Социальный опыт – это самобытный синтез различного рода умений, знаний и способов деятельности, стереотипов поведения, запечатленный впечатлений и переживаний.
Возможности воспитания в приобретении социального опыта ограничиваются тем, что может дать ему воспитательная организация: ее быт, различные сферы жизнедеятельности; содержание, формы и стиль взаимодействия между ее членами.
Быт воспитательной организации – это уклад повседневной жизни, входящих в нее людей, он определяется архитектурно-планировочными особенностями помещений и организацией предметно- пространственной среды, ее благоустроенностью и технической оборудованностью, а также режимом жизни, этикетом и рядом традиций.
Предметно- пространственная среда помещений влияет на быт организации в связи с 3 обстоятельствами:
1. Играет роль наличие или отсутствие на 3 вида территорий:
• Первичные территории – это помещения, которые длительное время находятся в пользовании первичных коллективов (аудитории)
• Вторичные территории – это те помещения, в которых первичные коллективы пользуются временно или периодически (спортзал, столовая, мед.кабинет)
• Специфические территории – это помещения, необходимые для функционирования всей организации ( ректорат, деканат, бухгалтерия, кафедра, профком, студсовет, библиотека, читальный зал, библиографический отдел)
2. Существенно то, насколько пространственная среда учитывает возрастные и иные особенности членов организации
3. Важно, какова мера благодарности и технической оснащенности помещений
Режим предусматривает определенную продолжительность и чередование занятий, сна и отдыха, регулярность приема пищи, выполнение правил личной гигиены. Он определяется типом организации, условиями ее жизни, составом членов и воспитательной системой организации. Режим должен быть точным, общим определенным (постоянным)
Этикет - это совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих отношений.
Традиции – это формы и установления жизни, идеи, ценности, нормы поведения, сохраняющиеся в воспитательной организации в течение длительного времени и передаваемые от поколения к поколению.
Самообслуживание – это систематическая работа членов организации по поддержанию и улучшению бытовых условий своей жизни.
Одежда определяет настроение членов воспитательной организации и удобство их участия в жизни организации.
Социальный опыт формируется в процессе жизнедеятельности
Схемы руководства воспитательной организации:
1. Автократический, когда руководитель осуществляет единоличное управление коллективом
2. Авторитарный – руководимым позволяется участвовать в обсуждении проблем жизнедеятельности коллектива, однако, решение принимает руководитель.
3. Демократический – руководитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность. Но окончательное решение формируется руководителем или должно быть им одобрено.
4. Эгалитарный – руководитель и члены коллектива в равной мере принимают участие в организации жизнедеятельности.
5. Игнорирующий – руководитель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность коллектива.
6. Непоследовательный – руководитель пытается реализовать то один, то другой из описанных выше стилей.
Формирование социального опыта зависит от соотношения управления, самоуправления и самоорганизации.
Управление – это социальное использование руководителями отношений власти для получения результатов, реализующих задачи и цели социального воспитания.
Управление включает в себя следующие стадии:
• Сбор информации об объекте
• Прогнозирование
• Проектирование
• Планирование
• Организация
• Регулирование и анализ процессов, происходящих в воспитательной организации.
Самоуправление – это решение вопросов воспитания организации или первичных коллективов их членами, в рамках полномочий делегированных руководителями.
Самоорганизация – это самопроизвольно протекающие в человеческих общностях процессы регулирования, в основе которых лежат обычаи, традиции, особенности лидерства, нормы отношений и другие социально- психологические феномены.
Формирование социального опыта происходит также в процессе взаимиодействия.
Взаимодействие – это организация совместных действий индивидов, групп, организаций, позволяющая им реализовать какую – либо общую работу. В социальном воспитании имеет место взаимодействие индивидуальных, групповых и социальных субъектов.
Структура взаимодействия:
1. Субъекты взаимодействия
2. Цели и задачи взаимодействия
3. Нормы и ценности
4. Средства взаимодействия (устная речь, письменная)
5. Ситуация взаимодействия (формальная и неформальная, непосредственное и опосредованное)
Групповое взаимодействие организуется для того, чтобы решить задачи, стоящие перед коллективом в той или иной сфере жизнедеятельности.
Организация группового взаимодействия предполагает включение членов коллектива или отдельных, микрогрупп в процессы выдвижения целей, планирование необходимой для этого работы, реализации намеченного и проведение анализа проделанной работы.
Обучение взаимодействию – это формирование и развитие интеллектуальной, психологической и социальной готовности к эффективному участию во взаимодействии и освоении им способов практической реализации этой готовности.
Обучение взаимодействию может идти несколькими путями:
• В процессе организации взаимодействия в быту и жизнедеятельности.
• В ходе специально создаваемых ситуаций в жизни организации и первичных коллективов.
• С помощью игр, тренингов, органично включенных в жизнь коллектива.
Обучение взаимодействию в воспитательной организации должно быть направлено на развитие базы для речевого общения, формирование у детей социально ценных установок и развитие коллективных умений.
Возможности воспитания в приобретении социального опыта ограничиваются тем, что может дать ему воспитательная организация: ее быт, различные сферы жизнедеятельности; содержание, формы и стиль взаимодействия между ее членами.
Быт воспитательной организации – это уклад повседневной жизни, входящих в нее людей, он определяется архитектурно-планировочными особенностями помещений и организацией предметно- пространственной среды, ее благоустроенностью и технической оборудованностью, а также режимом жизни, этикетом и рядом традиций.
Предметно- пространственная среда помещений влияет на быт организации в связи с 3 обстоятельствами:
1. Играет роль наличие или отсутствие на 3 вида территорий:
• Первичные территории – это помещения, которые длительное время находятся в пользовании первичных коллективов (аудитории)
• Вторичные территории – это те помещения, в которых первичные коллективы пользуются временно или периодически (спортзал, столовая, мед.кабинет)
• Специфические территории – это помещения, необходимые для функционирования всей организации ( ректорат, деканат, бухгалтерия, кафедра, профком, студсовет, библиотека, читальный зал, библиографический отдел)
2. Существенно то, насколько пространственная среда учитывает возрастные и иные особенности членов организации
3. Важно, какова мера благодарности и технической оснащенности помещений
Режим предусматривает определенную продолжительность и чередование занятий, сна и отдыха, регулярность приема пищи, выполнение правил личной гигиены. Он определяется типом организации, условиями ее жизни, составом членов и воспитательной системой организации. Режим должен быть точным, общим определенным (постоянным)
Этикет - это совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих отношений.
Традиции – это формы и установления жизни, идеи, ценности, нормы поведения, сохраняющиеся в воспитательной организации в течение длительного времени и передаваемые от поколения к поколению.
Самообслуживание – это систематическая работа членов организации по поддержанию и улучшению бытовых условий своей жизни.
Одежда определяет настроение членов воспитательной организации и удобство их участия в жизни организации.
Социальный опыт формируется в процессе жизнедеятельности
Схемы руководства воспитательной организации:
1. Автократический, когда руководитель осуществляет единоличное управление коллективом
2. Авторитарный – руководимым позволяется участвовать в обсуждении проблем жизнедеятельности коллектива, однако, решение принимает руководитель.
3. Демократический – руководитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность. Но окончательное решение формируется руководителем или должно быть им одобрено.
4. Эгалитарный – руководитель и члены коллектива в равной мере принимают участие в организации жизнедеятельности.
5. Игнорирующий – руководитель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность коллектива.
6. Непоследовательный – руководитель пытается реализовать то один, то другой из описанных выше стилей.
Формирование социального опыта зависит от соотношения управления, самоуправления и самоорганизации.
Управление – это социальное использование руководителями отношений власти для получения результатов, реализующих задачи и цели социального воспитания.
Управление включает в себя следующие стадии:
• Сбор информации об объекте
• Прогнозирование
• Проектирование
• Планирование
• Организация
• Регулирование и анализ процессов, происходящих в воспитательной организации.
Самоуправление – это решение вопросов воспитания организации или первичных коллективов их членами, в рамках полномочий делегированных руководителями.
Самоорганизация – это самопроизвольно протекающие в человеческих общностях процессы регулирования, в основе которых лежат обычаи, традиции, особенности лидерства, нормы отношений и другие социально- психологические феномены.
Формирование социального опыта происходит также в процессе взаимиодействия.
Взаимодействие – это организация совместных действий индивидов, групп, организаций, позволяющая им реализовать какую – либо общую работу. В социальном воспитании имеет место взаимодействие индивидуальных, групповых и социальных субъектов.
Структура взаимодействия:
1. Субъекты взаимодействия
2. Цели и задачи взаимодействия
3. Нормы и ценности
4. Средства взаимодействия (устная речь, письменная)
5. Ситуация взаимодействия (формальная и неформальная, непосредственное и опосредованное)
Групповое взаимодействие организуется для того, чтобы решить задачи, стоящие перед коллективом в той или иной сфере жизнедеятельности.
Организация группового взаимодействия предполагает включение членов коллектива или отдельных, микрогрупп в процессы выдвижения целей, планирование необходимой для этого работы, реализации намеченного и проведение анализа проделанной работы.
Обучение взаимодействию – это формирование и развитие интеллектуальной, психологической и социальной готовности к эффективному участию во взаимодействии и освоении им способов практической реализации этой готовности.
Обучение взаимодействию может идти несколькими путями:
• В процессе организации взаимодействия в быту и жизнедеятельности.
• В ходе специально создаваемых ситуаций в жизни организации и первичных коллективов.
• С помощью игр, тренингов, органично включенных в жизнь коллектива.
Обучение взаимодействию в воспитательной организации должно быть направлено на развитие базы для речевого общения, формирование у детей социально ценных установок и развитие коллективных умений.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи