Детерминированность психического развития ребенка

Наука » Психология » Возрастная психология
Детерминированность психического развития ребенка характером общения со взрослыми. Влияние общения с взрослыми на психическое развитие младенца
В работе М. И Лисиной (1974) изучалось влияние эмоц. общения ребенка с взр. на развитие познават. Деят-ти в 1 полугодии жизни. Как в сфере общения, так и в сфере познания предметной действительности младенец не ограничивается разрозненными ответами на одиночные воздействия, а развивает сложную деят-ть. Отдельные реакции объединяются при этом в специфические системы действий исследовательского, поискового характера, побуждаемых особой потребностью в новых впечатлениях и направленных на информацию, заключенную в различных объектах. Операциональная сторона познавательной деятельности представлена реакциями глаз, рук, рта; сопутствующие им эмоциональные, голосовые и общие двигательные компоненты, характеризующие отношение ребенка к предмету и действиям с ним, обозначаются термином «познавательная активность».
Замысел исследования состоял в том, чтобы установить, какие сдвиги в реализации познавательной деятельности младенца происходят в результате организации с детьми систематического индивидуального общения. До этого для начала и после окончания занятий проводился замер уровня развития познавательной деятельности детей. Определение уровня развития познавательной деятельности производилось также у детей контрольной группы в те же сроки, что и у детей экспе-риментальной группы, но без занятий типа эмоционального общения. Сравнение показателей детей экспериментальной и контрольной групп позволило обнаружить влияние общения на развитие у них познавательной деятельности.
Все показатели можно свести к 8 параметрам: общая длительность периода обследования игрушек и сопутствующих ему эмоц. проявлений; количество совершаемых детьми действий - исследовательских и эмоциональных; время обследования игрушек; постоянство действий; скорость освобождения от импульсивных, целенаправленных реакций; количество активных целенаправленных действий; одновременность подключения к обследованию глаза, руки и рта; количество эмоциональных про-явлений разной интенсивности.
В целом дети эксперимент.группы занимались игрушками дольше, совершали при этом большее кол-во действий и применяли более совершенные - активные, целенаправленные - приемы обследования, чем в контрольной группы. Одновременно и эмоциональная окраска познавательной деятельности в экспериментальной группе значительно ярче, чем в контрольной. вывод из приведенного исследов.состоит в том, что систематич. эмоц. общение вызывает у детей 1 полугодия жизни сдвиги в эмоциональной сфере и значительно благоприятствует их познавательному развитию. Причем это влияние оказывается гораздо большим в случае, если занятия начинаются в возрасте 2,5 мес.
М. И. Лисина выявила 2 пути влияния общения на развитие познават.деят-ти ребенка: специфич. и неспецифич.Специфич. влияние состоит в том, что в процессе общения с взрослыми дети овладевают теми приемами выделения и обследования важных для них объектов (взрослых партнеров), которые используют и при восприятии и исследовании предметов.Неспецифич. влияние общения заключается в повышении общего эмоц. тонуса ребенка - дети становятся активнее, подвижнее, веселее, причем не только во время занятий, но и после них. Распространение эмоций, родившихся в сфере общения, на познавательную деятельность, является, возможно, одним из тех механизмов, которые выводят ребенка из состояния сосредоточенности на человеке и отношениях с ним и способствуют формированию ориентировки также и на окружающие предметы и на вещные отношения в мире.Исследование, проведенное М. И. Лисиной, послужило 1аргументом, экспериментально подтверждающим тезис об общении ребенка с взрослым как ведущей деятельности в первом полугодии детей
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.