Обычно покупку и продажу считают двумя разными, даже противоположными операциями. Однако, если посмотреть непредвзято, купить и продать — один и тот же процесс. Разнятся только позиции покупателя и продавца.
Хотя на эту тему существует обширная литература, покупка во многих отношениях остается чем-то непостижимым, так как, чтобы купить, требуется не меньшее искусство, чем чтобы продать. Переговоры зачастую подменяют элементарным торгом из-за цены. Однако предмет и задачи переговоров не обязательно сводятся к повышению прибыли продавца за счет цены. Речь может также идти о сокращении издержек.
Научная концепция покупки еще ждет своих разработчиков. Многие склонны приписывать торговым агентам корпораций-покупателей чисто бюрократические функции. Выбор за другими, его дело — оформить покупку.
Что же отличает настоящего торгового агента — полноправного участника сделки — от заурядного клерка? Искусство ведения переговоров.
Задача агента — обеспечить своевременное поступление товаров и услуг по приемлемым ценам. Точно так же, как асами переговоров, первоклассными торговыми агентами не рождаются, а становятся благодаря опыту. Бывает, правда, и так, что опыт становится помехой.
Прежде чем рассмотреть функции торгового агента фирмы-покупателя при взаимодействии с агентами фирмы-продавца, рассмотрим его обязанности «у себя дома». На горизонтальном уровне агент должен тесно взаимодействовать с другими отделами — техническим, торговым и так далее. Он также вступает в «вертикальные» отношения с руководством (передает и получает информацию) и собственными подчиненными.
Если говорить о вертикали, важно, чтобы руководство регулярно информировало торгового агента о потребностях производства и координировало его действия со своими. Что же касается горизонтали, то агент должен быть в курсе всех подробностей технологии, финансового положения компании, сроков и технических характеристик. Знание специфических требований, предъявляемых к производимой продукции, позволяет ему вносить предложения по незначительным изменениям дизайна, а также по использованию более дешевых материалов и передовой технологии — ведь это может повлечь за собой снижение себестоимости. Агент должен ставить других в известность о новинках в данной области, замене сырья и новых способах производства, господствующих тенденциях в ценообразовании и маркетинге, котировках акций.
В сфере «внешней политики» торговый агент рассматривает акт купли-продажи как точку соприкосновения разных организаций. Выступая от имени продавца, он должен снабдить покупателя информацией о всевозможных усовершенствованиях новой продукции и сферах ее использования. Здесь потребуется целое искусство. Торговый агент обязан разбираться в технических характеристиках товара и его возможностях, а также составляющих, из которых складывается цена. Некоторые фирмы предпочитают иметь в качестве поставщиков не одну, а несколько компаний: пусть конкурируют между собой.
Опытному агенту многое по плечу. В его технику входят: поиск усовершенствованной технологии, знание путей снижения себестоимости, знание современного этапа развития данной отрасли, предвидение возникновения новых технологий, умение разбираться в сравнительной значимости различных технологических характеристик и хотя бы приблизительно рассчитывать накладные расходы. Всей этой информацией агент покупателя делится с продавцом, чтобы совместными усилиями добиться оптимальных условий сделки.
Как уже говорилось, агент покупателя должен разбираться в себестоимости, складывающейся из стоимости сырья, расходов на оплату труда, накладных и административно-управленческих расходов. Ему вовсе не обязательно быть экспертом в каждой из этих областей. Главное — знать источники информации. Иногда в роли источника выступают продавец, его конкуренты и персонал фирмы. Бывает полезно изучить аналогичные типы продукции и особенности производственного процесса, знакомиться со всеми публикациями, касающимися продукции, в которой заинтересована его фирма.
В результате исследования агент покупателя знакомится с типичными ошибками в определении материальных затрат. Вот причины некоторых ошибок: инфляционные ожидания, неправильное налогообложение, применение розничных цен к оптовой торговле. Использование вторичного сырья нередко игнорируют, однако и его следует принять во внимание. Оплата труда складывается из двух основных факторов: количества рабочих часов, затраченных на производство товара, и стоимости одного часа. Просто, не правда ли? Однако все эти факторы существенно влияют на окончательную цену изделия. Главная цель всех исследований — найти способы понизить себестоимость к взаимной выгоде сторон.
Во всей этой работе без переговоров не обойтись. Следует иметь в виду: значительная часть ценообразования обязана своим происхождением неадекватной информации и волюнтаристским решениям. Агент покупателя может доказать это на переговорах. Он должен разбираться в обороте — как покупателя, так и продавца. Хороший агент соблюдает законы и в то же время находит в них лазейки.
Вспомним рассмотренные ранее виды стратегии и тактики и посмотрим, как они применяются продавцом при установлении цены. Это может пригодиться покупателю.
ВЫДЕРЖКА. Продавец тянет время — ждет, пока все конкурирующие покупатели назовут свою цену.
ШОК. Продавец огорошивает покупателя нереальной ценой, чтобы затем поторговаться.
СВЕРШИВШИЙСЯ ФАКТ. Продавец называет окончательную цену и ждет, какова будет реакция.
ОСКОРБЛЕННАЯ НЕВИННОСТЬ. Продавец вручает покупателю прейскурант и ждет реакции. При первых же признаках несогласия он дает задний ход: «Нет, нет, я совсем не это имел в виду!»
МНИМОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ. Если покупатель встречает заявленную цену в штыки, продавец делает вид, будто идет на уступки, и создает у покупателя ложное ощущение победы — чтобы потом, когда все пути к отступлению будут отрезаны, вернуться к первоначальной цене.
ВОЗВРАТ. При первых же признаках давления продавец снижает цену. Цены на рынке постоянно колеблются. Как только появляется возможность их повышения, продавец возвращается к прежней цене.
ОГРАНИЧЕНИЯ. Продавец заявляет, что такая ценовая политика выдержала испытание временем и он предпочитает оставаться в привычных рамках.
ОБМАННЫЙ МАНЕВР. Продавец создает у покупателя впечатление, будто тот владеет всей информацией, тогда как сам утаивает весьма существенные детали.
СОПРИЧАСТНОСТЬ. Продавец устанавливает цену только после обсуждения ее со всеми конкурентами.
АССОЦИАЦИЯ. Продавец добывает прейскуранты конкурирующих фирм и заявляет, что цена установлена путем сравнения.
ОТМЕЖЕВАНИЕ. Какова бы ни была структура рыночных цен, продавец называет другую, не отвечающую никаким нормам, и сбивает покупателя с толку: что же все-таки выражает цена?
УЗЕЛ. Продавец создает принудительный ассортимент (предлагает товар «с нагрузкой») и запутывает покупателя относительно цен на отдельные товары.
НАКАТ. Прейскурант охватывает столь обширную территорию, что покупателю трудно проверить истинность конкретной цены.
ОРЕЛ ИЛИ РЕШКА. Продавец устанавливает цену «наудачу»; при этом она может быть далека от реальной.
ПОДТАСОВКА (СПЕЦИАЛЬНАЯ ВЫБОРКА). Однажды продав что-то с большой выгодой, продавец уверовал в то, что так будет всегда, и стремится поддерживать то же соотношение между ценой и стоимостью.
САЛЯМИ. Продавец не устанавливает окончательную цену, а варьирует ее, назначая отдельные цены для каждой составляющей.
ВИЛКА. Продавец устанавливает завышенную цену, а покупатель — заниженную. Расчет делается на среднюю величину.
Пусть каждый менеджер усвоит сказанное Джоном Рескином: «Переплачивать — глупо, но недоплачивать — еще глупее... Переплачивая, вы теряете небольшую сумму, тогда как недоплачивая, рискуете потерять все, потому что купленная вами вещь не выполнит своего предназначения. Универсальный закон равновесия в бизнесе исключает возможность мало дать и много взять — это попросту нереально...»
И наконец — последний штрих к философии покупки, взятый из анекдота об астронавте Гордоне Купере. После космического путешествия Купера спросили, не было ли ему страшно. «Только один раз: когда я вгляделся в показания приборов и вдруг представил, что эти шкалы и приспособления были проданы по дешевке».
Хотя на эту тему существует обширная литература, покупка во многих отношениях остается чем-то непостижимым, так как, чтобы купить, требуется не меньшее искусство, чем чтобы продать. Переговоры зачастую подменяют элементарным торгом из-за цены. Однако предмет и задачи переговоров не обязательно сводятся к повышению прибыли продавца за счет цены. Речь может также идти о сокращении издержек.
Научная концепция покупки еще ждет своих разработчиков. Многие склонны приписывать торговым агентам корпораций-покупателей чисто бюрократические функции. Выбор за другими, его дело — оформить покупку.
Что же отличает настоящего торгового агента — полноправного участника сделки — от заурядного клерка? Искусство ведения переговоров.
Задача агента — обеспечить своевременное поступление товаров и услуг по приемлемым ценам. Точно так же, как асами переговоров, первоклассными торговыми агентами не рождаются, а становятся благодаря опыту. Бывает, правда, и так, что опыт становится помехой.
Прежде чем рассмотреть функции торгового агента фирмы-покупателя при взаимодействии с агентами фирмы-продавца, рассмотрим его обязанности «у себя дома». На горизонтальном уровне агент должен тесно взаимодействовать с другими отделами — техническим, торговым и так далее. Он также вступает в «вертикальные» отношения с руководством (передает и получает информацию) и собственными подчиненными.
Если говорить о вертикали, важно, чтобы руководство регулярно информировало торгового агента о потребностях производства и координировало его действия со своими. Что же касается горизонтали, то агент должен быть в курсе всех подробностей технологии, финансового положения компании, сроков и технических характеристик. Знание специфических требований, предъявляемых к производимой продукции, позволяет ему вносить предложения по незначительным изменениям дизайна, а также по использованию более дешевых материалов и передовой технологии — ведь это может повлечь за собой снижение себестоимости. Агент должен ставить других в известность о новинках в данной области, замене сырья и новых способах производства, господствующих тенденциях в ценообразовании и маркетинге, котировках акций.
В сфере «внешней политики» торговый агент рассматривает акт купли-продажи как точку соприкосновения разных организаций. Выступая от имени продавца, он должен снабдить покупателя информацией о всевозможных усовершенствованиях новой продукции и сферах ее использования. Здесь потребуется целое искусство. Торговый агент обязан разбираться в технических характеристиках товара и его возможностях, а также составляющих, из которых складывается цена. Некоторые фирмы предпочитают иметь в качестве поставщиков не одну, а несколько компаний: пусть конкурируют между собой.
Опытному агенту многое по плечу. В его технику входят: поиск усовершенствованной технологии, знание путей снижения себестоимости, знание современного этапа развития данной отрасли, предвидение возникновения новых технологий, умение разбираться в сравнительной значимости различных технологических характеристик и хотя бы приблизительно рассчитывать накладные расходы. Всей этой информацией агент покупателя делится с продавцом, чтобы совместными усилиями добиться оптимальных условий сделки.
Как уже говорилось, агент покупателя должен разбираться в себестоимости, складывающейся из стоимости сырья, расходов на оплату труда, накладных и административно-управленческих расходов. Ему вовсе не обязательно быть экспертом в каждой из этих областей. Главное — знать источники информации. Иногда в роли источника выступают продавец, его конкуренты и персонал фирмы. Бывает полезно изучить аналогичные типы продукции и особенности производственного процесса, знакомиться со всеми публикациями, касающимися продукции, в которой заинтересована его фирма.
В результате исследования агент покупателя знакомится с типичными ошибками в определении материальных затрат. Вот причины некоторых ошибок: инфляционные ожидания, неправильное налогообложение, применение розничных цен к оптовой торговле. Использование вторичного сырья нередко игнорируют, однако и его следует принять во внимание. Оплата труда складывается из двух основных факторов: количества рабочих часов, затраченных на производство товара, и стоимости одного часа. Просто, не правда ли? Однако все эти факторы существенно влияют на окончательную цену изделия. Главная цель всех исследований — найти способы понизить себестоимость к взаимной выгоде сторон.
Во всей этой работе без переговоров не обойтись. Следует иметь в виду: значительная часть ценообразования обязана своим происхождением неадекватной информации и волюнтаристским решениям. Агент покупателя может доказать это на переговорах. Он должен разбираться в обороте — как покупателя, так и продавца. Хороший агент соблюдает законы и в то же время находит в них лазейки.
Вспомним рассмотренные ранее виды стратегии и тактики и посмотрим, как они применяются продавцом при установлении цены. Это может пригодиться покупателю.
ВЫДЕРЖКА. Продавец тянет время — ждет, пока все конкурирующие покупатели назовут свою цену.
ШОК. Продавец огорошивает покупателя нереальной ценой, чтобы затем поторговаться.
СВЕРШИВШИЙСЯ ФАКТ. Продавец называет окончательную цену и ждет, какова будет реакция.
ОСКОРБЛЕННАЯ НЕВИННОСТЬ. Продавец вручает покупателю прейскурант и ждет реакции. При первых же признаках несогласия он дает задний ход: «Нет, нет, я совсем не это имел в виду!»
МНИМОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ. Если покупатель встречает заявленную цену в штыки, продавец делает вид, будто идет на уступки, и создает у покупателя ложное ощущение победы — чтобы потом, когда все пути к отступлению будут отрезаны, вернуться к первоначальной цене.
ВОЗВРАТ. При первых же признаках давления продавец снижает цену. Цены на рынке постоянно колеблются. Как только появляется возможность их повышения, продавец возвращается к прежней цене.
ОГРАНИЧЕНИЯ. Продавец заявляет, что такая ценовая политика выдержала испытание временем и он предпочитает оставаться в привычных рамках.
ОБМАННЫЙ МАНЕВР. Продавец создает у покупателя впечатление, будто тот владеет всей информацией, тогда как сам утаивает весьма существенные детали.
СОПРИЧАСТНОСТЬ. Продавец устанавливает цену только после обсуждения ее со всеми конкурентами.
АССОЦИАЦИЯ. Продавец добывает прейскуранты конкурирующих фирм и заявляет, что цена установлена путем сравнения.
ОТМЕЖЕВАНИЕ. Какова бы ни была структура рыночных цен, продавец называет другую, не отвечающую никаким нормам, и сбивает покупателя с толку: что же все-таки выражает цена?
УЗЕЛ. Продавец создает принудительный ассортимент (предлагает товар «с нагрузкой») и запутывает покупателя относительно цен на отдельные товары.
НАКАТ. Прейскурант охватывает столь обширную территорию, что покупателю трудно проверить истинность конкретной цены.
ОРЕЛ ИЛИ РЕШКА. Продавец устанавливает цену «наудачу»; при этом она может быть далека от реальной.
ПОДТАСОВКА (СПЕЦИАЛЬНАЯ ВЫБОРКА). Однажды продав что-то с большой выгодой, продавец уверовал в то, что так будет всегда, и стремится поддерживать то же соотношение между ценой и стоимостью.
САЛЯМИ. Продавец не устанавливает окончательную цену, а варьирует ее, назначая отдельные цены для каждой составляющей.
ВИЛКА. Продавец устанавливает завышенную цену, а покупатель — заниженную. Расчет делается на среднюю величину.
Пусть каждый менеджер усвоит сказанное Джоном Рескином: «Переплачивать — глупо, но недоплачивать — еще глупее... Переплачивая, вы теряете небольшую сумму, тогда как недоплачивая, рискуете потерять все, потому что купленная вами вещь не выполнит своего предназначения. Универсальный закон равновесия в бизнесе исключает возможность мало дать и много взять — это попросту нереально...»
И наконец — последний штрих к философии покупки, взятый из анекдота об астронавте Гордоне Купере. После космического путешествия Купера спросили, не было ли ему страшно. «Только один раз: когда я вгляделся в показания приборов и вдруг представил, что эти шкалы и приспособления были проданы по дешевке».
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи