Стадии развития личности в теории Эриксона

Наука » Психология » Возрастная психология
1. Базовое доверие / базовое недоверие. От рождения до 1 года.
Модус – вбирание пищи.
Факторы:
- эмоциональная мама
- желанность (насколько ребенок был желанным)
- отсутствие травм (по-моему физических)
Закончить эту стадию ребенок должен с базовым доверием.
2. Автономия / стыд, сомнение. От 1 до 3 лет.
Модус – удержание и сбрасывание.
На этой стадии идет формирование чувства стыда. Также идет формирование чувства автономии, которое будет помогать формированию личности. Если не сформируется автономия, то личность идет по пути формирования стыда и сомнения.
Ребенок старается удерживать не только то, что связано с горшком, но и знакомых людей и предметы. Ребенок начинает устанавливать отношения между собой и обществом (через отстаивание самостоятельности).
Если закончить этот возраст с чувством стыда, то личность будет конформной, боязливой.

Стадии развития в теории когнитивного развития Пиаже

Наука » Психология » Возрастная психология
Стадии развития.
1. Стадия сенсо-моторного интеллекта. От рождения до 2 лет.
Выстраивание собственных схем физических действий (стояние, хватание, нанесение ударов), чтобы установить контакт с окружающим миром.
1) Использование рефлексов. От рождения до 1 месяца.
Схемой действия может быть образ действия, обеспечивающего контакт с окружающей средой (разглядывание, хватание, удары руками, ногами).
Первые схемы состоят из врожденных рефлексов (сосательный). Рефлексы предполагают определенную пассивность. Организм проявляет активность лишь в случае, когда появляется что-то, что его стимулирует.
2) Первичные циркулярные реакции. От 1 до 4 месяцев.
Ц. реакция происходит, когда ребенок производит какое-либо действие и пытается его повторить. На этой стадии происходит активное «связывание вместе» разных действий и схем. (сосание руки, неудача, повторные попытки > неудача > новая схема)
На 1 и 2 стадии Малыш не имеет представления об объектах вокруг них.
ПР.: если удалить объект из поля зрения ребенка, то он некоторое время еще смотрит туда. Если объект не появляется, то ребенок переключает внимание на что-либо другое, не делая попытки найти объект.

Методы возрастной психологии

Наука » Психология » Возрастная психология
Организационные методы-сравнительный метод (сопоставление различных групп людей)- лонгитюдный метод-развитие личности человека на протяжении долгих лет.- комплексный метод- специалисты разных областей..Эмпиричисеские методы.Наблюдение-сплошное и выборочное.Самонаблюдение.Психодиагностические (тесты, опросники)
Эксперимент
Биографические методы
Анализ процессов продуктов деятельности.
Ограниченность формирующего эксперимента можно преодолеть при помощи методов срезов. Срез-кратковременная констатация состояния изучаемого объекта на различных этапах его развития.
Поперечный срез-сопоставление развития групп испытуемых, но не может выявить индивидуальные характеристики.
Продольные срезы-измерение отдельных психических качеств у одних и тех же людей на протяжении долгого периода времени.
- методы обработки данных:-количественные ( статические)-качественные ( дифференциация по группам) интерпретационные методы
- Генетический (анализ материала в плане развития отдельных стадий, фаз)
- структурный метод (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности.

Предпосылки и условия психического развития по Мухиной

Наука » Психология » Возрастная психология
Предпосылки и условия психического развития по Мухиной
- без человеческого мозга не может возникнуть человеческая психика,
- социальная среда
- социальное наследование
Определяемые культурным развитием, исторически обусловленные реальности существования человека можно классифицировать следующим образом:
1) реальность предметного мира; То как чел. относится к вещам определяет его психику. На отношениях предметного мира строится большинство общественных норм.
2) реальность образно-знаковых систем; Образы и знаки формируют некие системы, которые предшествуют каждому отдельному человеку, образуя реальность чел. бытия.
3) реальность социального пространства; Общение как вид деятельности. Мимика. Личностный смысл. Субьективное отношение человека к тому, что он выражает с помощью языковых знаков.
Игра (3-7 лет). Учебная деятельность. Подростковый возраст – общение. Взрослый возраст – мир трудовых отношений. Пожилой возраст – общение.
4) природная реальность. Переломный момент в отношениях чел. - природа произошел, когда чел. перестал вести хаотич. деятельность, он стал организовывать вокруг себя среду
5) реальность внутр. пространства. любое событие из прошлого влияет на восприятие остальных жизненных ситуаций. мех-м идентификация-обособление
чел. всегда предстает 2 эпостасях: - как представитель общества(соц. единица) - уникальная личность
Эти реальности в каждый исторический момент имеют свои константы и свои метаморфозы. Поэтому психологию людей определенной эпохи следует рассматривать в контексте культуры этой эпохи, в контексте значений и смыслов, придаваемых культурным реальностям в конкретный исторический момент.
К предпосылкам относят природные свойства организма человека. Ребенок проходит закономерный процесс развития на базе определенных предпосылок, созданных предшествующим развитием его предков на протяжении многих поколений

Кризис трех лет. Перестройка социальных отношений.

Наука » Психология » Возрастная психология
Это один из острых. На подходе к кризису появляются симптомы:
1 Острый интерес к своему изображению в зеркале.
2 Озадаченность своей внешностью. У девочек проявляются через наряды, у мальчиков эффект конструирования - озабоченность тем, что они производят. Остро реагируют на негатив.
3. Ребенок неуправляем, не поддается коррекции. Симптом кризиса называется семизвездием.
Негативизм – стремление сделать все наоборот, вопреки своему желанию. Реакция ребенка не на предложение взр, а на самого взр.
Упрямство – не воспр мнения др людей, постоянно стоит на своем.
Строптивость – протест против образа жизни, реб не доволен всем, что ему предлагают. В отл лт негативизма – это общий протест)
Своеволие – все хочет делать сам даже если не умеет.

Память. Понятие, виды, процессы памяти. Условия рационального запоминания и воспроизведения материала. Развитие памяти в онтогенезе.

Наука » Психология » Возрастная психология
ПАМЯТЬ – отражение прошлого опыта чел, проявл в запоминании, сохранении и последующее припоминанием того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о нем думал.
Виды
1 По ведущему анализатору (зрит, обонятельный, осяз, вкусовой – память на образы, вкус, слух и т.д)
2 По предмету или материалу Де:
а) двигательная (на движение) лежит в основе всех навыков (хотьба, письмо, резать хлеб, т.е. любые движения доведенные до автоматизма).
б) эмоциональная. Память на чувства и эмоии. Значение имеет в процессе формирования личности. Регуляция повторяется от пережитых чувств (эмоций). Бывает:
- образная (на какие-то образы) - вербальная (речевые средства)
3 По продолжительности протекания процессов:
а) сенсорная память, когда запоминается на уровне рецепторов (0,1-0,5 сек) – Тел выключил, картинка остается
б) кратковременная. Информация хранится около 20 сек. Краткое сохранение после непродолжительного времени восприятия..
в) долговременная. Длительное сохранение материала после неоднократного его повторения (табл умножения, стихи)
г) оперативная. Запоминание каких либо совпадений на выполнение каких либо операций(заданий) – чай заваривать как? Помним хорошо, т.е когда надо вспоминаем.

Внимание. Понятие, виды, свойства внимания. Функции внимания и развитие его у детей.

Наука » Психология » Возрастная психология
ВНИМАНИЕ – это направленность и сосредоточенность сознания человека на опр объектах при одновременном отвлечении от др. Виды:
1 Непроизвольное – удержание направленности объекта без волевых усилий (без нашего желания). Врожденный ориентировочный эффект – основа непроизвольного внимания (звук, движение, яркость, необычность). Всегда основано на интересе.
2 Произвольное. Для этого внимания необходимо волевое усилие (цель, мотивация) – сами себя заставляем слушать, видеть. Развивается активно в дошкольном и мл школьном возрасте. поддерживается интересом Де – конечным результатом.
3 Послепроизвольное. Сначала необходимость а затем Де поддерживается содержанием этой Де. (волевое усилие пропадает – чтение книги).
Свойства
1 Объем. Количество объектов которые могут быть восприняты (одновременно) с одинаковой степенью ясности и отчетливости в один момент. Пример с 1г до 3 – 1 предмет, у дошкольников от 2 до 5, у взрослых от 4 до 6.
2 Распределение. Возможность одновременно успешно выполнять несколько видов Де.
3 Концентрация. Выражается в степени сосредоточенности на обьекте.
4 Переключаемость. Динамическая характеристика опр способность переходит от одного объекта к др.
5 Устойчивость. Способность задерживаться на восприятии данного объекта. Табл Шульте – квадрат 25 клеточек 5*5, а внутри цифры.
В дошкольном возрасте внимание становится более сосредоточенным и устойчивым. Дети учатся управлять им и уже могут направлять его на различные предметы.

Воображение. Понятие, виды, приемы. Особенности развития воображение в дошкольном возрасте.

Наука » Психология » Возрастная психология
ВООБРАЖЕНИЕ – создание нового в форме образа представления или идеи.
Виды:
1 Активное воображение направленно на преобразование окр действительности:
а) воссоздающее. В основе создания образов соответствующих описанию (чел, реб воссоздает то, что ему рассказали – при чтении книги, литературы)
б) творческое. Самостоятельное создание нов образов, которые реализуются в ординальных и целостных действиях. Происходит вседа большая эмоциональная разрядка.
2 Пассивное. Образы, которые не воплощаются в жизни делятся:
а) непреднамеренные (при ослаблении роли, контролирующей сознание – сон-сновидения, галлюцинация, состояние аффекта)
б) преднамеренные, но не грезы, с волевым усилием.
Приемы воображения
1 Агллютинация - склеивание различных в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств частей. (сказ образы – кентавр, русалка, изб на кур ножках)
2 Гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета (мальчик с пальчик, великан). Изменение количества частей предмета и их смещение (дракон с тремя головами, циклоп)
3 Акцентрирование или заобострение. Подчеркивание каких либо признаков (карикатура)

Критические и стабильные периоды. Характеристика, сходства и различия. Роль в развитии ребенка.

Наука » Психология » Возрастная психология
КРИЗИС ВОЗР, РАЗВИТИЯ – особые, относительно непродолжительные по времени (до 1 года) периоды в развитии человека, характеризующиеся резкими психическими изменениями.
Открыты Выготским экспериментально из практики не в той последовательности, которую переживает ребенок. Симптомы:
1 Границы кризиса размыты.т.е. нет точки начала и конца.
2 Трудновоспитываемость детей. (строптивость, возрастают конфликты, внутр жизнь связана с сильными переживаниями)
3 Негативный характер развития.
В кризис количество переходит в качество.
В критические периоды наблюдаются метеконструктивные процессы развития.
Выготский их назвал новообразования. Новообразования кризиса не сохраняются в психике человека и носят переходный х-р, т.е. они не сохраняются в том виде, в котором образуются (автономная речь годовалого ребенка – звуки которые понятны близкому человеку.
СТАБИЛЬНЫЕ ПЕРИОДЫ – в ходе которых реб накаливает количественные изменения. Они накапливаются медленно и незаметно, их не выделяют и не описывают.

Факторы и движущие силы развития психики в онтогенезе. Условия развития детей: внешние и внутренние.

Наука » Психология » Возрастная психология
Факторы:
1 Биологический:
а) Наследственность – передается от род, то что не меняется после рождения, генетические заболевания(гемофилия-несвертываемость крови). Болеют только мальчики. Особенности свойственные человеку, отличающие его от животного (кисть руки).
б) врожденность – то, что реб. Получает в процессе внутр жизни или при родах (болезни краснуха, грипп, алкоголизм, никотин, наркотики).

2 Социальный:
Среда обитания.
Движущие силы – противоречия между требованиями и потребностями ребенка.
Условия:
а) Внешние – обучение, воспитание реб (родители, школа и т.д)
б) Внутренние – активность(главное), мотивы, потребности, желание.

Действия:
1 Манипулятивные
2 Предметные – употребление предметов по назначению
3 Соотносящиеся действия – их цель состоит в привидении нескольких предметов (или их частей) в определенные пространственные взаимоотношения: складывание пирамидок из колец, использование сборно-разборных игрушек, закрывание коробок.
4 Орудийные действия – это действия, в которых один предмет (орудие) употребляется при воздействии на другие предметы. Освоение действий с ложкой, совочком, чашкой, карандашом и т.д. – достаточно непростая задача для ребенка. Орудийными предметами ребенок овладевает в ходе обучения при систематическом руководстве взрослого.

Понятие ведущего вида деятельности. Периодизация Д.Б. Эльконина.

Наука » Психология » Возрастная психология
Характерен для каждого возр. периода, в котором формируются псих. личностные новообразования, в этой Де зарождается след. Вед. Де.
(это не любая Де, не частная которой он часто занимается, а та что которая развивается).
1) Де, в которой возникают и внутри дифференцируются др нов. виды Де.
2) Де, в которой формируются или перестраиваются частные псих. процессы _например в игре – воображение, в учении – логическое мышление)
3) Де от которой зависят наблюдаемые в данный период развития основные псих. изменения в личности реб. по ЭЛЬКОНИНУ
0 – 1 (младенчество) ---- эмоциональное общение реб и взр.
1 – 3 ( раннее детство) ---- предметно – манипулятивная Де.
3 – 7 (дошкольный возраст) ---- игра (сюжетно-ролевая)
7 – 11 (школьный возраст) ---- учение, учебная Де
11 – 15 (подростковый возраст) ---- интимно – личностная де
15 – 18 (юношеский возраст) ---- учебно – профессиональная Де

Использование проективного рисунка в коррекционной работе с детьми.

Наука » Психология » Возрастная психология
Рисование – творческий акт, позволяющий ощутить и понять себя, освободиться от конфликтов, выразить мысли и чувства, мечты и надежды. + Способ выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных.
Проективный рисунок – отражение окружающей действительности, её моделирование и выражение отношения к ней. Основная задача – выявление и осознание трудно выражаемых или неосознаваемых проблем, переживаний, страхов.
Используется для снятия напряжения, стрессов, при коррекции неврозов, страхов. Развивает координацию, зрение, речь, мышление, мелкую моторику кисти руки. Используется в индивидуальной и групповой работе. Особенно эффективно в детском возрасте при коррекции страхов и изучении личности, устремлений и окружения ребёнка.
Рисунки на тему: "Моя семья", "Я в школе", "Я дома", "Я в будущем", "Мое любимое занятие", "Что я люблю", "Мой самый хороший поступок", "Мой мир" и т.д.