Отбор содержания курса «Современные средства оценивания результатов обучения»

Наука » Педагогика
В соответствии со стандартами высшего профессионального образования второго поколения в педагогических университетах и институтах введена новая дисциплина «Современные средства оценивания результатов обучения». Она ставит цели: ознакомить студентов с современными средствами оценки результатов обучения, методологическими и теоретическими основами тестового контроля; сформировать у них представления о тесте как о системе заданий, удовлетворяющей определенным требованиям; обучить их построению тестов, проведению тестирования и оцениванию его результатов.
Это связано с тем, что современный этап общественного развития характеризуется новыми требованиями, предъявляемыми к среднему и высшему образованию, условиям организации и формам контроля результатов образовательного процесса.
Процесс информатизации всех сторон жизнедеятельности общества приводит к необходимости совершенствования образовательных технологий, которые в настоящее время характеризуются переходом от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, от ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий; от внешней мотивации учения к внутренней нравственно волевой регуляции.
Потребность современного общества в качественном образовании невозможна без объективного контроля знаний обучаемых. В этих условиях одной из важнейших задач педагогического процесса является обеспечение некоторого эталонного уровня знаний, умений и навыков обучаемого по конкретному предмету.
При этом критериями оптимальности достижения эталонного уровня знаний, умений и навыков могут служить качество усвоения учащимися учебного материала, а также временные затраты на его проведение. Именно поэтому широкое распространение получает такая форма организации и контроля результатов обучения, как педагогический тест. Использование тестов в процессе обучения предполагает наличие у преподавателей определенной совокупности знаний и умений, связанных с разработкой системы тестов и тестовых заданий, проведением тестирования, обработкой и анализом результатов тестирования.

С введением новой дисциплины перед преподавателями возникла проблема отбора содержания обучения этой дисциплине. Содержание обучения понимается как педагогически обоснованная, логически упорядоченная и текстуально зафиксированная в учебных программах научная информация о материале, подлежащем изучению, представленная в свернутом виде и определяющая содержание деятельности учащихся для достижения целей обучения [2].
Обратим внимание на то, что при изучении этой дисциплины приоритетной задачей является знакомство обучаемых с технологией построения тестов, проведения тестирования и оценивания его результатов. При этом в результате изучения курса обучаемые должны знать:
• смысл основных понятий;
• дидактические функции педагогических тестов;
• основные виды и формы тестовых заданий и тестов;
• основные этапы построения теста;
• основные критерии оценки качества теста;
• знать основные положения классической и статистической теории тестов.
Обучаемые должны уметь:
• отличать тестовые задания от нетестовых, псевдотестовых и заданий в тестовой форме;
• построить тест по своей предметной области;
• конструировать ответы к тестовым заданиям;
• вычислять основные критерии оценки качества теста и тестовых заданий.
Обучаемые должны иметь представление об истории развития педагогических тестов и тестового контроля.
Приведем принципы отбора содержания и организации учебного материала курса.
1. Предлагаемое содержание должно в дальнейшем позволить обучаемым не только самостоятельно организовать процесс тестирования, но и разработать тесты и самостоятельно подготовить участников процесса тестирования.
2. Выбранные темы в первую очередь должны сформировать представление о тестировании как сложном многоэтапном процессе взаимосвязанных этапов (системный подход).
3. С другой стороны, обучаемые должны ознакомиться с моделями деятельности, которые позволят им эффективно организовать процесс тестирования и разработки теста. Источником таких моделей стала деятельность разработчика теста (деятельностный подход), а сами модели легли в основу заданий для обучаемых (принцип моделирования).

Учитывая все вышесказанное, приведем примерный тематический план курса.
Тема 1. История развития педагогических тестов и тестового контроля
Возникновение тестирования. Деление тестов на педагогические и психологические. Первые педагогические тесты. Современное развитие тестологии в Европе, Японии, Канаде, США. Современная теория тестов. История ее создания.
Развитие тестирования в России. Начало развития тестирования в рамках педологии. Период игнорирования тестов. Использование тестов в 70-е годы XX века. Современные центры
тестирования.
Тема 2. Применение тестов в педагогике. Дидактические
функции педагогических тестов. Трудности, возникающие при
внедрении тестовых методик
Тема 3. Основные понятия теории тестов
Педагогический контроль, предмет и объект контроля. Принципы педагогического контроля. Понятийный аппарат тестологии. Понятие педагогического теста. Тестовое задание и его структура. Задание в тестовой форме. Требования к заданиям в тестовой форме.
Тема 4. Формы и виды тестовых заданий
Задания открытой, закрытой формы, задания на установление соответствия, на установление правильной последовательности. Принципы композиции заданий. Соотношение формы задания и вида проверяемых знаний, умений, навыков. Принципы отбора содержания тестовых заданий.
Тема 5. Формы и виды тестов
Классификация тестов по различным основаниям. Виды тестов.
Формы тестов.
Тема 6. Построение тестов
Технология построения тестов. Разработка сопроводительной документации и инструкций к тесту. Методологические основы построения тестов.
Тема 7. Оценка качества теста
Понятие «трудность теста». Валидность теста. Виды валидности. Надежность теста. Методы определения надежности. Зависимость видов и форм тестов от специфики учебной дисциплины.
Тема 8. Оценка качества тестовых заданий
Трудность заданий теста. Дискриминационная способность заданий теста.
Тема 9. Компьютерное тестирование. Анализ систем компьютерного тестирования
Компьютерное тестирование. Его достоинства и недостатки. Адаптивное компьютерное тестирование. Системы компьютерного тестирования. Основные требования. Анализ систем компьютерного тестирования.

Список литературы
1. Аванесов В.С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. – М., 1989.
2. Гершунский Б.С. Прогнозирование содержания обучения в техникумах. – М., 1980. – 144 с.
3. Майоров А.Н. Рекомендации по составлению тестовых заданий для учителей. – СПб.: КО, 1994. – 16 с.

Источник: А. В. Голанова, Е. И. Голикова
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.