Деятельность

Наука » Педагогика » Социальная педагогика
Деятельность – это активное взаимодействие человека со средой в виде совокупности операций и действий, выполняемых по запланированной программе для достижения осознанной цели, возникшей из потребности и мотива.

Основные виды деятельности:

· внутренняя познавательная и регулирующая психическая деятельность, составляющая внутренний психический план человека;

· внешняя практическая, предметная деятельность, направленная на преобразование как внешних предметов, так и самого субъекта деятельности: труд, учение, игра, общение.

Человек – родовое понятие, означающее биологическое существо, принадлежащее классу млекопитающих вида Homo sapiens, наделенное сознанием.

Индивид – отдельный представитель человеческой общности.

Субъект – индивид как носитель осознанной активности в познавательной и практической деятельности.

Операция – законченный автоматизированный акт самого индивида, субъекта активности – изменение положения и состояния субъекта, вызывающее изменение объекта – предмета, на который направлено это изменение.

Потребностно-мотивационная сфера

Наука » Педагогика » Социальная педагогика
Потребность – это состояние человека, испытывающего необходимость в чем-либо для своего существования, развития. Это физиологические, духовные потребности, материальные потребности в средствах существования, потребность в самовыражении (наука, спорт, искусство), в самоутверждении, самореализации (власть, признание), в продолжении рода и т.д.

Среди прочих существует и познавательная потребность. Ею наделена определенная категория людей, испытывающая естественную познавательную потребность, обусловленную внутренними психологическими факторами, органически присущими этой личности и определяющими направленность этой личности – потребностью в знаниях, интересом к учению, увлеченностью самим процессом познания. Большинство же людей естественной познавательной потребностью не наделены, но испытывают другие потребности, которые могут сформировать мотив к активизации познавательной деятельности. Так, например, жизненно важная социальная потребность в повышении своего статуса в обществе путем овладения интересной, хорошо оплачиваемой профессией, может стать мощным мотивом для активности в познавательной деятельности в этой профессиональной области.

Нейрофизиологическая основа психических процессов

Наука » Педагогика » Социальная педагогика
Психика (от греческого слова psychikos-душа) – субъективное нейрофизиологическое отражение высокоорганизованной материей – нервной системой и двумя полушариями головного мозга человека – объективного внешнего мира, а психология – наука о закономерностях психического отражения действительности в процессе познавательной и практической деятельности человека.

Одной из фундаментальных основ психологии является рефлекторная теория психических процессов (теория отражения, от латинского слова refleksus – отражение), созданная великими русскими физиологами Сеченовым Иваном Михайловичем (1829-1905 г.г.) и Павловым Иваном Петровичем (1849-1936 г.г., лауреат Нобелевской премии 1904 г.).

Суть этой теории в том, что все психические процессы по своему происхождению и по механизму совершения есть отражения (рефлексы). Это и простейшее биологическое приспособление на уровне инстинктов, безусловных и условных рефлексов, и элементарные поведенческие акты человека, и, наконец, внешняя сознательная деятельность человека с идеально сильной волей во имя какого-либо высокого нравственного принципа.

Главные структурные и функциональные элементы нервной системы, спинного мозга и двух полушарий головного мозга человека – нервные клетки, нейроны, которых в организме человека насчитывается около триллиона. Основная их часть сосредоточена в спинном мозгу и около 20% – в коре полушарий головного мозга.

Психические процессы отражательно-преобразующей деятельности человека

Наука » Педагогика » Социальная педагогика
Образовательный процесс, процесс обучения – это, прежде всего, сложнейший психолого-физиологический процесс, происходящий у субъекта учения в ходе его учебно-познавательной и учебно-практической деятельности по усвоению учебной информации, знаний, формированию навыков и развитию умений, раскрытию творческих возможностей.

Великий педагог Ушинский К.Д. писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях». Перефразировав это изречение можно сказать, что если мы хотим качественно обучить человека, то мы должны прежде всего ясно представлять и осознавать себе закономерности и возможности механизма психических процессов его познавательной и практической деятельности.

К сожалению, отсутствие систематической психолого-педагогической подготовки у подавляющего большинства профессорско-преподавательского состава и руководителей технических, технологических, сельскохозяйственных и других непедагогических вузов приводит сегодня к существенным просчетам в организации эффективного образовательного процесса. Знать психологические особенности этого процесса – это значит иметь возможность осознанно проектировать эффективные технологии обучения, добиваться высокого качества обучения.

Цель настоящего подраздела – дать хотя бы небольшой набросок сложной картины психолого-физиологических процессов, которые происходят у человека в процессе его познавательной и практической деятельности, и тем самым помочь коллегам осознать необходимость серьезного психолого-педагогического обоснования при проектировании и практической реализации эффективных технологий процесса обучения.

Содержание и технология обучения

Наука » Педагогика » Социальная педагогика
Учитывая, что при реализации любых образовательных технологий ведущим, основным видом образовательной деятельности является обучение, то предпочтительнее и точнее будет говорить именно о технологии обучения и ее компонентах, как, впрочем, и о целях и содержании обучения.

Профессионально-ориентированное обучение – овладение узкоспециальными профессиональными знаниями, умениями, навыками в определенной конкретной области общественной практики

Содержание обучения — это социально значимый опыт, предъявляемый субъекту учения в виде учебного материала, учебной информации, состав, структура, объем и содержание которой излагаются в образовательных стандартах, учебных планах и типовых программах.

Содержание образования должно отражать современные потребности общества и прогнозировать перспективы его развития.

Технология обучения — способ реализации содержания обучения, обеспечивающий достижение запланированных, воспроизводимых, положительных результатов в обучении.

Технология обучения представляет собой дидактическую систему базисных компонент — целей, форм, методов, средств обучения, видов занятий

Системы образования

Наука » Педагогика » Социальная педагогика
Для постоянного овладения каждым поколением накопленным человечеством опытом существует специально созданные социальные институты – системы образования, общего и профессионального: основного, дополнительного и послевузовского (научного).

Система общего образования готовит индивида к выполнению его общекультурных, общечеловеческих функций и видов деятельности, а система профессионального образования – к продуктивной деятельности в течение всего дееспособного периода его жизни на различных уровнях квалификации в одной из сфер (областей) общественной практики: переработка информации, энергии, материалов.

Профессия – род трудовой деятельности в определенной сфере общественной практики, требующий специальной профессиональной подготовки и являющийся обычно источником существования.

Специальность – вид занятий в рамках одной профессии.

Квалификация – уровень профессиональной подготовленности к деятельности в определенной сфере (области) общественной практики.

В системе профессионального образования России выделяются четыре квалификационных уровня, получаемых, соответственно, в учреждениях послевузовского (научного), высшего, среднего и начального профессионального образования:

Образование и обучение

Наука » Педагогика » Социальная педагогика
Образование — общественно организуемый и нормируемый процесс непрерывного овладения каждым последующим поколением в течение всего дееспособного периода жизни индивида накопленным человечеством объективным социально значимым опытом и обусловленные им всестороннее, гармоничное развитие и воспитание индивида.

Таким образом, в личностном плане образование — это совокупный процесс овладения индивидом элементами накопленного человечеством опыта — обучение, и, опосредованно, его умственное и физическое развитие и воспитание нравственно-поведенческих качеств с учетом его генетической программы, в соответствии с социальной программой образования.

Это процесс, результатом которого является образование из человека личности.

Личность – индивид, способный к продуктивной познавательной и практической деятельности и самообразованию и осознающий это в качестве своей жизненной потребности.

Человек не рождается личностью, а становится ею через собственную деятельность, а поэтому в личностном плане следует говорить о самообразовании личности.

Понятийно-смысловой аппарат профессионального образования

Наука » Педагогика » Социальная педагогика
Известно, что вопросы терминологии, состояние понятийно-смыслового аппарата той или иной сферы человеческой деятельности имеют большое значение для понимания существа процессов, происходящих в этой сфере, и для целенаправленного управления этими процессами.

В частности, неупорядоченность терминов, нечеткость определений и их неоднозначность в области, например, профессионального образования, затрудняет понимание существа дела и создает значительные трудности в продуктивной деятельности и взаимопонимании, как ученых, так и руководителей, и преподавательского состава – всех, кто работает в сфере профессионального образования.

Ниже представлен понятийно-смысловой аппарат самых общих, базовых терминов профессионального образования.

Характеристика основных сфер жизнедеятельности и их возможностей в социализации

Наука » Педагогика » Социальная педагогика
Жизнедеятельность – это способ существования человека, реализация им своей активности в индивидуальном, коллективном и социальном бытии.
Движущей силой активности является потребность. Активность человека побуждается рядом потребностей разного уровня, которые имеют половозрастные, групповые и индивидуальные особенности (вспомнить пирамиду потребностей Маслоу)
На всех возрастных этапах жизнедеятельность человека складывается из ряда сфер:
1. Общение (активность направлена на взаимодействие с другими людьми)
2. Познание (на познание окружающего мира)
3. Деятельность (на сохранение и преобразование условий жизни)
4. Игра (гедоническая активность, удовольствие от игры)
5. Спорт (на совершенствование собственного тела и сохранение здоровья)
Общение – это обмен духовными и эмоциональными ценностями, который происходит в форме диалога человека как со своим «Я» так и с окружающими людьми.
Существует 2 вида общения:
• Ролевое (возникающее в каких-либо сферах жизнедеятельности и имеющее целью их обслуживание)
• Межличностное (имеющее целью только удовлетворение потребности в общении; общение между друзьями, приятелями)

Формирование социального опыта в воспитательных организациях

Наука » Педагогика » Социальная педагогика
Социальный опыт – это самобытный синтез различного рода умений, знаний и способов деятельности, стереотипов поведения, запечатленный впечатлений и переживаний.
Возможности воспитания в приобретении социального опыта ограничиваются тем, что может дать ему воспитательная организация: ее быт, различные сферы жизнедеятельности; содержание, формы и стиль взаимодействия между ее членами.
Быт воспитательной организации – это уклад повседневной жизни, входящих в нее людей, он определяется архитектурно-планировочными особенностями помещений и организацией предметно- пространственной среды, ее благоустроенностью и технической оборудованностью, а также режимом жизни, этикетом и рядом традиций.
Предметно- пространственная среда помещений влияет на быт организации в связи с 3 обстоятельствами:
1. Играет роль наличие или отсутствие на 3 вида территорий:
• Первичные территории – это помещения, которые длительное время находятся в пользовании первичных коллективов (аудитории)
• Вторичные территории – это те помещения, в которых первичные коллективы пользуются временно или периодически (спортзал, столовая, мед.кабинет)
• Специфические территории – это помещения, необходимые для функционирования всей организации ( ректорат, деканат, бухгалтерия, кафедра, профком, студсовет, библиотека, читальный зал, библиографический отдел)