Общее представление о Ψ кризисе и кризисной интервенции

Наука » Психология » Возрастная психология
Кризисное консультирование (кризисная интервенция) – это помощь клиенту, переживающему кризисную, тяжелую ситуацию.. Кризисное консультирование – это РАБОТА с конкретной ОСТРОЙ СИТУАЦИЕЙ, проблемой, оно не ставит перед собой задачи «вскрывать старые раны» и работать с глубокими личностными трудностями.
Основным принципам «кризисной интервенции», внесенными в науку В. Хаусменом и Д. Риочем (1967):
– безотлагательность помощи; – близость ситуации;
– взаимоответственность; – социальная поддержка;
– положительное подкрепление.
1. Безотлагательность. Специфика служб телефонной помощи полно-стью отвечает запросу кризисного абонента. Эффективность психологиче-ской работы с кризисным состоянием заключ-ся в экстренности вмеша-тельства. В период кризиса человек открыт к переменам, и чем быстрее осущ-ся помощь, тем минимальнее возможная деградация личности.
2. Близость ситуации. Проблема решается эффективнее в той среде, в которой она появилась. В кризисном периоде человек приостанавливает свою социаль-ную роль, но она может быть быстро восстановлена, если он не будет отстранен от своей родной среды. Ценность телеф. консультирова-ния состоит и в том, что аб-т буквально и в переносном смысле оста-ется в своем окружении, которое дает ему силы для преодоления кризиса.
3.Взаимоответственность. Принцип разделения ответственности за принятие решения между консультантом и обращающимся за помощью всегда остается одним из базовых принципов консультирования. Клиент, переживающий кризис, должен быть способным принимать ответствен-ность на себя в работе с психологом при решении его проблемы. Адек-ватность и эффективность работы в кризисе зависит от правильного рас-пределения ответственности за результат.
4. Социальная поддержка. В проблемной ситуации человек теряет точку опоры. Одна из задач кризисного консультиров. – помочь най-ти среди окружения связи, позволяющие создать благоприятный климат для восстановления статуса, взаимоотношений с другими людьми. Прин-цип телефонного консультирования заключается в подчеркивании для личности его важности и ценности в обществе. Телефон психолог. помощи считается не только средством консультирования, но и формой социальной работы. Сюда обращаются за поддержкой те, кому некуда больше обратиться – инвалиды, дети, одинокие. Для них телефонное кон-сультирование – единственный способ помощи в кризисе.
5. Положительное подкрепление. Человек в кризисе погружен в свое го-ре, его самооценка снижена. Н. Хэнсел, автор концепции кризисного консультирования, призывает относиться к людям, переживаю-щим кризис, как к нормальным, без использования терминов болезни.
Еще к принципам кризисной краткосрочной терапии относят позитивный подход – опора на ресурсы клиента.
Обычно человек может самостоятельно преодолеть кризисное состояние. В начале кризиса нарастает напряжение, усиливается тревога, затем активизируются стратегии решения проблем. Для разрешения кризиса и облегчения состояния используются все психологические и физические ресурсы.
Психологи кризисных центров США делят этот период кризиса на 3 стадии: • стадия ускорения событий (первичное напряжение, спровоцированное проблемой): человек использует известные ему модели поведения, обращается за поддержкой к тем, кому доверяет;
• стадия дезорганизации (кризис развивается): растет чув-во дискомфорта и тревоги, он обращается к ресурсам 2 уровня – к людям, которых он наделяет возможностью помочь – знакомые, священники; если они не помогают, растет чувство беспомощности, личной несостоятельности;
• стадия поворотной точки (обратиться к ресурсам 3 уровня – к неизвестным ранее людям, специалистам).
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.