Систематические исследования в области применения информационных технологий в образовании ведутся более 45 лет. Система образования всегда была наиболее отзывчива к внедрению в учебный процесс информационных технологий, базирующихся на программных продуктах самого широкого назначения. В учебных целях успешно применяются различные программные комплексы как относительно доступные, так и сложные, подчас узкоспециализированные [4, с. 7]. Особое место в ряду современных программных продуктов занимают программы, предназначенные для создания учебных мультимедиасредств.
Существует множество пакетов для создания мультимедийных продуктов учебного назначения, которые постоянно обновляются и усовершенствуются. В связи с этим перед педагогом возникает несколько проблем. Первая – выбор программного обеспечения для создания нового мультимедиасредства, вторая – перенос готового содержания мультимедиасредства для реализации в новом более совершенном программном продукте.
Чтобы решить эти проблемы, учителю необходимо хорошо ориентироваться в многообразии пакетов для создания мультимедиапродуктов.
Остановимся на характеристике ряда программ, с помощью которых можно подготовить мультимедиасредство учебного назначения.
Microsoft PowerPoint – это продукт фирмы Microsoft, инструмент подготовки и демонстрации презентаций в виде слайд-шоу, позволяющий четко структурировать, хорошо иллюстрировать и профессионально представлять учебный материал. Став частью интегрированного пакета Microsoft Office, этот модуль получил сегодня очень широкое распространение.
Поскольку PowerPoint может работать с презентацией, содержащей значительное количество слайдов, он должен обеспечивать разные режимы их просмотра, уметь показывать презентацию в различных видах [4, с. 23]. Поэтому наряду с обычным режимом просмотра отдельного слайда, называемым Видом слайдов (Slide View), в PowerPoint поддерживаются и другие режимы: Вид структуры (Outline View), Вид сортировщика слайдов (Slide Sorter View), и режим Демонстрация (Slide Show). Каждый режим позволяет работать с определенным элементом данной презентации, и изменения, вносимые одном режиме, отражаются также и в других видах.
Работа с текстом в данной программе представляет собой упрощенный вариант работы в Ms Word. PowerPoint легко интегрирует ранее созданные текст, графики, числовые данные и диаграммы в презентацию [4, с. 12]. С помощью встроенного механизма объектного связывания и внедрения (OLE) вы можете редактировать импортированный объект, не выходя из PowerPoint. При этом в вашем распоряжении находятся все средства соответствующего приложения-источника. Программа предоставляет следующие возможности форматирования текстовых элементов:
• символа: изменение гарнитуры, кегля, цвета шрифта и фона, применение нумерованного и маркированного списков с различными типами маркеров;
• абзаца: применение эффектов, выравнивание (положение) на странице, интервалы абзаца.
Возможности работы с графическими, звуковыми и видеообъектами в данной программе весьма ограничены. Пользователь имеет возможность внедрения (импорта) готовых растровых, векторных изображений, звуковых и видеообъектов на слайд. При установке дополнительного плагина появляется возможность записи звука.
Для объединения элементов мультимедиа в единый проект, используются различные типы гиперссылок и элементы управления презентацией.
В данном пакете также представлена библиотека шаблонов, включающая заранее установленные анимационные эффекты для отдельных частей слайдов.
В Microsoft PowerPoint реализованы новые эффекты анимации, обогащающие презентации неожиданными и впечатляющими вариантами воспроизведения отдельных элементов каждого слайда. Также в программе предусмотрен и механизм фоновой проверки орфографии. Начиная с версии 2000 имеется полная интеграция с Internet Explorer.
Обладая такой возможностью, как интерактивность, компьютерные презентации позволяют эффективно адаптироваться под особенности обучающихся.
Работа по созданию и редактированию мультимедиасредств в среде PowerPoint происходит в файле формата *.ppt. Программа также позволяет сохранять готовый файл в следующие форматы:*.pps, *.html; *.gif; *.jpg; *.tif; *.mht; *.rtf.
