Проблема личности и ее развития является одной из важнейших проблем. Она рассматривается разными науками, в том числе физиологией, анатомией, социологией, психологией и др. Безусловно, проблемами развития личности занимается и педагогика. Она изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.
Личность продукт общественной жизни, в то же время это живой организм. Педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют мотивы, интересы, цели, являющиеся результатами социальной жизни. Они определяют облик личности. Таким образом, будучи биологическим существом, человек в процессе своей жизнедеятельности вырабатывает и развивает в себе социальные свойства и качества.
Личность продукт общественной жизни, в то же время это живой организм. Педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют мотивы, интересы, цели, являющиеся результатами социальной жизни. Они определяют облик личности. Таким образом, будучи биологическим существом, человек в процессе своей жизнедеятельности вырабатывает и развивает в себе социальные свойства и качества.
Как уже отмечалось выше, педагогическая система, находящаяся в динамике, т.е. когда все ее компоненты начинают активно взаимодействовать, становится педагогическим процессом. Педагогический процесс это динамическая педагогическая система.
Главными компонентами педагогического процесса, его субъектами, являются педагоги и воспитанники. Взаимодействие субъектов педагогического процесса ориентировано на передачу определенных знаний, опыта, формирование навыков, развитие способностей и др. Это означает, что в основе педагогического процесса лежит содержание образования, являющееся еще одним его компонентом. Осуществление педагогического процесса невозможно без соответствующей материальной базы, средств обучения и воспитания, поэтому они является его четвертым компонентом.
Таким образом, сущностная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе, состоит во взаимодействии педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств.
Важнейшим, системообразующим фактором педагогического процесса является его цель. Именно ради достижения вполне определенных целей складывается та или иная педагогическая система. При ее функционировании, иначе говоря, осуществлении педагогического процесса, цель реально присутствует и в деятельности педагогов и воспитанников, и в средствах обучения и воспитания. Педагогический процесс направлен на достижение заданной цели, заранее намеченного изменения состояния, преобразование качеств воспитуемых.
Главными компонентами педагогического процесса, его субъектами, являются педагоги и воспитанники. Взаимодействие субъектов педагогического процесса ориентировано на передачу определенных знаний, опыта, формирование навыков, развитие способностей и др. Это означает, что в основе педагогического процесса лежит содержание образования, являющееся еще одним его компонентом. Осуществление педагогического процесса невозможно без соответствующей материальной базы, средств обучения и воспитания, поэтому они является его четвертым компонентом.
Таким образом, сущностная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе, состоит во взаимодействии педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств.
Важнейшим, системообразующим фактором педагогического процесса является его цель. Именно ради достижения вполне определенных целей складывается та или иная педагогическая система. При ее функционировании, иначе говоря, осуществлении педагогического процесса, цель реально присутствует и в деятельности педагогов и воспитанников, и в средствах обучения и воспитания. Педагогический процесс направлен на достижение заданной цели, заранее намеченного изменения состояния, преобразование качеств воспитуемых.
.Общество заинтересовано в широком видовом многообразии педагогических систем, действующих при этом взаимосвязано, на основе общности целей и задач. В результате в государстве складывается система образования как наиболее общая педагогическая система. Она представляет собой комплекс образовательных учреждений, реализующих преемственные образовательные программы различного уровня и направленности.
По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть:
государственными, муниципальными, негосударственными.
Важно отметить, что действие законодательства в равной степени распространяется на все образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм.
По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть:
государственными, муниципальными, негосударственными.
Важно отметить, что действие законодательства в равной степени распространяется на все образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм.
Для педагогических систем характерно их видовое многообразие. Так, основой дошкольного образования является педагогическая система
«детский сад». Она включает в себя все те компоненты, о которых говорилось выше: педагогов, воспитанников, содержание дошкольного образования и материальную базу, позволяющую осуществлять педагогическую деятельность. Однако данная педагогическая система имеет различные варианты, различающиеся не своими сущностными характеристиками, поскольку они совпадают, а назначением, особенностями организации и функционирования. Это такие варианты, как детские сады с круглосуточным содержанием детей, коррекционные детские сады и т.п.
Видовое многообразие имеет место и в педагогической системе «школа». Она также состоит из таких компонентов, как педагоги, воспитанники (учащиеся), содержание образования и материальная база. При совпадении основных сущностных характеристик эти компоненты, так или иначе, различаются в вариантах данной педагогической системы. Ими являются гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов и т.д.
