Известно, что вопросы терминологии, состояние понятийно-смыслового аппарата той или иной сферы человеческой деятельности имеют большое значение для понимания существа процессов, происходящих в этой сфере, и для целенаправленного управления этими процессами.
В частности, неупорядоченность терминов, нечеткость определений и их неоднозначность в области, например, профессионального образования, затрудняет понимание существа дела и создает значительные трудности в продуктивной деятельности и взаимопонимании, как ученых, так и руководителей, и преподавательского состава – всех, кто работает в сфере профессионального образования.
Ниже представлен понятийно-смысловой аппарат самых общих, базовых терминов профессионального образования.
В частности, неупорядоченность терминов, нечеткость определений и их неоднозначность в области, например, профессионального образования, затрудняет понимание существа дела и создает значительные трудности в продуктивной деятельности и взаимопонимании, как ученых, так и руководителей, и преподавательского состава – всех, кто работает в сфере профессионального образования.
Ниже представлен понятийно-смысловой аппарат самых общих, базовых терминов профессионального образования.
Жизнедеятельность – это способ существования человека, реализация им своей активности в индивидуальном, коллективном и социальном бытии.
Движущей силой активности является потребность. Активность человека побуждается рядом потребностей разного уровня, которые имеют половозрастные, групповые и индивидуальные особенности (вспомнить пирамиду потребностей Маслоу)
На всех возрастных этапах жизнедеятельность человека складывается из ряда сфер:
1. Общение (активность направлена на взаимодействие с другими людьми)
2. Познание (на познание окружающего мира)
3. Деятельность (на сохранение и преобразование условий жизни)
4. Игра (гедоническая активность, удовольствие от игры)
5. Спорт (на совершенствование собственного тела и сохранение здоровья)
Общение – это обмен духовными и эмоциональными ценностями, который происходит в форме диалога человека как со своим «Я» так и с окружающими людьми.
Существует 2 вида общения:
• Ролевое (возникающее в каких-либо сферах жизнедеятельности и имеющее целью их обслуживание)
• Межличностное (имеющее целью только удовлетворение потребности в общении; общение между друзьями, приятелями)
Движущей силой активности является потребность. Активность человека побуждается рядом потребностей разного уровня, которые имеют половозрастные, групповые и индивидуальные особенности (вспомнить пирамиду потребностей Маслоу)
На всех возрастных этапах жизнедеятельность человека складывается из ряда сфер:
1. Общение (активность направлена на взаимодействие с другими людьми)
2. Познание (на познание окружающего мира)
3. Деятельность (на сохранение и преобразование условий жизни)
4. Игра (гедоническая активность, удовольствие от игры)
5. Спорт (на совершенствование собственного тела и сохранение здоровья)
Общение – это обмен духовными и эмоциональными ценностями, который происходит в форме диалога человека как со своим «Я» так и с окружающими людьми.
Существует 2 вида общения:
• Ролевое (возникающее в каких-либо сферах жизнедеятельности и имеющее целью их обслуживание)
• Межличностное (имеющее целью только удовлетворение потребности в общении; общение между друзьями, приятелями)
Социальный опыт – это самобытный синтез различного рода умений, знаний и способов деятельности, стереотипов поведения, запечатленный впечатлений и переживаний.
Возможности воспитания в приобретении социального опыта ограничиваются тем, что может дать ему воспитательная организация: ее быт, различные сферы жизнедеятельности; содержание, формы и стиль взаимодействия между ее членами.
Быт воспитательной организации – это уклад повседневной жизни, входящих в нее людей, он определяется архитектурно-планировочными особенностями помещений и организацией предметно- пространственной среды, ее благоустроенностью и технической оборудованностью, а также режимом жизни, этикетом и рядом традиций.
Предметно- пространственная среда помещений влияет на быт организации в связи с 3 обстоятельствами:
1. Играет роль наличие или отсутствие на 3 вида территорий:
• Первичные территории – это помещения, которые длительное время находятся в пользовании первичных коллективов (аудитории)
• Вторичные территории – это те помещения, в которых первичные коллективы пользуются временно или периодически (спортзал, столовая, мед.кабинет)
• Специфические территории – это помещения, необходимые для функционирования всей организации ( ректорат, деканат, бухгалтерия, кафедра, профком, студсовет, библиотека, читальный зал, библиографический отдел)
Возможности воспитания в приобретении социального опыта ограничиваются тем, что может дать ему воспитательная организация: ее быт, различные сферы жизнедеятельности; содержание, формы и стиль взаимодействия между ее членами.
Быт воспитательной организации – это уклад повседневной жизни, входящих в нее людей, он определяется архитектурно-планировочными особенностями помещений и организацией предметно- пространственной среды, ее благоустроенностью и технической оборудованностью, а также режимом жизни, этикетом и рядом традиций.
Предметно- пространственная среда помещений влияет на быт организации в связи с 3 обстоятельствами:
1. Играет роль наличие или отсутствие на 3 вида территорий:
• Первичные территории – это помещения, которые длительное время находятся в пользовании первичных коллективов (аудитории)
• Вторичные территории – это те помещения, в которых первичные коллективы пользуются временно или периодически (спортзал, столовая, мед.кабинет)
• Специфические территории – это помещения, необходимые для функционирования всей организации ( ректорат, деканат, бухгалтерия, кафедра, профком, студсовет, библиотека, читальный зал, библиографический отдел)
В последние годы актуальной для высшей школы стала проблема педагогических кадров. За прошедшие годы социальный статус профессорско-преподавательского состава, зарплата и пенсионное обеспечение снижались, что вызвало такие негативные явления, как «утечку мозгов», уменьшение притока молодежи в педагогическую профессию, снижение профессионализма профессорско-преподавательского состава. Половина докторов наук — пенсионеры. Только около 42 % преподавателей имеют ученую степень. Решение этих насущных проблем связывается с принятием Закона о высшем образовании и четким механизмом его реализации.
Реформирование образовательной сферы в настоящее время является основой государственной политики многих стран мира. Коренные перемены в экономической, социальной и научно-технической жизни требуют адекватных изменений в системе образования. Глубина и темп трансформационных процессов в мировой практике образования возрастают с каждым годом.
Курс на модернизацию образовательной системы, взятый Республикой Беларусь в начале 90-х гг. позволяет сохранить и приумножить высокий уровень образования, оставшийся в наследство от советского периода, сочетать опору на национальные традиции и стремление к достижению высоких международных стандартов.
Реформирование образовательной сферы в настоящее время является основой государственной политики многих стран мира. Коренные перемены в экономической, социальной и научно-технической жизни требуют адекватных изменений в системе образования. Глубина и темп трансформационных процессов в мировой практике образования возрастают с каждым годом.
Курс на модернизацию образовательной системы, взятый Республикой Беларусь в начале 90-х гг. позволяет сохранить и приумножить высокий уровень образования, оставшийся в наследство от советского периода, сочетать опору на национальные традиции и стремление к достижению высоких международных стандартов.
В сравнительно небольшой срок система образования Республики Беларусь существенно преобразилась. Особенно значительные изменения произошли в школьном образовании: появились новые типы учебных заведений (гимназия, лицей, учебно-педагогический комплекс, специализированная школа и др.).
Наряду с государственным получил развитие частный сектор школьного образования. В учебных заведениях разворачивается инновационная деятельность, расширяется спектр применяемых технологий. Эти изменения подготовили почву для кардинальной реорганизации школьного образования, его структурной и содержательной перестройки и обусловили вступление белорусской школы в полосу длительного крупномасштабного реформирования.
Наряду с государственным получил развитие частный сектор школьного образования. В учебных заведениях разворачивается инновационная деятельность, расширяется спектр применяемых технологий. Эти изменения подготовили почву для кардинальной реорганизации школьного образования, его структурной и содержательной перестройки и обусловили вступление белорусской школы в полосу длительного крупномасштабного реформирования.
В 1920-е годы экспериментальная активно велась работа в опытно-показательных учреждениях, включающих в себя комплекс разных воспитательно-образовательных и просветительных учреждений: детского сада, школы, курсов для учителей. Во главе наиболее известной из них – «Первая опытная станция», стоял советский педагог С.Т. Шацкий (1878– 1934).
Еще до революции в мае 1905 году Шацкий развернул культурно-просветительскую деятельность, открыв детскую летнюю трудовую колонию возле Москвы (Щелково) и продолжив эту работу в детских клубах в городе зимой. По инициативе А.У. Зеленко и С.Т. Шацкого было организовано культурно-просветительное общество «Сеттльмент» для бедных детей, с целью приобщить их к полезной деятельности, к творчеству, к труду и учению.
В 1911 году Шацкий и его единомышленники открыли в Калужской области колонию для детей «Бодрая жизнь», а в 1914-1915 она была преобразована в Опытную станцию, где он вел поиск новых форм и методов воспитательной работы с детьми. В опытную станцию водили несколько воспитательных учреждений: ясли, детский сад, начальная и дополнительная школы, мастерские, библиотеки, местный музей и др.
На базе сложившегося еще до революции педагогического коллектива в 1919 году Наркомпрос одобрил идею Шацкого открыть Первую опытную станцию по народному образованию. Станция была комплексом научно-исследовательских педагогических учреждений, детских садов, школ, внешкольных учреждений, просветительских учреждений для взрослых, где на основе единой программы разрабатывались и апробировались на практике формы и методы воспитания.
Как и многие другие педагоги своего времени Шацкий рассматривал роль социальной среды выше, чем факторы наследственности, доказывая, что нового человека социалистического общества сможет сформировать новая социальная среда.
Целью педагогики по Шацкому является научение ребенка сочетанию личных и групповых интересов, научение коллективному труду, не обучение, но развитие способностей.
Еще до революции в мае 1905 году Шацкий развернул культурно-просветительскую деятельность, открыв детскую летнюю трудовую колонию возле Москвы (Щелково) и продолжив эту работу в детских клубах в городе зимой. По инициативе А.У. Зеленко и С.Т. Шацкого было организовано культурно-просветительное общество «Сеттльмент» для бедных детей, с целью приобщить их к полезной деятельности, к творчеству, к труду и учению.
В 1911 году Шацкий и его единомышленники открыли в Калужской области колонию для детей «Бодрая жизнь», а в 1914-1915 она была преобразована в Опытную станцию, где он вел поиск новых форм и методов воспитательной работы с детьми. В опытную станцию водили несколько воспитательных учреждений: ясли, детский сад, начальная и дополнительная школы, мастерские, библиотеки, местный музей и др.
На базе сложившегося еще до революции педагогического коллектива в 1919 году Наркомпрос одобрил идею Шацкого открыть Первую опытную станцию по народному образованию. Станция была комплексом научно-исследовательских педагогических учреждений, детских садов, школ, внешкольных учреждений, просветительских учреждений для взрослых, где на основе единой программы разрабатывались и апробировались на практике формы и методы воспитания.
Как и многие другие педагоги своего времени Шацкий рассматривал роль социальной среды выше, чем факторы наследственности, доказывая, что нового человека социалистического общества сможет сформировать новая социальная среда.
Целью педагогики по Шацкому является научение ребенка сочетанию личных и групповых интересов, научение коллективному труду, не обучение, но развитие способностей.
В 1930-е годы в СССР была проведена радикальная реорганизация системы школьного образования. В 1930 году было введено всеобщее обязательное начальное обучение. А постановлением «О структуре начальной и средней школы в СССР» (1934) государство определило унифицированную структуру школьного образования с преемственностью ее ступеней. В постановлении были даны указания о коренном изменении учебно-воспитательной работы школ с осуждением методов проектов. В постановлении «Об учебных программах и режиме начальной школе» (1932) одобрены новые предметные программы, осуждены коллективные сдачи экзаменов и зачетов, урок объявлен основной формой организации учебного процесса, выдвигается требование создания и использования стабильных учебников.
С 1932/ 33 учебного года упраздняется разделение школ на ФЗУ и ШКМ, а семилетка становится единой общеобразовательной школой для города и деревни. Учебно-воспитательная работа меньше стала уделять внимание трудовому воспитанию и политехнической направленности. В конце 30-х годов труд изымается из учебного плана и программ, а школьные мастерские ликвидируются.
Согласно постановлениям правительства в стране были установлены следующие типы школ:
- начальная школа (1-4 кл.),
- неполная средняя школа (5-7 кл.),
- полная средняя школа (8-10 кл.).
С 1932/ 33 учебного года упраздняется разделение школ на ФЗУ и ШКМ, а семилетка становится единой общеобразовательной школой для города и деревни. Учебно-воспитательная работа меньше стала уделять внимание трудовому воспитанию и политехнической направленности. В конце 30-х годов труд изымается из учебного плана и программ, а школьные мастерские ликвидируются.
Согласно постановлениям правительства в стране были установлены следующие типы школ:
- начальная школа (1-4 кл.),
- неполная средняя школа (5-7 кл.),
- полная средняя школа (8-10 кл.).
Февральская революция 1917 года в России дала толчок развитию общественно-педагогического движения в России. Русская общественность активно включилась в поиск новых путей создания демократической школы. В 1905 году был создан «Всероссийский союз учителей и деятелей народного образования», целью которого была борьба за политические свободы и демократизацию народного образования. В 1908 году союз прекратил свою деятельность и возобновил ее в 1917 году как «Всероссийский учительский союз» (ВУС).
В 1917 году свершились революционные преобразования не только в политической и экономической жизни страны, но и в педагогике, школьной системе и культуре в целом. Изменялись цели и содержание воспитания, определяемые партийно-государственными органами, была полностью ликвидирована вся старая система учебных и воспитательных заведений, отвергнута прежняя педагогическая теория.
В конце 1917 года была организована Государственная комиссия по просвещению, которая выполняла функции Министерства просвещения. Новое советское государство в 1917 – 1918 годах издает документы, в которых излагаются цели, задачи и программа школьного образования: «Положение о единой трудовой школе» (1918), «Основные принципы единой трудовой школы» (1918), «Декларация о дошкольном воспитании» (1920) и др.
На основании этих документов:
- упразднялись все имевшиеся к тому времени типы учебно-воспитательных заведений;
- школа отделялась от церкви, в школе запрещалось преподавать религию, воспитание и школа стали носить светский характер;
- отменялись сословные, религиозные, национальные и другие ограничения в получении образования и провозглашалось право всех граждан на образование;
- предоставлялось право всем народам России создавать национальные школы на родном языке;
- вводилось совместное обучение мальчиков и девочек;
- создавалось государственная система дошкольного образования;
В 1917 году свершились революционные преобразования не только в политической и экономической жизни страны, но и в педагогике, школьной системе и культуре в целом. Изменялись цели и содержание воспитания, определяемые партийно-государственными органами, была полностью ликвидирована вся старая система учебных и воспитательных заведений, отвергнута прежняя педагогическая теория.
В конце 1917 года была организована Государственная комиссия по просвещению, которая выполняла функции Министерства просвещения. Новое советское государство в 1917 – 1918 годах издает документы, в которых излагаются цели, задачи и программа школьного образования: «Положение о единой трудовой школе» (1918), «Основные принципы единой трудовой школы» (1918), «Декларация о дошкольном воспитании» (1920) и др.
На основании этих документов:
- упразднялись все имевшиеся к тому времени типы учебно-воспитательных заведений;
- школа отделялась от церкви, в школе запрещалось преподавать религию, воспитание и школа стали носить светский характер;
- отменялись сословные, религиозные, национальные и другие ограничения в получении образования и провозглашалось право всех граждан на образование;
- предоставлялось право всем народам России создавать национальные школы на родном языке;
- вводилось совместное обучение мальчиков и девочек;
- создавалось государственная система дошкольного образования;
Наследие великого немецкого педагога, оригинального философа, психолога Иоганна Фридриха Гербарта (1776 – 1841) в советской историко-педагогической литературе оценивалось неоднозначно. Признавался его весомый вклад в становление педагогики как научной дисциплины, глубокое влияние его идей на развитие педагогической мысли XIX века, на совершенствование общего среднего образования. В то же время подчеркивались «буржуазно-классовый» характер, «реакционность», «консерватизм», «авторитарность» его педагогической системы. Между тем именно Гербарт явился в XIX веке достойным продолжателем гуманистической педагогической традиции, ориентируя теорию общего образования на развитие культурной нравственной личности, индивидуальности.
Познакомившись с произведениями И.Г. Песталоцци, Гербарт посетил Бурдорфский институт (1800), которым руководил швейцарский педагог и надолго оставался под впечатлением увиденного. Свой первый педагогический труд он посвятил Песталоцци, однако, многие вопросы своей педагогической теории решал иначе.
Познакомившись с произведениями И.Г. Песталоцци, Гербарт посетил Бурдорфский институт (1800), которым руководил швейцарский педагог и надолго оставался под впечатлением увиденного. Свой первый педагогический труд он посвятил Песталоцци, однако, многие вопросы своей педагогической теории решал иначе.
«Избавитель бедных. Народный проповедник. Отец сирот. Основатель народной школы. Воспитатель человечества. Человек Гражданин. Все для других. Для себя ничего». Эта надпись на надгробном памятнике И.Г. Песталоцци, сделанная его современниками, помогает сегодня понять духовные основы жизненного подвига великого швейцарского педагога, оценить уникальность его вклада в европейский историко-педагогический процесс.
Гуманист и демократ Иоганн Генрих Песталоцци (1746 - 1827) еще со студенческой скамьи принимает решение служить и помогать своему народу. С юных лет он проникся лекциями прогрессивных профессоров, которые внушали слушателям патриотические идеи и развивавшие мысли о воспитании как основном средстве переустройства общества. Изучал труды французских просветителей, особенно выделял философско-политические идеи Ж.Ж. Руссо и Дж. Локка.
Также повлияла на формирование мировоззрения Песталоцци христианская антропология. В соответствии с христианской традицией, Песталоцци «возвышает» человека и вместе с тем далек от идеализации человеческой природы. «Истинно человеческое», отличающее человека от других живых существ: «ум, сердце, рука» - вызревает в борении с «животным началом». Воспитание призвано помочь этому естественному процессу – «подчинить притязания нашей животной природы нашему духу» - писал И.Г. Песталоцци.
Мысли о бедственном положении народа не покидали его в течение всей жизни. Он признавался в одном из своих произведений: «Я пристрастен в пользу народа, всем сердцем стою за права народа и лелею надежду, что народ не вечно будет в подчинении». Всю свою жизнь он посвятил делу народного образования.
В 1769 г., имея незаконченное высшее образование и некоторый общественно-политический опыт, Песталоцци начинает социальный эксперимент. В купленном на занятые деньги поместье Нейгоф он пытается организовать показательную ферму с тем, чтобы научить местных крестьян рационально вести свое хозяйство. Однако вскоре разоряется.
Гуманист и демократ Иоганн Генрих Песталоцци (1746 - 1827) еще со студенческой скамьи принимает решение служить и помогать своему народу. С юных лет он проникся лекциями прогрессивных профессоров, которые внушали слушателям патриотические идеи и развивавшие мысли о воспитании как основном средстве переустройства общества. Изучал труды французских просветителей, особенно выделял философско-политические идеи Ж.Ж. Руссо и Дж. Локка.
Также повлияла на формирование мировоззрения Песталоцци христианская антропология. В соответствии с христианской традицией, Песталоцци «возвышает» человека и вместе с тем далек от идеализации человеческой природы. «Истинно человеческое», отличающее человека от других живых существ: «ум, сердце, рука» - вызревает в борении с «животным началом». Воспитание призвано помочь этому естественному процессу – «подчинить притязания нашей животной природы нашему духу» - писал И.Г. Песталоцци.
Мысли о бедственном положении народа не покидали его в течение всей жизни. Он признавался в одном из своих произведений: «Я пристрастен в пользу народа, всем сердцем стою за права народа и лелею надежду, что народ не вечно будет в подчинении». Всю свою жизнь он посвятил делу народного образования.
В 1769 г., имея незаконченное высшее образование и некоторый общественно-политический опыт, Песталоцци начинает социальный эксперимент. В купленном на занятые деньги поместье Нейгоф он пытается организовать показательную ферму с тем, чтобы научить местных крестьян рационально вести свое хозяйство. Однако вскоре разоряется.
Педагогика и школа в Московском государстве в XVI веке опиралась на традиции патриархального древнерусского общества, проникнутого духом ветхозаветного педагогического идеала, который утверждал абсолютную власть отца в семье, непререкаемость его авторитета, высокое положение матери и хозяйки в доме, уважение к пожилым, старикам и воспитателям. Жестокое и авторитарное отношение к ребенку, широкое применение телесных наказаний были повсеместно распространены и способствовали обузданию плоти, приучали с раннего возраста переносить тяготы и лишения жизни, вырабатывали привычку послушания. Детей обучали на дому, систематического обучения не существовали. Часто основными воспитателями являлись, прежде всего, родители. Они учили детей земным поклонам, двуперстному или трехперстному кресту, соблюдению церковных обрядов, но не объясняли, в чем состоит их смысл и история появления.
Ветхозаветный педагогический идеал ярко описан в «Домострое» памятнике древнерусской литературы XVI века, который представлял собой свод житейских правил и наставлений относительно жизни семьи и семейного воспитания.
Обучение и воспитание подрастающего поколения этого периода имели сословный характер и по целям и по содержанию. Образованных граждан было крайне мало, вследствие чего общий уровень образованности был весьма низким. Государство и церковь не были заинтересованы в развитии доступного образования для всех слоев населения. Основными учителями для простых людей оставались – мастера-грамоты. Их профессиональный уровень и подготовка были низкими. В обществе подозрительно относились к ученым людям и наукам вообще. Считалось, что научные знания и просвещение не нужны православному христианину, так как идут они от лукавого и могут принести лишь вред человеку.
Часто священнослужители также были неграмотны. Многие священники были выходцами из крестьян или посадских людей, что не могло способствовать уровню их образованности. Тревога по поводу неграмотности приходского духовенства была выражена еще во времена Ивана III новгородским архиепископом Геннадием, просившим митрополита обратиться к великому князю за поддержкой в организации училищ для духовенства.
Ветхозаветный педагогический идеал ярко описан в «Домострое» памятнике древнерусской литературы XVI века, который представлял собой свод житейских правил и наставлений относительно жизни семьи и семейного воспитания.
Обучение и воспитание подрастающего поколения этого периода имели сословный характер и по целям и по содержанию. Образованных граждан было крайне мало, вследствие чего общий уровень образованности был весьма низким. Государство и церковь не были заинтересованы в развитии доступного образования для всех слоев населения. Основными учителями для простых людей оставались – мастера-грамоты. Их профессиональный уровень и подготовка были низкими. В обществе подозрительно относились к ученым людям и наукам вообще. Считалось, что научные знания и просвещение не нужны православному христианину, так как идут они от лукавого и могут принести лишь вред человеку.
Часто священнослужители также были неграмотны. Многие священники были выходцами из крестьян или посадских людей, что не могло способствовать уровню их образованности. Тревога по поводу неграмотности приходского духовенства была выражена еще во времена Ивана III новгородским архиепископом Геннадием, просившим митрополита обратиться к великому князю за поддержкой в организации училищ для духовенства.
Жан Жак Руссо (1712 – 1778) - один из самых ярких и блестящих писателей и публицистов в плеяде просветителей XVIII века. Это был человек, который не только при жизни, но и столетия спустя, вызывает неоднозначное отношение к себе и своим работам. Его объявляли бунтарем и смутьяном, ниспровергателем устоев общества, и в то же время, его считали великим гуманистом, педагогом и титаном мысли.
В свое время Руссо считали самым знаменитым писателем Франции, а его произведения многократно переиздавались и переводились на многие языки. В то же время, роман-трактат «Эмиль, или О воспитании», который принес автору мировую известность, был сожжен на одной из площадей Парижа и внесен в список запрещенных книг, а его автор был вынужден бежать за границу.
Произведения Руссо глубоко взволновали умы передового предреволюционного буржуазного общества, их влияние простиралось далеко за пределы Франции. В России Екатерина II запретила распространение книг Руссо. Особенно невзлюбила императрица роман «Эмиль, или О воспитании», увидев в нем призыв к свержению самодержавия. «Особенно не люблю я эмильевского воспитания. Не так думали в наше старое доброе время», - высказала она свое мнение, и на долгие годы ввоз романа в Россию был запрещен.
Жан Жак Руссо родился в Женеве (Швейцария) в семье часовщика. Рано оставшись без матери, его отец мало занимался его воспитанием и обучением. Поведение Руссо в юности не отличалось добродетелями, он неоднократно был уличен в мелком воровстве и мошенничестве. Однако впоследствии Руссо много занимался самообразованием, увлекся чтением, «поглощая» книгу за книгой.
В свое время Руссо считали самым знаменитым писателем Франции, а его произведения многократно переиздавались и переводились на многие языки. В то же время, роман-трактат «Эмиль, или О воспитании», который принес автору мировую известность, был сожжен на одной из площадей Парижа и внесен в список запрещенных книг, а его автор был вынужден бежать за границу.
Произведения Руссо глубоко взволновали умы передового предреволюционного буржуазного общества, их влияние простиралось далеко за пределы Франции. В России Екатерина II запретила распространение книг Руссо. Особенно невзлюбила императрица роман «Эмиль, или О воспитании», увидев в нем призыв к свержению самодержавия. «Особенно не люблю я эмильевского воспитания. Не так думали в наше старое доброе время», - высказала она свое мнение, и на долгие годы ввоз романа в Россию был запрещен.
Жан Жак Руссо родился в Женеве (Швейцария) в семье часовщика. Рано оставшись без матери, его отец мало занимался его воспитанием и обучением. Поведение Руссо в юности не отличалось добродетелями, он неоднократно был уличен в мелком воровстве и мошенничестве. Однако впоследствии Руссо много занимался самообразованием, увлекся чтением, «поглощая» книгу за книгой.