В начале 1990-х гг. новые политические и социально-экономические реалии, связанные с распадом СССР и появлением суверенных государств, положили начало трансформационным процессам в белорусской системе образования.
Обретение Республикой Беларусь независимости, поиск путей решения социально-экономических проблем в условиях развивающихся рыночных отношений, курс на создание социально ориентированного государства актуализировали необходимость разработки стратегии развития образования в новых условиях.
В 90-е годы в Республике Беларусь шел процесс создания новой нормативно-правовой базы, регулирующей механизмы функционирования образовательной системы с учетом новых реалий. В 1991 г. был принят Закон об образовании в Республике Беларусь, в котором были сформулированы принципы государственной политики в области образования, цели и задачи национальной системы образования, ее структура, права и обязанности преподавателей, учащихся, принципы финансирования.
Одновременно был разработан ряд важнейших документов, нормативно-правовых актов, концепций, регулировавших и определявших деятельность звеньев системы непрерывного образования: «Концепция образования и воспитания в Беларуси», «Концепция развития высшего образования в Республике Беларусь» (1996), «Концепция воспитания в национальной школе», «Концепция воспитания детей и учащейся молодежи» (1999), «Концепция развития педагогического образования в Республике Беларусь» (2000) и др.
В этих документах получила отражение новая образовательная политика, взгляды на образование и воспитание подрастающего поколения, подготовку кадров в изменившихся социально-культурных условиях.
В марте 2002 г. в Беларуси была принята новая редакция Закона об образовании. При доработке законопроекта были уточнены понятия «образование», «национальная система образования», освещены проблемы, связанные с правовым регулированием деятельности системы образования.
В частности, были сняты ограничения на получение только одного образования за счет средств бюджета, предусмотрено кредитование студентов, получающих образование на платной основе, а также выдача дипломов единого образца независимо от форм собственности учреждений образования. В Законе получили отражение принципы, на которых строится национальная государственная политика в сфере образования:
- приоритетность образования,
- обязательность общего базового образования,
- доступность,
- преемственность и непрерывность,
- научность, приоритет общечеловеческих ценностей,
- национально-культурная основа образования,
- экологическая направленность,
- демократический и светский характер образования.
Таким образом, на протяжении минувшего десятилетия в Республике Беларусь создавалась новая нормативно-правовая база, регламентирующая развитие национальной образовательной системы в новых условиях. Научно обосновывались принципы формирования школьного образования, разрабатывались концепции развития национальной школы, вводились в действие новые положения об общеобразовательных школах, в которых закреплялся статус новых типов школ (гимназий, лицеев, колледжей, высших профессиональных училищ).
Наиболее ярким событием в школьном образовании 90-х гг. стало появление учебных заведений нового типа (гимназии и лицеи). Их реставрация в системе образования СССР, а затем и стран СНГ вызвала бурную полемику на страницах периодической печати, центральное место в которой заняли вопросы сущности и характера деятельности инновационных структур, их типологии, содержания образования.
Полярность точек зрения специалистов и полемика вокруг новых школ была вызвана стихийным характером их появления, отсутствием единой концепции, утратой традиций развития академической школы в советский период. Чтобы стабилизировать работу новых учебных заведений, понадобилось время, которое показало их жизнеспособность.
В своей деятельности гимназия и лицей опираются на традиции европейского школьного образования: академизм, профильность, селективность, высокое качество обучения. Пик создания новых школ в республике приходится на 1991—1993 гг. Начиная с 1994 г. рост сети гимназий и лицеев замедляется, что объясняется определенным насыщением белорусской системы образования этими образовательными учреждениями и ужесточением государственного контроля над их деятельностью.
В середине 90-х гг. приоритетным становится не количественный рост, а качество их работы. В 2004 г. в Республике Беларусь действовали 115 гимназий, 26 лицеев, 100 школ с углубленным изучением предметов. Значительная часть гимназий и лицеев, специализированных школ сконцентрирована в столице, что объясняется высоким общественным спросом, большим числом вузов и квалифицированного профессорско-преподавательского состава.
В сравнительно небольшой срок система образования Республики Беларусь существенно преобразилась. Особенно значительные изменения произошли в школьном образовании: появились новые типы учебных заведений (гимназия, лицей, учебно-педагогический комплекс, специализированная школа и др.).
Наряду с государственным получил развитие частный сектор школьного образования. В учебных заведениях разворачивается инновационная деятельность, расширяется спектр применяемых технологий. Эти изменения подготовили почву для кардинальной реорганизации школьного образования, его структурной и содержательной перестройки и обусловили вступление белорусской школы в полосу длительного крупномасштабного реформирования.
Структура системы образования в Республике Беларусь представляет собой следующие типы учебных заведений:
1) Дошкольные учреждения:
1 – 3 года – ясли;
3 – 6 лет – детский сад
2) Полная средняя школа:
6 – 10 лет (1 – 4 кл.) – начальная школа
10 – 16 лет (5 – 10 кл.) – основная (базовая) школа
16 – 17 лет (11 – 12 кл.) – полная средняя школа
10 – 18 лет (5 – 12 кл.) – гимназия
3) Начальное и среднее профессиональное образование:
16 – 17 лет (11 – 12 кл.) – лицей
16 – 17 лет (11 – 12 кл.) – техникум
16 – 17 лет (11 – 12 кл.) - ПТУ
4) Высшее профессиональное образование:
1 – 5 курсы обучения – специалист
1 – 4 курсы обучения – бакалавриат
5 – 6 курсы обучения – магистратура
5) Постдипломное образование: аспирантура и докторантура
6) Система повышения квалификации и переподготовки специалистов.
7) Внешкольные учебно-воспитательные организации и учреждения дополнительного образования.
Обретение Республикой Беларусь независимости, поиск путей решения социально-экономических проблем в условиях развивающихся рыночных отношений, курс на создание социально ориентированного государства актуализировали необходимость разработки стратегии развития образования в новых условиях.
В 90-е годы в Республике Беларусь шел процесс создания новой нормативно-правовой базы, регулирующей механизмы функционирования образовательной системы с учетом новых реалий. В 1991 г. был принят Закон об образовании в Республике Беларусь, в котором были сформулированы принципы государственной политики в области образования, цели и задачи национальной системы образования, ее структура, права и обязанности преподавателей, учащихся, принципы финансирования.
Одновременно был разработан ряд важнейших документов, нормативно-правовых актов, концепций, регулировавших и определявших деятельность звеньев системы непрерывного образования: «Концепция образования и воспитания в Беларуси», «Концепция развития высшего образования в Республике Беларусь» (1996), «Концепция воспитания в национальной школе», «Концепция воспитания детей и учащейся молодежи» (1999), «Концепция развития педагогического образования в Республике Беларусь» (2000) и др.
В этих документах получила отражение новая образовательная политика, взгляды на образование и воспитание подрастающего поколения, подготовку кадров в изменившихся социально-культурных условиях.
В марте 2002 г. в Беларуси была принята новая редакция Закона об образовании. При доработке законопроекта были уточнены понятия «образование», «национальная система образования», освещены проблемы, связанные с правовым регулированием деятельности системы образования.
В частности, были сняты ограничения на получение только одного образования за счет средств бюджета, предусмотрено кредитование студентов, получающих образование на платной основе, а также выдача дипломов единого образца независимо от форм собственности учреждений образования. В Законе получили отражение принципы, на которых строится национальная государственная политика в сфере образования:
- приоритетность образования,
- обязательность общего базового образования,
- доступность,
- преемственность и непрерывность,
- научность, приоритет общечеловеческих ценностей,
- национально-культурная основа образования,
- экологическая направленность,
- демократический и светский характер образования.
Таким образом, на протяжении минувшего десятилетия в Республике Беларусь создавалась новая нормативно-правовая база, регламентирующая развитие национальной образовательной системы в новых условиях. Научно обосновывались принципы формирования школьного образования, разрабатывались концепции развития национальной школы, вводились в действие новые положения об общеобразовательных школах, в которых закреплялся статус новых типов школ (гимназий, лицеев, колледжей, высших профессиональных училищ).
Наиболее ярким событием в школьном образовании 90-х гг. стало появление учебных заведений нового типа (гимназии и лицеи). Их реставрация в системе образования СССР, а затем и стран СНГ вызвала бурную полемику на страницах периодической печати, центральное место в которой заняли вопросы сущности и характера деятельности инновационных структур, их типологии, содержания образования.
Полярность точек зрения специалистов и полемика вокруг новых школ была вызвана стихийным характером их появления, отсутствием единой концепции, утратой традиций развития академической школы в советский период. Чтобы стабилизировать работу новых учебных заведений, понадобилось время, которое показало их жизнеспособность.
В своей деятельности гимназия и лицей опираются на традиции европейского школьного образования: академизм, профильность, селективность, высокое качество обучения. Пик создания новых школ в республике приходится на 1991—1993 гг. Начиная с 1994 г. рост сети гимназий и лицеев замедляется, что объясняется определенным насыщением белорусской системы образования этими образовательными учреждениями и ужесточением государственного контроля над их деятельностью.
В середине 90-х гг. приоритетным становится не количественный рост, а качество их работы. В 2004 г. в Республике Беларусь действовали 115 гимназий, 26 лицеев, 100 школ с углубленным изучением предметов. Значительная часть гимназий и лицеев, специализированных школ сконцентрирована в столице, что объясняется высоким общественным спросом, большим числом вузов и квалифицированного профессорско-преподавательского состава.
В сравнительно небольшой срок система образования Республики Беларусь существенно преобразилась. Особенно значительные изменения произошли в школьном образовании: появились новые типы учебных заведений (гимназия, лицей, учебно-педагогический комплекс, специализированная школа и др.).
Наряду с государственным получил развитие частный сектор школьного образования. В учебных заведениях разворачивается инновационная деятельность, расширяется спектр применяемых технологий. Эти изменения подготовили почву для кардинальной реорганизации школьного образования, его структурной и содержательной перестройки и обусловили вступление белорусской школы в полосу длительного крупномасштабного реформирования.
Структура системы образования в Республике Беларусь представляет собой следующие типы учебных заведений:
1) Дошкольные учреждения:
1 – 3 года – ясли;
3 – 6 лет – детский сад
2) Полная средняя школа:
6 – 10 лет (1 – 4 кл.) – начальная школа
10 – 16 лет (5 – 10 кл.) – основная (базовая) школа
16 – 17 лет (11 – 12 кл.) – полная средняя школа
10 – 18 лет (5 – 12 кл.) – гимназия
3) Начальное и среднее профессиональное образование:
16 – 17 лет (11 – 12 кл.) – лицей
16 – 17 лет (11 – 12 кл.) – техникум
16 – 17 лет (11 – 12 кл.) - ПТУ
4) Высшее профессиональное образование:
1 – 5 курсы обучения – специалист
1 – 4 курсы обучения – бакалавриат
5 – 6 курсы обучения – магистратура
5) Постдипломное образование: аспирантура и докторантура
6) Система повышения квалификации и переподготовки специалистов.
7) Внешкольные учебно-воспитательные организации и учреждения дополнительного образования.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи