Основные научные школы и важнейшие направления современной психологии.

Наука » Психология » Возрастная психология
1. Психоанализ – одно из важнейших направлений, возникло в 20 веке. Основывается на положении о том, что поведение человека определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательным. Основатель – З. Фрейд и его последователь (неофрейдисты) предполагают особую методологию исследования психики.
Основной метод – метод анализа свободных ассоциаций; анализ снов и толкование сновидений; анализ и толкование различных ошибочных и непреднамеренных действий человека; ставиться вопрос о сексуальной природе человека.
Компоненты личности – «ид» носитель инстинктов, «эго» система представлений о самом себе и «суперэго» носитель социальных норм и стандартов. От рождения у человека два основных инстинкта: агрессивный и сексуальный. Ид и суперэго – несовместимы, оба воздействуют на эго и вследствие этого возникают внутриличностные конфликты, для разрешения которых существуют различные механизмы защиты: сублимация, вытеснение, рационализация, проекция и др.
Другие представители этого направления – А. Фрейд, А. Адлер, А. Юнг, Э.Фромм, К. Хорни.
2. Бихевиоризм – возникло в 20 веке и отрицающее значение сознания как предмета научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, являющегося результатом ответа организма на воздействие внешней среды. Основатель – Д. Уотсон (американский ученный). Большая роль в выделении отрасли сыграли разработки метода УР в физиологии.
Задача: наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно – поведение, поступки, реакции человека. Мотивы вызывающие поступки не учитывались.

Основные методологические принципы научной психологии.

Наука » Психология » Возрастная психология
Методология – это система принципов и способов организации теоретической и практической деятельности.
Методология психологии – это учение об исходных философских основаниях психологии, о принципах построения психологических теорий, о формах и способах познания психической реальности.
Уровни методологии:
1. Общефилософская методология – в качестве методологии выступает диалектический материалистический подход к пониманию окружающей действительности, роли и месте в психологии и психологии в ней. Содержание этого подхода составляют научные представления о первичности материи и вторичности сознания. Но этот уровень в методологии выделяют не всегда (его не выделяют в традиционном подходе). Включает законы философии: Закон единства и борьбы противоположностей; Закон отрицания отрицания; Закон перехода количественных изменений в качественные.
2. Общенаучная методология – объединяет различные науки в психологии (математика, физика, анатомия, физиология и т.д. – интегративный подход). Вопросы о движущей силы развития, о социальной обусловленности в развитии психики человека, о психике, как функции головного мозга, о сознании как высшей силе развития психики и т.д.
3. Специальная методология методология в рамках частных дисциплин и включает в себя методологический принципы.
4. Частная методология – включает в себя конкретные методологические приемы исследования: методы и методики.

Потребности, их характеристика и классификация.

Наука » Психология » Возрастная психология
Предпосылкой поведения человека, источником деятельности являются потребности. Потребность обуславливает направленность организма, индивида и личности, социальной общности к созданию и реализации существования и развития. Активность вызвана: потребностями, желаниями и стремлениями индивида. Источники активности и, следовательно, потребности, могут быть: 1) биологические; 2) окружающая среда (опосредованная косвенно социальноэкономическими условиями).
Потребность есть мотив (осознанный или не осознанный) определяющая цель и направленность личности. Потребность характеризуется нуждой имеющей стремительность и избирательность.
Потребность – напряженное состояние психики, отражающее актуальную нужду, которая должна быть реализована и обеспечивает жизнедеятельность личности.
Начинается любая потребность субъективный образ нужды, с возбуждения, которое окрашено негативно. Чем больше нужда, тем больше напряжение. Нужда может быть:
1. Биологической;
2. Социальные потребности.
Любое напряжение есть негативно окрашенный субъективный образ нужды. Но не все нужды осознаются, осознается напряжение!
Субъективный образ нужды сложен, это может быть картинка, просто напряженное состояние. Напряжение не только психики, но и организма. Впервые возникшая нужда обеспечивает стремительность и избирательность и пока не на что не направлена.

Психологическая теория деятельности. Виды деятельности.

Наука » Психология » Возрастная психология
Теория деятельности имела большое значение для развития отечественной психологии. Разработка ее связана с именами *Выготского, Рубинштейна, Леонтьева, Лурия, Запорожца, Гальперина и др. Наиболее полно теория Д изложена в трудах *Леонтьева Алексея Николаевича в труде «Личность. Сознание. Деятельность». Главная отличительная особенность – основана на принципах диалектического материализма (бытие определяет сознание).
Принципы теории деятельности:
1) Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно проявляться в деятельности (принцип «размыкания» круга сознания).
2) Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека (принцип единства сознания и поведения).
3) Деятельность – это активный, целенаправленный процесс (принцип активности).
4) Действия человека предметны; их цели носят социальный характер (принцип предметной деятельности и принцип ее социальной обусловленности).
Макроструктура деятельности: деятельность человека имеет сложное иерархическое строение, состоит из нескольких «слоев» или уровней.
1. Уровень определенного вида деятельности>2. Уровень действий>3. Уровень операций> 4. Психофизиологический уровень.
1. Деятельность (Д)– это динамическая система взаимодействия субъекта с окружающим миром, сознательно регулируемой..
Одной из главных особенностей личности является способность трудиться, а любой вид труда является деятельностью.
Деятельность является формой проявления активности субъекта, обусловленной потребностью, т.е. имеет побудительные причины и направлена на достижение определенных результатов (цели).

Индивид. Индивидуальность. Личность.

Наука » Психология » Возрастная психология
Организм – любое живое> особь – это отдельное существо, представитель какоголибо вида животных> индивид – это отдельное живое существо, представитель вида человека (биологический полюс существования)>личность (социальный полюс существования)>индивидуальность (может относиться к биологическому и социальному полюсу).
1. Индивид – представитель вида; качества индивида выражают неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта возникающей на ранних этапах развития жизни.
Говоря «индивид» мы отличаем человека от животного и речь в этом случае идет о биологическом полюсе существования, это свидетельствует о родовой принадлежности к виду человека. Индивид – продукт биологической эволюции, генотипическое образование. Развитие индивидуальных качеств продолжается и при жизни (способность к речи, прямохождение, острота зрения – программа вида). У него есть потенциал (генетические предпосылки) стать человеком. Все люди индивиды, но не все индивиды используют возможность стать человеком.
2. Личность – это индивид, включенный в систему общественных отношений и являющийся активным субъектом общественного развития.
Ребенок не субъект, а объект, следовательно, взаимодействуя с окружением превращается в субъекта общества (до 3 лет). После 3х лет появляется свое «Я» первый личностный кризис.
Основная задача индивида на пути превращения в личность – присвоение социального опыта в процессе развития. Сначала происходит присвоение предметного мира, затем ценностей, моральных ценностей и т.д. и присваивая этот общественно исторический опыт становится субъектом и чем шире он это освоит. Тем будет шире масштаб личности.

Психология установки. Экспериментальные исследования установки.

Наука » Психология » Возрастная психология
Разрабатывал проблему установки Узнадзе Дмитрий Николаевич и его школа. Установку можно отнести к одному из классов неосознаваемых процессов. Относится к группе неосознаваемых механизмов сознательных действий, которая характеризуется тем, что сознательный компонент как бы отсутствует.
Установка – готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении.
Речь идет именно о готовности к предстоящему действию. Навык относится к периоду осуществления действия, установка – к периоду, который ему предшествует.
Компоненты установки:
1. Когнитивный – представляет знания об объекте своей установки;
2. Аффективный – (эмоциональный) выражает собой эмоциональные отношения, чувства человека по отношению к объекту своей установки;
3. Поведенческий – потенциальные действия, которые человек готов совершить.
Данные компоненты рассматриваются как разные по следующим причинам: сами по себе могут быть различными и динамичными, не зависят друг от друга; каждый из компонентов может меняться независимо друг от друга.
Виды установок:
1. Моторная установка – готовность к выполнению действия (спринтер на старте находится в состоянии готовности к рывку).
2. Перцептивная установка – готовность воспринимать то, что вы ожидаете увидеть, услышать и др. («у страха глаза велики»).
3. Умственная (интеллектуальная) установка – готовность решать интеллектуальные задачи с помощью известных и доступных вам способов (пример тригонометрический – установка решать его с помощью тригонометрических формул).

