Региональность в образовательной политике означает ее направленность на создание системы учреждений, обеспечивающих потребности региона в трудовых ресурсах в соответствии со структурой его экономики, а также удовлетворение всей совокупности образовательных потребностей жителей данной территории. Организационные формы образования взрослых варьируются в зависимости от социально-демографических, культурных, экономических и иных особенностей социальной среды.
К числу существенных с этой точки зрения могут быть отнесены следующие характеристики.
Принятая в урбанистике классификация городов на крупные, средние и малые, а также их разграничение на старые и новые. В отличие от сходных по численности населения городов европейской части России, имеющих продолжительную историю, новые города в ее восточной части обычно базируются на монопрофильной промышленности и находятся в значительном удалении от крупных промышленных и культурных центров. В этом случае система образования вынуждена действовать в условиях как бы замкнутого социально-культурного пространства и в силу этого должна обладать определенной автономностью и соответствовать требованию достаточности.
Возрастной состав жителей территории – другая характеристика. По данным опросов РНИСиНП[92], возраст наиболее высокой образовательной активности взрослого населения составляет около 30 лет. Однако, отмечается рост образовательных потребностей и в старшей возрастной группе (после 50). Эти факторы приходится учитывать при планировании структуры образовательных услуг.
К числу существенных с этой точки зрения могут быть отнесены следующие характеристики.
Принятая в урбанистике классификация городов на крупные, средние и малые, а также их разграничение на старые и новые. В отличие от сходных по численности населения городов европейской части России, имеющих продолжительную историю, новые города в ее восточной части обычно базируются на монопрофильной промышленности и находятся в значительном удалении от крупных промышленных и культурных центров. В этом случае система образования вынуждена действовать в условиях как бы замкнутого социально-культурного пространства и в силу этого должна обладать определенной автономностью и соответствовать требованию достаточности.
Возрастной состав жителей территории – другая характеристика. По данным опросов РНИСиНП[92], возраст наиболее высокой образовательной активности взрослого населения составляет около 30 лет. Однако, отмечается рост образовательных потребностей и в старшей возрастной группе (после 50). Эти факторы приходится учитывать при планировании структуры образовательных услуг.
Как отмечалось, образование взрослых имеет специфическую, присущую только ей структуру учреждений, обусловленную особенностям выполняемых задач. Серьезный недостаток современного образования взрослых его слабо выраженная вертикальная структура. В нем практически нет соответствующих концепции непрерывного образования последовательно восходящих ступеней.
Образование взрослых не нуждается в жестко регламентированном руководстве со стороны центральных и местных органов власти. Потребность в едином управленческом органе вытекает из необходимости координации действий его различных подразделений, а также учреждений и организаций, выступающих учредителями и заказчиками различных форм обучения.
Объектом управления служит не учебный процесс и не деятельность отдельных учебных заведений, а процесс развития образования взрослых как таковой (структурная политика, планирование ориентации на нужды региона, согласование интересов обучаемых и их работодателей, финансовая политика).
Управление образованием взрослых представляет собой деятельность органов власти и негосударственных организаций, направленную на повышение его эффективности, т.е. на более полное достижение целей образовательной политики. Процесс управления складывается из ряда последовательно выполняемых функций:
Образование взрослых не нуждается в жестко регламентированном руководстве со стороны центральных и местных органов власти. Потребность в едином управленческом органе вытекает из необходимости координации действий его различных подразделений, а также учреждений и организаций, выступающих учредителями и заказчиками различных форм обучения.
Объектом управления служит не учебный процесс и не деятельность отдельных учебных заведений, а процесс развития образования взрослых как таковой (структурная политика, планирование ориентации на нужды региона, согласование интересов обучаемых и их работодателей, финансовая политика).
Управление образованием взрослых представляет собой деятельность органов власти и негосударственных организаций, направленную на повышение его эффективности, т.е. на более полное достижение целей образовательной политики. Процесс управления складывается из ряда последовательно выполняемых функций:
Цели образовательной политики достигаются в конечном счете через деятельность учреждений, непосредственно осуществляющих повседневную практическую работу среди населения. В настоящее время только в сфере образования взрослых насчитывается около 50 видов таких учреждений. Число видов образовательных учреждений для взрослых и их общее число растет во многом благодаря изменяющимся образовательным потребностям населения и новым запросам рынка труда.
Оптимальную модель образовательного учреждения для взрослых в условиях трансформирующейся экономики еще предстоит разработать. Скорее всего это будет полифункциональное учреждение, в котором взрослый сможет максимально полно удовлетворить свои многообразные образовательные потребности. Проектируя такое учреждение, важно найти решение вопроса об уровнях образования взрослых - о его последовательно восходящих ступенях, предоставляющих человеку возможность развиваться целостно, гармонично и поступательно. Иными словами, в центр поисковых усилий необходимо поставить идею о пожизненном прогрессе личности.
Образование институализировалось, т.е. превращалось в самостоятельную и относительно обособленную область социальной практики по мере того, как усложнялась и становилась все более разнообразной общественная жизнь. Как закономерное следствие этого глобального процесса постоянно повышался уровень требований к человеку как субъекту различных видов деятельности. Соответственно возрастал и изменялся в сторону усложнения объем знаний и умений, которыми необходимо овладеть перед вступлением в самостоятельную жизнь. Для выполнения этой задачи понадобились отдельные учреждения и специально подготовленные работники. Потребность в тех и других увеличивалась по мере роста массовости образования и расширения спектра его задач.
Оптимальную модель образовательного учреждения для взрослых в условиях трансформирующейся экономики еще предстоит разработать. Скорее всего это будет полифункциональное учреждение, в котором взрослый сможет максимально полно удовлетворить свои многообразные образовательные потребности. Проектируя такое учреждение, важно найти решение вопроса об уровнях образования взрослых - о его последовательно восходящих ступенях, предоставляющих человеку возможность развиваться целостно, гармонично и поступательно. Иными словами, в центр поисковых усилий необходимо поставить идею о пожизненном прогрессе личности.
Образование институализировалось, т.е. превращалось в самостоятельную и относительно обособленную область социальной практики по мере того, как усложнялась и становилась все более разнообразной общественная жизнь. Как закономерное следствие этого глобального процесса постоянно повышался уровень требований к человеку как субъекту различных видов деятельности. Соответственно возрастал и изменялся в сторону усложнения объем знаний и умений, которыми необходимо овладеть перед вступлением в самостоятельную жизнь. Для выполнения этой задачи понадобились отдельные учреждения и специально подготовленные работники. Потребность в тех и других увеличивалась по мере роста массовости образования и расширения спектра его задач.
Как отмечалось, образование взрослых составляет неотъемлемую и в то же время относительно обособленную часть системы образования. Это означает, что наряду с проблемами, общими для всех направлений образовательной деятельности, оно имеет свой собственный контингент учащихся и специфические задачи, на выполнение которых направлена деятельность соответствующих учреждений.
Под образованием взрослых обычно понимается система учреждений и образовательных программ, предназначенных для лиц, совмещающих или, тем и иным способом, чередующих трудовую и учебную деятельность. Сюда также входят учреждения, предназначенные для взрослых, оставивших по различным причинам сферу труда или намеревающихся включиться в нее впервые или после длительного перерыва.
Отметим, что понимание системы образования как специфического социального института[86] способно прояснить целый ряд ключевых вопросов теории и практики. Речь идет о дальнейшем развитии многообразных связей и отношений в системе "общество – система образования – личность".
Необходимость институализации образования взрослых объясняется, на наш взгляд, крайне ограниченным набором средств, которые могут легитимно использоваться государством (как с точки зрения национального, так и международного законодательства) для социальной интеграции людей и адекватных ответов на возникающие проблемы. Институализация означает одновременное и взаимосвязанное реформирование на основе действующего законодательства и в рамках существующих общественных отношений всех образовательных и просветительских учреждений и организаций, а также – создание новых, рассчитанных на весь период жизни человека.
Под образованием взрослых обычно понимается система учреждений и образовательных программ, предназначенных для лиц, совмещающих или, тем и иным способом, чередующих трудовую и учебную деятельность. Сюда также входят учреждения, предназначенные для взрослых, оставивших по различным причинам сферу труда или намеревающихся включиться в нее впервые или после длительного перерыва.
Отметим, что понимание системы образования как специфического социального института[86] способно прояснить целый ряд ключевых вопросов теории и практики. Речь идет о дальнейшем развитии многообразных связей и отношений в системе "общество – система образования – личность".
Необходимость институализации образования взрослых объясняется, на наш взгляд, крайне ограниченным набором средств, которые могут легитимно использоваться государством (как с точки зрения национального, так и международного законодательства) для социальной интеграции людей и адекватных ответов на возникающие проблемы. Институализация означает одновременное и взаимосвязанное реформирование на основе действующего законодательства и в рамках существующих общественных отношений всех образовательных и просветительских учреждений и организаций, а также – создание новых, рассчитанных на весь период жизни человека.
Самообразование является одной из важнейших форм непрерывного образования. В советское время, самообразованию отводилась второстепенная роль восполнения разрывов в программах различных образовательных институтов, например, между школой и вузом, между различными институтами повышения квалификации. Кроме очевидного положения, что образование призвано в идеале сделать весь учебный путь человека непрерывным, в условиях перехода к рыночной экономике приходится учитывать еще одну особенность. Неизбежные несостыковки в учебных программах создают “рабочие места” для физических лиц и отдельных институтов типа платных подготовительных курсов или основных коммерческих отделений в вузах.
Согласно данным РНИСиНП[80] в нынешних социально-экономических условиях самообразование оказывается одним из наиболее эффективных путей включения в общественную жизнь самых различных групп российского общества, в том числе с низкими или очень низкими доходами. Разумеется, определенная часть работающего населения, имеет возможность обучения за счет фирмы или предприятия. Но при этом треть опрошенного взрослого населения никак не повышала уровень своих знаний и квалификации за последние три года. В самом ближайшем будущем это кандидаты на статус безработных, а затем, наиболее вероятно они окажутся исключенными из рынка труда по причине своей функциональной неграмотности.
Поэтому, самообразование часто оказывается чуть ли не единственным способом компенсировать недостаточные возможности профессионального роста, которые предоставляют государство или работодатель. Данные показывают, что около половины респондентов (48,5%) уже сегодня самостоятельно следят за литературой по специальности, осваивают новые профессиональные навыки и даже за свой счет берут частные уроки (1,7%).
Согласно данным РНИСиНП[80] в нынешних социально-экономических условиях самообразование оказывается одним из наиболее эффективных путей включения в общественную жизнь самых различных групп российского общества, в том числе с низкими или очень низкими доходами. Разумеется, определенная часть работающего населения, имеет возможность обучения за счет фирмы или предприятия. Но при этом треть опрошенного взрослого населения никак не повышала уровень своих знаний и квалификации за последние три года. В самом ближайшем будущем это кандидаты на статус безработных, а затем, наиболее вероятно они окажутся исключенными из рынка труда по причине своей функциональной неграмотности.
Поэтому, самообразование часто оказывается чуть ли не единственным способом компенсировать недостаточные возможности профессионального роста, которые предоставляют государство или работодатель. Данные показывают, что около половины респондентов (48,5%) уже сегодня самостоятельно следят за литературой по специальности, осваивают новые профессиональные навыки и даже за свой счет берут частные уроки (1,7%).
Разнообразие форм, в которых происходит учебная деятельность обусловлено дифференциацией целей и задач образования в направлении более активного участия самого субъекта.
Люди осваивают и превращают в свое достояние имеющийся в обществе социально-культурный опыт не только в стенах образовательных учреждений. Многие формы обучения и учебы практиковались и на ранних стадиях человеческой истории, когда не существовало ни специализированных учреждений, ни специально подготовленных и работающих за особую оплату учителей. Знания, умения и навыки человек приобретает разными путями. Немаловажное значение при этом имеет опыт участия в различных видах деятельности и в ходе межличностных контактов, наложивший свой отпечаток на понимание жизненных проблем и на выбор способов их разрешения. Этот опыт может быть позитивным или негативным, однако, результаты такого "учения у жизни" являются, в определенном смысле, одним из не учтенных формализованным образом показателей образования.
Прояснению вопроса об образовании взрослых как социальном институте во многом способствует принятая в теории классификация способов освоения человеком социально-культурного опыта. Речь идет о формальном, неформальном и информальном образовании как специфических институциальных и неинституциальных формах приобретения знаний и умений.
Люди осваивают и превращают в свое достояние имеющийся в обществе социально-культурный опыт не только в стенах образовательных учреждений. Многие формы обучения и учебы практиковались и на ранних стадиях человеческой истории, когда не существовало ни специализированных учреждений, ни специально подготовленных и работающих за особую оплату учителей. Знания, умения и навыки человек приобретает разными путями. Немаловажное значение при этом имеет опыт участия в различных видах деятельности и в ходе межличностных контактов, наложивший свой отпечаток на понимание жизненных проблем и на выбор способов их разрешения. Этот опыт может быть позитивным или негативным, однако, результаты такого "учения у жизни" являются, в определенном смысле, одним из не учтенных формализованным образом показателей образования.
Прояснению вопроса об образовании взрослых как социальном институте во многом способствует принятая в теории классификация способов освоения человеком социально-культурного опыта. Речь идет о формальном, неформальном и информальном образовании как специфических институциальных и неинституциальных формах приобретения знаний и умений.
Чтобы полнее раскрыть многообразные связи образования взрослых с различными сторонами жизнедеятельности человека и общества, необходимо по возможности полнее и точнее охарактеризовать объект, отображаемый этим термином. Уточнение терминологии образования взрослых имеет не только теоретико-познавательное значение, оно позволяет полнее представить реалии, стоящие за каждым из терминов, увидеть и осознать связи между ними, а стало быть, и связи с различными сторонами жизни общества.
Вплоть до сегодняшнего дня из числа наиболее доступных и полных справочных изданий по образованию является Педагогическая Энциклопедия (1964-1968 гг.издания), в которой не было статьи об образовании взрослых. С тех пор в теории и практике многое изменилось - возникли новые реалии, углубилось понимание традиционных проблем, пересмотрены подходы к ряду ключевых вопросов, стала очевиднее необходимость их комплексного изучения.
Вышедший в конце I993 года первый том Российской Педагогической Энциклопедии в значительной мере отразил происходящие перемены, однако он построен преимущественно на монодисциплинарном подходе и в слабой мере освещает специфические особенности образования взрослых.
Увидевшая свет в 2000 году Энциклопедия[74] Российской цивилизации, не претендуя на полноту излагаемого материала, содержит ряд определении образовательных терминов, в том числе и термина “непрерывное образование”. Однако, объем постатейного материала не позволил авторам рассмотреть проблему с необходимой основательностью.
Вплоть до сегодняшнего дня из числа наиболее доступных и полных справочных изданий по образованию является Педагогическая Энциклопедия (1964-1968 гг.издания), в которой не было статьи об образовании взрослых. С тех пор в теории и практике многое изменилось - возникли новые реалии, углубилось понимание традиционных проблем, пересмотрены подходы к ряду ключевых вопросов, стала очевиднее необходимость их комплексного изучения.
Вышедший в конце I993 года первый том Российской Педагогической Энциклопедии в значительной мере отразил происходящие перемены, однако он построен преимущественно на монодисциплинарном подходе и в слабой мере освещает специфические особенности образования взрослых.
Увидевшая свет в 2000 году Энциклопедия[74] Российской цивилизации, не претендуя на полноту излагаемого материала, содержит ряд определении образовательных терминов, в том числе и термина “непрерывное образование”. Однако, объем постатейного материала не позволил авторам рассмотреть проблему с необходимой основательностью.
Образование взрослых, будучи составной частью системы образования, в общем и целом подразделяется на те же содержательные обособленные компоненты, что и детско-юношеское образование. Оно включает два главных подразделения:
- общее образование, состоящее в свою очередь из академического, гуманитарного и гражданского;
- специализированное образование, состоящее из профессионального, социально-экономического и ролевого образования.
Образование взрослых, как правило, имеет дело с людьми, уже имеющими определенный уровень общеобразовательной, профессиональной и общекультурной подготовки. Поэтому его обычно называют постбазовым, последипломным, дальнейшим, дополнительным, продолженным, освежающим, обновляющим и т.п.
В историческом достаточно хорошо просматриваются определенные тенденции. Начинаясь от простых форм, имеющих скромные задачи по обучению азам родноязычной словесности, оно постоянно расширяет диапазон распространяемых знаний и вовлекает в свою орбиту людей со все более высоким образовательным уровнем. Одновременно увеличивается его временная протяженность. Прежде учеба была пожизненной преимущественно для занятых в сфере науки, теперь она становится таковой для большинства работающего населения.
- общее образование, состоящее в свою очередь из академического, гуманитарного и гражданского;
- специализированное образование, состоящее из профессионального, социально-экономического и ролевого образования.
Образование взрослых, как правило, имеет дело с людьми, уже имеющими определенный уровень общеобразовательной, профессиональной и общекультурной подготовки. Поэтому его обычно называют постбазовым, последипломным, дальнейшим, дополнительным, продолженным, освежающим, обновляющим и т.п.
В историческом достаточно хорошо просматриваются определенные тенденции. Начинаясь от простых форм, имеющих скромные задачи по обучению азам родноязычной словесности, оно постоянно расширяет диапазон распространяемых знаний и вовлекает в свою орбиту людей со все более высоким образовательным уровнем. Одновременно увеличивается его временная протяженность. Прежде учеба была пожизненной преимущественно для занятых в сфере науки, теперь она становится таковой для большинства работающего населения.
Разработке теории непрерывного образования взрослых в это время способствовали, по крайней мере, следующие обстоятельства. Первое – это научно-техническая революция, которая существенно изменила характер производства и потребовала привлечения кадров, овладевших новыми навыками и специальностями. Значительное увеличение работников, проходящих через систему повышения квалификации, явилось конкретным шагом в развитии непрерывного образования в стране.
Другое – это возникшее на волне деколонизации движение за всеобщее образование освободившихся народов. Начиная с 1960 годов ООН и ЮНЕСКО активно поощряют создание международных институтов и организаций, которые под руководством известных политических и государственных деятелей поддерживают образование взрослых в различных странах[69]. Опыт этих организаций оказался востребованным и в России.
Среди фундаментальных работ по основам непрерывного образования следует отметить одноименную монографию[70] А.П.Владиславлева, посвященная образовательным аспектам научно-технической революции. Автор сумел вскрыть недостатки традиционной системы народного образования, в частности его базовой и дополнительной форм, указал на новые возможности системы “наука-техника-производство” в структуре непрерывного образования.
Другое – это возникшее на волне деколонизации движение за всеобщее образование освободившихся народов. Начиная с 1960 годов ООН и ЮНЕСКО активно поощряют создание международных институтов и организаций, которые под руководством известных политических и государственных деятелей поддерживают образование взрослых в различных странах[69]. Опыт этих организаций оказался востребованным и в России.
Среди фундаментальных работ по основам непрерывного образования следует отметить одноименную монографию[70] А.П.Владиславлева, посвященная образовательным аспектам научно-технической революции. Автор сумел вскрыть недостатки традиционной системы народного образования, в частности его базовой и дополнительной форм, указал на новые возможности системы “наука-техника-производство” в структуре непрерывного образования.
По мере завершения НЭПа и перехода к индустриализации формируется достаточно эффективно действующая система профессионального и общего образования взрослых. Появляется сеть вечерних школ, школ рабочей молодежи (рабфак) и фабрично-заводских училищ, через которые прошли несколько десятков миллионов рабочих и бывших крестьян, бежавших в свое время от коллективизации и голода в города. Казавшаяся недостижимой ранее задача всеобщей грамотности была, в основном, решена к концу 1930х годов. Наряду с ней, была решена, в основном, и проблема обеспечения кадрами развивающейся социалистической экономики.
По окончании Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. продолжается развитие системы образования взрослых. Общее начальное образование становится обязательным. На ХХ съезде партии в феврале 1956 года принимается решение о введении всеобщего среднего образования, при этом особое внимание начинает уделяться сельским районам. С 1958 года устанавливается обязательное общее восьмилетнее образование, после получения которого учащиеся могут получать профессиональную и техническую подготовку в специализированных учебных заведениях.
Однако, все попытки Н.С.Хрущева сделать образование действительно равным и общедоступным не увенчались успехом. Лишь к концу 1980 – х годов государству удалось реализовать на практике общее обязательное десятилетнее образование, что оказало, разумеется, значительное влияние на возможности образования взрослых.
По окончании Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. продолжается развитие системы образования взрослых. Общее начальное образование становится обязательным. На ХХ съезде партии в феврале 1956 года принимается решение о введении всеобщего среднего образования, при этом особое внимание начинает уделяться сельским районам. С 1958 года устанавливается обязательное общее восьмилетнее образование, после получения которого учащиеся могут получать профессиональную и техническую подготовку в специализированных учебных заведениях.
Однако, все попытки Н.С.Хрущева сделать образование действительно равным и общедоступным не увенчались успехом. Лишь к концу 1980 – х годов государству удалось реализовать на практике общее обязательное десятилетнее образование, что оказало, разумеется, значительное влияние на возможности образования взрослых.
На VIII съезде ВКП(б) в 1919 году была принята программа политического образования трудящихся, которую при непосредственным руководстве отдела агитации и пропаганды ЦК возглавил в стране народный комиссариат просвещения (Наркомпрос). Распространение политических знаний среди самых различных слоев населения не могло быть успешным без достижения всеобщей грамотности. В.И.Ленин, безусловно, понимал, что неграмотность является основным препятствием для сохранения результатов революции. “Неграмотный человек – писал он, - находится вне политики… он становится объектом слухов, сплетен, вымыслов и предрассудков”.
Относительно степени грамотности населения в первые годы советской власти существуют различные мнения, однако, большинство исследователей считают, что в среднем по стране не умели читать и писать около 60-70% населения, причем в отдельных областях этот показатель достигал ста процентов.[58] Положение усугублялось тем, что полностью отсутствовала система образования взрослых, а страна находилась в тяжелейшем экономическом и политическом положении.
В такой ситуации, когда провозглашенные ценности существенно не совпадали с реальным заказом к системе образования, представляет интерес позиция ведущих теоретиков того времени.
Относительно степени грамотности населения в первые годы советской власти существуют различные мнения, однако, большинство исследователей считают, что в среднем по стране не умели читать и писать около 60-70% населения, причем в отдельных областях этот показатель достигал ста процентов.[58] Положение усугублялось тем, что полностью отсутствовала система образования взрослых, а страна находилась в тяжелейшем экономическом и политическом положении.
В такой ситуации, когда провозглашенные ценности существенно не совпадали с реальным заказом к системе образования, представляет интерес позиция ведущих теоретиков того времени.
Определенное значение в развитии традиций образования взрослых сыграли российские ученые-просветители. В 1905 году, например, на съезде Академического союза было предложено создать для населения “вольные высшие школы”, которые можно считать прообразом народных университетов советского периода.[54] В том же году, депутатом Городской думы и инженером Н.В.Дмитриевым учреждено Санкт-Петербургское Общество народных университетов. Первый городской народный университет содержался на средства городской казны. Он был открыт в Москве в 1908 году общественным деятелем и ученым А.Л.Шанявским.
Стоит отметить, что просветительская деятельность в России в начале века не оставляла без внимания ход политической жизни. Ученые и преподаватели университетов видели источник социально-экономических проблем в низкой грамотности и культуре населения. Так, приват-доцент Казанского университета В.Н.Ивановский на третьем съезде Академического союза призывал к участию ученых в распространении не только естественно-научных, но и, в первую очередь, гуманитарных и исторических знаний.
Стоит отметить, что просветительская деятельность в России в начале века не оставляла без внимания ход политической жизни. Ученые и преподаватели университетов видели источник социально-экономических проблем в низкой грамотности и культуре населения. Так, приват-доцент Казанского университета В.Н.Ивановский на третьем съезде Академического союза призывал к участию ученых в распространении не только естественно-научных, но и, в первую очередь, гуманитарных и исторических знаний.