Вопросы развития профессиональной подготовки выпускников по направлению «Прикладная информатика» на основе компетентностного подхода

Наука » Педагогика
В современном обществе происходит многократное увеличение информационных потоков, ухудшается экология. Активнее заработали рыночные механизмы, возросла ролевая мобильность, появились новые профессии, произошла демаркация прежних профессий – они стали более интегрированными, менее специальными. Все эти изменения диктуют необходимость формирования личности, умеющей жить в условиях неопределенности, личности творческой, ответственной, стрессоустойчивой, способной принимать конструктивные решения в различных жизненных ситуациях.
Для успешной профессиональной деятельности уже недостаточно получить высшее образование и на этом остановиться, возникает потребность постоянно пополнять свои знания. В этих условиях и возникает необходимость изменения парадигмы образования от «образования на всю жизнь» к образованию «через всю жизнь» [1].

Для решения данной проблемы разрабатываются новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), в основу которых положена компетентностная концепция образовательной системы, разработанная под руководством В.Д. Шадрикова.
В отличие от характерной для действующих государственных образовательных стандартов квалификационной модели стандарты нового поколения, основанные на компетентностной модели специалиста, менее жестко привязаны к конкретному объекту или предмету труда. Это позволит обеспечить мобильность выпускников в изменяющихся условиях рынка труда.
Современная потребность в информатиках-прикладниках, обладающих развитыми компетенциями системных аналитиков и проектировщиков, способных формализовать задачи автоматизации и информатизации прикладных процессов в различных предметных областях и участвовать в процессе создания и использования информационных систем на всех стадиях жизненного цикла, диктуется рынком труда.
Проекты ФГОС третьего поколения подготовки в области прикладной информатики отражают ее специфику и ориентированы на формирование профессиональных (специальных) компетенций выпускника с учетом этих особенностей.
Если проанализировать задачи, стоящие перед выпускником, и
виды деятельности, которыми он должен владеть, можно сделать вывод, что основные специальные компетенции прикладного информатика определяются умением осуществлять деятельность в соответствии со следующей совокупностью этапов: «объект ® модель ® алгоритм ® программа ® ЭВМ ® анализ результатов ® управление объектом». Данная совокупность этапов отражает суть содержания профессиональной деятельности прикладного информатика, имеющее название моделирование.
Наиболее актуальным на сегодняшний день является один из видов математического моделирования – имитационное моделирование. Оно позволяет решать задачи исключительной сложности: исследуемая система может содержать элементы непрерывного и дискретного действия, быть подверженной влиянию многочисленных случайных факторов сложной природы, описываться сложными соотношениями и т. д.
Предметом имитационного моделирования могут быть: экономическая деятельность коммерческой фирмы или банка, промышленное предприятие, информационно-вычислительная сеть, технологический процесс, процессы инфляции, анализ инвестиционных проектов и любая сложная система, любой реальный объект или процесс.

Проектирование и исследование таких систем не может быть выполнено на основе аналитических моделей и требует применения методологии имитационного моделирования.
Поскольку данные задачи имеют непосредственное отношение к основной деятельности будущего выпускника, проведем анализ существующих стандартов подготовки в области прикладной информатики.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 351400 Прикладная информатика (квалификация информатик) был утвержден 14 марта 2000 г.
В 2004 г. были разработаны временные требования к минимуму содержания и уровню подготовки бакалавров и магистров по направлению прикладная информатика, а 27 декабря 2005 г. был утвержден Государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 080800 Прикладная информатика для бакалавров и магистров.
Проведя анализ данных стандартов, в частности, их компоненты в области моделирования, можно установить их полную идентичность как по квалификационным требованиям, так и по требованиям к профессиональной подготовленности.
Большим недостатком существующего стандарта подготовки специалиста по специальности 351400 Прикладная информатика (по областям), является, по нашему мнению, отсутствие отдельной учебной дисциплины, связанной с моделированием и использованием математических методов. Если рассматривать данный стандарт с областью применения – экономика, то в общепрофессиональный блок в рамках дисциплин области применения включена дисциплина «Имитационное моделирование экономических процессов». Рамки данной дисциплины не позволяют рассмотреть общие вопросы, связанные с моделированием и использованием математических методов. Может показаться, что данное содержание может быть раскрыто в рамках учебной дисциплины «Математическая экономика», присутствующей в этом же разделе, но эта дисциплина ориентирована на системное изучение экономики с помощью математических моделей макрои микроуровней, а также в разрезе важнейших функциональных подсистем экономики (производственной и финансово-кредитной).
В стандарте бакалавра по направлению подготовки прикладная информатика, принятом в 2005 г., наряду с дисциплиной «Имитационное моделирование» появляется дисциплина «Прикладные методы оптимизации», которая восполняет этот пробел и по итогам которой можно говорить о существовании границ возможностей
«классических» математических методов в различных предметных областях.

В настоящее время идет разработка ФГОС третьего поколения по направлению подготовки прикладная информатика, с проектами которых можно ознакомиться на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации и Учебно-методического объединения Московского института экономики, статистики и информатики. Согласно данным проектам структура основной образовательной программы (ООП) бакалавра разбита на несколько учебных циклов, каждый из которых имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую учебным заведением.
Более детального рассмотрения требуют математический и естественно-научный цикл, а также профессиональный цикл дисциплин.
По сравнению с действующим стандартом подготовки бакалавров по направлению прикладная информатика, принятым в 2005 г., из перечня дисциплин для разработки примерных программ были исключены дисциплины, связанные с математическими методами поддержки принятия решений. Данные дисциплины были включены в программу магистерской подготовки. В то же время стандартом предусматривается формирование профессиональных компетенций, значительная часть которых имеет непосредственное отношение к реализации профессиональной деятельности, называемой моделирование. Специалист по моделированию использует основные законы естественно-научных дисциплин в профессиональной
деятельности, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ПК-3); способен ставить и решать прикладные задачи с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-6), моделировать прикладные информационные процессы и ставить задачу по их автоматизации (ПК-13), анализировать прикладную область на концептуальном, логическом, математическом, алгоритмическом и физическом уровнях (ПК-24); использовать методы классического математического анализа и исследовать операции для постановки и решения прикладных задач (ПК-27), моделировать данные, знания, прикладные информационные процессы, информационные системы на основе системного анализа и математических методов (ПК-28) [2].
Формирование перечисленных компетенций в рамках подготовки бакалавра по направлению прикладная информатика практически
невозможно. Это связано с отсутствием должного набора учебных дисциплин, имеющих отношение к математическим методам поддержки принятия решений и моделированию. Содержание подобных
дисциплин непосредственно связанно с задачами будущей профессиональной деятельности прикладного информатика. Данные учебные дисциплины должны изучаться как в рамках подготовки бакалавра по направлению прикладная информатика, так и в рамках
подготовки магистра. Отличие лишь в глубине изучения процессов и
сложности используемых методов поддержки принятия решений.

Список литературы
1. Концепция модернизации российского образовании на период до 2010 года // Вестн. образования: сб. приказов и инструкций Министерства образования России. – М., 2002. – № 6.
2. Проекты федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Прикладная информатика» (бакалавриат, магистратура).

Источник: О. А. Голышева
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.