Flash MX — это интегрированная среда для создания интерактивной векторной анимации, использующейся при создании Webсайтов и презентаций [2, с.3].
Своим происхождением программа Flash обязана ранней программе векторной графики под названием FutureSplash. Компания Macromedia приобрела программу FutureSplash в 1997 г., изменив ее название на Flash [1, с. 12]. С тех пор каждая выпускаемая версия Flash становится все более универсальным средством дизайна и разработки мультимедиасредств, использующихся в различных сферах деятельности. В 2006 г. была выкуплена фирмой Adobe. Программа Flash MX позволяет создавать анимации трех типов:
• пошаговая – анимация, содержимое каждого кадра которой формирует разработчик;
• кадрированная анимация (tweening animation), которая в свою очередь делится на анимацию формы анимацию движения. Для создания данного типа анимации пользователю необходимо задать начальное и конечное состояние анимированного объекта, а промежуточные фазы формируются программой.
• запрограммированная – наиболее сложный тип анимации для освоения пользователями, не владеющими основами объектноориентированного программирования, в связи с этим данный вид анимации в диссертационном исследовании рассмотрен не будет.
Данное приложение обладает большими возможностями работы с текстом. Текст вводится, содержится и обрабатывается в так называемом «текстовом блоке».
Программа предоставляет следующие возможности форматирования текстовых блоков:
• символа: изменение гарнитуры, кегля, цвета шрифта и фона;
• абзаца: применение нумерованного и маркированного списков, с различными типами маркеров, применение эффектов, выравнивание (положение) на странице, интервалы абзаца.
Текстовые блоки могут быть трех типов: Static Text, Input Text, Dynamic Text.
Анализируемый нами пакет Flash MX содержит векторный графический редактор.
Для интегрирования в мультимедиасредства, создаваемого с помощью пакета Flash, используются звуковые файлы, записанные в форматах *.WAV и *.MP3, при этом звуковые объекты становятся библиотечными образцами. Отметим, что в стандартной поставке Flash MX имеет набор вспомогательных звуков, которые также можно использовать при создании учебных мультимедиасредств. В программе предусмотрен редактор звука, позволяющий применять эффекты к внедренным звуковым объектам и выбирать варианты синхронизации анимации и звука. Для объединения элементов мультимедиа в единый проект используются различные типы гиперссылок и элементы управления анимацией.
Вся работа по созданию мультимедиасредств в среде Flash
происходит путем редактирования файла в формате *.fla. Перед распространением законченный продукт должен пройти процесс
компиляции в коды программы проигрывателя. При этом компилятором создается новый файл с расширением *.swf. Программа также позволяет экспортировать файл *.fla в следующие форматы:*.html; *.gif; *.jpg; *.png; *.exe; *.mov.
Программное обеспечение для интерактивных досок фирмы
Promethean
Интерактивная доска – это устройство, позволяющее преподавателю, лектору или докладчику объединить два различных инструмента: экран для отображения информации и обычную маркерную доску. На сегодняшний день лидерами в области интерактивных досок отечественного рынка новых средств обучения являются следующие компании-производители: Hitachi, InterWrite, Promethean [10, с.42]. Программное обеспечение для досок перечисленных фирм практически идентично, в связи с этим остановимся только на одном из них программном обеспечении фирмы Promethean.
Программное обеспечение ACTIVstudio создано специально для проведения презентаций и использования интерактивной доски в учебном процессе. Оно было разработано для использования с системой ACTIVboard и пером ACTIVpen. ACTIVstudio содержит множество функций, которые позволяют создавать и проводить презентации, добавлять в материалы специальные эффекты, выделять ключевые моменты, добавлять пометки и указатели, включающие дополнительную информацию или комментарии для аудитории, а также многие другие возможности.
Основным понятием при работе с данной программой является флипчарт – это рабочая область, где можно создавать и демонстрировать материалы [11, с. 63]. ACTIVstudio позволяет добавлять текст на страницы флипчарта. Панель инструментов редактирования и форматирования текста позволяет выполнять следующие действия:
• символа: изменение гарнитуры, кегля, цвета шрифта и фона;
• абзаца: применение нумерованного и маркированного списков с различными типами маркеров, назначение верхнего и нижнего индексов, выравнивание (положение) на странице, интервалы абзаца.
Данное программное обеспечение содержит инструмент распознавания, который позволяет при письме и рисовании преобразовывать рукописные пометки в фигуры или текст. Инструмент распознавания позволяет импортировать рукописный текст и фигуры не только в ACTIVstudio, но и в других приложениях, например, в MS Word. Единственное ограничение, в настоящее время программа распознает только англоязычные буквы.
Возможности работы с графическими, звуковыми и видеообъектами в данной программе аналогичны возможностям программного обеспечения PowerPoint. Пользователю предоставляется возможность внедрения (импорта) готовых растровых, векторных изображений, звуковых и видеообъектов на слайд.
При установке программного обеспечения ActivStudio загружается библиотека ресурсов. Ресурсы, содержащиеся в общей библиотеке ресурсов, классифицированы по типу. Выделены следующие типы: коллекции, сетки, текст, линии, звуки, страницы флипчартов, примечания и указатели, веб-ссылки, фоны, изображения, фигуры, пометки, флипчарты, телеграфные ленты, видео, операции.
Для создания единого учебного мультимедиасредства при помощи программного обеспечения ActivStudio предусмотрено создание различных типов гиперссылок и некоторых элементов управления анимацией.
Для создания активной среды обучения в рассматриваемом пакете используются настройки свойств и действий объекта. В зависимости от вида объекта (страница, файл, объект) предлагаются различные действия. Перечислим основные из возможных действий: воспроизведение звука по событию, переход на другую страницу, вставка объекта на страницу, открытие примечаний, управление текстовыми полями, поворот объекта на заданный угол.
Вся работа по созданию мультимедиасредств в среде
ActivStudio происходит путем редактирования файла в формате
*.flp. Программа предлагает следующие варианты экспорта флипчарта: PowerPoint (.ppt), Word (.doc), формат переносимых документов (.pdf), HTML.
Несмотря на аналогичные принципы организации работы, возможности создания мультимедиасредств учебного назначения у
рассматриваемых пакетов разные. В соответствии с этим каждый из них целесообразно использовать для решения определенного класса дидактических задач.
Список литературы
1. Jay Armstrong, Jen deHaan. Macromedia Flash 8. – М.: Триумф, 2007. – 256 с.
2. Jen deHaan, Peter deHaan. ActionScript 2.0 для Macromedia FLASH 8. – М.: Триумф, 2007. – 896 с.
3. Бент Б. Андерсен, Катя Ван ден Бринк. Мультимедиа в образовании: специализ. учеб. курс. – М.: Дрофа, 2007. – 224 с.: ил.
4. Бороненко Т.А. и др. Создание презентаций в среде MS Power Point 2000: учеб. пособие. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2003. – 44с.: ил.
5. Вовк Е.Т. Информатика: уроки по Flash. – М.: КУДИЦ ОБРАЗ, 2005. – 176 с.
6. Киркпатрик Г., Пити К. Мультипликация во Flash / пер. с англ. К.В. Пожидаевой. – М.: НТ Пресс, 2006. – 336 с.
7. Кречман Д.Л., Пушков А.И. Мультимедиа своими руками. – СПб.: БХВ, 1999. – 528 с.
8. Перевезенцев С.И. Анимация в Macromedia Flash MX. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 374с.
9. Рогожкин И.В. Интерактивные доски / Окна с видом на знания // PCWEKK. – № 35. – 2007. – С. 18–20.
10. Усенков Д. Ю. Интерактивная доска Smart Board: до и во время урока // Информатика и образование. – 2006. – № 2. – С. 39–48.
11. Усенков Д. Ю. Школьная доска обретает «разум» // Информатика и образование. – 2005. – № 12. – С. 63–66.
12. Шлыкова О.В. Культура мультимедиа: учеб. пособие для студ. – М.:ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 416 с.
Существует множество пакетов для создания мультимедийных продуктов учебного назначения, которые постоянно обновляются и усовершенствуются. В связи с этим перед педагогом возникает несколько проблем. Первая – выбор программного обеспечения для создания нового мультимедиасредства, вторая – перенос готового содержания мультимедиасредства для реализации в новом более совершенном программном продукте.
Чтобы решить эти проблемы, учителю необходимо хорошо ориентироваться в многообразии пакетов для создания мультимедиапродуктов.
Остановимся на характеристике ряда программ, с помощью которых можно подготовить мультимедиасредство учебного назначения.
Microsoft PowerPoint – это продукт фирмы Microsoft, инструмент подготовки и демонстрации презентаций в виде слайд-шоу, позволяющий четко структурировать, хорошо иллюстрировать и профессионально представлять учебный материал. Став частью интегрированного пакета Microsoft Office, этот модуль получил сегодня очень широкое распространение.
Поскольку PowerPoint может работать с презентацией, содержащей значительное количество слайдов, он должен обеспечивать разные режимы их просмотра, уметь показывать презентацию в различных видах [4, с. 23]. Поэтому наряду с обычным режимом просмотра отдельного слайда, называемым Видом слайдов (Slide View), в PowerPoint поддерживаются и другие режимы: Вид структуры (Outline View), Вид сортировщика слайдов (Slide Sorter View), и режим Демонстрация (Slide Show). Каждый режим позволяет работать с определенным элементом данной презентации, и изменения, вносимые одном режиме, отражаются также и в других видах.
Работа с текстом в данной программе представляет собой упрощенный вариант работы в Ms Word. PowerPoint легко интегрирует ранее созданные текст, графики, числовые данные и диаграммы в презентацию [4, с. 12]. С помощью встроенного механизма объектного связывания и внедрения (OLE) вы можете редактировать импортированный объект, не выходя из PowerPoint. При этом в вашем распоряжении находятся все средства соответствующего приложения-источника. Программа предоставляет следующие возможности форматирования текстовых элементов:
• символа: изменение гарнитуры, кегля, цвета шрифта и фона, применение нумерованного и маркированного списков с различными типами маркеров;
• абзаца: применение эффектов, выравнивание (положение) на странице, интервалы абзаца.
Возможности работы с графическими, звуковыми и видеообъектами в данной программе весьма ограничены. Пользователь имеет возможность внедрения (импорта) готовых растровых, векторных изображений, звуковых и видеообъектов на слайд. При установке дополнительного плагина появляется возможность записи звука.
Для объединения элементов мультимедиа в единый проект, используются различные типы гиперссылок и элементы управления презентацией.
В данном пакете также представлена библиотека шаблонов, включающая заранее установленные анимационные эффекты для отдельных частей слайдов.
В Microsoft PowerPoint реализованы новые эффекты анимации, обогащающие презентации неожиданными и впечатляющими вариантами воспроизведения отдельных элементов каждого слайда. Также в программе предусмотрен и механизм фоновой проверки орфографии. Начиная с версии 2000 имеется полная интеграция с Internet Explorer.
Обладая такой возможностью, как интерактивность, компьютерные презентации позволяют эффективно адаптироваться под особенности обучающихся.
Работа по созданию и редактированию мультимедиасредств в среде PowerPoint происходит в файле формата *.ppt. Программа также позволяет сохранять готовый файл в следующие форматы:*.pps, *.html; *.gif; *.jpg; *.tif; *.mht; *.rtf.
Flash MX — это интегрированная среда для создания интерактивной векторной анимации, использующейся при создании Webсайтов и презентаций [2, с.3].
Своим происхождением программа Flash обязана ранней программе векторной графики под названием FutureSplash. Компания Macromedia приобрела программу FutureSplash в 1997 г., изменив ее название на Flash [1, с. 12]. С тех пор каждая выпускаемая версия Flash становится все более универсальным средством дизайна и разработки мультимедиасредств, использующихся в различных сферах деятельности. В 2006 г. была выкуплена фирмой Adobe. Программа Flash MX позволяет создавать анимации трех типов:
• пошаговая – анимация, содержимое каждого кадра которой формирует разработчик;
• кадрированная анимация (tweening animation), которая в свою очередь делится на анимацию формы анимацию движения. Для создания данного типа анимации пользователю необходимо задать начальное и конечное состояние анимированного объекта, а промежуточные фазы формируются программой.
• запрограммированная – наиболее сложный тип анимации для освоения пользователями, не владеющими основами объектноориентированного программирования, в связи с этим данный вид анимации в диссертационном исследовании рассмотрен не будет.
Данное приложение обладает большими возможностями работы с текстом. Текст вводится, содержится и обрабатывается в так называемом «текстовом блоке».
Программа предоставляет следующие возможности форматирования текстовых блоков:
• символа: изменение гарнитуры, кегля, цвета шрифта и фона;
• абзаца: применение нумерованного и маркированного списков, с различными типами маркеров, применение эффектов, выравнивание (положение) на странице, интервалы абзаца.
Текстовые блоки могут быть трех типов: Static Text, Input Text, Dynamic Text.
Анализируемый нами пакет Flash MX содержит векторный графический редактор.
Для интегрирования в мультимедиасредства, создаваемого с помощью пакета Flash, используются звуковые файлы, записанные в форматах *.WAV и *.MP3, при этом звуковые объекты становятся библиотечными образцами. Отметим, что в стандартной поставке Flash MX имеет набор вспомогательных звуков, которые также можно использовать при создании учебных мультимедиасредств. В программе предусмотрен редактор звука, позволяющий применять эффекты к внедренным звуковым объектам и выбирать варианты синхронизации анимации и звука. Для объединения элементов мультимедиа в единый проект используются различные типы гиперссылок и элементы управления анимацией.
Вся работа по созданию мультимедиасредств в среде Flash
происходит путем редактирования файла в формате *.fla. Перед распространением законченный продукт должен пройти процесс
компиляции в коды программы проигрывателя. При этом компилятором создается новый файл с расширением *.swf. Программа также позволяет экспортировать файл *.fla в следующие форматы:*.html; *.gif; *.jpg; *.png; *.exe; *.mov.
Программное обеспечение для интерактивных досок фирмы
Promethean
Интерактивная доска – это устройство, позволяющее преподавателю, лектору или докладчику объединить два различных инструмента: экран для отображения информации и обычную маркерную доску. На сегодняшний день лидерами в области интерактивных досок отечественного рынка новых средств обучения являются следующие компании-производители: Hitachi, InterWrite, Promethean [10, с.42]. Программное обеспечение для досок перечисленных фирм практически идентично, в связи с этим остановимся только на одном из них программном обеспечении фирмы Promethean.
Программное обеспечение ACTIVstudio создано специально для проведения презентаций и использования интерактивной доски в учебном процессе. Оно было разработано для использования с системой ACTIVboard и пером ACTIVpen. ACTIVstudio содержит множество функций, которые позволяют создавать и проводить презентации, добавлять в материалы специальные эффекты, выделять ключевые моменты, добавлять пометки и указатели, включающие дополнительную информацию или комментарии для аудитории, а также многие другие возможности.
Основным понятием при работе с данной программой является флипчарт – это рабочая область, где можно создавать и демонстрировать материалы [11, с. 63]. ACTIVstudio позволяет добавлять текст на страницы флипчарта. Панель инструментов редактирования и форматирования текста позволяет выполнять следующие действия:
• символа: изменение гарнитуры, кегля, цвета шрифта и фона;
• абзаца: применение нумерованного и маркированного списков с различными типами маркеров, назначение верхнего и нижнего индексов, выравнивание (положение) на странице, интервалы абзаца.
Данное программное обеспечение содержит инструмент распознавания, который позволяет при письме и рисовании преобразовывать рукописные пометки в фигуры или текст. Инструмент распознавания позволяет импортировать рукописный текст и фигуры не только в ACTIVstudio, но и в других приложениях, например, в MS Word. Единственное ограничение, в настоящее время программа распознает только англоязычные буквы.
Возможности работы с графическими, звуковыми и видеообъектами в данной программе аналогичны возможностям программного обеспечения PowerPoint. Пользователю предоставляется возможность внедрения (импорта) готовых растровых, векторных изображений, звуковых и видеообъектов на слайд.
При установке программного обеспечения ActivStudio загружается библиотека ресурсов. Ресурсы, содержащиеся в общей библиотеке ресурсов, классифицированы по типу. Выделены следующие типы: коллекции, сетки, текст, линии, звуки, страницы флипчартов, примечания и указатели, веб-ссылки, фоны, изображения, фигуры, пометки, флипчарты, телеграфные ленты, видео, операции.
Для создания единого учебного мультимедиасредства при помощи программного обеспечения ActivStudio предусмотрено создание различных типов гиперссылок и некоторых элементов управления анимацией.
Для создания активной среды обучения в рассматриваемом пакете используются настройки свойств и действий объекта. В зависимости от вида объекта (страница, файл, объект) предлагаются различные действия. Перечислим основные из возможных действий: воспроизведение звука по событию, переход на другую страницу, вставка объекта на страницу, открытие примечаний, управление текстовыми полями, поворот объекта на заданный угол.
Вся работа по созданию мультимедиасредств в среде
ActivStudio происходит путем редактирования файла в формате
*.flp. Программа предлагает следующие варианты экспорта флипчарта: PowerPoint (.ppt), Word (.doc), формат переносимых документов (.pdf), HTML.
Несмотря на аналогичные принципы организации работы, возможности создания мультимедиасредств учебного назначения у
рассматриваемых пакетов разные. В соответствии с этим каждый из них целесообразно использовать для решения определенного класса дидактических задач.
Список литературы
1. Jay Armstrong, Jen deHaan. Macromedia Flash 8. – М.: Триумф, 2007. – 256 с.
2. Jen deHaan, Peter deHaan. ActionScript 2.0 для Macromedia FLASH 8. – М.: Триумф, 2007. – 896 с.
3. Бент Б. Андерсен, Катя Ван ден Бринк. Мультимедиа в образовании: специализ. учеб. курс. – М.: Дрофа, 2007. – 224 с.: ил.
4. Бороненко Т.А. и др. Создание презентаций в среде MS Power Point 2000: учеб. пособие. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2003. – 44с.: ил.
5. Вовк Е.Т. Информатика: уроки по Flash. – М.: КУДИЦ ОБРАЗ, 2005. – 176 с.
6. Киркпатрик Г., Пити К. Мультипликация во Flash / пер. с англ. К.В. Пожидаевой. – М.: НТ Пресс, 2006. – 336 с.
7. Кречман Д.Л., Пушков А.И. Мультимедиа своими руками. – СПб.: БХВ, 1999. – 528 с.
8. Перевезенцев С.И. Анимация в Macromedia Flash MX. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 374с.
9. Рогожкин И.В. Интерактивные доски / Окна с видом на знания // PCWEKK. – № 35. – 2007. – С. 18–20.
10. Усенков Д. Ю. Интерактивная доска Smart Board: до и во время урока // Информатика и образование. – 2006. – № 2. – С. 39–48.
11. Усенков Д. Ю. Школьная доска обретает «разум» // Информатика и образование. – 2005. – № 12. – С. 63–66.
12. Шлыкова О.В. Культура мультимедиа: учеб. пособие для студ. – М.:ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 416 с.
Источник: А. В. Кайсина
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи