Систематические исследования в области применения информационных технологий в образовании ведутся более 45 лет. Система образования всегда была наиболее отзывчива к внедрению в учебный процесс информационных технологий, базирующихся на программных продуктах самого широкого назначения. В учебных целях успешно применяются различные программные комплексы как относительно доступные, так и сложные, подчас узкоспециализированные [4, с. 7]. Особое место в ряду современных программных продуктов занимают программы, предназначенные для создания учебных мультимедиасредств.
Существует множество пакетов для создания мультимедийных продуктов учебного назначения, которые постоянно обновляются и усовершенствуются. В связи с этим перед педагогом возникает несколько проблем. Первая – выбор программного обеспечения для создания нового мультимедиасредства, вторая – перенос готового содержания мультимедиасредства для реализации в новом более совершенном программном продукте.
Чтобы решить эти проблемы, учителю необходимо хорошо ориентироваться в многообразии пакетов для создания мультимедиапродуктов.
Остановимся на характеристике ряда программ, с помощью которых можно подготовить мультимедиасредство учебного назначения.
Microsoft PowerPoint – это продукт фирмы Microsoft, инструмент подготовки и демонстрации презентаций в виде слайд-шоу, позволяющий четко структурировать, хорошо иллюстрировать и профессионально представлять учебный материал. Став частью интегрированного пакета Microsoft Office, этот модуль получил сегодня очень широкое распространение.
Существует множество пакетов для создания мультимедийных продуктов учебного назначения, которые постоянно обновляются и усовершенствуются. В связи с этим перед педагогом возникает несколько проблем. Первая – выбор программного обеспечения для создания нового мультимедиасредства, вторая – перенос готового содержания мультимедиасредства для реализации в новом более совершенном программном продукте.
Чтобы решить эти проблемы, учителю необходимо хорошо ориентироваться в многообразии пакетов для создания мультимедиапродуктов.
Остановимся на характеристике ряда программ, с помощью которых можно подготовить мультимедиасредство учебного назначения.
Microsoft PowerPoint – это продукт фирмы Microsoft, инструмент подготовки и демонстрации презентаций в виде слайд-шоу, позволяющий четко структурировать, хорошо иллюстрировать и профессионально представлять учебный материал. Став частью интегрированного пакета Microsoft Office, этот модуль получил сегодня очень широкое распространение.
В современном обществе происходит многократное увеличение информационных потоков, ухудшается экология. Активнее заработали рыночные механизмы, возросла ролевая мобильность, появились новые профессии, произошла демаркация прежних профессий – они стали более интегрированными, менее специальными. Все эти изменения диктуют необходимость формирования личности, умеющей жить в условиях неопределенности, личности творческой, ответственной, стрессоустойчивой, способной принимать конструктивные решения в различных жизненных ситуациях.
Для успешной профессиональной деятельности уже недостаточно получить высшее образование и на этом остановиться, возникает потребность постоянно пополнять свои знания. В этих условиях и возникает необходимость изменения парадигмы образования от «образования на всю жизнь» к образованию «через всю жизнь» [1].
Для решения данной проблемы разрабатываются новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), в основу которых положена компетентностная концепция образовательной системы, разработанная под руководством В.Д. Шадрикова.
В отличие от характерной для действующих государственных образовательных стандартов квалификационной модели стандарты нового поколения, основанные на компетентностной модели специалиста, менее жестко привязаны к конкретному объекту или предмету труда. Это позволит обеспечить мобильность выпускников в изменяющихся условиях рынка труда.
Для успешной профессиональной деятельности уже недостаточно получить высшее образование и на этом остановиться, возникает потребность постоянно пополнять свои знания. В этих условиях и возникает необходимость изменения парадигмы образования от «образования на всю жизнь» к образованию «через всю жизнь» [1].
Для решения данной проблемы разрабатываются новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), в основу которых положена компетентностная концепция образовательной системы, разработанная под руководством В.Д. Шадрикова.
В отличие от характерной для действующих государственных образовательных стандартов квалификационной модели стандарты нового поколения, основанные на компетентностной модели специалиста, менее жестко привязаны к конкретному объекту или предмету труда. Это позволит обеспечить мобильность выпускников в изменяющихся условиях рынка труда.
В соответствии со стандартами высшего профессионального образования второго поколения в педагогических университетах и институтах введена новая дисциплина «Современные средства оценивания результатов обучения». Она ставит цели: ознакомить студентов с современными средствами оценки результатов обучения, методологическими и теоретическими основами тестового контроля; сформировать у них представления о тесте как о системе заданий, удовлетворяющей определенным требованиям; обучить их построению тестов, проведению тестирования и оцениванию его результатов.
Это связано с тем, что современный этап общественного развития характеризуется новыми требованиями, предъявляемыми к среднему и высшему образованию, условиям организации и формам контроля результатов образовательного процесса.
Процесс информатизации всех сторон жизнедеятельности общества приводит к необходимости совершенствования образовательных технологий, которые в настоящее время характеризуются переходом от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, от ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий; от внешней мотивации учения к внутренней нравственно волевой регуляции.
Потребность современного общества в качественном образовании невозможна без объективного контроля знаний обучаемых. В этих условиях одной из важнейших задач педагогического процесса является обеспечение некоторого эталонного уровня знаний, умений и навыков обучаемого по конкретному предмету.
Это связано с тем, что современный этап общественного развития характеризуется новыми требованиями, предъявляемыми к среднему и высшему образованию, условиям организации и формам контроля результатов образовательного процесса.
Процесс информатизации всех сторон жизнедеятельности общества приводит к необходимости совершенствования образовательных технологий, которые в настоящее время характеризуются переходом от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, от ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий; от внешней мотивации учения к внутренней нравственно волевой регуляции.
Потребность современного общества в качественном образовании невозможна без объективного контроля знаний обучаемых. В этих условиях одной из важнейших задач педагогического процесса является обеспечение некоторого эталонного уровня знаний, умений и навыков обучаемого по конкретному предмету.
Педагогика своей главной целью считает адаптацию, социализацию и успешную интеграцию выпускников образовательных учреждений (ОУ) в современный социум, поэтому опора на социальную синергетику при проектировании педагогических систем разного уровня получает все более широкое распространение и становится признанной в педагогической научной среде методологической основой исследований (В.А. Игнатова, Т.М. Давыденко, С.В. Кривых, М.Т. Громкова, О.Н. Козлова, А.Д. Урсул, Т.И. Шамова и др.). Поскольку цель образования – саморазвитие личности и ее эффективная интеграция в самоорганизующийся социум, то критерием фективности педагогической деятельности следует считать споность выпускника ОУ к самоорганизации в меняющихся условиях социальной жизни.
Педагогические проблемы носят комплексный, междисциплинарный характер, системное рассмотрение проблем педагогического взаимодействия требует интеграции философии, психологии, социологии, этики, экологии, медицины и других наук о человеке и основой этой интеграции может выступать системносинергетический подход. Педагогическая методология (В.И. Загвязинский) – это учение об исходных, ключевых положениях, структуре, функциях и методах научно-педагогического исследования. Т. Кун ввел в науку понятие «парадигма» как систему научных достижений (теорий, принципов и методов), лежащих в основе развития науки и практики. К образовательным парадигмам Н.В. Бордовская относит знаниевую, культурологическую, технократическую, гуманистическую, педагогоцентристскую, детоцентристскую, личностно ориентированную, социетарную, антропоцентристскую, культурноценностную, академическую, профессиональную [1]. Подходы к познанию и исследованию педагогических процессов и явлений отражают совокупность приёмов отношения к исследуемому педагогическому объекту как к системе – системный подход; как к деятельности – деятельностный; как к личности – личностно ориентированный и т. д. Синергетический подход предполагает рассмотрение педагогических систем и составляющих их элементов как самоорганизующихся биосоциальных систем, которые стремятся к максимальной устойчивости по отношению к возможным воздействиям окружающей среды.
Педагогические проблемы носят комплексный, междисциплинарный характер, системное рассмотрение проблем педагогического взаимодействия требует интеграции философии, психологии, социологии, этики, экологии, медицины и других наук о человеке и основой этой интеграции может выступать системносинергетический подход. Педагогическая методология (В.И. Загвязинский) – это учение об исходных, ключевых положениях, структуре, функциях и методах научно-педагогического исследования. Т. Кун ввел в науку понятие «парадигма» как систему научных достижений (теорий, принципов и методов), лежащих в основе развития науки и практики. К образовательным парадигмам Н.В. Бордовская относит знаниевую, культурологическую, технократическую, гуманистическую, педагогоцентристскую, детоцентристскую, личностно ориентированную, социетарную, антропоцентристскую, культурноценностную, академическую, профессиональную [1]. Подходы к познанию и исследованию педагогических процессов и явлений отражают совокупность приёмов отношения к исследуемому педагогическому объекту как к системе – системный подход; как к деятельности – деятельностный; как к личности – личностно ориентированный и т. д. Синергетический подход предполагает рассмотрение педагогических систем и составляющих их элементов как самоорганизующихся биосоциальных систем, которые стремятся к максимальной устойчивости по отношению к возможным воздействиям окружающей среды.
Проблему взаимодействия семьи и школы необходимо отнести к разряду «вечно старых и в то же время вечно новых» педагогических проблем.
Свобода творческой инициативы и самостоятельности педагогических советов средних учебных заведений России, 60–70-х гг. XIX в. способствовали тому, что в школьной практике не существовало единой схемы в построении отношений учебного заведения и семьи. Формы общения семьи и школы в этот период были достаточно разнообразны. При этом, несмотря на широту взаимных соприкосновений семьи и школы, инициатива в установлении контактов принадлежала в большинстве случаев учебному заведению.
Проведение в 1871 г. реформы средней школы обусловило начало нового этапа в развитии феномена взаимодействия российских школы и семьи в ХIХ веке. Институт классного наставничества, введенный «Уставом гимназий и прогимназий» (1871), вывел работу школы с семьей на новый уровень. Классный наставник должен был стать посредником между учебным заведением и семьей.
Одной из исходных идей при введении «Устава гимназий и прогимназий» (1871) было осуществление мысли о совмещении «научно-образовательной и нравственно-воспитательной задач гимназии» [22, с. 533], в связи с чем министр народного просвещения Д.А. Толстой возлагал особые надежды на совмещение в школе преподавательских и воспитательских должностей и, как следствие, на вводимый новым уставом институт классного наставничества, призванный руководить развитием юношества во всех отношениях.
Свобода творческой инициативы и самостоятельности педагогических советов средних учебных заведений России, 60–70-х гг. XIX в. способствовали тому, что в школьной практике не существовало единой схемы в построении отношений учебного заведения и семьи. Формы общения семьи и школы в этот период были достаточно разнообразны. При этом, несмотря на широту взаимных соприкосновений семьи и школы, инициатива в установлении контактов принадлежала в большинстве случаев учебному заведению.
Проведение в 1871 г. реформы средней школы обусловило начало нового этапа в развитии феномена взаимодействия российских школы и семьи в ХIХ веке. Институт классного наставничества, введенный «Уставом гимназий и прогимназий» (1871), вывел работу школы с семьей на новый уровень. Классный наставник должен был стать посредником между учебным заведением и семьей.
Одной из исходных идей при введении «Устава гимназий и прогимназий» (1871) было осуществление мысли о совмещении «научно-образовательной и нравственно-воспитательной задач гимназии» [22, с. 533], в связи с чем министр народного просвещения Д.А. Толстой возлагал особые надежды на совмещение в школе преподавательских и воспитательских должностей и, как следствие, на вводимый новым уставом институт классного наставничества, призванный руководить развитием юношества во всех отношениях.
Нарастают объем и темпы введения в педагогический процесс инноваций, вызванных социальными изменениями, их внедрение и освоение сдерживается низкой профессиональной готовностью педагогов. В этих условиях весьма актуальна попытка создать модель профессиональной зрелости педагога, гарантированно достигающего в своей работе высокой эффективности, и её варианты для различных видов профессиональной деятельности. Повышение требований к обучению и воспитанию молодого поколения, активное внедрение в образование инновационных технологий и необоснованное снижение в последнее время социального статуса педагога вызывают необходимость обновления концептуальных подходов к определению сущности и показателей профессиональной зрелости. Это актуально для всех педагогов, но особенно введенных в образовательные учреждения специалистов: педагогов-психологов, социальных педагогов, тьютеров, валеологов, логопедов и методистов.
Проблема становления профессиональной зрелости педагога всегда привлекала внимание ученых (А.Г. Асмолов, В.Г. Воронцова, З.И. Васильева, Н.Е. Кузнецова, В.Н. Максимова, А.П. Тряпицина, С.Г. Вершловский, Г.С. Сухобская и др.). Однако в последнее время ее изучение все больше приобретает акмеологическую направленность (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Н. Максимова, Т.А. Костюкова, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан и др.) и интегративный, целостный характер, объединяя во взаимодополнении и единстве наиболее обобщенные и перспективные современные методологические подходы: системно-синергетический (В.П. Бранский, С.Д. Пожарский, В.В. Горшкова, Н.М. Полетаева) [1, 2], личностно-деятельный (Н.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, В.В. Краевский, И.М. Титова, И.С. Якиманская и др.), культурологический (А.П. Валицкая, А.С. Запесоцкий, Б.Т. Лихачев, А.А. Макареня, Ямбург и др.), проблемноинтегративный (И.Ю. Алексашина, П.В. Васильева, Н.Е. Кузнецова, М.А. Шаталов и др.). Актуален также вопрос духовно-нравственной составляющей профессиональной зрелости педагога (В.И. Андреев, С.С. Бубнова, М.С. Боброва, Г.С. Сухобская и др.).
Проблема становления профессиональной зрелости педагога всегда привлекала внимание ученых (А.Г. Асмолов, В.Г. Воронцова, З.И. Васильева, Н.Е. Кузнецова, В.Н. Максимова, А.П. Тряпицина, С.Г. Вершловский, Г.С. Сухобская и др.). Однако в последнее время ее изучение все больше приобретает акмеологическую направленность (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Н. Максимова, Т.А. Костюкова, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан и др.) и интегративный, целостный характер, объединяя во взаимодополнении и единстве наиболее обобщенные и перспективные современные методологические подходы: системно-синергетический (В.П. Бранский, С.Д. Пожарский, В.В. Горшкова, Н.М. Полетаева) [1, 2], личностно-деятельный (Н.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, В.В. Краевский, И.М. Титова, И.С. Якиманская и др.), культурологический (А.П. Валицкая, А.С. Запесоцкий, Б.Т. Лихачев, А.А. Макареня, Ямбург и др.), проблемноинтегративный (И.Ю. Алексашина, П.В. Васильева, Н.Е. Кузнецова, М.А. Шаталов и др.). Актуален также вопрос духовно-нравственной составляющей профессиональной зрелости педагога (В.И. Андреев, С.С. Бубнова, М.С. Боброва, Г.С. Сухобская и др.).
Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском новых технологий обучения и воспитания. Этот процесс обусловлен рядом противоречий, главное из которых – несоответствие традиционных методов и форм обучения и воспитания новым инновационным тенденциям развития системы образования в нынешних социально-экономических условиях развития общества.
Изменился социальный заказ общества по отношению к образованию: необходимо формирование личности, способной к творческому, самостоятельному определению своей деятельности, к саморегулированию, которое обеспечивает достижение этой цели. Уже недостаточно владеть багажом из суммы знаний, умений и навыков. Обществу необходим человек, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально-значимым достижениям. Именно поэтому личностная направленность образования сегодня является одной из основных тенденций развития образовательных учреждений, а на первый план образования выступает задача реализации принципа активности в обучении: создание условий для выявления и развития способностей учеников, развитие учебно-познавательной активности и творческой самостоятельности.
Ведущей целью непрерывного образования в новых экономических условиях России является подготовка личности, конкурентоспособной на рынке труда, обладающей такими личностными и профессиональными качествами, которые обеспечивают возможность успешно решать задачи во всех видах деятельности и отвечать за их решение. В этой связи основная педагогическая задача на всех этапах непрерывного образования – поиск и реализация оптимальных путей развития личности учителя, способной к эффективной самоактуализации в процессе многолетней интеллектуально-активной социальной, трудовой жизни.
Изменился социальный заказ общества по отношению к образованию: необходимо формирование личности, способной к творческому, самостоятельному определению своей деятельности, к саморегулированию, которое обеспечивает достижение этой цели. Уже недостаточно владеть багажом из суммы знаний, умений и навыков. Обществу необходим человек, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально-значимым достижениям. Именно поэтому личностная направленность образования сегодня является одной из основных тенденций развития образовательных учреждений, а на первый план образования выступает задача реализации принципа активности в обучении: создание условий для выявления и развития способностей учеников, развитие учебно-познавательной активности и творческой самостоятельности.
Ведущей целью непрерывного образования в новых экономических условиях России является подготовка личности, конкурентоспособной на рынке труда, обладающей такими личностными и профессиональными качествами, которые обеспечивают возможность успешно решать задачи во всех видах деятельности и отвечать за их решение. В этой связи основная педагогическая задача на всех этапах непрерывного образования – поиск и реализация оптимальных путей развития личности учителя, способной к эффективной самоактуализации в процессе многолетней интеллектуально-активной социальной, трудовой жизни.
Важной сферой исследовательской компетентности в отечественном образовании является самостроительство, самоорганизация, самообучение. Поэтому необходимость получения в рамках вуза опыта решения задач в области исследовательской деятельности становится ведущей в учебном процессе. Она опирается на исследование проблемы деятельности в педагогике, психологии и методике преподавания биологии. Деятельность является основой учебного процесса. Проблеме деятельности в педагогике посвящены труды Ю.К. Бабанского, Т.В. Габай, Л.В. Жаровой, Е.С. Заир-Бек, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной и других ученых [2, 7, 9, 10, 33, 36].
Проблема деятельностного подхода к формированию личности разрабатывалась в трудах отечественных психологов: Л. С. Выготского, А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна [5, 6, 16,
17, 25, 27, 30].
А.Н. Леонтьевым изучена структура деятельности: она включает в себя потребность, цель, условия ее достижения и действия.
«Деятельность на психологическом уровне – это единица жизни, опосредованная психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире» [16, с. 82].
В теории деятельности А.Н. Леонтьева операции, действия и деятельность образуют взаимосвязанную и взаимодополняющую систему.
Проблема деятельностного подхода к формированию личности разрабатывалась в трудах отечественных психологов: Л. С. Выготского, А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна [5, 6, 16,
17, 25, 27, 30].
А.Н. Леонтьевым изучена структура деятельности: она включает в себя потребность, цель, условия ее достижения и действия.
«Деятельность на психологическом уровне – это единица жизни, опосредованная психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире» [16, с. 82].
В теории деятельности А.Н. Леонтьева операции, действия и деятельность образуют взаимосвязанную и взаимодополняющую систему.
Какими бы красочными, интерактивными свойствами не обладали готовые мультимедиапродукты, они далеко не всегда удовлетворяют и соответствуют специфическим образовательным целям преподавателей [8, с. 104]. Поэтому, педагоги вынуждены разрабатывать собственные средства, удовлетворяющие их требованиям. При этом не нужно стремиться к созданию больших мультимедийных средств, важно в отведенное время создать качественный и завершенный продукт.
В имеющейся на сегодняшний день литературе определены цели, предложены и описаны свойства мультимедиасредства обучения, показаны их преимущества по отношению к иным средствам обучения. Но при этом отсутствует целостная методическая система обучения созданию мультимедиа средств. Именно в этом заключается основная проблема при подготовке бакалавров образования к их профессиональной деятельности в этой области.
В качестве содержания методической системы обучения бакалавров образования в области создания учебных мультимедиасредств предлагается модель такого средства. Модель может быть реализована в среде любого программного средства, предназначенного для создания таких средств и в рамках любой предметной
области (биология, география, русский язык и литература и т. д.).
Она может быть использована не только для создания нового средства, но и для переноса содержания уже имеющегося продукта на новое программное обеспечение. Создание средства на основе предложенной модели позволит учителям-предметникам решить ряд следующих проблем: описать свойства инструментов программного средства для создания интерактивных объектов, с помощью элементов навигации выстроить маршруты изучения учебного материала, передать содержание курса с помощью различных видов информации (текст, графика, звук, видео), грамотно обработать и скомпоновать имеющиеся материалы.
В имеющейся на сегодняшний день литературе определены цели, предложены и описаны свойства мультимедиасредства обучения, показаны их преимущества по отношению к иным средствам обучения. Но при этом отсутствует целостная методическая система обучения созданию мультимедиа средств. Именно в этом заключается основная проблема при подготовке бакалавров образования к их профессиональной деятельности в этой области.
В качестве содержания методической системы обучения бакалавров образования в области создания учебных мультимедиасредств предлагается модель такого средства. Модель может быть реализована в среде любого программного средства, предназначенного для создания таких средств и в рамках любой предметной
области (биология, география, русский язык и литература и т. д.).
Она может быть использована не только для создания нового средства, но и для переноса содержания уже имеющегося продукта на новое программное обеспечение. Создание средства на основе предложенной модели позволит учителям-предметникам решить ряд следующих проблем: описать свойства инструментов программного средства для создания интерактивных объектов, с помощью элементов навигации выстроить маршруты изучения учебного материала, передать содержание курса с помощью различных видов информации (текст, графика, звук, видео), грамотно обработать и скомпоновать имеющиеся материалы.
В настоящее время воспитание рассматривается учеными в качестве одной из основных категорий педагогики, которая вместе со всей педагогической наукой в целом находится в процессе непрерывного развития, совершенствования, поисков новых методов, технологий и способов воздействия.
Воспитание нравственности, являясь важнейшим аспектом развития личности, приобретает особую актуальность, когда речь идет о формировании данного качества у студентов высших учебных заведений – будущего оплота интеллигенции страны.
Необходимо отметить, что в СССР – еще недавно существовавшей великой державе – формирование нравственных качеств опиралось на очень прочную идеологическую основу, и эта работа велась целенаправленно и методично. К сожалению, идеологическая основа в настоящее время утрачена, но общепринятые нравственные ценности остаются непреложными, и проблема их формирования становится одной из наиболее приоритетных в государственной политике страны в связи с довольно низким моральнонравственным обликом современного гражданина.
Особое место в формировании нравственных качеств принадлежит высшим учебным заведениям. В студенческие годы заложенные школой базовые основы общей нравственности становятся принципиальной позицией и моральными убеждениями. Соответственно, одной из основных задач вуза является содействие формированию этих позиций и убеждений.
В современной ситуации воспитательная система в высшем учебном заведении становится важнейшим условием его функционирования, играя важнейшую социальную роль и решая консолидирующую задачу в многоаспектной деятельности учреждения.
В целях формирования системы воспитания нравственности в вузе мы в зависимости от метода воздействия на развитие нравственных качеств студентов условно разделили всю работу на непосредственный и опосредованный способы воздействия.
Непосредственное педагогическое воздействие оказывалось по трем направлениям формирующей деятельности, ориентированным на достижение поставленной в работе цели.
Воспитание нравственности, являясь важнейшим аспектом развития личности, приобретает особую актуальность, когда речь идет о формировании данного качества у студентов высших учебных заведений – будущего оплота интеллигенции страны.
Необходимо отметить, что в СССР – еще недавно существовавшей великой державе – формирование нравственных качеств опиралось на очень прочную идеологическую основу, и эта работа велась целенаправленно и методично. К сожалению, идеологическая основа в настоящее время утрачена, но общепринятые нравственные ценности остаются непреложными, и проблема их формирования становится одной из наиболее приоритетных в государственной политике страны в связи с довольно низким моральнонравственным обликом современного гражданина.
Особое место в формировании нравственных качеств принадлежит высшим учебным заведениям. В студенческие годы заложенные школой базовые основы общей нравственности становятся принципиальной позицией и моральными убеждениями. Соответственно, одной из основных задач вуза является содействие формированию этих позиций и убеждений.
В современной ситуации воспитательная система в высшем учебном заведении становится важнейшим условием его функционирования, играя важнейшую социальную роль и решая консолидирующую задачу в многоаспектной деятельности учреждения.
В целях формирования системы воспитания нравственности в вузе мы в зависимости от метода воздействия на развитие нравственных качеств студентов условно разделили всю работу на непосредственный и опосредованный способы воздействия.
Непосредственное педагогическое воздействие оказывалось по трем направлениям формирующей деятельности, ориентированным на достижение поставленной в работе цели.
Одно из главных требований современного общества, предъявляемое к выпускнику школы, – его активная жизненная позиция. В этой связи особенно актуальным в учебно-воспитательном процессе является формирование активности ребенка. Результаты исследования данной проблемы отражены в различных психологопедагогических работах. Основной акцент в них ставится на том, что школьник должен стать субъектом процесса обучения, а не только объектом педагогических воздействий. Понятие «субъект» является междисциплинарным, многоаспектным, что во многом объясняет существование различных точек зрения на истолкование его сущности. Рассмотрим основные психолого-педагогические подходы к определению значения данного понятия.
В словарных статьях ключевыми словами, уточняющими сущность понятия «субъект», являются: «деятельность», «активность», «рефлексия», «самоизменение».
К.А. Абульханова-Славская связывает «субъект» с особенностями индивидуального уровня бытия человека и индивидуальным способом его существования, а становление «субъектности» происходит в результате выполнения деятельности и разрешения различного рода противоречий [2].
В словарных статьях ключевыми словами, уточняющими сущность понятия «субъект», являются: «деятельность», «активность», «рефлексия», «самоизменение».
К.А. Абульханова-Славская связывает «субъект» с особенностями индивидуального уровня бытия человека и индивидуальным способом его существования, а становление «субъектности» происходит в результате выполнения деятельности и разрешения различного рода противоречий [2].
Сложные задачи ставит перед обществом время. Лавинообразно нарастают глобальные проблемы современности. Особое значение приобретает проблема оздоровления молодежи, так как в современных условиях проявляются нравственная и духовная деградация общества, пассивность, потребительское отношение, стрессы и т. п. Происходит разрыв между культурой и цивилизацией, которая теряет человеческий облик. Культурно-этические принципы и идеалы прошлого, направленные на совершенствование человека и человечества, обесцениваются. Хотим мы этого или нет, но школа аккумулирует в себе все проблемы и «болезни» общества.
В советской школе факторов, разрушающих здоровье, было несравненно меньше. А что изменилось? Недостаток витаминов, неправильный режим дня, пьющие родители, деформирующее детскую психику авторитарное воздействие взрослых, в том числе
учителей – все это было и осталось. В современных условиях прежний стиль преподавания оказался еще более дезадаптирующим, так как продолжают возрастать учебные нагрузки, уменьшается двигательная активность детей, приводя к гиподинамии и нарушениям осанки, свободное время все чаще отдается просмотру видеофильмов и компьютерным играм.
Есть и положительные моменты. О неблагополучии здоровья населения страны, и особенно подрастающего поколения, стали говорить открыто и на всех уровнях. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Здоровье – понятие комплексное. Оно зависит от социально-экономического положения детей, экологической обстановки в местах их проживания, профилактической работы с детьми медиков и педагогов, системы оздоровительных учреждений.
В советской школе факторов, разрушающих здоровье, было несравненно меньше. А что изменилось? Недостаток витаминов, неправильный режим дня, пьющие родители, деформирующее детскую психику авторитарное воздействие взрослых, в том числе
учителей – все это было и осталось. В современных условиях прежний стиль преподавания оказался еще более дезадаптирующим, так как продолжают возрастать учебные нагрузки, уменьшается двигательная активность детей, приводя к гиподинамии и нарушениям осанки, свободное время все чаще отдается просмотру видеофильмов и компьютерным играм.
Есть и положительные моменты. О неблагополучии здоровья населения страны, и особенно подрастающего поколения, стали говорить открыто и на всех уровнях. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Здоровье – понятие комплексное. Оно зависит от социально-экономического положения детей, экологической обстановки в местах их проживания, профилактической работы с детьми медиков и педагогов, системы оздоровительных учреждений.