Детерминированность психического развития ребенка характером общения со взрослыми. Влияние общения с взрослыми на психическое развитие младенца
В работе М. И Лисиной (1974) изучалось влияние эмоц. общения ребенка с взр. на развитие познават. Деят-ти в 1 полугодии жизни. Как в сфере общения, так и в сфере познания предметной действительности младенец не ограничивается разрозненными ответами на одиночные воздействия, а развивает сложную деят-ть. Отдельные реакции объединяются при этом в специфические системы действий исследовательского, поискового характера, побуждаемых особой потребностью в новых впечатлениях и направленных на информацию, заключенную в различных объектах. Операциональная сторона познавательной деятельности представлена реакциями глаз, рук, рта; сопутствующие им эмоциональные, голосовые и общие двигательные компоненты, характеризующие отношение ребенка к предмету и действиям с ним, обозначаются термином «познавательная активность».
Замысел исследования состоял в том, чтобы установить, какие сдвиги в реализации познавательной деятельности младенца происходят в результате организации с детьми систематического индивидуального общения. До этого для начала и после окончания занятий проводился замер уровня развития познавательной деятельности детей. Определение уровня развития познавательной деятельности производилось также у детей контрольной группы в те же сроки, что и у детей экспе-риментальной группы, но без занятий типа эмоционального общения. Сравнение показателей детей экспериментальной и контрольной групп позволило обнаружить влияние общения на развитие у них познавательной деятельности.
В работе М. И Лисиной (1974) изучалось влияние эмоц. общения ребенка с взр. на развитие познават. Деят-ти в 1 полугодии жизни. Как в сфере общения, так и в сфере познания предметной действительности младенец не ограничивается разрозненными ответами на одиночные воздействия, а развивает сложную деят-ть. Отдельные реакции объединяются при этом в специфические системы действий исследовательского, поискового характера, побуждаемых особой потребностью в новых впечатлениях и направленных на информацию, заключенную в различных объектах. Операциональная сторона познавательной деятельности представлена реакциями глаз, рук, рта; сопутствующие им эмоциональные, голосовые и общие двигательные компоненты, характеризующие отношение ребенка к предмету и действиям с ним, обозначаются термином «познавательная активность».
Замысел исследования состоял в том, чтобы установить, какие сдвиги в реализации познавательной деятельности младенца происходят в результате организации с детьми систематического индивидуального общения. До этого для начала и после окончания занятий проводился замер уровня развития познавательной деятельности детей. Определение уровня развития познавательной деятельности производилось также у детей контрольной группы в те же сроки, что и у детей экспе-риментальной группы, но без занятий типа эмоционального общения. Сравнение показателей детей экспериментальной и контрольной групп позволило обнаружить влияние общения на развитие у них познавательной деятельности.
Игровая терапия (ИТ) - метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Игра корректирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяется способности детей к общению, увеличивается диапазон доступных ребенку действий с предметом. Единица игры- роль, сюжет игры воспроизводимая в ней область деятельности. Содержание игры-то, что воспроизводится детьми, как главный момент деятельности. Основные виды игротерапии ИТ: 1)исходя из теоретического подхода, ИТ в психоанализе (Мелани Кляйн, А.Фрейд, использование игры реб, как удачная замена метода свободных ассоциаций. Основные цели: катарсис- эмоц. реагирование, приводящее к преодолению негативных эмоц. пережив. и освобождение от них; инсайт; атмосфера личн безопасности и доверия; сублимация- переключение sex энергии в социально одобряемое русло) ИТ центрированная на клиенте (Роджерс, дать реб быть самим собой, самовыражение реб, оптимизация коммуникаций в системе отношений реб-взрослый,развит способн, саморегуляции, достижение эмоцион устойчивости)), ИТ отреагирования (Леви, освобождение чувств путем воссоздания в игре специф стрессового опыта из жизни реб), ИТ построения отношений (Тафт, Ален, Рат, не изменять реб, а помочь ему утвердить свое «Я», чувство собственной ценности), примитивная ИТ (США, программа психол помощи в нач. шк., интеллект, эмоцион, физич, и соц. развитие детей), ИТ в отечественной психологической практике (Абрамян 86г-преодаление негат эмоцион состояний детей, процесс перевоплощения, как важное условие перестройки эмоционально-личностной сферы, Варг 89г, Выготская 84г, Захаров 86-88г-перенос отриц эмоций и качеств реб на игровой образ, Спиваковская 88г- осн принцип ИТ воздействие на реб с учетом специфичности обстановки и контакта),
2)по функциям взрослого в игре: не директивная (свободная игра, как средство самовыражения реб), директивная (активное участие взрослого в игре реб с целью актуализации в символической игровой форме бессознательных, подавляемых тенденций и их проигрование, направление к социально приемлемым стандартам и нормам, в результате осознание реб себя и своих конфликтов.
2)по функциям взрослого в игре: не директивная (свободная игра, как средство самовыражения реб), директивная (активное участие взрослого в игре реб с целью актуализации в символической игровой форме бессознательных, подавляемых тенденций и их проигрование, направление к социально приемлемым стандартам и нормам, в результате осознание реб себя и своих конфликтов.
Под малой группой небольшая по составу общности, члены которой объединены одной целью деят-ти и находятся в непосредственном личном контакте(общении). Малая группа – это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Число членов малой гр. 2-7.до 20-30.
Общие признаки групп:*наличие общего дела*.личное знание друг друга*взаимодействие друг с другом* наличие внутренней организов группы.
1. Классификация малых групп:
*лабораторные и естественные, случайные и стационарные(постоянные по составу). * формальные(официальные) и неформальные, * группы низкого и высокого(коллектив)уровня развития, * группы членства и референтные(наиболее значимая для чел-ка, и оказывает на него большое Ψ влияние).
Группы членства-соц. группа, к которой человек реально принадлежит.
Другие разновидности: первичные и вторич, горизонтальные и вертикальные, гетерогенные и гомогенные, маргинальные, нормативные и др
Срсреди основных направлений исследований или подходов к чению малых групп выделяют:
Социометрическое направление связано с изучением межличнстных отношений в малой группе с помощью социометрии .(Морено.)
Интеракционистический ориентиров на исследов. процесса межличностного взаимодействия членов группы при peшнии ими какой-либо задачи. Этот подход в основном представле в работах К. Левина и Р. Бейлза.
Общие признаки групп:*наличие общего дела*.личное знание друг друга*взаимодействие друг с другом* наличие внутренней организов группы.
1. Классификация малых групп:
*лабораторные и естественные, случайные и стационарные(постоянные по составу). * формальные(официальные) и неформальные, * группы низкого и высокого(коллектив)уровня развития, * группы членства и референтные(наиболее значимая для чел-ка, и оказывает на него большое Ψ влияние).
Группы членства-соц. группа, к которой человек реально принадлежит.
Другие разновидности: первичные и вторич, горизонтальные и вертикальные, гетерогенные и гомогенные, маргинальные, нормативные и др
Срсреди основных направлений исследований или подходов к чению малых групп выделяют:
Социометрическое направление связано с изучением межличнстных отношений в малой группе с помощью социометрии .(Морено.)
Интеракционистический ориентиров на исследов. процесса межличностного взаимодействия членов группы при peшнии ими какой-либо задачи. Этот подход в основном представле в работах К. Левина и Р. Бейлза.
Интеракция-взаимодействие или влияние, оказываемое на людьми друг на друга.В процессе действия одного яв-ся и стимулом и реакцией на на действия другого чел-ка.
Теории взаимодействия:
Теория обмена основатель Хоманс.(люди вступая в взаимодействие, предполог возможные вознаграждения).
Символический интеракционизм основ Г.Мид(поведение людей, их отношение друг к другу определяются теми значениями, которые они передают.
Теория управления впячатлениями-автор Гофман-(ситуация соц-взаимодействия в котором пытаются поддерживать благоприят. впячатлениями о себе).
Психо-аналитич- основатель З.Фрейд
Коммуникативные барьеры не связаны с уязвимыми местами в каком-либо канале коммуникации, а носят социальный и психологический характер.
Причина возникновения:
1. Отсутствие понимание ситуации общения, вызванное соц., политическими, религиозными, профессиональными различиями, разл. мировоззрения, миропонимания.
2. Принадлежность партнеров по коммуникации к различным соц. группам.
3. Индивидуально-психологические особенности обучающихся.
4. Ψ отношения (неприязнь, недоверие).
1,2 – социальный характер.
3,4 – психологический характер.
Теории взаимодействия:
Теория обмена основатель Хоманс.(люди вступая в взаимодействие, предполог возможные вознаграждения).
Символический интеракционизм основ Г.Мид(поведение людей, их отношение друг к другу определяются теми значениями, которые они передают.
Теория управления впячатлениями-автор Гофман-(ситуация соц-взаимодействия в котором пытаются поддерживать благоприят. впячатлениями о себе).
Психо-аналитич- основатель З.Фрейд
Коммуникативные барьеры не связаны с уязвимыми местами в каком-либо канале коммуникации, а носят социальный и психологический характер.
Причина возникновения:
1. Отсутствие понимание ситуации общения, вызванное соц., политическими, религиозными, профессиональными различиями, разл. мировоззрения, миропонимания.
2. Принадлежность партнеров по коммуникации к различным соц. группам.
3. Индивидуально-психологические особенности обучающихся.
4. Ψ отношения (неприязнь, недоверие).
1,2 – социальный характер.
3,4 – психологический характер.
Кризисное консультирование (кризисная интервенция) – это помощь клиенту, переживающему кризисную, тяжелую ситуацию.. Кризисное консультирование – это РАБОТА с конкретной ОСТРОЙ СИТУАЦИЕЙ, проблемой, оно не ставит перед собой задачи «вскрывать старые раны» и работать с глубокими личностными трудностями.
Основным принципам «кризисной интервенции», внесенными в науку В. Хаусменом и Д. Риочем (1967):
– безотлагательность помощи; – близость ситуации;
– взаимоответственность; – социальная поддержка;
– положительное подкрепление.
1. Безотлагательность. Специфика служб телефонной помощи полно-стью отвечает запросу кризисного абонента. Эффективность психологиче-ской работы с кризисным состоянием заключ-ся в экстренности вмеша-тельства. В период кризиса человек открыт к переменам, и чем быстрее осущ-ся помощь, тем минимальнее возможная деградация личности.
2. Близость ситуации. Проблема решается эффективнее в той среде, в которой она появилась. В кризисном периоде человек приостанавливает свою социаль-ную роль, но она может быть быстро восстановлена, если он не будет отстранен от своей родной среды. Ценность телеф. консультирова-ния состоит и в том, что аб-т буквально и в переносном смысле оста-ется в своем окружении, которое дает ему силы для преодоления кризиса.
3.Взаимоответственность. Принцип разделения ответственности за принятие решения между консультантом и обращающимся за помощью всегда остается одним из базовых принципов консультирования. Клиент, переживающий кризис, должен быть способным принимать ответствен-ность на себя в работе с психологом при решении его проблемы. Адек-ватность и эффективность работы в кризисе зависит от правильного рас-пределения ответственности за результат.
Основным принципам «кризисной интервенции», внесенными в науку В. Хаусменом и Д. Риочем (1967):
– безотлагательность помощи; – близость ситуации;
– взаимоответственность; – социальная поддержка;
– положительное подкрепление.
1. Безотлагательность. Специфика служб телефонной помощи полно-стью отвечает запросу кризисного абонента. Эффективность психологиче-ской работы с кризисным состоянием заключ-ся в экстренности вмеша-тельства. В период кризиса человек открыт к переменам, и чем быстрее осущ-ся помощь, тем минимальнее возможная деградация личности.
2. Близость ситуации. Проблема решается эффективнее в той среде, в которой она появилась. В кризисном периоде человек приостанавливает свою социаль-ную роль, но она может быть быстро восстановлена, если он не будет отстранен от своей родной среды. Ценность телеф. консультирова-ния состоит и в том, что аб-т буквально и в переносном смысле оста-ется в своем окружении, которое дает ему силы для преодоления кризиса.
3.Взаимоответственность. Принцип разделения ответственности за принятие решения между консультантом и обращающимся за помощью всегда остается одним из базовых принципов консультирования. Клиент, переживающий кризис, должен быть способным принимать ответствен-ность на себя в работе с психологом при решении его проблемы. Адек-ватность и эффективность работы в кризисе зависит от правильного рас-пределения ответственности за результат.
Этапы сопровождения Кл-та при консультативной беседе:
1. Знакомство и установление контакта.
2. Сбор инфо и исследование проблемы.
Цель: понять жизненный мир Кл-та и его восприятие своей проблемы.Задачи: выслушать изложение проблемы, помочь Кл-ту ясно выразить свои затруднения.
В процессе расспроса Кл-та используются техники: перефразирование, уточнение, отражение чувств, резюмирование, вопросы.
3.Определение целей.
Необходимо: помочь Кл-ту сформулировать, что он хочет получить вместо проблемы. Каким он хочет стать, чего он хочет добиться. Что произойдет, если желаемый результат будет достигнут.
Проблема переформулируется в цель. цель д.б. сформулирована позитивно. В цели д.б. заложена активная позиция Кл-та. Цель д.б. реальной и достижимой, ен д.б. слишком мелкой цели и не д.б. слишком большой.
4.Выработка решений и их проверка на экологичность.
Задача: выработать совместно с Кл-том как можно больше вариантов и стратегий поведения для достижения цели. Затем выбор наиболее оптимального решения. Техники различных психотерапевтических подходов. Главное условие выработки решений – самостоятельность клиента. Консультант не навязывает своих решений.
5.Обобщение и разработка плана конкретных действий.
1. Знакомство и установление контакта.
2. Сбор инфо и исследование проблемы.
Цель: понять жизненный мир Кл-та и его восприятие своей проблемы.Задачи: выслушать изложение проблемы, помочь Кл-ту ясно выразить свои затруднения.
В процессе расспроса Кл-та используются техники: перефразирование, уточнение, отражение чувств, резюмирование, вопросы.
3.Определение целей.
Необходимо: помочь Кл-ту сформулировать, что он хочет получить вместо проблемы. Каким он хочет стать, чего он хочет добиться. Что произойдет, если желаемый результат будет достигнут.
Проблема переформулируется в цель. цель д.б. сформулирована позитивно. В цели д.б. заложена активная позиция Кл-та. Цель д.б. реальной и достижимой, ен д.б. слишком мелкой цели и не д.б. слишком большой.
4.Выработка решений и их проверка на экологичность.
Задача: выработать совместно с Кл-том как можно больше вариантов и стратегий поведения для достижения цели. Затем выбор наиболее оптимального решения. Техники различных психотерапевтических подходов. Главное условие выработки решений – самостоятельность клиента. Консультант не навязывает своих решений.
5.Обобщение и разработка плана конкретных действий.
Консультационная беседа – это личностное общение, в котором определяются личностные особенности и проблемы клиента; устанавливается и поддерживается консультационный контакт; оказывается психологическая помощь.
В зависимости от этапа работы консультационная беседа бывает: 1. начальная, 2 процессуальная, 3. завершающая, 4. поддерживающая.
Еще одна структура к/б предлагает Ю.Е. Алешина:
1. знакомство с клиентом и начало беседы
2. распрос клиента, формулирование и проверка консультационной гипотезы
3. психокоррекционное воздействие
4. завершение беседы
Подход Айви (5 шаговая модель интервью или к/б)
1. Установление контакта и структуирование беседы «Привет!»
2. Сбор информации, выделение проблемы, идентификация возможностей клиента «В чем проблема?»
3. Определение желаемого результата «Чего Вы хотите добиться?»
4. Выработка альтернативных решений «Что еще мы можем сделать по этому поводу?»
5. Обобщение. Переход от обучения к действию «Вы действительно будете делать это?»
В зависимости от этапа работы консультационная беседа бывает: 1. начальная, 2 процессуальная, 3. завершающая, 4. поддерживающая.
Еще одна структура к/б предлагает Ю.Е. Алешина:
1. знакомство с клиентом и начало беседы
2. распрос клиента, формулирование и проверка консультационной гипотезы
3. психокоррекционное воздействие
4. завершение беседы
Подход Айви (5 шаговая модель интервью или к/б)
1. Установление контакта и структуирование беседы «Привет!»
2. Сбор информации, выделение проблемы, идентификация возможностей клиента «В чем проблема?»
3. Определение желаемого результата «Чего Вы хотите добиться?»
4. Выработка альтернативных решений «Что еще мы можем сделать по этому поводу?»
5. Обобщение. Переход от обучения к действию «Вы действительно будете делать это?»
Дошкольник(с 3 до 7) – новообразования. Роль семьи и взрослых. Развитие структуры самосознания. Формирование характера. Ведущий вид деятельности – игра, которая является фактором развития .Социальная ситуация – потребность в признании со стороны сверстников Новообразование – иерархия мотивов Начинается усвоение нравственных норм, наступает конвенциональный уровеньВед. Психич. процесс – память. Самосознание. Учиться мотивировать поведение. 6 лет - предполагает, прогнозирует, планирует, выдвигает цель. Под влиянием чувств и эмоций. легко привлечь внимание или отвлечь. Установлена связь между чувствами и желаниями --- целенаправленное поведение.
Согласно концепции 3. Фрейда, в дошк. возрасте (к 5 годам) заканчивается формирование личности ребенка. Завершение этого процесса означает формирование нового типа психической организации, обеспечивающей более эффективную адаптацию к социальной реальности. В концепции Ж. Пиаже этот возраст связывается с завершением первого подпериода развития репрезентативного интеллекта – ребенок переходит к интуитивному мышлению, опирающемуся на более расчлененные представления. А.А. Венгер, У. В. Ульенкова показали, что у детей этого возраста возникают первые попытки иерархии понятий, зачатки дедуктивного мышления, наблюдается существенный перелом в понимании причинности. По данным Дж. Брунера, Л.А. Венгера и других, в процессе развития познавательной деятельности происходит овладение все более совершенными способами презентации прошлого опыта (формируются сначала двигательные, затем наглядные и, наконец, символические представления).
Согласно концепции 3. Фрейда, в дошк. возрасте (к 5 годам) заканчивается формирование личности ребенка. Завершение этого процесса означает формирование нового типа психической организации, обеспечивающей более эффективную адаптацию к социальной реальности. В концепции Ж. Пиаже этот возраст связывается с завершением первого подпериода развития репрезентативного интеллекта – ребенок переходит к интуитивному мышлению, опирающемуся на более расчлененные представления. А.А. Венгер, У. В. Ульенкова показали, что у детей этого возраста возникают первые попытки иерархии понятий, зачатки дедуктивного мышления, наблюдается существенный перелом в понимании причинности. По данным Дж. Брунера, Л.А. Венгера и других, в процессе развития познавательной деятельности происходит овладение все более совершенными способами презентации прошлого опыта (формируются сначала двигательные, затем наглядные и, наконец, символические представления).
Консультативный контакт-это такой уровень безопасности принятия и доверия при взаимодействии с консультантом, который позволяет клиенту выразить то, что его беспокоит.
Особенности консультативного контакта:
*Интимность *Ассиметричность (неравенство-раскрывается только клиент) *Специфичность целей (отношения существуют для решения проблем клиента) *Ограниченность по времени.*Динамичность (отношения м/у клиентом и консультантом постоянно меняются) *Эмоциональность (исследование переживаний). *Безопасность
Структура консультативного контакта:
терапевтический климат, кот.вкл. физические:
*оборудование места консультирования
*структурирование пространства
*структурирование времени
и эмоциональные компоненты:
*создание атмосферы взаимного доверия, для этого консультанту особенно необходимы качества, впервые выделенные Роджерсом: аутентичность(искренность) консультанта, эмпатия, безусловное уважение клиента.
Особенности консультативного контакта:
*Интимность *Ассиметричность (неравенство-раскрывается только клиент) *Специфичность целей (отношения существуют для решения проблем клиента) *Ограниченность по времени.*Динамичность (отношения м/у клиентом и консультантом постоянно меняются) *Эмоциональность (исследование переживаний). *Безопасность
Структура консультативного контакта:
терапевтический климат, кот.вкл. физические:
*оборудование места консультирования
*структурирование пространства
*структурирование времени
и эмоциональные компоненты:
*создание атмосферы взаимного доверия, для этого консультанту особенно необходимы качества, впервые выделенные Роджерсом: аутентичность(искренность) консультанта, эмпатия, безусловное уважение клиента.
Индивид - отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др.
Индивидуальность – своеобразное сочетание индивидных свойств человека, отличающее его от других.
Личность – человек, взятый в системе таких его психолог-их харак-к, которые соц. обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека.
Психологическая структура личности (Кедров):
1 уровень- биологически обусловленные особенности(ВНД, темперамент, половые различия)
2 уровень- особенности психических процессов
3 уровень- индивидуальный соц.опыт(ЗУНы, привычки)
4уровень-направленность личности (интересы, идеалы, убеждения мировоззрение)
Индивидуальность – своеобразное сочетание индивидных свойств человека, отличающее его от других.
Личность – человек, взятый в системе таких его психолог-их харак-к, которые соц. обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека.
Психологическая структура личности (Кедров):
1 уровень- биологически обусловленные особенности(ВНД, темперамент, половые различия)
2 уровень- особенности психических процессов
3 уровень- индивидуальный соц.опыт(ЗУНы, привычки)
4уровень-направленность личности (интересы, идеалы, убеждения мировоззрение)
Это психологическая помощь психически здоровым людям в совладании с различного рода межличностными и внутриличностными затруднениями в процессе специально организованной консультативной беседы.
Основной метод-консультативная беседа. Псих.конс.-это организация и сопровождение процесса осознания и разрешения клиентом своих проблем и затруднений психологического характера.
Цели:
1. помощь клиенту в решении той или иной проблемы, с которой он обратился;
2. личностный рост клиента.
Цели зависят от потребностей клиента и от теоретической ориентации консультанта. Целью психоаналитического консультирования является осознание клиентом вытесненных влечений, желаний, потребностей. В гуманистическом консультировании целью является создание благоприятных условий для самоактуализации и личностного роста клиента. В бихевиористическом конс. целью является адаптация к социальной реальности, исправление неадекватных форм поведения, выработка эффективных навыков.
Виды консультирования: прямое (непосредственный контакт с клиентом) и опосредованное (через посредника – учитель об ученике, родитель о ребенке); контактное и дистантное (н.: телефонное);индивидуальное и групповое;
Основной метод-консультативная беседа. Псих.конс.-это организация и сопровождение процесса осознания и разрешения клиентом своих проблем и затруднений психологического характера.
Цели:
1. помощь клиенту в решении той или иной проблемы, с которой он обратился;
2. личностный рост клиента.
Цели зависят от потребностей клиента и от теоретической ориентации консультанта. Целью психоаналитического консультирования является осознание клиентом вытесненных влечений, желаний, потребностей. В гуманистическом консультировании целью является создание благоприятных условий для самоактуализации и личностного роста клиента. В бихевиористическом конс. целью является адаптация к социальной реальности, исправление неадекватных форм поведения, выработка эффективных навыков.
Виды консультирования: прямое (непосредственный контакт с клиентом) и опосредованное (через посредника – учитель об ученике, родитель о ребенке); контактное и дистантное (н.: телефонное);индивидуальное и групповое;
Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. С началом школьного обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка (Л. С. Выготский ).
Учебная деятельность в начальных классах, прежде всего, стимулирует развитие психологических процессов, непосредственного познания, окружающего мира – ощущений и восприятий. В начале мл.шк. возраста восприятие недостаточно дифференцировано. Из-за этого ребенок иногда путает близкие по написанию буквы и цифры(6 и 9). В ряде исследований доказано, что наиболее эффективным методом организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Восприятие при этом становится более глубоким, количество ошибок уменьшается.
Развитие мышления приводит к перестройке восприятия и памяти, превращает их в произвольные процессы. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению. Память развивается в двух направлениях – произвольность и осмысленность. Дети становятся способными целенаправленно запомнить материал, им не интересный. Внимание младших школьников постепенно становится произвольным. Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость (они могут целенаправленно заниматься делом 10-20 мин). Затруднены распределение внимания и его переключение. Поэтому важнейшим условием организации внимания является наглядность обучения.
Учебная деятельность в начальных классах, прежде всего, стимулирует развитие психологических процессов, непосредственного познания, окружающего мира – ощущений и восприятий. В начале мл.шк. возраста восприятие недостаточно дифференцировано. Из-за этого ребенок иногда путает близкие по написанию буквы и цифры(6 и 9). В ряде исследований доказано, что наиболее эффективным методом организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Восприятие при этом становится более глубоким, количество ошибок уменьшается.
Развитие мышления приводит к перестройке восприятия и памяти, превращает их в произвольные процессы. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению. Память развивается в двух направлениях – произвольность и осмысленность. Дети становятся способными целенаправленно запомнить материал, им не интересный. Внимание младших школьников постепенно становится произвольным. Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость (они могут целенаправленно заниматься делом 10-20 мин). Затруднены распределение внимания и его переключение. Поэтому важнейшим условием организации внимания является наглядность обучения.