Различные варианты педагогических систем могут быть прослежены и в системе профессионального образования.
К вариантам педагогической системы дополнительного образования относятся музыкальные, художественные, спортивные школы, станции юных техников и т.п.
«детский сад». Она включает в себя все те компоненты, о которых говорилось выше: педагогов, воспитанников, содержание дошкольного образования и материальную базу, позволяющую осуществлять педагогическую деятельность. Однако данная педагогическая система имеет различные варианты, различающиеся не своими сущностными характеристиками, поскольку они совпадают, а назначением, особенностями организации и функционирования. Это такие варианты, как детские сады с круглосуточным содержанием детей, коррекционные детские сады и т.п.
Видовое многообразие имеет место и в педагогической системе «школа». Она также состоит из таких компонентов, как педагоги, воспитанники (учащиеся), содержание образования и материальная база. При совпадении основных сущностных характеристик эти компоненты, так или иначе, различаются в вариантах данной педагогической системы. Ими являются гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов и т.д.
Различные варианты педагогических систем могут быть прослежены и в системе профессионального образования.
К вариантам педагогической системы дополнительного образования относятся музыкальные, художественные, спортивные школы, станции юных техников и т.п.
Система – это упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления, и выступающее как целостное явление.
Подобное определение понятия «система» с полным основанием может быть отнесено и к понятию «педагогическая система». Относительно компонентов (элементов) педагогической системы и их сочетания существуют различные мнения. Оптимальной можно считать точку зрения, при которой в качестве компонентов педагогической системы выделяются четыре взаимосвязанных элемента:
педагоги, воспитанники, содержание образования, материальная база.
Действительно, все эти элементы взаимосвязаны и существуют в единстве. Наличие педагогов предполагает и наличие воспитанников, относительно которых планируются и осуществляются педагогические усилия. При этом деятельность педагогов, безусловно, основывается на определенных целевых установках и соответствующем содержании образования. Неотъемлемой частью педагогической системы является материальная база, средства обучения и воспитания, без которых невозможно осуществление педагогической деятельности.
Совокупность указанных компонентов, находящихся в статике, составляет педагогическую систему. Однако в реальности они в динамике, иначе говоря, в активном взаимодействии, а оно порождает педагогический процесс. Таким образом, педагогическая система создается и функционирует с целью обеспечения педагогического процесса.
Подобное определение понятия «система» с полным основанием может быть отнесено и к понятию «педагогическая система». Относительно компонентов (элементов) педагогической системы и их сочетания существуют различные мнения. Оптимальной можно считать точку зрения, при которой в качестве компонентов педагогической системы выделяются четыре взаимосвязанных элемента:
педагоги, воспитанники, содержание образования, материальная база.
Действительно, все эти элементы взаимосвязаны и существуют в единстве. Наличие педагогов предполагает и наличие воспитанников, относительно которых планируются и осуществляются педагогические усилия. При этом деятельность педагогов, безусловно, основывается на определенных целевых установках и соответствующем содержании образования. Неотъемлемой частью педагогической системы является материальная база, средства обучения и воспитания, без которых невозможно осуществление педагогической деятельности.
Совокупность указанных компонентов, находящихся в статике, составляет педагогическую систему. Однако в реальности они в динамике, иначе говоря, в активном взаимодействии, а оно порождает педагогический процесс. Таким образом, педагогическая система создается и функционирует с целью обеспечения педагогического процесса.
С момента возникновения и в течение всего периода своего существования педагогика была тесно связана со многими науками. Некоторые из этих взаимосвязей возникли еще на этапе выделения и оформления педагогики как науки, связи с другими науками оформились позднее.
Наиболее длительной и продуктивной является связь педагогики с философией. Именно из философских идей выросли основные педагогические концепции и теории, они задавали и задают направления педагогического поиска. В современный период теория познания позволяет опосредованно, благодаря общности законов, определять закономерности учебнопознавательной деятельности. Она оставляет наиболее общую методологическую основу педагогического исследования. Философские категории необходимости и случайности, общего, единичного и особенного, законы диалектики способствуют развитию исследовательской педагогической мысли.
В современных условиях получает развитие такое научное направление, как философия образования.
Наиболее широкие и прочные связи у педагогики существуют с психологией. Педагогика для того, чтобы стать подлинной наукой и эффективно направлять деятельность педагога, должна основываться на понимании свойств человеческой природы, ее естественных потребностей и возможностей, учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности, строить образование, сообразуясь с этими законами, свойствами, потребностями, возможностями.
Наиболее длительной и продуктивной является связь педагогики с философией. Именно из философских идей выросли основные педагогические концепции и теории, они задавали и задают направления педагогического поиска. В современный период теория познания позволяет опосредованно, благодаря общности законов, определять закономерности учебнопознавательной деятельности. Она оставляет наиболее общую методологическую основу педагогического исследования. Философские категории необходимости и случайности, общего, единичного и особенного, законы диалектики способствуют развитию исследовательской педагогической мысли.
В современных условиях получает развитие такое научное направление, как философия образования.
Наиболее широкие и прочные связи у педагогики существуют с психологией. Педагогика для того, чтобы стать подлинной наукой и эффективно направлять деятельность педагога, должна основываться на понимании свойств человеческой природы, ее естественных потребностей и возможностей, учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности, строить образование, сообразуясь с этими законами, свойствами, потребностями, возможностями.
Основные категории педагогики - «образование», «воспитание», «обучение». Следует отметить, что мнения относительно их содержания в определенной степени расходятся. Наиболее приемлемой формулировкой соотношения данных категорий можно считать, ту, которая дана в Законе РФ «Об образовании». Образование в нем трактуется как всеобщая категория. Оно определяется как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней. Относительно категорий «воспитание» и «обучение» оптимальным можно считать следующие их содержательное наполнение.
Воспитание это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В педагогике принято понимать «воспитание» в широком и узком как социальном, так и педагогическом плане.
В широком социальном плане воспитание это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Воспитание возникло вместе с человеческим обществом и, соответственно, будет существовать, пока существует общество.
Воспитание это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В педагогике принято понимать «воспитание» в широком и узком как социальном, так и педагогическом плане.
В широком социальном плане воспитание это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Воспитание возникло вместе с человеческим обществом и, соответственно, будет существовать, пока существует общество.
Педагогика получила свое название от греческого слова «пайдагогос» (пайд дитя, гогос веду). В буквальном смысле педагогика означает «детовождение». В Древней Греции педагогами назывались рабы, которые сопровождали детей в школу. «Детовождение» понималось в буквальном смысле. Впоследствии педагогами стали называть людей, занимавшихся обучением и воспитанием детей.
Педагогическая деятельность является одной из самых древних, она складывалась и развивалась вместе с обществом. Уже первобытные люди обладали необходимыми знаниями по воспитанию. Их волновали забота о кормлении детей, необходимость их ограждения от подстерегавших жизненных опасностей, неблагоприятных условий социальной и природной среды. Важнейшей задачей было формирование качеств, необходимых человеку для его нелегкой трудовой деятельности, непрерывной борьбы с природными силами, для отражения набегов чужеземных племен. Необходимость решения указанных задач приводила к неизбежности формирования элементарных педагогических воззрений. Они закреплялись в обычаях, образе жизни, устных преданиях, что составило содержание народной педагогики.
Социальный прогресс потому и оказался возможным, что каждое вступающее в жизнь новое поколение основывалось на опыте предков. Обогащая полученный опыт, оно передавало его потомкам. Развитие общества сопровождалось усложнением производства, накоплением различных типов знаний: обыденных, религиозных, научных. Для их передачи новому поколению требовалось выделения особой, специально организованной деятельности. Она получила название образование. Образованием является процесс и результат овладения человеком определенной системой знаний, умений и навыков, способами мышления, необходимыми для полноценного включения в социальную и культурную жизнь общества и выполнения определенных профессиональных функций. Развитие образования потребовало возникновения науки об обучении и воспитании. Она получила название педагогика. Впервые эта наука была вычленена из системы философских знаний в начале XVII в.
Педагогическая деятельность является одной из самых древних, она складывалась и развивалась вместе с обществом. Уже первобытные люди обладали необходимыми знаниями по воспитанию. Их волновали забота о кормлении детей, необходимость их ограждения от подстерегавших жизненных опасностей, неблагоприятных условий социальной и природной среды. Важнейшей задачей было формирование качеств, необходимых человеку для его нелегкой трудовой деятельности, непрерывной борьбы с природными силами, для отражения набегов чужеземных племен. Необходимость решения указанных задач приводила к неизбежности формирования элементарных педагогических воззрений. Они закреплялись в обычаях, образе жизни, устных преданиях, что составило содержание народной педагогики.
Социальный прогресс потому и оказался возможным, что каждое вступающее в жизнь новое поколение основывалось на опыте предков. Обогащая полученный опыт, оно передавало его потомкам. Развитие общества сопровождалось усложнением производства, накоплением различных типов знаний: обыденных, религиозных, научных. Для их передачи новому поколению требовалось выделения особой, специально организованной деятельности. Она получила название образование. Образованием является процесс и результат овладения человеком определенной системой знаний, умений и навыков, способами мышления, необходимыми для полноценного включения в социальную и культурную жизнь общества и выполнения определенных профессиональных функций. Развитие образования потребовало возникновения науки об обучении и воспитании. Она получила название педагогика. Впервые эта наука была вычленена из системы философских знаний в начале XVII в.
Внутрисемейные отношения выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения членов семьи. Межличностное общение является одним из социально-психологических механизмов становления личности. Потребность в нем носит общечеловеческий характер и является фундаментальной высшей социальной потребностью человека. Именно в процессе общения со взрослыми ребенок приобретает навыки речи и мышления, предметных действий, овладевает основами человеческого опыта в различных областях жизни, познает и усваивает правила взаимоотношений, качества, свойственные людям, их стремления и идеалы, воплощая постепенно нравственные основы опыта жизни в собственной деятельности. Уже в игре он моделирует жизнь взрослых с ее правилами и нормами.
В системе внутрисемейных отношений главенствующими выступают отношения между супругами. Они создают семью и определяют ее лицо. От характера и состояния супружеских отношений зависит нравственно-эмоциональный климат семьи, а, следовательно, ее воспитательные возможности.
В системе внутрисемейных отношений главенствующими выступают отношения между супругами. Они создают семью и определяют ее лицо. От характера и состояния супружеских отношений зависит нравственно-эмоциональный климат семьи, а, следовательно, ее воспитательные возможности.
На ранних этапах существования человечества в рамках родоплеменных отношений семьи не существовало. Отношения людей строились по принципу полигамии, т.е. свободного выбора и смены половых партнеров, а также совместного воспитания детей всеми членами рода. По мере совершенствования социальных отношений и накопления материального богатства оформилась моногамная семья как союз супругов, ведущих совместное хозяйство и воспитывающих собственных детей. Таким образом, семья явилась одним из наиболее ранних социальных институтов, призванных регулировать человеческие отношения в связи с зарождением первоначальных форм частной собственности.
Самой ранней формой семьи, сохранившейся до настоящего времени, была патриархальная семья, в которой объединялись родственники нескольких поколений при главенстве старшего мужчины - собственника средств к существованию. Отношения в патриархальной семье авторитарны и предусматривают ведущую роль старшего поколения. Экономическая взаимозависимость в патриархальной семье была настолько велика, что обособление отдельных ее членов было практически невозможно.
В XX веке по мере роста благосостояния населения развитых промышленных стран получила распространение так называемая, нуклеарная семья, объединяющая лишь супругов и их несовершеннолетних детей. Одновременно в массовом масштабе появились неполные семьи, состоящие лишь из одного родителя с детьми. Нуклеарная семья, предоставляя своим членам большую, по сравнению с патриархальной, экономическую и психологическую независимость, породила в то же время ряд проблем, связанных с утратой преемственности поколений. Однако отсутствие возрастной иерархии нескольких поколений привело к демократизации внутрисемейных отношений и стиля воспитания.
Самой ранней формой семьи, сохранившейся до настоящего времени, была патриархальная семья, в которой объединялись родственники нескольких поколений при главенстве старшего мужчины - собственника средств к существованию. Отношения в патриархальной семье авторитарны и предусматривают ведущую роль старшего поколения. Экономическая взаимозависимость в патриархальной семье была настолько велика, что обособление отдельных ее членов было практически невозможно.
В XX веке по мере роста благосостояния населения развитых промышленных стран получила распространение так называемая, нуклеарная семья, объединяющая лишь супругов и их несовершеннолетних детей. Одновременно в массовом масштабе появились неполные семьи, состоящие лишь из одного родителя с детьми. Нуклеарная семья, предоставляя своим членам большую, по сравнению с патриархальной, экономическую и психологическую независимость, породила в то же время ряд проблем, связанных с утратой преемственности поколений. Однако отсутствие возрастной иерархии нескольких поколений привело к демократизации внутрисемейных отношений и стиля воспитания.
Когда появляется на свет новорожденный, мы говорим: «Родился человек», т.е. имеем в виду его биологическое рождение. Однако дальнейший процесс его биологического развития теснейшим образом сочетается с приобретением таких свойств и качеств, которые по своему происхождению не связаны с биологической природой человека (например, усвоение системы знаний, навыков и умений, формирование отношения к родителям и другим людям). Перечисленные и многие другие качества могут сформироваться лишь прижизненно и характеризуют социальное развитие человека – социализацию личности. Таким образом, общее понятие «человек» включает в себя более узкое и специфическое понятие – «личность ребенка».
Об уровне сформированности личностных составляющих ребенка принято, прежде всего, судить по двум основным признакам.
1. Наличие определенных сформированных социальных качеств и, прежде всего, таких как ответственность, достоинство, индивидуальность, общественная активность, независимость, твердость взглядов и убеждений.
2. Уровень психического развития ребенка, который позволяет ему управлять собственным поведением и деятельностью. Способность обдумывать свои поступки и управлять ими – существенный и важный признак личностной сформированности растущего и развивающегося человека.
Об уровне сформированности личностных составляющих ребенка принято, прежде всего, судить по двум основным признакам.
1. Наличие определенных сформированных социальных качеств и, прежде всего, таких как ответственность, достоинство, индивидуальность, общественная активность, независимость, твердость взглядов и убеждений.
2. Уровень психического развития ребенка, который позволяет ему управлять собственным поведением и деятельностью. Способность обдумывать свои поступки и управлять ими – существенный и важный признак личностной сформированности растущего и развивающегося человека.
Диагностика воспитанности – это процесс определения педагогом уровня сформированности личностных свойств и качеств человека, реализуемых в системе межличностных отношений. На основе анализа ее результатов осуществляется уточнение или коррекция направленности и содержания основных компонентов воспитательной технологии.
Следует отметить, что проблема диагностики воспитанности в настоящее время является одним из новых направлений педагогической диагностики и еще находится на стадии теоретической разработки. Вследствие этого в педагогической литературе она еще не нашла достаточно полного отражения, что затрудняет ее научно обоснованную реализацию в воспитательных технологиях. В то же время в повседневной жизни, как родители, так и учителя и другие категории педагогов всегда стремятся решить эту задачу, зачастую внося в ее результаты достаточно много субъективности. Вследствие этого воспитанность одного и того же человека разными людьми оценивается поразному. Устранение этого недостатка невозможно без опоры на разработанные к настоящему времени научно-теоретические позиции.
Прежде всего, необходимо уяснить сущность понятия «воспитанность». К сожалению, оно не рассматривается в прямой постановке ни в одном отечественном словаре. В то же время в ряде педагогических работ в него включены те личностные характеристики, которые проявляются во взаимоотношениях человека с окружающими его людьми. Обобщение научных позиций авторов без их детализации позволяет под воспитанностью понимать уровень сформированности (развития) личностных свойств и качеств человека, реализуемых в системе межличностных отношений.
Следует отметить, что проблема диагностики воспитанности в настоящее время является одним из новых направлений педагогической диагностики и еще находится на стадии теоретической разработки. Вследствие этого в педагогической литературе она еще не нашла достаточно полного отражения, что затрудняет ее научно обоснованную реализацию в воспитательных технологиях. В то же время в повседневной жизни, как родители, так и учителя и другие категории педагогов всегда стремятся решить эту задачу, зачастую внося в ее результаты достаточно много субъективности. Вследствие этого воспитанность одного и того же человека разными людьми оценивается поразному. Устранение этого недостатка невозможно без опоры на разработанные к настоящему времени научно-теоретические позиции.
Прежде всего, необходимо уяснить сущность понятия «воспитанность». К сожалению, оно не рассматривается в прямой постановке ни в одном отечественном словаре. В то же время в ряде педагогических работ в него включены те личностные характеристики, которые проявляются во взаимоотношениях человека с окружающими его людьми. Обобщение научных позиций авторов без их детализации позволяет под воспитанностью понимать уровень сформированности (развития) личностных свойств и качеств человека, реализуемых в системе межличностных отношений.