Даже в том случае, если дела в вашей компании идут прекрасно, следует иметь в голове план на случай угрозы слияния или поглощения. Главный совет такой: постарайтесь, чтобы компания не производила впечатления лакомого кусочка. Уделяйте внимание общественным связям, чтобы не допустить падения курса акций. Пусть их рыночная цена отражает истинную ценность. Создайте систему раннего предупреждения об опасности. Информацию можно черпать благодаря своим людям в прессе, банковской среде и других сферах — тем, что всегда «держат ушки на макушке». Помните поговорку: «Предупрежден — значит вооружен». Вы должны быть готовы в считанные секунды отреагировать на неожиданную угрозу. Имейте на случай «часа пик» тактику, которая в момент обесценит вашу компанию в глазах потенциального захватчика. План должен быть подробным — вплоть до заранее составленных заявлений для прессы и телеграмм акционерам с целью добиться согласованных действий. Не допускайте, чтобы целая жизнь, полная преданного служения, «пошла коту под хвост» — только из-за вашего неумения своевременно и эффективно отреагировать на сигналы об опасности.
Вы никогда не задумывались о том, что успех может принести несчастье? Не так давно в нашу юридическую фирму обратилась одна британская компания, контролировавшая производство самозажигающихся сигарет. Продукция была уже готова к завоеванию американского рынка. Не нужно никаких спичек: стоило потереть крохотное красное пятнышко на обратном конце сигареты — и вспыхивал огонь. Все говорило за то, что новинка произведет фурор. Однако она провалилась на английском рынке. Ее сгубил успех.
Начиная рекламную кампанию, фирма предусмотрела все опасности, кроме этой. Крупнейший Дистрибьютор получил все права на продажу. Как и в случае с другими марками, он запустил рекламу по телевидению и в других средствах массовой информации, охватившую все Британские острова. Едва появившись на прилавках, новые сигареты были в тот же день раскуплены; потребители требовали еще. Но, хотя руководство фирмы-производителя и считало свою продукцию уникальной, способной завоевать покупателя, такого никто не ожидал.
Склады опустели. Спрос остался неудовлетворенным. Фабрики заработали сверхурочно, однако потребовалось больше месяца, прежде чем новая партия товара поступила в магазины. К этому времени интерес к новинке выдохся. Не находя ее в магазинах, потребители вернулись к прежним, испытанным маркам и забыли о новых сигаретах. А дистрибьютор уже израсходовал все средства на рекламу и не мог начать новую кампанию. Задним числом можно сказать, что было бы правильнее ограничиться одной небольшой территорией, чтобы «раскрутить» новинку, а тем временем накопить на складах побольше продукции.
Ступая на неизведанную территорию, рассчитывайте на успех. И помните: никакой идеальный план не убережет вас от риска. Утешайтесь замечанием Гертруды Стайн: «Кругом столько опасностей, что уже не страшно».
Начиная рекламную кампанию, фирма предусмотрела все опасности, кроме этой. Крупнейший Дистрибьютор получил все права на продажу. Как и в случае с другими марками, он запустил рекламу по телевидению и в других средствах массовой информации, охватившую все Британские острова. Едва появившись на прилавках, новые сигареты были в тот же день раскуплены; потребители требовали еще. Но, хотя руководство фирмы-производителя и считало свою продукцию уникальной, способной завоевать покупателя, такого никто не ожидал.
Склады опустели. Спрос остался неудовлетворенным. Фабрики заработали сверхурочно, однако потребовалось больше месяца, прежде чем новая партия товара поступила в магазины. К этому времени интерес к новинке выдохся. Не находя ее в магазинах, потребители вернулись к прежним, испытанным маркам и забыли о новых сигаретах. А дистрибьютор уже израсходовал все средства на рекламу и не мог начать новую кампанию. Задним числом можно сказать, что было бы правильнее ограничиться одной небольшой территорией, чтобы «раскрутить» новинку, а тем временем накопить на складах побольше продукции.
Ступая на неизведанную территорию, рассчитывайте на успех. И помните: никакой идеальный план не убережет вас от риска. Утешайтесь замечанием Гертруды Стайн: «Кругом столько опасностей, что уже не страшно».
Бытует мнение, будто цену устанавливает продавец, но это не всегда соответствует действительности. Иногда, если кто-то заинтересован в покупке компании, от него требуют назвать цену или предложить принцип ее образования. Вдруг его предложение окажется более выгодным? Если же цену в ходе переговоров устанавливает продавец, покупателю не рекомендуется сразу же пытаться ее сбить. Возможно, цена на начальной стадии значит для продавца гораздо больше, чем вы можете себе представить.
Помимо очевидных экономических факторов, цена выражает и то значение, которое данная компания имеет для нынешнего владельца. Она была делом его жизни, его вторым «я», источником самоуважения. Это прежде всего относится к компаниям, у истока которых стоял один человек. Не рубите сплеча. После того, как продавец назовет цену, в уважительном тоне попросите обосновать ее, привести формулы, по которым он рассчитывал не только материальную часть — постройки, оборудование и так далее,— но и престиж фирмы. Таким образом, вы, не задевая самолюбие продавца, перекладываете ответственность на его плечи.
Подобно тому, как изменяются в ходе переговоров требования сторон, растет и падает цена, а вместе с ней другие показатели, отражающие экономические аспекты слияния или поглощения. Иногда делают такую ошибку: покупатель сразу соглашается с ценой и тем самым создает у продавца впечатление, что он продешевил. Этот промах может вам дорого обойтись. Чувство собственного достоинства мешает покупателю поднять цену, однако он может выставить дополнительные, заведомо нереальные требования и таким образом сорвать сделку, чтобы начать искать покупателя, готового дать «настоящую цену». Поторгуйтесь немного. Пусть он думает, что вырвал у вас крупные уступки.
На переговорах часто бывает так, что первоначально заявленная цена отодвигается в сторону. Участники обсуждают другие вопросы, которые находят свое отражение в цене, однако могут привести к ее снижению в обмен на иные выгоды и гарантии.
Помимо очевидных экономических факторов, цена выражает и то значение, которое данная компания имеет для нынешнего владельца. Она была делом его жизни, его вторым «я», источником самоуважения. Это прежде всего относится к компаниям, у истока которых стоял один человек. Не рубите сплеча. После того, как продавец назовет цену, в уважительном тоне попросите обосновать ее, привести формулы, по которым он рассчитывал не только материальную часть — постройки, оборудование и так далее,— но и престиж фирмы. Таким образом, вы, не задевая самолюбие продавца, перекладываете ответственность на его плечи.
Подобно тому, как изменяются в ходе переговоров требования сторон, растет и падает цена, а вместе с ней другие показатели, отражающие экономические аспекты слияния или поглощения. Иногда делают такую ошибку: покупатель сразу соглашается с ценой и тем самым создает у продавца впечатление, что он продешевил. Этот промах может вам дорого обойтись. Чувство собственного достоинства мешает покупателю поднять цену, однако он может выставить дополнительные, заведомо нереальные требования и таким образом сорвать сделку, чтобы начать искать покупателя, готового дать «настоящую цену». Поторгуйтесь немного. Пусть он думает, что вырвал у вас крупные уступки.
На переговорах часто бывает так, что первоначально заявленная цена отодвигается в сторону. Участники обсуждают другие вопросы, которые находят свое отражение в цене, однако могут привести к ее снижению в обмен на иные выгоды и гарантии.
Какой бы заманчивой ни представлялась перспектива слияния или поглощения одной компании другой, не ставьте на карту всю компанию. Не меняйте будущее на деньги, сколь угодно большие. Если же соблазн слишком велик или вас приперли к стене, попробуйте разделить один глобальный риск на несколько — помельче. Как глава компании вы не можете позволить себе роскошь одностороннего подхода. Постарайтесь увидеть картину в целом и понять, что у вас есть обязательства перед акционерами, управляющими, служащими, их семьями и перед обществом. Леонардо да Винчи сказал: «Не делайте того, что в случае неудачи принесет вам страдания».
А еще помните восточную мудрость: «Прежде чем войти, подумай, как выйти». Это относится и к сделке.
Разделите бремя ответственности с менеджерами. Поставьте вопрос так: что будет, если сделка состоится и вам вдруг захочется ее расторгнуть? Решая вопрос о приобретении корпорации, подумайте вот о чем: удастся ли вам сделать больше и лучше, чем сделали теперешние владельцы? Люди сроднились с этой корпорацией, бились над решением ее проблем, делали все, что могли, ради ее процветания. Возможно (если только вы не владеете недоступной для них информацией), в конце концов вы станете делать то же самое. Обдумайте все это и, если вы абсолютно уверены в целесообразности поглощения,— валяйте. Если нет — оставьте это дело.
А еще помните восточную мудрость: «Прежде чем войти, подумай, как выйти». Это относится и к сделке.
Разделите бремя ответственности с менеджерами. Поставьте вопрос так: что будет, если сделка состоится и вам вдруг захочется ее расторгнуть? Решая вопрос о приобретении корпорации, подумайте вот о чем: удастся ли вам сделать больше и лучше, чем сделали теперешние владельцы? Люди сроднились с этой корпорацией, бились над решением ее проблем, делали все, что могли, ради ее процветания. Возможно (если только вы не владеете недоступной для них информацией), в конце концов вы станете делать то же самое. Обдумайте все это и, если вы абсолютно уверены в целесообразности поглощения,— валяйте. Если нет — оставьте это дело.
Многие семинары по объединению (слиянию) фирм и поглощению маленьких фирм большими начинаются с вопроса: как проверить, серьезны ли намерения покупателя? А продавца?
Если кто-либо заявляет о своем намерении приобрести другую компанию, можно верить, а можно и сомневаться. Каковы же причины неискренности? Возможно, предприниматель хочет выведать производственные секреты. Или создать конкурирующую фирму. Или внутри организации-покупателя существует группа людей, составляющих оппозицию руководству. Эти люди требуют перемен. Чтобы их успокоить, руководство делает вид, будто намерено купить другую фирму.
Продавцу тоже случается лукавить. Возможно, он хочет знать, в какую сумму оценивают его бизнес. Или в недрах его организации также имеются оппозиционеры, утверждающие, будто компания не делает всего, что может. Чем менять методы управления, президент компании предпочитает «искать покупателя».
Лучший способ проверить серьезность намерений — запросить подробную, сложную и дорогую информацию. Это отпугнет любителей глазеть на витрины.
Выберите подходящий момент и предложите привлечь к участию в переговорах других людей: юристов, адвокатов, бухгалтеров, акционеров, специалистов по общественным отношениям. Если оппонент не проявляет энтузиазма, это, скорее всего, свидетельствует о его неискренности.
Начните строить планы на будущее. Как на это реагирует другая сторона? Разделяет ваш оптимизм? Вы одинаково смотрите на вещи? Горите желанием вложить средства в исследования и развитие? А ваш партнер по переговорам? Рано или поздно на все эти вопросы придется отвечать.
Если кто-либо заявляет о своем намерении приобрести другую компанию, можно верить, а можно и сомневаться. Каковы же причины неискренности? Возможно, предприниматель хочет выведать производственные секреты. Или создать конкурирующую фирму. Или внутри организации-покупателя существует группа людей, составляющих оппозицию руководству. Эти люди требуют перемен. Чтобы их успокоить, руководство делает вид, будто намерено купить другую фирму.
Продавцу тоже случается лукавить. Возможно, он хочет знать, в какую сумму оценивают его бизнес. Или в недрах его организации также имеются оппозиционеры, утверждающие, будто компания не делает всего, что может. Чем менять методы управления, президент компании предпочитает «искать покупателя».
Лучший способ проверить серьезность намерений — запросить подробную, сложную и дорогую информацию. Это отпугнет любителей глазеть на витрины.
Выберите подходящий момент и предложите привлечь к участию в переговорах других людей: юристов, адвокатов, бухгалтеров, акционеров, специалистов по общественным отношениям. Если оппонент не проявляет энтузиазма, это, скорее всего, свидетельствует о его неискренности.
Начните строить планы на будущее. Как на это реагирует другая сторона? Разделяет ваш оптимизм? Вы одинаково смотрите на вещи? Горите желанием вложить средства в исследования и развитие? А ваш партнер по переговорам? Рано или поздно на все эти вопросы придется отвечать.
На первый взгляд может показаться, будто тот же ход рассуждений, который подводит нас к участию в сделке, автоматически может пригодиться и для выхода из нее, однако это разные вещи. Выход требует ничуть не меньшего искусства. Больше того — вокруг всегда толкутся советчики, подталкивающие вас к участию в сделке, зато когда возникает необходимость разорвать ее, вы обнаруживаете, что их словно ветром сдуло.
Нередко возникает ощущение, что вы так же прочно застряли в сделке, как тот голландский мальчик, что заткнул пальцем дырку в дамбе: стоит убрать палец — и бешеный поток смоет все на своем пути. При этом всегда найдутся люди, которые спросят: «Чем это ты занимаешься?» Поневоле вспомнишь эпизод из «Тома Сойера», в котором Том красит забор, а к нему один за другим подходят приятели и задают один и тот же вопрос. Чем настойчивее Том гнал приятелей прочь, тем сильнее им хотелось попробовать. Кончилось тем, что они выкрасили за Тома весь забор. Чем упорнее человека куда-либо не пускают, тем больше он туда рвется. Вот вам и способ выйти из игры: пусть вместо вас в ней примет участие кто-то другой. Может быть, ему она принесет большее удовольствие. А если и нет — это не ваша головная боль. Можете смело уходить.
Говоря о возможных путях выхода из игры, хочется посоветовать не забывать историю ученого, который решил проверить интеллектуальные способности обезьян. Научным путем он разработал четыре способа, которыми обезьяна может выбраться из клетки,— один сложнее другого. Однако, посадив в клетку первую же обезьяну, ученый убедился, что существует еще один, пятый, способ — тот самый, которым она и воспользовалась. Китайцы любят повторять: «Прежде чем сделать первый шаг, трижды подумай». Агнес Аллен выразилась иначе: «Войти всегда легче, чем выйти».
Нередко возникает ощущение, что вы так же прочно застряли в сделке, как тот голландский мальчик, что заткнул пальцем дырку в дамбе: стоит убрать палец — и бешеный поток смоет все на своем пути. При этом всегда найдутся люди, которые спросят: «Чем это ты занимаешься?» Поневоле вспомнишь эпизод из «Тома Сойера», в котором Том красит забор, а к нему один за другим подходят приятели и задают один и тот же вопрос. Чем настойчивее Том гнал приятелей прочь, тем сильнее им хотелось попробовать. Кончилось тем, что они выкрасили за Тома весь забор. Чем упорнее человека куда-либо не пускают, тем больше он туда рвется. Вот вам и способ выйти из игры: пусть вместо вас в ней примет участие кто-то другой. Может быть, ему она принесет большее удовольствие. А если и нет — это не ваша головная боль. Можете смело уходить.
Говоря о возможных путях выхода из игры, хочется посоветовать не забывать историю ученого, который решил проверить интеллектуальные способности обезьян. Научным путем он разработал четыре способа, которыми обезьяна может выбраться из клетки,— один сложнее другого. Однако, посадив в клетку первую же обезьяну, ученый убедился, что существует еще один, пятый, способ — тот самый, которым она и воспользовалась. Китайцы любят повторять: «Прежде чем сделать первый шаг, трижды подумай». Агнес Аллен выразилась иначе: «Войти всегда легче, чем выйти».
Есть особая категория людей — дилеры. При необходимости они способны исключительно успешно вести переговоры. Как правило, их вознаграждение зависит от исхода переговоров и превышает обычную плату.
Изобретение вариантов требует большой работы воображения. Будьте особенно осторожны, имея дело с принципиально новой идеей. Вы — первопроходчик и можете погореть. Если вам хочется «изменить мир», положитесь на «справедливые» идеи, но если ваша цель — заработать побольше денег, пользуйтесь эффективными, теми, что сулят быструю отдачу.
Прежде чем взяться за дело — каким бы выгодным оно ни казалось,— агент должен быть уверен в надежных гарантиях хотя бы с одной стороны. Услышав: «Если бы найти человека, который пожелал купить такую-то собственность, мы бы заработали кучу денег!»— не бросайтесь очертя голову искать покупателя. Это все равно что держать змею посредине. Прежде чем показывать фокусы, зажмите змее голову и обезопасьте себя. Иначе, вернувшись с покупателем, вы обнаружите, что собственность и не думали продавать.
Другая разновидность непродуктивных действий со стороны дилера получила название «цепочки». Вас спрашивают, где можно найти такую-то редкую вещь. Вы наводите справки и убеждаетесь, что этот человек вовсе не собирается ее покупать. К нему обратился другой, по рекомендации третьего, а тот узнал от четвертого, и так далее; сам же потенциальный покупатель находится где-то в конце цепочки. С каждым новым посредником сделка обрастает новыми комиссионными — и в конце концов становится нереальной.
Как дилеру заинтересовать клиента? Попробуйте изменить подход — чтобы сделка приобрела характер не спекуляции, а помещения капитала. Для одних вкладывать деньги в идею — спекуляция, а для других — выгодное помещение. Гораздо легче уговорить человека инвестировать капитал, чем принять участие в спекуляции. К примеру, если близится открытие нового ресторана и вам потребовались дополнительные средства, обратитесь к тем, кто надеется участвовать в деле. Подумайте, кто и сколько выиграет. Предложите им разделить риск и вложить капитал. Отдавайте предпочтение тем, кто уже имеет опыт успешного участия в подобных операциях. Чем меньше времени прошло после предыдущей сделки, тем охотнее люди откликнутся на ваш призыв.
Изобретение вариантов требует большой работы воображения. Будьте особенно осторожны, имея дело с принципиально новой идеей. Вы — первопроходчик и можете погореть. Если вам хочется «изменить мир», положитесь на «справедливые» идеи, но если ваша цель — заработать побольше денег, пользуйтесь эффективными, теми, что сулят быструю отдачу.
Прежде чем взяться за дело — каким бы выгодным оно ни казалось,— агент должен быть уверен в надежных гарантиях хотя бы с одной стороны. Услышав: «Если бы найти человека, который пожелал купить такую-то собственность, мы бы заработали кучу денег!»— не бросайтесь очертя голову искать покупателя. Это все равно что держать змею посредине. Прежде чем показывать фокусы, зажмите змее голову и обезопасьте себя. Иначе, вернувшись с покупателем, вы обнаружите, что собственность и не думали продавать.
Другая разновидность непродуктивных действий со стороны дилера получила название «цепочки». Вас спрашивают, где можно найти такую-то редкую вещь. Вы наводите справки и убеждаетесь, что этот человек вовсе не собирается ее покупать. К нему обратился другой, по рекомендации третьего, а тот узнал от четвертого, и так далее; сам же потенциальный покупатель находится где-то в конце цепочки. С каждым новым посредником сделка обрастает новыми комиссионными — и в конце концов становится нереальной.
Как дилеру заинтересовать клиента? Попробуйте изменить подход — чтобы сделка приобрела характер не спекуляции, а помещения капитала. Для одних вкладывать деньги в идею — спекуляция, а для других — выгодное помещение. Гораздо легче уговорить человека инвестировать капитал, чем принять участие в спекуляции. К примеру, если близится открытие нового ресторана и вам потребовались дополнительные средства, обратитесь к тем, кто надеется участвовать в деле. Подумайте, кто и сколько выиграет. Предложите им разделить риск и вложить капитал. Отдавайте предпочтение тем, кто уже имеет опыт успешного участия в подобных операциях. Чем меньше времени прошло после предыдущей сделки, тем охотнее люди откликнутся на ваш призыв.
При операциях с недвижимостью у покупателя порой возникает ощущение, будто он владеет более полной информацией и обладает большими возможностями, нежели продавец,— особенно если речь идет о земле и собственности, нуждающихся в рекультивации или капитальном ремонте.
В делах такого рода будет серьезной ошибкой приставать к продавцу с расспросами, почему он решил расстаться с недвижимостью. Спрашивая, вы, как правило, расположены с доверием отнестись к ответу и, если он покажется правдоподобным, не станете особенно тщательно проверять. Вам нагородят с три короба: мол, несмотря на блестящие перспективы, у нынешнего владельца нет выхода... при этом драматическим жестом извлекут из ящика письменного стола кардиограммы: мол, врач опасается за его сердце и предписал не перетруждаться. Дело в том, что продавец или его представитель ждал этого вопроса и основательно подготовился к ответу. Одна из главных стратегий агента по сделкам с недвижимостью — умело пользоваться не только достоверной информацией, но и распространенными заблуждениями.
Далеко не все разбираются в тонкостях ремесла агента по торговле недвижимостью. Он выполняет жизненно важную функцию радара, снабжающего вас информацией, источниками финансирования, пространством для маневра и новыми методами заключения сделок. Подобно адвокату, агент должен иметь ясное представление о том, чего вы от него ждете. Возможно, он предложит свои услуги в качестве посредника на переговорах. Это уместно, если вы хотите, чтобы переговоры вело лицо с ограниченными полномочиями.
Обращаясь к агенту, следует иметь в виду некоторые минусы такого обращения. Агент (маклер или адвокат) убеждает вас не связывать себя слишком жесткими требованиями вплоть до окончательного прояснения позиции противоположной стороны; пытается помешать вам заморозить ситуацию; настаивает на более гибком подходе. Для этого он пускает в ход новую информацию: к примеру, намекает, что вы можете приобрести собственность дешевле. Как правило, агент получает свои комиссионные по завершении сделки — это побуждает его спешить с подписанием предварительного контракта. Он внушает вам, что сделка полностью отвечает вашим требованиям: «Это именно то, чего вы хотели!»
Нередки случаи, когда агент утаивает — пока его не прижмут — некоторые аспекты сделки. Расчет делается на то, что опасности, которые мы предвидим, редко случаются.
В делах такого рода будет серьезной ошибкой приставать к продавцу с расспросами, почему он решил расстаться с недвижимостью. Спрашивая, вы, как правило, расположены с доверием отнестись к ответу и, если он покажется правдоподобным, не станете особенно тщательно проверять. Вам нагородят с три короба: мол, несмотря на блестящие перспективы, у нынешнего владельца нет выхода... при этом драматическим жестом извлекут из ящика письменного стола кардиограммы: мол, врач опасается за его сердце и предписал не перетруждаться. Дело в том, что продавец или его представитель ждал этого вопроса и основательно подготовился к ответу. Одна из главных стратегий агента по сделкам с недвижимостью — умело пользоваться не только достоверной информацией, но и распространенными заблуждениями.
Далеко не все разбираются в тонкостях ремесла агента по торговле недвижимостью. Он выполняет жизненно важную функцию радара, снабжающего вас информацией, источниками финансирования, пространством для маневра и новыми методами заключения сделок. Подобно адвокату, агент должен иметь ясное представление о том, чего вы от него ждете. Возможно, он предложит свои услуги в качестве посредника на переговорах. Это уместно, если вы хотите, чтобы переговоры вело лицо с ограниченными полномочиями.
Обращаясь к агенту, следует иметь в виду некоторые минусы такого обращения. Агент (маклер или адвокат) убеждает вас не связывать себя слишком жесткими требованиями вплоть до окончательного прояснения позиции противоположной стороны; пытается помешать вам заморозить ситуацию; настаивает на более гибком подходе. Для этого он пускает в ход новую информацию: к примеру, намекает, что вы можете приобрести собственность дешевле. Как правило, агент получает свои комиссионные по завершении сделки — это побуждает его спешить с подписанием предварительного контракта. Он внушает вам, что сделка полностью отвечает вашим требованиям: «Это именно то, чего вы хотели!»
Нередки случаи, когда агент утаивает — пока его не прижмут — некоторые аспекты сделки. Расчет делается на то, что опасности, которые мы предвидим, редко случаются.
Знание объекта продажи — существенная часть профессии продавца. Самоанализ в этой области имеет жизненно важное значение. Если концепция продажи совпадает с целями покупателя, покупка может считаться состоявшейся задолго до того, как названа цена или продавец заводит речь о составлении договора. На начальной стадии переговоров необходимо уделить время сравнительному анализу интересов продавца и покупателя, имея в виду их максимальное сближение.
Продавец должен знать, от кого конкретно в фирме-покупателе зависит принятие решений,— в этой роли не всегда выступает первое лицо; в сущности, решение может быть принято председателем или секретарем правления. Далее, продавцу полезно знать всех, кто имеет влияние на компанию-покупателя. Их можно сделать своими союзниками. Близкое знакомство с покупателем позволит установить его связи и нейтрализовать ваших противников в его фирме.
Агент по продаже — представитель компании.
Он дает покупателю понять, что наделен всеми необходимыми полномочиями и располагает необходимыми ресурсами для удовлетворения интересов покупателя. Многие агенты даже не подозревают об этих ресурсах. Независимо от того, велика или мала его компания, агент должен убедить покупателя в том, что ей под силу выполнить заказ. Полезно устраивать частые встречи агентов с руководством — не столько для обсуждения ценовой политики, сколько имея целью объяснить им, каким образом можно наиболее полно использовать в интересах покупателя все ресурсы организации. Это гораздо важнее, чем соображения цены. Джон Рескин прекрасно разбирался в людях и ценах — об этом свидетельствует его высказывание: «В мире нет ничего такого, что умный человек не смог бы чуточку ухудшить и дешевле продать. Тот, кто заботится только о цене, становится его жертвой».
Продавец должен знать, от кого конкретно в фирме-покупателе зависит принятие решений,— в этой роли не всегда выступает первое лицо; в сущности, решение может быть принято председателем или секретарем правления. Далее, продавцу полезно знать всех, кто имеет влияние на компанию-покупателя. Их можно сделать своими союзниками. Близкое знакомство с покупателем позволит установить его связи и нейтрализовать ваших противников в его фирме.
Агент по продаже — представитель компании.
Он дает покупателю понять, что наделен всеми необходимыми полномочиями и располагает необходимыми ресурсами для удовлетворения интересов покупателя. Многие агенты даже не подозревают об этих ресурсах. Независимо от того, велика или мала его компания, агент должен убедить покупателя в том, что ей под силу выполнить заказ. Полезно устраивать частые встречи агентов с руководством — не столько для обсуждения ценовой политики, сколько имея целью объяснить им, каким образом можно наиболее полно использовать в интересах покупателя все ресурсы организации. Это гораздо важнее, чем соображения цены. Джон Рескин прекрасно разбирался в людях и ценах — об этом свидетельствует его высказывание: «В мире нет ничего такого, что умный человек не смог бы чуточку ухудшить и дешевле продать. Тот, кто заботится только о цене, становится его жертвой».
Рассмотрим типичную ситуацию — переговоры по согласованию составных частей стоимости (в отличие от переговоров об установлении совокупной цены продукта). Это дает некоторые выгоды, так как покупатель вынужден более обстоятельно изучить вопрос, а продавец — проверить расчеты по каждому из факторов, влияющих на конечную цену,— неплохая профилактика против злоупотреблений надбавками. И наконец, совместный анализ побуждает обе стороны к поиску выгоды путем изменения технических условий или использования других исходных материалов. Возможно, продавцы будут настаивать на заключении отдельных договоренностей по каждому пункту, а также на учете фактора случайности по каждой позиции: скорее всего, это увеличит их прибыль. В этом случае целое не равняется сумме частей; трудно предусмотреть и предотвратить дублирование если не всех, то некоторых надбавок. Таковы меры и контрмеры на переговорах по стоимости. Как бы то ни было, конечный результат должен быть выгоден для всех. Скрупулезный анализ всех составляющих ведет к изобретению творческих вариантов и разным усовершенствованиям (замена дорогих материалов дешевыми, пересмотр принципов и практики купли-продажи, не столь жесткие требования к изделию, упрощение и удешевление производственного цикла и так далее).
На переговорах агент покупателя непременно столкнется с определенными элементами этого процесса, которые необходимо знать и различать. Договариваясь о заключении контракта по фиксированным ценам, он должен быть в состоянии обеспечить их проверку и обосновать эти цены. А также получить согласие руководства своей фирмы на некоторые внутренние изменения, диктуемые этим контрактом.
Многие ли торговые агенты знают о разного рода скидках — например, в случае одновременной покупки ряда товаров, при оплате наличными, за предоплату и большой объем продажи? Знакомы ли они с системой гарантий от случайностей? Знают ли об особенностях долгосрочного контракта — в каких случаях он выгоден? Обдумали ли возможные изменения в технологии, чтобы из-за сущего пустяка не отказаться от нужной и выгодной продукции? Умеют ли правильно рассчитать время? Знают ли о сезонных распродажах по сниженным ценам? Что нужно иметь в виду, если прибыль включена в стоимость? Начиная переговоры, необходимо грубо представлять себе производственный процесс, связанные с ним организационные и технические усилия, возможный риск, колебания цены на рынке и репутацию фирмы-производителя. Наконец, хорошо бы принять во внимание возможность попросить производителя сделать что-нибудь уникальное, выходящее за рамки их обычной продукции. Можно попытаться сбить цену, намекнув на будущие заказы. Получив «морковку» в виде признания его способности выполнить более крупные и сложные заказы, продавец может стать более покладистым. Такая практика получила название «покупки».
Для правильной оценки предложений существует несколько способов, например: проследить историю и понять механизм образования цены, познакомиться с существующей системой коэффициентов, от которых она зависит, и элементами, на которые распадается; учесть фактор случайности, спрос, произвести функциональную оценку и анализ розничных цен.
Многие ли торговые агенты знают о разного рода скидках — например, в случае одновременной покупки ряда товаров, при оплате наличными, за предоплату и большой объем продажи? Знакомы ли они с системой гарантий от случайностей? Знают ли об особенностях долгосрочного контракта — в каких случаях он выгоден? Обдумали ли возможные изменения в технологии, чтобы из-за сущего пустяка не отказаться от нужной и выгодной продукции? Умеют ли правильно рассчитать время? Знают ли о сезонных распродажах по сниженным ценам? Что нужно иметь в виду, если прибыль включена в стоимость? Начиная переговоры, необходимо грубо представлять себе производственный процесс, связанные с ним организационные и технические усилия, возможный риск, колебания цены на рынке и репутацию фирмы-производителя. Наконец, хорошо бы принять во внимание возможность попросить производителя сделать что-нибудь уникальное, выходящее за рамки их обычной продукции. Можно попытаться сбить цену, намекнув на будущие заказы. Получив «морковку» в виде признания его способности выполнить более крупные и сложные заказы, продавец может стать более покладистым. Такая практика получила название «покупки».
Для правильной оценки предложений существует несколько способов, например: проследить историю и понять механизм образования цены, познакомиться с существующей системой коэффициентов, от которых она зависит, и элементами, на которые распадается; учесть фактор случайности, спрос, произвести функциональную оценку и анализ розничных цен.
Обычно покупку и продажу считают двумя разными, даже противоположными операциями. Однако, если посмотреть непредвзято, купить и продать — один и тот же процесс. Разнятся только позиции покупателя и продавца.
Хотя на эту тему существует обширная литература, покупка во многих отношениях остается чем-то непостижимым, так как, чтобы купить, требуется не меньшее искусство, чем чтобы продать. Переговоры зачастую подменяют элементарным торгом из-за цены. Однако предмет и задачи переговоров не обязательно сводятся к повышению прибыли продавца за счет цены. Речь может также идти о сокращении издержек.
Научная концепция покупки еще ждет своих разработчиков. Многие склонны приписывать торговым агентам корпораций-покупателей чисто бюрократические функции. Выбор за другими, его дело — оформить покупку.
Что же отличает настоящего торгового агента — полноправного участника сделки — от заурядного клерка? Искусство ведения переговоров.
Задача агента — обеспечить своевременное поступление товаров и услуг по приемлемым ценам. Точно так же, как асами переговоров, первоклассными торговыми агентами не рождаются, а становятся благодаря опыту. Бывает, правда, и так, что опыт становится помехой.
Прежде чем рассмотреть функции торгового агента фирмы-покупателя при взаимодействии с агентами фирмы-продавца, рассмотрим его обязанности «у себя дома». На горизонтальном уровне агент должен тесно взаимодействовать с другими отделами — техническим, торговым и так далее. Он также вступает в «вертикальные» отношения с руководством (передает и получает информацию) и собственными подчиненными.
Если говорить о вертикали, важно, чтобы руководство регулярно информировало торгового агента о потребностях производства и координировало его действия со своими.
Хотя на эту тему существует обширная литература, покупка во многих отношениях остается чем-то непостижимым, так как, чтобы купить, требуется не меньшее искусство, чем чтобы продать. Переговоры зачастую подменяют элементарным торгом из-за цены. Однако предмет и задачи переговоров не обязательно сводятся к повышению прибыли продавца за счет цены. Речь может также идти о сокращении издержек.
Научная концепция покупки еще ждет своих разработчиков. Многие склонны приписывать торговым агентам корпораций-покупателей чисто бюрократические функции. Выбор за другими, его дело — оформить покупку.
Что же отличает настоящего торгового агента — полноправного участника сделки — от заурядного клерка? Искусство ведения переговоров.
Задача агента — обеспечить своевременное поступление товаров и услуг по приемлемым ценам. Точно так же, как асами переговоров, первоклассными торговыми агентами не рождаются, а становятся благодаря опыту. Бывает, правда, и так, что опыт становится помехой.
Прежде чем рассмотреть функции торгового агента фирмы-покупателя при взаимодействии с агентами фирмы-продавца, рассмотрим его обязанности «у себя дома». На горизонтальном уровне агент должен тесно взаимодействовать с другими отделами — техническим, торговым и так далее. Он также вступает в «вертикальные» отношения с руководством (передает и получает информацию) и собственными подчиненными.
Если говорить о вертикали, важно, чтобы руководство регулярно информировало торгового агента о потребностях производства и координировало его действия со своими.