Ребенок не диффренцирует себя с окружением.
2)Симбиостическая(2-5мес).
Ребенок переживает систематические и психологические переживания(слияние с матерью).Мать симбиотически организует личность младенца.3 мес жизни ребенка первичный нарцисизм ребенка начинает уступать индификации с матерью.
3)Сепарации и индивидуации
-дифференциация-вылупление.Ребенок становится самостоятельным,активным,внимание направлено во вне,манипуляции со своим телом.Дифференциирует незнакомцев.
-Практики(10-15,16 мес.)Ребенок иследователь внешнего мира,развивается повышенная моторика.Ребенок иногда отделяется от матери.
-Воссоединения16-24 мес.)Ребенок начинает достигать лучшей оценки реальности.Представление о себе от предметах об объектах.Начинает расти сепарационная тревого.взаимосвязь с матерью играет важную роль.Агрессия.
-Консалидация(24-36 мес.)Постоянство объектов.Ребенок отделяет себя от матери и объектов.Ребенок ужеи независим от матери.Агрессия нейтрализуется.Родительские типы поведения присваиваются ребенку.

Теория развития личности К. Юнга

Наука » Психология » Возрастная психология
Уровни психики:
- сознание
- личное
- коллективное бессознательное (образуется из следов памяти, оставленными всем прошлым человечеством)
Архетип – отпечаток, форма без собственного содержания, кот определенным образом организует и направляет психические процессы (русло реки – архетипы, вода – наши процессы)
А. обнаруживаются в сновидениях и в реальном мире. Выступают как обобщенные образы опыта предков (мифы, герои народных сказок) или как символы. Количество А. не ограничено. Первичные образы трансформируясь, в опр стадиях заставляют человека вести себя так, как это свойственно представителям всех культур.
Главные архетипы – собирательные образы:
- мать
- отец
- «Я»
Структура личности:
- сознание
- я для других – персона – наше публичное лицо, самый поверхностный слой, важное значение имеют разного рода символы покрытия себя
- собственно «Я» - эго – осознанность собственных мыслей, действий, чувств
- индивидуальное бессознательное
- тень – низкое и аморальное в себе, негативное Я, переживается в основном во снах
- анима(м в ж)/анимус(ж в м) – вытесненные (нежелательные) представления о себе как о женщине или мужчине, проявляются во снах и фантазиях. Влияют на выбор супругов.
- самость – внутренний руководящий фактор целостной личности, «идеальная личность» ее развитие – главная цедь человека
Сознание и бессознательное дополняют друг друга. Развитие самости не реализуется пока не наступит гармония всех аспектов души. Процесс установления связей человека между Эго и Самостью – процесс развития человека, его самореализация.

Периодизация развития личности в теории Фрейда

Наука » Психология » Возрастная психология
1. Оральная стадия. От рождения до 1 года.
Локус-контроль сосредоточен в оральной зоне.
Нарушения на этой стадии: во взрослом возрасте может преобладать оральная область в сексе, может быть нарушено базовое доверие к миру. В норме должна завершиться без тревожной привязанности к кормлению, отказом от молока.

2. Анальная стадия.
Локус-контроль – анальная зона.
«Битва вокруг горшка». Ребенка приучают к горшку – это первое столкновение c нормативным пространством. У ребенка формируется некое чувство страха, если родители неправильно ведут себя в плане устроения на горшок. Если его ругать,(за то что не успел добежать до горшка) у ребенка появится комплекс неполноценности. Важно как родители относятся к экспериментам ребенка с горшок и всем с ним связанным. В зависимости от отношения мы получим педанта или наоборот неряху. В норме получаем гармонию между педантичностью или неряшливостью. В этот период закладывается чувство гордости и стыда. Под влиянием похвалы формируется чувство гордости и автоматически формируется чувство стыда.

Проблема обучения и развития в работах Выготского

Наука » Психология » Возрастная психология
Обучение ведет за собой развитие. То насколько развит ребенок влияет на то, чему он модет научиться.
Чему он может научиться определяется уровнем актуального развития, зоной ближайшего развития.
ЗБР – расхождение между уровнем актуального развития и уровнем потенциального развития
УАР – задачи такой сложности, кот ребенок может решить сам
УПР – задачи, решаемые с помощью вхрослых
ЗБР говорит о ведущей роли обучения в развитии

Выготский считал появление в культуре знаковых систем оказало огромное влияние на когнитивное развитие человека. В основном Пиаже рассматривал процессы развития собственной активности ребенка, от стимулов или от случайных открытий. Выготский признает роль естественной линии развития (за Пиаже и Гезелом). Эта естественная линия доминирует в развитии ребенка до 2 лет. Но дальше на рост мыслительных способностей ребенка в основном оказывает влияние вторая линия, культурная линия развития – это системы знаков функционирующих в культуре. Все уникальные достижения человека отличающие нас от животных, по мнению Выготского, были бы невозможны, не будь у человека речи и др знаковых систем.
Развитие высших мыслительных способностей (абстрактных и теоретических) требует обучение письму счету и другим абстрактным дисциплинам. Дети способны и к самостоятельному формированию понятий (на основе повседневного опыта), но они не способны развить способности к чисто абстрактному мышлению без обучения оперированию абстрактными системами знаков.

Культурно-историческая концепция Выготского

Наука » Психология » Возрастная психология
Источник развития – соц среда. Ребенок развивается с помощью естественной и культурной линии (система знаков, символы) (они идут параллельно ) -> VPF развиваются
Стадии развития:
- управление взрослым повелением ребенка
- ребенок управляет другими людьми, опираясь на предыдущую стадию
- ребенок использует новые, изученные способы управления поведением направляя на себя.
Интериоризация – процесс перехода VPF извне вовнутрь
После процесса И. VPF приобретают автоматизированность, осознанность и произвольность.

Проблема обучения в теории Боулби

Наука » Психология » Возрастная психология
Поведение детей в детских домах. Не способны сформировать взаимоотношение с другими людьми не могут показывать любовь как дети из семей. Дети в детских домах упускают возможность в полной мере привязаться к матери.
Сигналы(плачь, лепет, цепляние, сосание) их близость с опекуном. Соц. Реакции не отличаются разборчивостью. К 3 месяцам формируется направленность реакций, к 6 появляется возможность следования за мамой. Весь процесс закрепления привязанности фокусируется на одном объекте. Эта реакция похожа на импринтинг.