Здоровьесберегающие технологии в школе

Наука » Педагогика
Сложные задачи ставит перед обществом время. Лавинообразно нарастают глобальные проблемы современности. Особое значение приобретает проблема оздоровления молодежи, так как в современных условиях проявляются нравственная и духовная деградация общества, пассивность, потребительское отношение, стрессы и т. п. Происходит разрыв между культурой и цивилизацией, которая теряет человеческий облик. Культурно-этические принципы и идеалы прошлого, направленные на совершенствование человека и человечества, обесцениваются. Хотим мы этого или нет, но школа аккумулирует в себе все проблемы и «болезни» общества.
В советской школе факторов, разрушающих здоровье, было несравненно меньше. А что изменилось? Недостаток витаминов, неправильный режим дня, пьющие родители, деформирующее детскую психику авторитарное воздействие взрослых, в том числе
учителей – все это было и осталось. В современных условиях прежний стиль преподавания оказался еще более дезадаптирующим, так как продолжают возрастать учебные нагрузки, уменьшается двигательная активность детей, приводя к гиподинамии и нарушениям осанки, свободное время все чаще отдается просмотру видеофильмов и компьютерным играм.

Есть и положительные моменты. О неблагополучии здоровья населения страны, и особенно подрастающего поколения, стали говорить открыто и на всех уровнях. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Здоровье – понятие комплексное. Оно зависит от социально-экономического положения детей, экологической обстановки в местах их проживания, профилактической работы с детьми медиков и педагогов, системы оздоровительных учреждений.
По данным Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14 % детей практически здоровы, у 50 % функциональные отклонения, 35–40 % имеют хронические заболевания. Около 7,5 млн детей России страдают заболеваниями нервно – психической сферы, но основная их масса обучается в обычных классах [1]. Среди причин, влияющих на здоровье школьников, Министерство образования России называет факторы внутришкольной среды, которые составляют 21 %: большая наполняемость классов; значительно заниженный уровень освещенности в школах; перегруженность учащихся основными и дополнительными занятиями; неблагополучие психологического климата в школьных коллективах; неоправданная интенсификация образования на фоне ухудшения социальноэкономической и экологической обстановки.
Неоправданно завышенный объем учебных программ, учебников, их качество и полиграфическое оформление резко увеличивают число больных учеников. К этому же ведет несоответствие гигиеническим нормам мебели и оборудования, загрязнение воздуха в школьных помещениях. По данным широкомасштабного эксперимента по переходу на 12-летнее обучение в Санкт-Петербурге содержание и формы организации учебной деятельности сами по себе
оказывают негативное влияние на состояние здоровья детей. Однако путем уменьшения учебных нагрузок попытки подчинить учебные приоритеты медицинским, неизбежно приводят к снижению качества образования и неадекватности результатов обучения социальному запросу общества. Сложившаяся ситуация выдвигает в разряд актуальных проблемы не только сохранения здоровья обучающихся в системе школьного образования, но и расширения функций образования, способствующих развитию всех компонентов здоровья, как основы комплексного удовлетворения потребностей.
Остается актуальной разработка проблемы сотрудничества педагогов и родителей в области культуры здоровья детей при организации их жизнедеятельности как здоровьесозидающей, т. е. организованной на основе принципов здорового образа жизни с учетом возрастных особенностей школьников и направленной на укрепление их здоровья посредством подражания, взаимообучения и самоорганизации.
Усилия, прилагаемые в педагогической науке и практике образования, для развития потенциальных возможностей организма школьника и формирования готовности к дальнейшему обучению, к
сожалению, недостаточно эффективны. Можно констатировать наличие в современной образовательной системе обучения противоречий:
• между потребностью в сохранении здоровья школьников как приоритетной задачи социальной политики государства и их реальным уровнем здоровья, недостаточной компетентностью учителей в области культуры здоровья;
• направленностью педагогических исследований на здоровьесберегающий подход к общему образованию (М.В. Антропова, М.М. Безруких, В.Н. Смирнов) и его недостаточностью в обеспечении здоровья школьников;
• объективной необходимостью расширения функций образования для успешной социализации школьника и реальным уровнем разработанности научно-технических подходов к организации деятельности общеобразовательных школ с направленностью на развитие потенциала здоровья ребенка.
Все эти проблемы требуют разрешения. В дальнейшем нуждаются в исследовании недостаточно разработанные вопросы сочетания форм учебной деятельности, усиливающие эмоциональноразвивающую направленность обучения школьников и способствующие воспитанию работоспособного ученика.
В связи с этим встает проблема формирования у школьников убежденности в необходимости ведения здорового образа жизни. С позиций личностно-ориентированного подхода важно ориентировать школу на выполнение новой функции, обеспечивающей развитие компонентов здоровья растущего человека, и максимальное использование резервов личности в саморазвитии потенциальных
возможностей.
Повышение уровня культуры здоровья учащихся в учебновоспитательном процессе можно обеспечить путем использования здоровьесберегающих образовательных технологий в школе.
Под «здоровьесберегающими образовательными технологиями» понимаются знакомые большинству педагогов психологопедагогические приёмы и методы работы, технологии, подходы к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию [2, 5]. Можно сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.
Согласно существующим определениям технология – это прежде всего системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей
задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО). Можно сказать, что педагогическая технология – это система, в которой последовательно реализуется заранее спроектированный учебновоспитательный процесс, гарантирующий достижение педагогических целей.
Как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – учащихся и педагогов. В то же время оно определяет направленность действий, совокупность задач, решаемых
в процессе достижения главной цели образовательной системы, и таким образом, фиксирует соответствующий приоритет в идеологии и принципах педагогической деятельности. Это выступает в качестве показателя того, что с учащихся без их согласия не взимается
«плата» за получаемое ими образование в форме непреднамеренного нанесения ущерба их здоровью [3]. Таким образом, здоровьесберегающая образовательная технология – это процесс воспроизведения педагогических действий из арсенала педагогического и методического инструментария в рамках связи «педагог – учащийся», осуществляемых посредством системного использования форм, средств и методов, которые обеспечивают достижение запланированных результатов с учетом целей и задач педагогики
здоровьесбережения [1].
Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки, научить использовать полученные знания в повседневной жизни [2].
Среди здоровьеберегающих технологий можно выделить несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно разные методы и формы работы.
• Медико-гигиенические технологии. Все проблемы, связанные со здоровьем человека, традиционно относят к компетенции медиков. На практике медики давно уже занимаются не столько здоровьем, сколько болезнями [4]. Но в образовательных учреждениях именно использование профилактических программ является обязательным.

В первую очередь к медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов.
• Физкультурно-оздоровительные технологии. Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физкультуры и в работе спортивных секций.
• Экологические здоровьесберегающие технологии. Ресурсы этой области здоровьесбережения пока недооценены и слабо задействованы. Очевидно, для каждого учителя воспитание у школьников любви к природе, стремления заботиться о ней, приобщение к исследовательской деятельности в сфере экологии и т. п. обладают мощным педагогическим воздействием, формирующим личность, укрепляющим духовно-нравственное здоровье учащихся.
Направленность этих технологий – создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой.
• Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курсов ОБЖ, химии, физики, физиологии и др.; за обеспечение безопасности условий пребывания в школе отвечает ее директор.
• Здоровьесберегающие образовательные технологии. Эти технологии наиболее значимые из всех перечисленных по степени их влияния на здоровье учащихся. Главный их отличительный признак – не место, где они реализуются, а использование психологопедагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их реализация достигает цели в полной мере лишь при осознании всеми педагогами образовательного учреждения своей солидарной ответственности за сохранение здоровья учащихся и получении необходимой профессиональной подготовки для работы в этом направлении [3].
Существуют и другие основания для классификаций здоровьесберегающих технологий. По характеру действия они могут быть подразделены на следующие группы.
Защитно-профилактические – приемы, методы, направленные на защиту человека от неблагоприятных для здоровья воздействий. Это выполнение санитарно-гигиенических требований; поддержание чистоты и проведение прививок с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузки, исключающего наступление состояния переутомления учащихся; использование страховочных средств и защитных приспособлений в спортзалах с целью профилактики травматизма и т. п. Большая часть того, что в школах понимается под здоровьесберегающими технологиями, как раз и относится к этой группе.
Компенсаторно-нейтрализующие. При их использовании ставится задача восполнить недостаток того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности, или хотя бы частично нейтрализовать негативные воздействия в тех случаях, когда полностью
защитить человека от них не представляется возможным. Это, например, проведение физкультминуток и физкультпауз, позволяющее в какой-то мере нейтрализовать неблагоприятное воздействие статичности уроков, недостаточность физической нагрузки, эмоциональные разрядки и «минутки покоя», позволяющие частично нейтрализовать стрессогенные воздействия, груз психоэмоциональных напряжений. Витаминизация пищевого рациона восполняет дефицит необходимых организму витаминов; использование аминокислоты глицина (дважды в год – в декабре и весной) позволяет укрепить память школьников.
Стимулирующие. Эти приемы, методы, технологии позволяют
активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния. В психотерапии немало приемов, позволяющих вывести пациента из состояния депрессии, уныния, фрустрации. В рамках педагогических техник и педагогической психотерапии учителя пользуются многими подобными приемами на уроках и во внеурочной воспитательной работе.
Информационно-обучающие. Они обеспечивают учащимся необходимый уровень грамотности для эффективной заботы о здоровье, помогают в воспитании культуры здоровья. Сюда относятся образовательные, просветительские и воспитательные программы, адресованные учащимся, их родителям и педагогам. В соответствии с традиционным педагогическим подходом могут быть выделены
обучающие, развивающие и воспитательные здоровьесберегающие технологии [1].
По организационным особенностям здоровьесберегающие приемы и методы, используемые в образовательных учреждениях, могут быть подразделены на обеспечивающие и реконструирующие. Первые обеспечивают необходимые условия проведения образовательного процесса и по большей части регламентированы в СанПиНах. Вторые нацелены на привнесение новых элементов, условий, не предусмотренных нормативными документами. Например, организация в школе фитобара, кабинета физиотерапии, цветовой подсветки в классах, аудиосопровождения уроков, оздоровительнопсихологических тренингов для учащихся и учителей и т. п.
Различия в представлениях о путях достижения главной цели –
сохранение здоровья учащихся – определяют и разные приоритеты среди задач всего комплекса здоровьесберегающих мероприятий. В

одних случаях он дидактический, и тогда на первый план выступают учебные программы, «уроки здоровья». В других – организационный, тогда в школе проходят дела на тему здоровья: «дни здоровья», конкурсы, соревнования, наглядная агитация. При
«проблемном» приоритете все усилия направляются на решение какой-то конкретной задачи: питания, двигательной активности, профилактики переутомления и т. д. Приоритет индивидуального подхода определяет концентрацию всех усилий на учете особенностей каждого учащегося, в том числе и его здоровья. «Физкультурный» приоритет приводит к подмене заботы о здоровье – заботой о физическом развитии учащихся [3].
Основными задачами программ по сохранению здоровья детей, по мнению С.А. Кулакова, должны быть выделение и описание ключевых проблем здоровья и привлечение внимания общественности к этим проблемам, влияние нарушений здоровья на социальное благополучие, физическое и психическое здоровье населения в целом.
Здоровьесберегающие технологии в школе должны не требовать значительных материальных затрат, не нарушать ритма образовательного процесса, а стать его органичной и гармонизирующей структурой. Технологии планируются с учетом школьных условий и уровня имеющихся ресурсов. Все педагогические здоровьесберегающие технологии можно разделить на две большие группы, направленные на индивида (субъекта образовательного процесса) и на среду, окружающую индивида.
Цель технологий, направленных на индивида, – формирование у него «здорового поведения», которое принесет ему пользу; это поведение не требует значительных затрат (материальных, временных, физических).
Технологии, ориентирующиеся на окружающую среду, учитывают соотношение затрат – выгод и направлены на следующие критерии:
• важность сферы, на которую предполагается оказать воздействие;
• возможность получения эффективных результатов; число лиц, на которые окажут воздействия эти мероприятия;
• неизбежные недостатки или «побочное действие» программы;
• политические или этические соображения и величина финансовых затрат, объем ресурсов и численность персонала, необходимые для осуществления программы.
Изменить «проблемное» поведение индивида на «здоровое» – задача трудная. Она предполагает определенные предпосылки, к которым относятся осознание проблемы, информированность, мотивация, умение изменить поведение, исполнение, поддержка.

Для формирования «здорового» поведения нужно выяснить, на какой ступени находится индивид, с чего следует начинать и какие профилактические методы использовать? К таким методам относят информирование, консультирование, тренинг умений, воздействие на среду.
Профилактическое информирование состоит в том, чтобы посредством информации восполнить недостаток знания, необходимого для здоровья, добиться осознания проблемы и создать мотивацию к приобретению новых способов поведения.
Консультирование как метод укрепления здоровья обращено к конкретному человеку и предполагает использование такого психологического приема, как воздействие личности консультанта с целью облегчения восприятия информации.
Тренинг умений – это научение, тренировка и стабилизация новых способов поведения, когда индивид мотивирован на изменение поведения. Общим принципом тренинга является разделение основной задачи на небольшие пошаговые действия и отработка их в упражнениях, ролевых играх и представлениях. В школьной практике подобные тренинги должны быть направлены на формирование коммуникативных умений, навыков в разрешении проблем и умений совладать со стрессом.
Здоровьесберегающие технологии, направленные на окружение, способствуют укреплению здоровья индивида. Эти технологии предполагают воздействие на социальное, экологическое, правовое, культурное окружение и на лиц, ответственных за это. Мы относим сюда повышение психолого-педагогической квалификации учителей и администрации образовательных учреждений, развитие школьных, районных, городских валеологических служб, соблюдение санитарно-гигиенических норм в организации учебно-воспитательного процесса и многое другое.
Для внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательные учреждения необходимо соблюдение двух условий: вопервых, нужно знать, что благоприятствует состоянию; во-вторых, какими практическими действиями это можно соответственно усилить или устранить.

Список литературы
1. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.:АРКТИ, 2005.
2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. – М.: ВАКО, 2007.
3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003.
4. Нагавкина Л.С., Татарникова Л.Г. Валеологические основы педагогической деятельности. – СПб.: КАРО, 2005.
5. Здоровьесберегающие технологии в современном образовательном пространстве. – Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2002.

Источник: Н. В. Седова
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.