Общее представление о мышлении. Виды мышле-ния и их характеристика.

Наука » Психология » Возрастная психология
Мышление – это психиче-ский познавательный процесс отражение существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира. (Рубинштейн)
Мышление – высшая психическая функция, формируется только прижизненно.
1. Чувственное познание и мышление – познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий, и затем может произойти пе-реход к мышлению. Любое мышление всегда сохраняет связь с чувственным познанием: ощущениями, восприятиями и представ-лениями! Источник мыслительной деятельности – чувственное познание. Через ощущения и восприятие мышление связано с внешним миром и является его отражением. В процессе мыш-ления, используя данные ощу-щений, восприятий и представлений, человек выходит за пределы чувственного познания, на-чинает познавать явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые непосредственно не даны в восприятиях и ощущениях.
2. Мышление и речь – мышление неразрывно связано с языком и речью, эти психика человека отличается от психики животного
3. Особенности протека-ния мышления:
- мышление всегда имеет опосредованный характер. Человек опирается не только на непосредственные ощу-щения и восприятия, но и на данные прошлого опыта;
- мышление опирается на знание человека об общих законах природы и общества, т.е. опирается на истори-ческий опыт человечества;
- мышление исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему, т.е. ограждая связи и отношения между явлениями, человек отражает их в отвлеченном и обобщенном виде;

Общее представление о воображении. Виды и функции воображения.

Наука » Психология » Возрастная психология
Воображение – это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности.
В представлении ожидаемого результата с помощью воображения – коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных.
Основная функция – представлять результат труда до его начала, так и его промежуточные продукты. Функции воображения:
1. Планирование деятельности – конечный субъективный образ, до начала деятельности есть цель.
2. Мотивация деятельности – это цель (любой осознанный мотив).
3. Удовлетворение потребностей тех, которые реально невозможны в данный момент.
4. Функция психологической защиты – строим образы и потом их переживаем.
5. Познавательная функция – узнать чтолибо новое.
Воображение тесно связано с мышлением. Сходство: возникают в проблемной ситуации, мотивируется потребностями личности. Различие: воображение оперирует образами, мышление – понятиями. Вместе с сознанием и мышлением развивалось воображение.
Воображение работает на том этапе познания, когда неопределенность ситуации весьма велика. Необходимость существовать и действовать в среде с неполной информацией привела к возникновению у человека аппарата воображения.
Физиологическая основа: образование новых сочетаний из временных связей уже сформировавшихся в прошлом опыте человека. Создание нового образа предполагает создание временных связей ранее не вступавших во взаимодействие друг с другом. Воображение – это отход от действительности, но оно всегда реальное.

Общая характеристика темперамента. Типологии темперамента.

Наука » Психология » Возрастная психология
Темперамент – генетически обусловленная совокупность динамических свойств индивида.
1. Генетически обусловленная: темперамент наследуется – это индивидуальная характеристика и ими наделен уже младенец, следовательно, темперамент относительно неизменен у человека в течение жизни.
2. Динамическая характеристика психики, определяет динамику свойств: темп, быстрота, ритм, интенсивность, стабильность.
3. Мотивы и направленность приобретаемая характеристика, а темперамент – наследуемая динамика.

Темперамент есть характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности: темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющие деятельность психических процессов и состояний (Теплов).
Компоненты темперамента:
1. Общая активность – стремление личности к самовыражению, эффективности освоения внешней действительности, интенсивность и объем взаимоотношений с окружающей средой. Направление, качество и уровень реализации определяется другими характеристиками: IQ, характер, мотивационная сфера и т.д.
2. Моторика – двигательный компонент темперамента, выделяется особо, т.к. именно моторика прежде всего выступает как средство актуализации внутренней динамики психических состояний. Компоненты моторики: быстрота, сила, ритм, амплитуда, мышечные движения.

Общее представление о личности. Проблема развития личности.

Наука » Психология » Возрастная психология
«Личность – есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития».
Личность – это индивид, включенный в систему общественных отношений и являющийся активным субъектом общественного развития.
Основная задача индивида на пути превращения в личность – присвоение социального опыта в процессе развития. Сначала происходит присвоение предметного мира, затем ценностей, моральных ценностей и т.д. и присваивая этот общественно исторический опыт становится субъектом и чем шире он это освоит. Тем будет шире масштаб личности.
Присвоение социального опыта детерминировано 2 сторонами:
1. Глобальная детерминация – общественно исторический опыт вообще (каждый человек продукт своей эпохи).
2. Опыт социальной микро-среды, в которой формируется данный человек (национальность, место жительства, семья, ближайшее социальное окружение).
Личность создается системой общественных отношений, в которую индивид вступает в своей деятельности, при этом индивидные особенности не уничтожаются, а являются предпосылкой развития личности. Понимание личности становится возможным, через анализ деятельности. В личности отражаются жизненные отношения субъекта, причем, прежде всего это специфические для человека общественные отношения. Человек в течение жизни включен в систему разных отношений, но в возрастном определенном этапе – есть ведущая деятельность. Деятельность определена мотивом. Ведущая деятельность – ведущим мотивом. Формируется система иерархия мотивов.
К понятию личность Леонтьев не относил генотипически обусловленные особенности человека (конституцию, задатки, ЗУНы) – это индивидуальные свойства человека. Личность «снимает характер».

Различные представления о предмете психологии.

Наука » Психология » Возрастная психология
Что является предметом психологии очень сложный вопрос. В дословном переводе психология – наука о душе. Что такое душа (или психика)? Ответа на вопрос нет. Существование души несомненно для одних и условно для других, ее невозможно увидеть, ухватить, измерить. И в этом одна из специфик психологии как науки. Приходится искать другие объекты, чтобы через их анализ делать выводы о психике как таковой. Выбор «вторичного объекта» (например, поведения, деятельности) зависит от того, что считается главным, определяющим психическую жизнь, т.е. того объяснительного принципа, который той или иной научной школой. Чтобы дать ответ на этот вопрос необходимо проследить, как изменялся предмет психологии на протяжении всей истории науки.
Психика – это свойство вы-сокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.
Донаучный этап психологии включает: 1. Психологию как учение о душе, такое определение психологии дано более двух тысяч лет назад; 2. Психологию как науку о сознании (начинается в 17 в. с развитием естественных наук); 3. Ассоциативная психология (основана Дж. Локком в 18 в. в связи с развитием опытной психологии до 19 в. включительно).
1. Психология как учение о душе: Первые представления о душе носили анимистический характер, наделявший каждый предмет душой
А. Первобытный человек, осмысляя явления смерти, сна, считал, что душа – двойник человека: ее потребности и привычки те же, что и у живых людей. Это породило первоначальные формы религии.

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ. СПОСОБНОСТЬ И ОДАРЕННОСТЬ.

Наука » Психология » Возрастная психология
Способности (СП) – это индивидуальная психологическая характеристика личности, которая выражает готовность к овладению определенными видами деятельности и успешному их осуществлению.
*Теплов занимался проблемой способностей более 50 лет и считал их индивидуально типологическими особенностями. Он выделил следующие три основных признака понятия «способности»:
1) Под способностями понимают индивидуальнопсихологические особенности, отличающие одного человека от другого.
2) Способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности.
3) Понятие способности не сводится к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у человека.
Любая деятельность зависит не от одной какой-либо способности, а от сочетания различных. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более высокого развития других.
Показатели СП: темп усвоения; легкость усвоения; время проявления СП (возраст); оценка достижений; широта переноса формирующихся качеств.
СП не статическое, а динамичное образование, их формирование и развитие происходит в процессе определенным образом организованной деятельности и общения.