Какими бы красочными, интерактивными свойствами не обладали готовые мультимедиапродукты, они далеко не всегда удовлетворяют и соответствуют специфическим образовательным целям преподавателей [8, с. 104]. Поэтому, педагоги вынуждены разрабатывать собственные средства, удовлетворяющие их требованиям. При этом не нужно стремиться к созданию больших мультимедийных средств, важно в отведенное время создать качественный и завершенный продукт.
В имеющейся на сегодняшний день литературе определены цели, предложены и описаны свойства мультимедиасредства обучения, показаны их преимущества по отношению к иным средствам обучения. Но при этом отсутствует целостная методическая система обучения созданию мультимедиа средств. Именно в этом заключается основная проблема при подготовке бакалавров образования к их профессиональной деятельности в этой области.
В качестве содержания методической системы обучения бакалавров образования в области создания учебных мультимедиасредств предлагается модель такого средства. Модель может быть реализована в среде любого программного средства, предназначенного для создания таких средств и в рамках любой предметной
области (биология, география, русский язык и литература и т. д.).
Она может быть использована не только для создания нового средства, но и для переноса содержания уже имеющегося продукта на новое программное обеспечение. Создание средства на основе предложенной модели позволит учителям-предметникам решить ряд следующих проблем: описать свойства инструментов программного средства для создания интерактивных объектов, с помощью элементов навигации выстроить маршруты изучения учебного материала, передать содержание курса с помощью различных видов информации (текст, графика, звук, видео), грамотно обработать и скомпоновать имеющиеся материалы.
Для построения модели учебного мультимедиасредства были рассмотрены, проанализированы и изучены:
• стандарты высшего профессионального образования по всем направлениям педагогического образования, а также проект стандарта третьего поколения по направлению «Педагогическое образование»;
• требования, предъявляемые к электронным учебным материалам [3, с. 65];
• функции, выполняемые мультимедиасредствами обучения
[3, с. 65];
• обязательные компоненты таких средств: техническая, педагогическая, содержательная;
• уровни интерактивности мультимедиасредств: простой, ограниченный, полный и уровень реального масштаба времени;
• особенности влияния мультимедиасредства на обучаемого: формирование познавательных интересов, активизация познавательной деятельности;
• программные средства для разработки мультимедиапродуктов учебного назначения: Power Point, Macromedia Flash, DreamWeaver, ToolBook, язык гиперразметок HTML, программное обеспечение интерактивных досок фирм Hitachi, InterWrite, Promethey;
• существующие мультимедиа продукты учебного назначения, рекомендованные к использованию Министерством образования и науки РФ: «Большая энциклопедия «Кирилла и Мефодия», «English Gold», «Мир Алисы», «Шедевры русской живописи» и т. д.;
• аттестаты комплексной экспертизы изданий и ресурсов
[6, с. 42–59].
На основе проведенного анализа выделены основные свойства с точки зрения цели моделирования и определено, какие из них
следует считать существенными. В рамках учебного процесса необходимо обучить бакалавров образования разработке мультимедиасредств следующих уровней интерактивности: простой, ограниченный и полный, отказавшись от обучения созданию мультимедиасредств, обладающих уровнем интерактивности реального масштаба времени. В качестве программного обеспечения предложить два пакета, относящихся к различным классам авторских метафор. Мультимедиасредство, полученное при реализации созданной модели, должно удовлетворять требованиям, предъявляемым к электронным учебным материалам.
В результате всего вышеизложенного построена следующая модель учебного мультимедиа средства (рис. 1).
Для анализа полученной модели подробно опишем ее.
В связи с выделенными компонентами учебного мультимедиасредства модель состоит из двух блоков (модулей): содержательный компонент – связанный с созданием различных дидактических материалов с помощью информационных технологий и технический
компонент – программно-зависимая часть, связанная с реализацией
проекта конкретными программными и аппаратными средствами. Каждый из представленных модулей разбит на две части. Первая – основная, обучение которой является обязательным в рамках учебного процесса подготовки бакалавра педагогического образования, и дополнительная, предназначенная для самостоятельного освоения. Деление именно таким образом обусловлено результатами работ в области мультимедиа, стандартов высшего профессионального образования и личным опытом авторов работы. Задачи, вынесенные в дополнительные блоки, требуют знаний, умений и навыков, получение которых вынесено на изучение в рамках образовательной программы магистратуры по направлению подготовки «Педагогическое образование».
Блоки тесно взаимосвязаны между собой, и при реализации модели важна последовательность работы с ними. Содержательный модуль необходимо выполнить в первую очередь, так как в зависимости от решаемой дидактической задачи и имеющегося материала будут использоваться те или иные информационные технологии и выбрано необходимое аппаратное и программное обеспечение.
В процессе создания содержательного блока мультимедийного средства учебного назначения бакалавру образования необходимо квалифицированно создавать или отбирать уже имеющиеся учебные материалы (текстовая информация, графические, звуковые, видеообъекты), обрабатывать их с помощью информационных технологий, компоновать и структурировать в рамках разрабатываемого средства обучения.
Согласно представленной модели в процессе обучения в вузе будущим учителям нужно передать технологии создания справочноэнциклопедического блока, блока электронного конспекта и блока контрольных тестовых материалов, а именно: трансформировать книжно-текстовую форму представления информации в мультимедиаинформацию; грамотно моделировать видео и звуковой ряд; структурировать и перестраивать информационные блоки с помощью гипертекстовой технологии; осуществлять обработку графики для наглядного представления теоретического материала; создавать и обрабатывать информацию для ее представления на экране с учетом особенностей учащихся; создавать тестовые задания различных видов.
Разработку данных блоков можно предложить осуществлять как непосредственно в программном средстве, которое выбирается для создания мультимедиапродукта, так и с помощью различных программ для обработки текстовой, графической, видео и звуковой информации, так как большинство существующих на сегодняшний момент пакетов позволяют сохранять созданные материалы в различных форматах, которые в дальнейшем могут быть внедрены в оболочку мультимедиасредства.
Разработку программных тренажеров, как видно на модели, мы вынесли в дополнительный блок, изучение которого выносится на изучение в рамках обучения по программам магистратуры, на курсах повышения квалификации либо самостоятельным образом.
После того как отобран учебный материал для мультимедийного средства, необходимо переходить к разработке технического модуля. При создании технической компоненты формируется интерфейс и выстраивается структура мультимедийного учебного средства. Выбор структуры и разметки мультимедиасредства зависит от количества и видов входной информации. Важно, чтобы на отдельных страницах не происходила перегрузка активными зонами, звуковым сопровождением, графическими объектами, так как это отвлекает учащихся от изучения предложенного содержания. На данном этапе возможна корректировка подготовленных заранее материалов. В этом и проявляется тесная взаимосвязь двух предложенных блоков: от имеющихся видов материалов зависят технологии их обработки и, наоборот, от имеющегося программного и аппаратного обеспечения зависит уровень коррекции отобранного содержания.
В рамках модуля создание технической компоненты учитель задает цветовую гамму продукта, размер окна просмотра, структуру отображения различных блоков материала, создает графические, аудиои видеообъекты и элементы управления средством, дополнительные средства навигации.
Как правило, принципы создания структуры мультимедийного средства и формирование цветовой гаммы в программах схожи. Для этого предназначены либо стандартные макеты оформления и разметки страниц, либо специальные цветовые палитры и система работы со слоями на странице. Это зависит от класса авторской метафоры, к которому относится программное средство. Поэтому в рамках учебного процесса в вузе будущему педагогу необходимо продемонстрировать принципы работы программных продуктов, относящихся к разным классам авторских метафор. Большинство программных продуктов используют не один, а несколько методов авторских метафор, поэтому будет достаточно на примере одного
программного продукта продемонстрировать использование готовых шаблонов (Power Point), а на основе Flash-технологии – работу с цветовыми палитрами и слоями. Эти знания будут достаточными для самостоятельного изучения других программных пакетов.
Существует большое множество управляющих объектов и элементов, однако в рамках модели предлагаем рассмотреть лишь те, построение которых не вызовет затруднения у педагогов, но при этом позволит создать удобный пользовательский интерфейс. К таким средствам отнесём: гиперссылки, всплывающие подсказки,
управляющие кнопки, текстовые поля для ввода текстов, переключатели, командные кнопки, полосы прокрутки. Все эти элементы относятся к средствам первых двух уровней интерактивности. Создание приведенных элементов идентично во многих программных средствах.
Как правило, разработчики программного обеспечения стараются выдерживать интерфейс программ, которые используются для создания мультимедиапродуктов и выполняют его в соответствии с общепринятыми традициями для приложений такого типа. Таким образом, если в рамках учебного процесса бакалавру образования передать общую технологию создания управляющих элементов, он без труда перенесет ее на новое средство.
Дополнительные элементы технического блока мультимедийного средства обучения требуют подготовки в области объектноориентированного программирования. При этом достаточно владеть одним из таких языков программирования (например, PHP), это позволит создать сложные элементы управления во многих существующих программных средствах. Данный модуль может быт рассмотрен в рамках подготовки по магистерской программе либо же на курсах повышения квалификации. Элементы, создающиеся да данном уровне
интерактивности, бесспорно позволят создать мультимедийное учебное средство наивысшего класса, однако и их отсутствие в мультимедиасредстве не ограничит выполняемые им функций.
В статье предложена модель учебного мультимедийного средства, реализация которой позволит бакалаврам образования сформировать профессиональные компетенции в области создания таких средств.
Список литературы
1. Educational software components of tomorrow
2. Бент Б. Андерсен, Катя Ван ден Бринк. Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс. – М.: Дрофа, 2007. – 224 с.
3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М.: Академия, 2003. – 192 с.
4. Кречман Д.Л., Пушков А.И. Мультимедиа своими руками. – СПб.: БХВ, 1999. – 528 с.
5. Луговая А.В. К вопросу об отборе содержания обучения мультимедиа технологиям будущих учителей информатики // Вестн. Моск. городского пед. унта. – М.; Курск, 2006. – С. 118 – 121.
6. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. – М.: Агентство «Издательский сервис», 2004. – 320 с.
7. Симонович С.В. и др. Информатика. Базовый курс. – СПб.: Питер, 2005. – 640 с.
8. Смолянинова О.Г. Мультимедиа в образовании: моногр. – Красноярск, 2002. – 300 с.
9. Шафрин Ю.А. Информационные технологии. Ч. 1. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2004. – 320 с.
10. Шлыкова О.В. Культура мультимедиа: учеб. пособие для студентов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 416 с.
В имеющейся на сегодняшний день литературе определены цели, предложены и описаны свойства мультимедиасредства обучения, показаны их преимущества по отношению к иным средствам обучения. Но при этом отсутствует целостная методическая система обучения созданию мультимедиа средств. Именно в этом заключается основная проблема при подготовке бакалавров образования к их профессиональной деятельности в этой области.
В качестве содержания методической системы обучения бакалавров образования в области создания учебных мультимедиасредств предлагается модель такого средства. Модель может быть реализована в среде любого программного средства, предназначенного для создания таких средств и в рамках любой предметной
области (биология, география, русский язык и литература и т. д.).
Она может быть использована не только для создания нового средства, но и для переноса содержания уже имеющегося продукта на новое программное обеспечение. Создание средства на основе предложенной модели позволит учителям-предметникам решить ряд следующих проблем: описать свойства инструментов программного средства для создания интерактивных объектов, с помощью элементов навигации выстроить маршруты изучения учебного материала, передать содержание курса с помощью различных видов информации (текст, графика, звук, видео), грамотно обработать и скомпоновать имеющиеся материалы.
Для построения модели учебного мультимедиасредства были рассмотрены, проанализированы и изучены:
• стандарты высшего профессионального образования по всем направлениям педагогического образования, а также проект стандарта третьего поколения по направлению «Педагогическое образование»;
• требования, предъявляемые к электронным учебным материалам [3, с. 65];
• функции, выполняемые мультимедиасредствами обучения
[3, с. 65];
• обязательные компоненты таких средств: техническая, педагогическая, содержательная;
• уровни интерактивности мультимедиасредств: простой, ограниченный, полный и уровень реального масштаба времени;
• особенности влияния мультимедиасредства на обучаемого: формирование познавательных интересов, активизация познавательной деятельности;
• программные средства для разработки мультимедиапродуктов учебного назначения: Power Point, Macromedia Flash, DreamWeaver, ToolBook, язык гиперразметок HTML, программное обеспечение интерактивных досок фирм Hitachi, InterWrite, Promethey;
• существующие мультимедиа продукты учебного назначения, рекомендованные к использованию Министерством образования и науки РФ: «Большая энциклопедия «Кирилла и Мефодия», «English Gold», «Мир Алисы», «Шедевры русской живописи» и т. д.;
• аттестаты комплексной экспертизы изданий и ресурсов
[6, с. 42–59].
На основе проведенного анализа выделены основные свойства с точки зрения цели моделирования и определено, какие из них
следует считать существенными. В рамках учебного процесса необходимо обучить бакалавров образования разработке мультимедиасредств следующих уровней интерактивности: простой, ограниченный и полный, отказавшись от обучения созданию мультимедиасредств, обладающих уровнем интерактивности реального масштаба времени. В качестве программного обеспечения предложить два пакета, относящихся к различным классам авторских метафор. Мультимедиасредство, полученное при реализации созданной модели, должно удовлетворять требованиям, предъявляемым к электронным учебным материалам.
В результате всего вышеизложенного построена следующая модель учебного мультимедиа средства (рис. 1).
Рис. 1
Для анализа полученной модели подробно опишем ее.
В связи с выделенными компонентами учебного мультимедиасредства модель состоит из двух блоков (модулей): содержательный компонент – связанный с созданием различных дидактических материалов с помощью информационных технологий и технический
компонент – программно-зависимая часть, связанная с реализацией
проекта конкретными программными и аппаратными средствами. Каждый из представленных модулей разбит на две части. Первая – основная, обучение которой является обязательным в рамках учебного процесса подготовки бакалавра педагогического образования, и дополнительная, предназначенная для самостоятельного освоения. Деление именно таким образом обусловлено результатами работ в области мультимедиа, стандартов высшего профессионального образования и личным опытом авторов работы. Задачи, вынесенные в дополнительные блоки, требуют знаний, умений и навыков, получение которых вынесено на изучение в рамках образовательной программы магистратуры по направлению подготовки «Педагогическое образование».
Блоки тесно взаимосвязаны между собой, и при реализации модели важна последовательность работы с ними. Содержательный модуль необходимо выполнить в первую очередь, так как в зависимости от решаемой дидактической задачи и имеющегося материала будут использоваться те или иные информационные технологии и выбрано необходимое аппаратное и программное обеспечение.
В процессе создания содержательного блока мультимедийного средства учебного назначения бакалавру образования необходимо квалифицированно создавать или отбирать уже имеющиеся учебные материалы (текстовая информация, графические, звуковые, видеообъекты), обрабатывать их с помощью информационных технологий, компоновать и структурировать в рамках разрабатываемого средства обучения.
Согласно представленной модели в процессе обучения в вузе будущим учителям нужно передать технологии создания справочноэнциклопедического блока, блока электронного конспекта и блока контрольных тестовых материалов, а именно: трансформировать книжно-текстовую форму представления информации в мультимедиаинформацию; грамотно моделировать видео и звуковой ряд; структурировать и перестраивать информационные блоки с помощью гипертекстовой технологии; осуществлять обработку графики для наглядного представления теоретического материала; создавать и обрабатывать информацию для ее представления на экране с учетом особенностей учащихся; создавать тестовые задания различных видов.
Разработку данных блоков можно предложить осуществлять как непосредственно в программном средстве, которое выбирается для создания мультимедиапродукта, так и с помощью различных программ для обработки текстовой, графической, видео и звуковой информации, так как большинство существующих на сегодняшний момент пакетов позволяют сохранять созданные материалы в различных форматах, которые в дальнейшем могут быть внедрены в оболочку мультимедиасредства.
Разработку программных тренажеров, как видно на модели, мы вынесли в дополнительный блок, изучение которого выносится на изучение в рамках обучения по программам магистратуры, на курсах повышения квалификации либо самостоятельным образом.
После того как отобран учебный материал для мультимедийного средства, необходимо переходить к разработке технического модуля. При создании технической компоненты формируется интерфейс и выстраивается структура мультимедийного учебного средства. Выбор структуры и разметки мультимедиасредства зависит от количества и видов входной информации. Важно, чтобы на отдельных страницах не происходила перегрузка активными зонами, звуковым сопровождением, графическими объектами, так как это отвлекает учащихся от изучения предложенного содержания. На данном этапе возможна корректировка подготовленных заранее материалов. В этом и проявляется тесная взаимосвязь двух предложенных блоков: от имеющихся видов материалов зависят технологии их обработки и, наоборот, от имеющегося программного и аппаратного обеспечения зависит уровень коррекции отобранного содержания.
В рамках модуля создание технической компоненты учитель задает цветовую гамму продукта, размер окна просмотра, структуру отображения различных блоков материала, создает графические, аудиои видеообъекты и элементы управления средством, дополнительные средства навигации.
Как правило, принципы создания структуры мультимедийного средства и формирование цветовой гаммы в программах схожи. Для этого предназначены либо стандартные макеты оформления и разметки страниц, либо специальные цветовые палитры и система работы со слоями на странице. Это зависит от класса авторской метафоры, к которому относится программное средство. Поэтому в рамках учебного процесса в вузе будущему педагогу необходимо продемонстрировать принципы работы программных продуктов, относящихся к разным классам авторских метафор. Большинство программных продуктов используют не один, а несколько методов авторских метафор, поэтому будет достаточно на примере одного
программного продукта продемонстрировать использование готовых шаблонов (Power Point), а на основе Flash-технологии – работу с цветовыми палитрами и слоями. Эти знания будут достаточными для самостоятельного изучения других программных пакетов.
Существует большое множество управляющих объектов и элементов, однако в рамках модели предлагаем рассмотреть лишь те, построение которых не вызовет затруднения у педагогов, но при этом позволит создать удобный пользовательский интерфейс. К таким средствам отнесём: гиперссылки, всплывающие подсказки,
управляющие кнопки, текстовые поля для ввода текстов, переключатели, командные кнопки, полосы прокрутки. Все эти элементы относятся к средствам первых двух уровней интерактивности. Создание приведенных элементов идентично во многих программных средствах.
Как правило, разработчики программного обеспечения стараются выдерживать интерфейс программ, которые используются для создания мультимедиапродуктов и выполняют его в соответствии с общепринятыми традициями для приложений такого типа. Таким образом, если в рамках учебного процесса бакалавру образования передать общую технологию создания управляющих элементов, он без труда перенесет ее на новое средство.
Дополнительные элементы технического блока мультимедийного средства обучения требуют подготовки в области объектноориентированного программирования. При этом достаточно владеть одним из таких языков программирования (например, PHP), это позволит создать сложные элементы управления во многих существующих программных средствах. Данный модуль может быт рассмотрен в рамках подготовки по магистерской программе либо же на курсах повышения квалификации. Элементы, создающиеся да данном уровне
интерактивности, бесспорно позволят создать мультимедийное учебное средство наивысшего класса, однако и их отсутствие в мультимедиасредстве не ограничит выполняемые им функций.
В статье предложена модель учебного мультимедийного средства, реализация которой позволит бакалаврам образования сформировать профессиональные компетенции в области создания таких средств.
Список литературы
1. Educational software components of tomorrow
2. Бент Б. Андерсен, Катя Ван ден Бринк. Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс. – М.: Дрофа, 2007. – 224 с.
3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М.: Академия, 2003. – 192 с.
4. Кречман Д.Л., Пушков А.И. Мультимедиа своими руками. – СПб.: БХВ, 1999. – 528 с.
5. Луговая А.В. К вопросу об отборе содержания обучения мультимедиа технологиям будущих учителей информатики // Вестн. Моск. городского пед. унта. – М.; Курск, 2006. – С. 118 – 121.
6. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. – М.: Агентство «Издательский сервис», 2004. – 320 с.
7. Симонович С.В. и др. Информатика. Базовый курс. – СПб.: Питер, 2005. – 640 с.
8. Смолянинова О.Г. Мультимедиа в образовании: моногр. – Красноярск, 2002. – 300 с.
9. Шафрин Ю.А. Информационные технологии. Ч. 1. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2004. – 320 с.
10. Шлыкова О.В. Культура мультимедиа: учеб. пособие для студентов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 416 с.
Источник: А. В. Кайсина
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи