Диагностические методики для выявления особенностей личностной сферы ребенка.

Наука » Психология » Возрастная психология
Методики для изучения сферы общения:
Рисунок Семьи – смотреть размер фигур, особенности их рас¬положения на рисунке, последовательность изображения, поза, выражение лиц, детализированность рисунков. Сопоставляется со¬став нарисованной и реальной семьи ребенка.
Семья животных: ребенку предлагается нарисовать семью, состоящую из разных животных Не говорится, что это должна быть его собственная семья. Однако ассоциации ребенка все равно будут определяться его самоощущением в своей семье.
Два дома: психолог рисует дом красного цвета («этот дом мы построили для тебя»), вверху пишет имя ребёнка. Предлагает записать туда тех, кого ребёнок хочет «поселить» рядом с собой. После того как в красный дом записано два-три новосела, проверяющий рисует рядом еще один дом, черный, со словами: «Может быть, кого-то ты и не захочешь поселить рядом с собой в красный дом. Тогда мы поселим его тут». По поводу черного дома не сообщается, что это плохой дом или что он хуже красного; достаточно самой цве-товой символики. Выявляются симпатичные – несимпатичные ребёнку люди из его окружения.
"Сюжетные картинки". Диагностика эмоционального отношения к нравственным нормам. Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам. Фиксируется также его реакция.
Методика «лесенка». Исследование самооценки. Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объясняют задание: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше. А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже. На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»
Цветовой тест Люшера. Диагностика нервно-психических состояний. Тест состоит из 8 карточек разных цветов, обозначенных цифрами: серый - 0, темно-синий - 1, зеленый - 2, оранжево-красный - 3, желтый - 4, фиолетовый - 5, коричневый - 6, черный - 7. Цветовые карточки предъявляются испытуемому на белом фоне и раскладываются в случайном порядке. Предлагается выбратьсамый приятный, потом – самый приятный из оставшихся; из последних трёх – самый неприятный цвет. Синий, жёлтый, фиолетовый в начале, чёрный, серый, коричневый в конце – хорошее состояние. Красный и зелёный в начале – удовлетворительное состояние. Чёрный в середине – неудовлетворительное состояние; серый и чёрный в начале – кризис.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.