Знание объекта продажи — существенная часть профессии продавца. Самоанализ в этой области имеет жизненно важное значение. Если концепция продажи совпадает с целями покупателя, покупка может считаться состоявшейся задолго до того, как названа цена или продавец заводит речь о составлении договора. На начальной стадии переговоров необходимо уделить время сравнительному анализу интересов продавца и покупателя, имея в виду их максимальное сближение.
Продавец должен знать, от кого конкретно в фирме-покупателе зависит принятие решений,— в этой роли не всегда выступает первое лицо; в сущности, решение может быть принято председателем или секретарем правления. Далее, продавцу полезно знать всех, кто имеет влияние на компанию-покупателя. Их можно сделать своими союзниками. Близкое знакомство с покупателем позволит установить его связи и нейтрализовать ваших противников в его фирме.
Агент по продаже — представитель компании.
Он дает покупателю понять, что наделен всеми необходимыми полномочиями и располагает необходимыми ресурсами для удовлетворения интересов покупателя. Многие агенты даже не подозревают об этих ресурсах. Независимо от того, велика или мала его компания, агент должен убедить покупателя в том, что ей под силу выполнить заказ. Полезно устраивать частые встречи агентов с руководством — не столько для обсуждения ценовой политики, сколько имея целью объяснить им, каким образом можно наиболее полно использовать в интересах покупателя все ресурсы организации. Это гораздо важнее, чем соображения цены. Джон Рескин прекрасно разбирался в людях и ценах — об этом свидетельствует его высказывание: «В мире нет ничего такого, что умный человек не смог бы чуточку ухудшить и дешевле продать. Тот, кто заботится только о цене, становится его жертвой».
Многие агенты по продаже считают, что их работа чуть ли не целиком сводится к политике уступок в области цен. Однако сама по себе цена не имеет решающего значения. Это всего лишь один из элементов ЦЕННОСТИ. А ценность охватывает весь комплекс отношений конечного продукта с процессом. Товар должен вписываться в процесс, все элементы которого одинаково важны. Толковый агент по продаже обладает всей информацией о потребительских свойствах товара, понимает цели и задачи компании, знает возможности товара, а также настоящий и будущий потенциал обеих компаний — продавца и покупателя. Он заинтересован в способности клиентов получать и повышать прибыль и демонстрирует готовность идти навстречу их пожеланиям. Все это чрезвычайно важно для установления отношений с покупателем.
По большому счету цели продавца совпадают с целями покупателя, и представитель фирмы-продавца обязан позаботиться о создании благоприятных условий для их достижения. Каковы же эти цели? Вот несколько главных: доказать покупателю, что, имея дело с его фирмой, тот может ценой меньших усилий получить более ценный товар — по умеренным ценам, с большой выгодой и перспективой развития; агент по продаже обязан совершенствовать обслуживание, чтобы покупателю захотелось и впредь иметь дело с его фирмой. Он может ненавязчиво подчеркнуть, что его компания — не конкурент и никогда им не станет; дать понять, что покупка может обеспечить фирме-покупателю прорыв на более широкий рынок. Он должен уметь подсчитать налоговые, кредитные, исследовательские, информационные, эволюционные и другие выгоды для покупателя. А также предвидеть его нужды и стараться удовлетворять их наилучшим образом.
Не у всех продавцов одни и те же проблемы. Скажем, для гигантов отрасли действуют особые законы. Если ваша фирма контролирует большую часть рынка в данной отрасли, вам не дает спокойно спать антитрестовский закон, разрешающий монополисту устанавливать конкурентные цены, однако не ниже рыночных. Если покупатель заявляет, что рыночная цена — 10,5 цента за фунт, крупная компания имеет право установить цену 10,5 цента — но ни в коем случае не 10,25 Цента. Если покупатель вводит компанию в заблуждение, заявляя, будто рыночная цена ниже, ответственность за нарушение закона ложится на него. Вот несколько тактик, к которым прибегли агенты ведущей химической фирмы с целью узнать рыночную цену на аналогичную продукцию.
Вилка. При встрече с покупателем продавец воздерживается от прямого вопроса: «Сколько дадите?» Вместо этого он говорит: «Я знаю, вы слишком опытны, чтобы платить 11 центов за Фунт, и в то же время сочтете ниже своего достоинства предложить 10 центов». И все — верхняя и Нижняя границы обозначены. Создавая вилку, покупатель и продавец сузили поле выбора. Оба прекрасно знают оптимальную цену. Еще несколько вопросов продавца — и они, ничем себя не связывая, подбираются к ней.
Другой способ заключается в том, чтобы сказать покупателю: «Послушайте, если вы предложите мне угадать, сколько вы обычно платите — к примеру, 10,5 цента за фунт,— и я совершенно случайно угадаю, я буду обязан не только продать вам товар по этой цене, но и, согласно антитрестовскому закону, предложить эту же цену другим покупателям. Вместе с тем, если вы сами назовете цену — предположим, те же самые 10,5 цента за фунт — и она меня устроит, я не обязан предлагать ее вашим конкурентам».
Третий способ — обманный маневр. Продавец говорит: «Имея в виду вашу цену, мы можем обеспечить регулярные поставки продукции в нужных вам количествах». Дальнейший разговор между продавцом и покупателем идет без упоминаний о цене, так как покупатель уверен, что продавец знает цену и согласен с ней.
Четвертый способ, оговорка, состоит в следующем. «Насколько мне известно, обычно вы покупаете подобную продукцию по 12,5 цента за фунт». Покупатель немедленно протестует: «Как 12,5 цента? Мы платим 10,5 цента!»— «Ах, извините, я оговорился!» Намеренная оговорка способствовала получению информации. Другой вариант той же тактики: «Я слышал, цена на эту продукцию поднялась?»— «Нет, что вы, она осталась прежней!»
Пятый способ получения информации заключается в том, что вы говорите: «Знаете, я высокого мнения о вашей способности ориентироваться на рынке. Какова, по-вашему, может быть рыночная цена на этот вид продукции?» В ответ называют настоящую цену — при условии, что между вами существуют отношения взаимного доверия.
Нет — во всяком случае, в отношениях купли-продажи — какого-то одного способа, идеально подходящего для любой ситуации. Продавцы должны максимально использовать воображение, чтобы продать не только товар, но и различные способы покупки. Приведем пример. Некоторые компании решили, что добьются лучших условий, потребовав, чтобы продавцы соглашались с предложенной ценой. Торг — дело хорошее, но имеет свои недостатки.
Тактика продавцов может быть следующей. Прежде всего нужно попытаться изменить ценовую ситуацию — придать ей характер переговоров. Для этого они соглашаются с предложенной ценой, однако в качестве компенсации за уступку выставляют ряд туманных требований. Например, если первоначальный срок исполнения заказа был определен в шесть месяцев, указывают в договоре: «свыше года». Потребитель звонит и просит уточнить. Производитель охотно объясняет: ситуация на рынке постоянно меняется; для заказчика было бы выгоднее согласиться на договорную цену с гарантией выполнения заказа в сжатые сроки.
Независимо от того, кто вы — покупатель или продавец,— знание всех этих приемов принесет вам большую пользу.
Продавец должен знать, от кого конкретно в фирме-покупателе зависит принятие решений,— в этой роли не всегда выступает первое лицо; в сущности, решение может быть принято председателем или секретарем правления. Далее, продавцу полезно знать всех, кто имеет влияние на компанию-покупателя. Их можно сделать своими союзниками. Близкое знакомство с покупателем позволит установить его связи и нейтрализовать ваших противников в его фирме.
Агент по продаже — представитель компании.
Он дает покупателю понять, что наделен всеми необходимыми полномочиями и располагает необходимыми ресурсами для удовлетворения интересов покупателя. Многие агенты даже не подозревают об этих ресурсах. Независимо от того, велика или мала его компания, агент должен убедить покупателя в том, что ей под силу выполнить заказ. Полезно устраивать частые встречи агентов с руководством — не столько для обсуждения ценовой политики, сколько имея целью объяснить им, каким образом можно наиболее полно использовать в интересах покупателя все ресурсы организации. Это гораздо важнее, чем соображения цены. Джон Рескин прекрасно разбирался в людях и ценах — об этом свидетельствует его высказывание: «В мире нет ничего такого, что умный человек не смог бы чуточку ухудшить и дешевле продать. Тот, кто заботится только о цене, становится его жертвой».
Многие агенты по продаже считают, что их работа чуть ли не целиком сводится к политике уступок в области цен. Однако сама по себе цена не имеет решающего значения. Это всего лишь один из элементов ЦЕННОСТИ. А ценность охватывает весь комплекс отношений конечного продукта с процессом. Товар должен вписываться в процесс, все элементы которого одинаково важны. Толковый агент по продаже обладает всей информацией о потребительских свойствах товара, понимает цели и задачи компании, знает возможности товара, а также настоящий и будущий потенциал обеих компаний — продавца и покупателя. Он заинтересован в способности клиентов получать и повышать прибыль и демонстрирует готовность идти навстречу их пожеланиям. Все это чрезвычайно важно для установления отношений с покупателем.
По большому счету цели продавца совпадают с целями покупателя, и представитель фирмы-продавца обязан позаботиться о создании благоприятных условий для их достижения. Каковы же эти цели? Вот несколько главных: доказать покупателю, что, имея дело с его фирмой, тот может ценой меньших усилий получить более ценный товар — по умеренным ценам, с большой выгодой и перспективой развития; агент по продаже обязан совершенствовать обслуживание, чтобы покупателю захотелось и впредь иметь дело с его фирмой. Он может ненавязчиво подчеркнуть, что его компания — не конкурент и никогда им не станет; дать понять, что покупка может обеспечить фирме-покупателю прорыв на более широкий рынок. Он должен уметь подсчитать налоговые, кредитные, исследовательские, информационные, эволюционные и другие выгоды для покупателя. А также предвидеть его нужды и стараться удовлетворять их наилучшим образом.
Не у всех продавцов одни и те же проблемы. Скажем, для гигантов отрасли действуют особые законы. Если ваша фирма контролирует большую часть рынка в данной отрасли, вам не дает спокойно спать антитрестовский закон, разрешающий монополисту устанавливать конкурентные цены, однако не ниже рыночных. Если покупатель заявляет, что рыночная цена — 10,5 цента за фунт, крупная компания имеет право установить цену 10,5 цента — но ни в коем случае не 10,25 Цента. Если покупатель вводит компанию в заблуждение, заявляя, будто рыночная цена ниже, ответственность за нарушение закона ложится на него. Вот несколько тактик, к которым прибегли агенты ведущей химической фирмы с целью узнать рыночную цену на аналогичную продукцию.
Вилка. При встрече с покупателем продавец воздерживается от прямого вопроса: «Сколько дадите?» Вместо этого он говорит: «Я знаю, вы слишком опытны, чтобы платить 11 центов за Фунт, и в то же время сочтете ниже своего достоинства предложить 10 центов». И все — верхняя и Нижняя границы обозначены. Создавая вилку, покупатель и продавец сузили поле выбора. Оба прекрасно знают оптимальную цену. Еще несколько вопросов продавца — и они, ничем себя не связывая, подбираются к ней.
Другой способ заключается в том, чтобы сказать покупателю: «Послушайте, если вы предложите мне угадать, сколько вы обычно платите — к примеру, 10,5 цента за фунт,— и я совершенно случайно угадаю, я буду обязан не только продать вам товар по этой цене, но и, согласно антитрестовскому закону, предложить эту же цену другим покупателям. Вместе с тем, если вы сами назовете цену — предположим, те же самые 10,5 цента за фунт — и она меня устроит, я не обязан предлагать ее вашим конкурентам».
Третий способ — обманный маневр. Продавец говорит: «Имея в виду вашу цену, мы можем обеспечить регулярные поставки продукции в нужных вам количествах». Дальнейший разговор между продавцом и покупателем идет без упоминаний о цене, так как покупатель уверен, что продавец знает цену и согласен с ней.
Четвертый способ, оговорка, состоит в следующем. «Насколько мне известно, обычно вы покупаете подобную продукцию по 12,5 цента за фунт». Покупатель немедленно протестует: «Как 12,5 цента? Мы платим 10,5 цента!»— «Ах, извините, я оговорился!» Намеренная оговорка способствовала получению информации. Другой вариант той же тактики: «Я слышал, цена на эту продукцию поднялась?»— «Нет, что вы, она осталась прежней!»
Пятый способ получения информации заключается в том, что вы говорите: «Знаете, я высокого мнения о вашей способности ориентироваться на рынке. Какова, по-вашему, может быть рыночная цена на этот вид продукции?» В ответ называют настоящую цену — при условии, что между вами существуют отношения взаимного доверия.
Нет — во всяком случае, в отношениях купли-продажи — какого-то одного способа, идеально подходящего для любой ситуации. Продавцы должны максимально использовать воображение, чтобы продать не только товар, но и различные способы покупки. Приведем пример. Некоторые компании решили, что добьются лучших условий, потребовав, чтобы продавцы соглашались с предложенной ценой. Торг — дело хорошее, но имеет свои недостатки.
Тактика продавцов может быть следующей. Прежде всего нужно попытаться изменить ценовую ситуацию — придать ей характер переговоров. Для этого они соглашаются с предложенной ценой, однако в качестве компенсации за уступку выставляют ряд туманных требований. Например, если первоначальный срок исполнения заказа был определен в шесть месяцев, указывают в договоре: «свыше года». Потребитель звонит и просит уточнить. Производитель охотно объясняет: ситуация на рынке постоянно меняется; для заказчика было бы выгоднее согласиться на договорную цену с гарантией выполнения заказа в сжатые сроки.
Независимо от того, кто вы — покупатель или продавец,— знание всех этих приемов принесет вам большую пользу.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи