Педагогика и школа в Московском государстве в XVI веке опиралась на традиции патриархального древнерусского общества, проникнутого духом ветхозаветного педагогического идеала, который утверждал абсолютную власть отца в семье, непререкаемость его авторитета, высокое положение матери и хозяйки в доме, уважение к пожилым, старикам и воспитателям. Жестокое и авторитарное отношение к ребенку, широкое применение телесных наказаний были повсеместно распространены и способствовали обузданию плоти, приучали с раннего возраста переносить тяготы и лишения жизни, вырабатывали привычку послушания. Детей обучали на дому, систематического обучения не существовали. Часто основными воспитателями являлись, прежде всего, родители. Они учили детей земным поклонам, двуперстному или трехперстному кресту, соблюдению церковных обрядов, но не объясняли, в чем состоит их смысл и история появления.
Ветхозаветный педагогический идеал ярко описан в «Домострое» памятнике древнерусской литературы XVI века, который представлял собой свод житейских правил и наставлений относительно жизни семьи и семейного воспитания.
Обучение и воспитание подрастающего поколения этого периода имели сословный характер и по целям и по содержанию. Образованных граждан было крайне мало, вследствие чего общий уровень образованности был весьма низким. Государство и церковь не были заинтересованы в развитии доступного образования для всех слоев населения. Основными учителями для простых людей оставались – мастера-грамоты. Их профессиональный уровень и подготовка были низкими. В обществе подозрительно относились к ученым людям и наукам вообще. Считалось, что научные знания и просвещение не нужны православному христианину, так как идут они от лукавого и могут принести лишь вред человеку.
Часто священнослужители также были неграмотны. Многие священники были выходцами из крестьян или посадских людей, что не могло способствовать уровню их образованности. Тревога по поводу неграмотности приходского духовенства была выражена еще во времена Ивана III новгородским архиепископом Геннадием, просившим митрополита обратиться к великому князю за поддержкой в организации училищ для духовенства.
В XVI веке на уровень образованности Руси вообще и духовенства в частности повлияло книгопечатание, позволившее постепенно распространять в народе книжную мудрость. В 1564 году в России появляется первая книга, а в 1674 в Москве была издана первая славянская «Азбука», созданная печатником Иваном Федоровым. В этой книге были собраны молитвы и наставления о том, как учить детей, формировать у них навыки чтения, письма, обучать элементарной славянской грамматике. «Азбука» Ивана Федорова стала образцом печатной светской книги, за которою последовали буквари других авторов.
Подвижником российского просвещения XVI века был приглашенный в Россию для описи греческих рукописей широко образованный византийский монах – Максим Грек. В своих сочинениях он раскрывал истинные начала христианской веры, доказывал, что для образованного священнослужителя простой грамотности недостаточно, а необходимы широкие знания о пиитике, риторике и философии.
Обучение детей грамоте как у мастеров грамоты, так и в школах было тяжелым делом, требовавшим большого времени и затрат сил. Чтению учили по букварям и азбукам буквослагательным способом, который был малопонятен и неудобен. Лишь в XVII веке стали появляться буквари с приемами звукового способа произношения, где за буквами следовали слоги. Книги были рукописными, слова в них писались слитно, не отделяясь друг от друга, и только со временем появилась определенная орфография. Детей учили читать по рукописным текстам, которые изготавливал учитель. После изучения азбуки приступали к совершенствованию чтения, которое отрабатывали по Псалтири и другим «божественным книгам.
Образование и школа в XVI веке воспитывало детей в страхе Божием, постоянно твердило о греховной сущности человека, о покорности и церковных добродетелях. По своей сути оно отличалось схоластичностью и непедагогичностью всей постановки обучения. Учение постоянно сопровождалось наказаниями и битьем учащихся, было принудительным и безрадостным. Но в конце XVI века ситуация постепенно стала изменяться в лучшую сторону. Этому способствовало несколько причин.
Развитие просвещения и школьного дела в России XVII в веке проходило в изменившихся исторических и социально-культурных условиях. Российское государство испытывало все возраставшее давление Европы, успешно входившей в новую фазу своей истории – Новое время. Постепенно расширяются дипломатические и торгово-экономические связи с зарубежными странами, совершенствуется и усложняется система внутреннего государственного управления, изменяется отношение дворянства к образованию и просвещению. В XVII веке незнание грамматики среди дворян расценивалось как признак невежества. Учебный курс школьного обучения становился значительно шире, в него стали включаться математика, риторика и другие предметы средневекового образования. В высших кругах общества стали изучать латинский и греческий языки. Эти процессы порождали потребность в грамотных людях, знающих иностранные языки и западноевропейскую культуру, военное искусство и технику.
Если начальное образование в XVII веке за исключение м количественного роста, не претерпело сколько-нибудь значительных изменений, то в области повышенного обучения во второй половине столетия наметились новые тенденции. При некоторых московских монастырях создаются школы, где изучаются греческий и латинский языки, грамматика, риторика, диалектика и богословие.
Так, в 1639 году боярином Федором Михайловичем Ртищевым при Андреевском монастыре открывается греческая школа, в 1649 году по инициативе Симеона Полоцкого, воспитателя царских детей – Федора и Софьи открывается при Спасском монастыре школа повышенного типа, а при Чудовом монастыре в 1653 году была открыта греческая школа под руководством греческого монаха Епифания Славинецкого..
Вследствие острой необходимости людей, знающих иностранные языки, в 1679 году греком Тимофеем в Москве была создана Типографская школа, которая была одновременно и начальной школой, и училищем для подготовки переводчиков Печатного двора.
С возникновением новых типов школ формируется новая социально-профессиональная группа – учительство. Обучение грамоте становиться ремеслом, появляются первые отечественные педагогические сочинения, отражающие философско-педагогические представления о человеке, о смысле его жизни, о целях воспитания.
Первой школой повышенного типа и центром просвещения и науки восточнославянских народов, стала преобразованная братская школа – Киево-Могилянская академия (1632). Ее основателем стал киевский митрополит Петр Могила (1596 – 1647). Он провел крупную реформу братской школы по образцу иезуитской коллегии, ввел обучение на латинском языке, сформировал 8 классов, объединив их в три отделения (младшее, среднее, старшее). В младших классах учили читать и писать, преподавали греческий, латинский, славянский, польский и немецкий языки, изучали арифметику, молитвы, катехизис, музыку и пение; в средних классах изучали поэтику, риторику, грамматику, синтаксис; в старших классах преподавались философия и богословие.
В процессе обучения большое значение уделялось активным формам и методам преподавания и учения. Проводились публичные диспуты, ставились театральные постановки и спектакли нравственного и религиозного содержания. Многие преподаватели и выпускники академии стали видными носителями и проводниками просветительских идей времен русского Просвещения XVII-XVIII веков (Феофан Прокопович, Епифаний Славинецкий, Симеон Полоцкий, Стефан Яворский и мн. др.).
Ветхозаветный педагогический идеал ярко описан в «Домострое» памятнике древнерусской литературы XVI века, который представлял собой свод житейских правил и наставлений относительно жизни семьи и семейного воспитания.
Обучение и воспитание подрастающего поколения этого периода имели сословный характер и по целям и по содержанию. Образованных граждан было крайне мало, вследствие чего общий уровень образованности был весьма низким. Государство и церковь не были заинтересованы в развитии доступного образования для всех слоев населения. Основными учителями для простых людей оставались – мастера-грамоты. Их профессиональный уровень и подготовка были низкими. В обществе подозрительно относились к ученым людям и наукам вообще. Считалось, что научные знания и просвещение не нужны православному христианину, так как идут они от лукавого и могут принести лишь вред человеку.
Часто священнослужители также были неграмотны. Многие священники были выходцами из крестьян или посадских людей, что не могло способствовать уровню их образованности. Тревога по поводу неграмотности приходского духовенства была выражена еще во времена Ивана III новгородским архиепископом Геннадием, просившим митрополита обратиться к великому князю за поддержкой в организации училищ для духовенства.
В XVI веке на уровень образованности Руси вообще и духовенства в частности повлияло книгопечатание, позволившее постепенно распространять в народе книжную мудрость. В 1564 году в России появляется первая книга, а в 1674 в Москве была издана первая славянская «Азбука», созданная печатником Иваном Федоровым. В этой книге были собраны молитвы и наставления о том, как учить детей, формировать у них навыки чтения, письма, обучать элементарной славянской грамматике. «Азбука» Ивана Федорова стала образцом печатной светской книги, за которою последовали буквари других авторов.
Подвижником российского просвещения XVI века был приглашенный в Россию для описи греческих рукописей широко образованный византийский монах – Максим Грек. В своих сочинениях он раскрывал истинные начала христианской веры, доказывал, что для образованного священнослужителя простой грамотности недостаточно, а необходимы широкие знания о пиитике, риторике и философии.
Обучение детей грамоте как у мастеров грамоты, так и в школах было тяжелым делом, требовавшим большого времени и затрат сил. Чтению учили по букварям и азбукам буквослагательным способом, который был малопонятен и неудобен. Лишь в XVII веке стали появляться буквари с приемами звукового способа произношения, где за буквами следовали слоги. Книги были рукописными, слова в них писались слитно, не отделяясь друг от друга, и только со временем появилась определенная орфография. Детей учили читать по рукописным текстам, которые изготавливал учитель. После изучения азбуки приступали к совершенствованию чтения, которое отрабатывали по Псалтири и другим «божественным книгам.
Образование и школа в XVI веке воспитывало детей в страхе Божием, постоянно твердило о греховной сущности человека, о покорности и церковных добродетелях. По своей сути оно отличалось схоластичностью и непедагогичностью всей постановки обучения. Учение постоянно сопровождалось наказаниями и битьем учащихся, было принудительным и безрадостным. Но в конце XVI века ситуация постепенно стала изменяться в лучшую сторону. Этому способствовало несколько причин.
Развитие просвещения и школьного дела в России XVII в веке проходило в изменившихся исторических и социально-культурных условиях. Российское государство испытывало все возраставшее давление Европы, успешно входившей в новую фазу своей истории – Новое время. Постепенно расширяются дипломатические и торгово-экономические связи с зарубежными странами, совершенствуется и усложняется система внутреннего государственного управления, изменяется отношение дворянства к образованию и просвещению. В XVII веке незнание грамматики среди дворян расценивалось как признак невежества. Учебный курс школьного обучения становился значительно шире, в него стали включаться математика, риторика и другие предметы средневекового образования. В высших кругах общества стали изучать латинский и греческий языки. Эти процессы порождали потребность в грамотных людях, знающих иностранные языки и западноевропейскую культуру, военное искусство и технику.
Если начальное образование в XVII веке за исключение м количественного роста, не претерпело сколько-нибудь значительных изменений, то в области повышенного обучения во второй половине столетия наметились новые тенденции. При некоторых московских монастырях создаются школы, где изучаются греческий и латинский языки, грамматика, риторика, диалектика и богословие.
Так, в 1639 году боярином Федором Михайловичем Ртищевым при Андреевском монастыре открывается греческая школа, в 1649 году по инициативе Симеона Полоцкого, воспитателя царских детей – Федора и Софьи открывается при Спасском монастыре школа повышенного типа, а при Чудовом монастыре в 1653 году была открыта греческая школа под руководством греческого монаха Епифания Славинецкого..
Вследствие острой необходимости людей, знающих иностранные языки, в 1679 году греком Тимофеем в Москве была создана Типографская школа, которая была одновременно и начальной школой, и училищем для подготовки переводчиков Печатного двора.
С возникновением новых типов школ формируется новая социально-профессиональная группа – учительство. Обучение грамоте становиться ремеслом, появляются первые отечественные педагогические сочинения, отражающие философско-педагогические представления о человеке, о смысле его жизни, о целях воспитания.
Первой школой повышенного типа и центром просвещения и науки восточнославянских народов, стала преобразованная братская школа – Киево-Могилянская академия (1632). Ее основателем стал киевский митрополит Петр Могила (1596 – 1647). Он провел крупную реформу братской школы по образцу иезуитской коллегии, ввел обучение на латинском языке, сформировал 8 классов, объединив их в три отделения (младшее, среднее, старшее). В младших классах учили читать и писать, преподавали греческий, латинский, славянский, польский и немецкий языки, изучали арифметику, молитвы, катехизис, музыку и пение; в средних классах изучали поэтику, риторику, грамматику, синтаксис; в старших классах преподавались философия и богословие.
В процессе обучения большое значение уделялось активным формам и методам преподавания и учения. Проводились публичные диспуты, ставились театральные постановки и спектакли нравственного и религиозного содержания. Многие преподаватели и выпускники академии стали видными носителями и проводниками просветительских идей времен русского Просвещения XVII-XVIII веков (Феофан Прокопович, Епифаний Славинецкий, Симеон Полоцкий, Стефан Яворский и мн. др.).
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи