Система воспитания нравственности у студентов высших учебных заведений

Наука » Педагогика
В настоящее время воспитание рассматривается учеными в качестве одной из основных категорий педагогики, которая вместе со всей педагогической наукой в целом находится в процессе непрерывного развития, совершенствования, поисков новых методов, технологий и способов воздействия.
Воспитание нравственности, являясь важнейшим аспектом развития личности, приобретает особую актуальность, когда речь идет о формировании данного качества у студентов высших учебных заведений – будущего оплота интеллигенции страны.
Необходимо отметить, что в СССР – еще недавно существовавшей великой державе – формирование нравственных качеств опиралось на очень прочную идеологическую основу, и эта работа велась целенаправленно и методично. К сожалению, идеологическая основа в настоящее время утрачена, но общепринятые нравственные ценности остаются непреложными, и проблема их формирования становится одной из наиболее приоритетных в государственной политике страны в связи с довольно низким моральнонравственным обликом современного гражданина.
Особое место в формировании нравственных качеств принадлежит высшим учебным заведениям. В студенческие годы заложенные школой базовые основы общей нравственности становятся принципиальной позицией и моральными убеждениями. Соответственно, одной из основных задач вуза является содействие формированию этих позиций и убеждений.
В современной ситуации воспитательная система в высшем учебном заведении становится важнейшим условием его функционирования, играя важнейшую социальную роль и решая консолидирующую задачу в многоаспектной деятельности учреждения.
В целях формирования системы воспитания нравственности в вузе мы в зависимости от метода воздействия на развитие нравственных качеств студентов условно разделили всю работу на непосредственный и опосредованный способы воздействия.
Непосредственное педагогическое воздействие оказывалось по трем направлениям формирующей деятельности, ориентированным на достижение поставленной в работе цели.
1. Организация нравственно-ценностной ориентированной работы профессорско-преподавательского состава соответствующих кафедр в контексте системного подхода к преподаванию читаемых
дисциплин. В ходе этой работы проводились специальные заседания кафедр, основной задачей которых было решение задач, связанных с формированием нравственных качеств у студентов. Кроме того, рассматривалась целесообразность введения в воспитательных целях кураторства – закрепление за преподавателем какойлибо группы студентов для осуществления личного контроля и более тесной взаимосвязи преподаватель – студент.
2. Субъект второго направления работы – непосредственно профессорско-преподавательский состав. В рамках опосредованного способа воздействия осуществлялась целенаправленная работа по отбору тематики и содержания дидактического материала в свете национальных и общечеловеческих, нравственных, культурных и других ценностей, а также работа по включению в читаемые курсы по всем общим и специальным дисциплинам информационных блоков, направленных на становление нравственных качеств. Например, использовался материал из личного опыта, истории, биографии ученых, ярких политиков и других известных людей.
На основе вариативной части учебного плана был проведен специальный курс «Социальные проблемы» (или «Формирование личности на гуманистической основе»), базировавшийся на гуманитарном блоке предметов (история, философия, педагогика, психология, литература). Для реализации принципа диалогичности при осуществлении данной работы предпочтительно проведение занятий в виде семинара, возможно написание студентами эссе с последующими общими обсуждениями. В процессе исследования были выработаны подходы к определению тематики занятий по формированию глубоких и всесторонних знаний и верных представлений о духовности, нравственности, к расстановке акцентов и отбору конкретных тем. Были определены оптимальные формы методов и средств подачи материала, отобраны темы и вопросы, где внимание студентов сосредотачивалось на знаниях, способствующих духовно-нравственному формированию личности студента в процессе профессиональной подготовки в технических вузах. Для достижения поставленных целей содержание курса равномерно распределялось по ступеням обучения. Благодаря целенаправленному подходу к получению знаний, представлений о духовнонравственном, происходило поэтапное формирование осознанного, что в конечном итоге содействовало становлению духовности, нравственности студентов. Программа строилась по принципу вычленения отдельных качественных блоков знаний, имеющих духовнонравственный потенциал и целенаправленное воспитательное воздействие на студентов, а также предполагало проникновение в глубинно-сущностную сферу личности, где полученные знания и представления о духовно-нравственном оказывали существенное влияние на гражданскую позицию студентов и формировали потребность в достойном поведении.
Данное направление работы также предполагает проведение производственной и педагогической практики (в зависимости от получаемой специальности) с акцентированием внимания на нравственно-этических отношениях внутри сформировавшихся и формирующихся групп. Далее предполагается коллективное обсуждение вопросов, связанных с данными отношениями. Основные задачи, решаемые в ходе осуществления этого направления деятельности – активизация интеллектуальной деятельности студентов средствами указанных методов, повышение их интереса к
нравственным проблемам современности, обогащение их нравственного опыта.
По мнению ученых, целенаправленная работа преподавателя по отбору тематики и содержания дидактического материала в свете национальных и общечеловеческих нравственных, культурных и других ценностей должна осуществляться, прежде всего, в контексте идеи личностно ориентированного обучения и воспитания. Развитие личности – интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое – в большей мере зависит, как известно, от окружающей ее речевой среды.
3. Третьим, наиболее обширным и эффективным направлением нашей деятельности, являлась внеучебная воспитательная работа, сориентированная на формирование нравственных качеств. Широкий спектр разнообразных направлений внеучебной работы призван создать вариативность выбора с целью обеспечить заинтересованность студентов в какой-либо определенной сфере деятельности. В состав данного направления деятельности входят различные виды мероприятий, оказывающие непосредственное воздействие на воспитание духовно-нравственной сферы студентов:
• гражданско-патриотическое воспитание (встречи с ветеранами ВОВ; проведение мероприятий, связанных с празднованием важнейших событий истории России; проведение экскурсий к памятникам и мемориалам; организация митингов, по важнейшим событиям Великой Отечественной войны; просмотр кино- и видеоматериалов патриотической направленности; участие в различных тематических конференциях, в спортивных мероприятиях; встречи с яркими представителями науки, культуры, политиками и другими известными людьми;
• духовно-нравственное воспитание. В рамках данной деятельности студенты участвуют в акциях различных некоммерческих и благотворительных организаций, участвуют в работе системы социальной добровольной деятельности по организации мероприятий для ветеранов, детей-сирот, трудных подростков;
• правовое воспитание представляет собой последовательное и систематическое воспитательное воздействие на молодых людей с целью формирования и развития их политической и правовой культуры, подразумевает участие студентов в конкурсах научных работ, посвященных законотворчеству, избирательному праву и другим отраслям права. В рамках правового воспитания проводятся конкурсы общественно-политической направленности, осуществляется деятельность органов студенческого самоуправления в вузе, основные события общественной жизни города, региона, страны освещаются в студенческой газете. Кроме того, студенты участвуют в деятельности молодежных общественных объединений регионального уровня, молодежном студенческом форуме. Проводится работа по профилактике асоциального поведения, для чего организуются встречи и дискуссии с представителями правоохранительных органов;
• художественно-эстетическое воспитание направлено на развитие у студентов эмоционально насыщенного и духовно возвышенного отношения к искусству и окружающей природе. Широкий кругозор, развитое эстетическое чувство, приобщение к художественному творчеству – все это пути духовного совершенствования личности. В целях реализации этого направления проводятся: музыкальные фестивали, КВН, студенческие капустники, выставки студенческих работ, фестивали студенческого творчества, тематические карнавалы, разнообразные конкурсы; функционируют хоровой коллектив, студенческий театр, фотостудия, клуб любителей кино, поэтический клуб, клуб любителей современного танца, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?», студенческая газета;
• профессионально-трудовое воспитание играет важнейшую роль в процессе формирования личности конкурентоспособного специалиста-профессионала, сущность которого заключается в приобщении человека к профессиональной деятельности и связанными с нею социальными функциями. В рамках этого направления реализуются следующие мероприятия: проводится ежегодный конкурс основ профессионального мастерства «Студент года», организуется деятельность студенческих научных обществ на факультетах университета; проводятся традиционные праздники: «День знаний»,
«День рождения университета». На этих праздниках чествуют лучших представителей профессорско-преподавательского состава университета и лучших студентов. Организуется производственная практика на предприятиях, в образовательных учреждениях, в органах государственной власти. Студенты принимают участие в конкурсах научных работ регионального и Всероссийского уровней, в проведении Дней открытых дверей в целях организации профориентационной работы среди абитуриентов. Также проводятся научно-практические конференции по разным направлениям деятельности;
• физическое воспитание. Здоровье студентов – одно из приоритетных направлений деятельности. Эффективная пропаганда физической культуры и спорта (социальная реклама, освещение соревнований, спортивных праздников) является одним из основных способов мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Важное звено работы со студентами по этому направлению – профилактика наркотической, алкогольной и никотиновой зависимостей. Кроме пропаганды, в рамках этого направления реализуются следующие мероприятия: проводится межфакультетская универсиада, команды университета принимают участие в спортивных соревнованиях различного уровня, функционирует туристический клуб и множество спортивных секций (рукопашного боя, настольного тенниса, волейбола (женского), проводится общая физическая подготовка (ОФП): атлетическая гимнастика, аэробика, шейпинг, бокс, футбол, баскетбол, секция легкой атлетики, лыжный спорт);
• специальная профилактическая работа и деятельность психолого-консультационной службы. Разработанная система формирования нравственности в рамках своей компетенции предусматривает организацию специальной профилактической работы со студентами. Воспитательная деятельность в университете направлена на создание среды, которая формирует устойчивое противодействие наркотической, никотиновой и алкогольной зависимостям. Главным способом борьбы с данной проблемой является четкая организация учебного процесса и свободного времени студентов. В соответствии с Государственным образовательным стандартом в

рабочих учебных планах реализуемых специальностей отводятся часы для таких дисциплин, как: «Организация безопасности жизнедеятельности»; «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»; «Возрастная анатомия и физиология». Решением Ученого совета университета в национально-региональный (вузовский) компонент естественно-научного блока рабочих учебных планов дополнительно включена дисциплина «Профилактика наркомании». Данная дисциплина дает студентам возможность получить полноценные знания по проблеме наркомании и формирует умения и навыки работы с трудными подростками. При факультете психологии университета создана психолого-консультационная служба. Служба психологической поддержки оказывает помощь факультетам в профориентационной работе, организует психологическое сопровождение участников учебного процесса; занимается изучением развития профессионально важных качеств студентов в процессе обучения, производит анализ отчисляемости студентов из вуза с целью выявления проблемных моментов, возникающих в учебном процессе, анализирует поступающие из организаций и предприятий отзывы о профессиональной деятельности выпускников.
Концепция воспитательной работы определяет целевые установки воспитательной деятельности и ее основные направления. Важнейшей целью воспитательной работы в любом университете должно быть воспитание высоконравственной, духовно развитой и физически здоровой личности, способной к высококачественной профессиональной деятельности.
Для формирования нравственных качеств у студентов высшего учебного заведения осуществляется как опосредованное воздействие, так и контроль за выполнением мероприятий непосредственного воздействия. Данная работа проводится по двум направлениям:
• обеспечение систематического мониторинга интересов, запросов, ценностных ориентаций студентов;
• внедрение системы поощрения и наказания. Основной функцией данного направления деятельности является обеспечение бесперебойного функционирования разработанной системы формирования нравственных качеств у студентов высшего учебного заведения.
Фактически разработанная система воспитания нравственных качеств у студентов высших учебных заведений охватывает все сферы человеческой жизнедеятельности, базируясь на основных диалектических принципах педагогики. Она призвана сформировать высоконравственную личность, способную в будущем положительным образом повлиять на воспитание целого поколения.

Источник: И. П. Мирошниченко
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.