Интерес в этом отношении представляют исследования типов общительности студентов. Выявлено три разновидности общительности.
1) Студент-отшельник, склонный к одиночеству. Его утомляют контакты с ровесниками. Он испытывает комфорт, оставшись наедине с собой или с предметами, делами, которые лучше делаются в одиночку.
2) Студент, склонный к парному типу общительности. У него должен быть надежный друг (подруга). Без подруги, друга нет ощущения полнокровной жизни. Нередко дружба имеет далеко не положительные результаты как источник формирования негативных видов социального опыта. И наоборот.
1) Студенты, склонные к групповой общительности.
Если первый тип в условиях конфликта переживает нервные потрясения один, сам с собой, то у вторых и особенно третьих по типу общительности подростков находятся естественные внешние защитные средства.
1) Студент-отшельник, склонный к одиночеству. Его утомляют контакты с ровесниками. Он испытывает комфорт, оставшись наедине с собой или с предметами, делами, которые лучше делаются в одиночку.
2) Студент, склонный к парному типу общительности. У него должен быть надежный друг (подруга). Без подруги, друга нет ощущения полнокровной жизни. Нередко дружба имеет далеко не положительные результаты как источник формирования негативных видов социального опыта. И наоборот.
1) Студенты, склонные к групповой общительности.
Если первый тип в условиях конфликта переживает нервные потрясения один, сам с собой, то у вторых и особенно третьих по типу общительности подростков находятся естественные внешние защитные средства.
Когда учителя перестанут учить,
ученики, наконец, смогут учиться.
Ларошфуко
ученики, наконец, смогут учиться.
Ларошфуко
Преподаватель всегда играл, играет и сохранит в будущем ключевую роль в образовании, включая подготовку инженерных кадров. Интегрирующая, синтезирующая, активная, творческая роль преподавателя обусловлена самим характером процесса обучения.
Программы подготовки по инженерным специальностям относятся к высшей категории сложности, что обуславливает необходимость постоянного внимания ко всем факторам, определяющим качество образовательного процесса, и, в первую очередь, - к научно-педагогическим кадрам.
Педагогическая деятельность и функции преподавателя. Известно, что для преподавателя вуза характерны три основных типа деятельности: педагогическая, научная и общественная (характеризующая социальную активность преподавателя).
Педагогическая деятельность – процесс решения педагогических задач, которые возникают каждый раз, когда нужно перевести студентов из одного состояния в другое: приобщить их к определенному знанию, сформировать умения, навыки и т.п. Педагогическая задача предполагает переход студентов из одного состояния в другое и получение результатов в виде психологического новообразования (память, восприятие, широта интересов) в его личности и деятельности.
Вопросы педагогического мастерства на всех этапах развития педагогической мысли были предметом пристального внимания и изучения. Обусловлено это тем, что педагогический процесс представляет собой наиболее сложную сферу человеческой деятельности. Педагог имеет дело с развивающейся личностью – самой сложной системой из всех известных до сих пор систем. Для того, чтобы вторгаться в процесс развития личности, регулировать его, педагогу мало быть хорошим человеком. Ему еще нужны специальные знания и умения, которые делают его компетентным, образуя его педагогическое мастерство.
Мастерство – это не образование. Образование есть лишь необходимое условие формирования педагогического мастерства. Будущие учителя, изучая различные науки – математику, физику, историю, литературу и другие, - осваивают систему научных знаний, которые нужно преподнести и разъяснить своим ученикам. Они изучают психологию, физиологию, педагогику, чтобы руководствоваться в своей человеческой деятельности научными знаниями о человеке.
Что же такое педагогическое мастерство?
Выделим существенные признаки мастерства.
Мастерство – это не образование. Образование есть лишь необходимое условие формирования педагогического мастерства. Будущие учителя, изучая различные науки – математику, физику, историю, литературу и другие, - осваивают систему научных знаний, которые нужно преподнести и разъяснить своим ученикам. Они изучают психологию, физиологию, педагогику, чтобы руководствоваться в своей человеческой деятельности научными знаниями о человеке.
Что же такое педагогическое мастерство?
Выделим существенные признаки мастерства.
«Учитель, перед именем твоим…»
«Почему благородные идеи, выверенные педагогические принципы, правила, основанные на объективных закономерностях обучения и описанные во всех учебниках педагогики, не всегда срабатывают в педагогической практике?»- спрашивает известный педагог-новатор Д.Г.Левитес в своей книге «Школа для профессионалов, или семь уроков для тех, кто учит». И сам отвечает на этот вопрос: «Потому что педагогика не только наука и ремесло, но ещё и искусство. И в ней определенные личностные качества педагога значат не меньше, чем профессиональные знания и умения». Ещё великий Ушинский говорил о том, что « в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, т. к. воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности воспитателя в деле воспитания. Без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер».
Профессия педагога возникла вместе с появлением такого социального институт как школа. Первые школы появляются в Древнем Египте, затем в Греции: школа грамматиста, кифариста, Палестра, Эфибия, Академия. А первым профессиональным педагогом считается римлянин Марк Фибий Квинтилиан. Именно он первым предъявил требования к личности учителя. По его мнению, учитель должен постоянно совершенствовать свои знания, любить детей, уважать их личность, организовать обучение так, чтобы каждый ребенок проникся к учителю любовью и доверием. В Средние века появляются учителя, обучающие грамоте при церковно-монастырских школах. Знаменитый Рабле провозглашает идею о том, что знания должны опираться на опыт, а учитель должен быть предан своему ученику и окружить его заботой. Выдвигается идея о создании нового типа школы (иезуитские коллегии), о школе для мальчиков, и для девочек.
Поликультурное воспитание предполагает учет культурных и воспитательных интересов разных национальных и этнических меньшинств и предусматривает:
- адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур; взаимодействие между людьми с разными традициями;
- ориентацию на диалог культур;
- отказ на культурно-образовательную монополию в отношении других наций и народов.
В мировом сообществе наметилась тенденция к самовоспитанию и воспитанию человека на протяжении всей жизни. Она означает:
преемственность между дошкольными, внешкольными, школьными учреждениями и вузом в решении воспитательных задач;
процесс непрерывного самовоспитания человека в течение жизни;
реализацию потребности человека в постоянном обогащении опыта социальных отношений, способов общения и взаимодействия с людьми, техникой, природой, Вселенной.
Такое воспитание ориентировано на развитие у каждого человека планетарного мышления и осознание принадлежности к человеческому сообществу в прошлом, настоящем и будущем.
Система воспитания – это совокупность взаимосвязанных целей и принципов организации воспитательного процесса, методов и приемов их поэтапной реализации в рамках определенной социальной структуры и логики выполнения социального заказа.
В чем специфика систем воспитания, наиболее известных в мире?
- адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур; взаимодействие между людьми с разными традициями;
- ориентацию на диалог культур;
- отказ на культурно-образовательную монополию в отношении других наций и народов.
В мировом сообществе наметилась тенденция к самовоспитанию и воспитанию человека на протяжении всей жизни. Она означает:
преемственность между дошкольными, внешкольными, школьными учреждениями и вузом в решении воспитательных задач;
процесс непрерывного самовоспитания человека в течение жизни;
реализацию потребности человека в постоянном обогащении опыта социальных отношений, способов общения и взаимодействия с людьми, техникой, природой, Вселенной.
Такое воспитание ориентировано на развитие у каждого человека планетарного мышления и осознание принадлежности к человеческому сообществу в прошлом, настоящем и будущем.
Система воспитания – это совокупность взаимосвязанных целей и принципов организации воспитательного процесса, методов и приемов их поэтапной реализации в рамках определенной социальной структуры и логики выполнения социального заказа.
В чем специфика систем воспитания, наиболее известных в мире?
Ведущими формами обучения в высшей школе являются: лекция, семинарские и практические занятия, коллоквиумы, производственная и педагогическая практика, подготовка и защита курсовых и дипломных работ.
Лекция – это форма обучения, при которой последовательно излагается система определенной научной дисциплины. При этом происходит ознакомление слушателей с ее фундаментальными положениями, понятийным аппаратом, узловыми проблемами. Для подготовки лекции необходим тщательный отбор фактических данных, иллюстративных и описательных сведений, ознакомление слушателей с различными взглядами и направлениями в науке, позволяющими взглянуть на науку в движении, развитии.
Существует несколько типов лекций:
1) вводная лекция – намечает основные проблемы большой темы;
2) проблемная лекция;
3) обзорная лекция – основной метод изучения нескольких тем программы;
4) обобщающая лекция – систематизирует широкий круг знаний.
Ещё одной формой обучения является семинар. Семинар – это диалоговая форма общения, в ходе которой происходит практическое освоение тем и проблем изучаемой дисциплины. Семинару присущи четыре основных функции:
1) углубление и систематизация знаний, полученных студентами на предшествующих этапах работы;
2) развитие навыков самостоятельной работы, формирование правильного метода мышления;
3) привитие навыков общения;
4) контроль за степенью усвоения материала.
Лекция – это форма обучения, при которой последовательно излагается система определенной научной дисциплины. При этом происходит ознакомление слушателей с ее фундаментальными положениями, понятийным аппаратом, узловыми проблемами. Для подготовки лекции необходим тщательный отбор фактических данных, иллюстративных и описательных сведений, ознакомление слушателей с различными взглядами и направлениями в науке, позволяющими взглянуть на науку в движении, развитии.
Существует несколько типов лекций:
1) вводная лекция – намечает основные проблемы большой темы;
2) проблемная лекция;
3) обзорная лекция – основной метод изучения нескольких тем программы;
4) обобщающая лекция – систематизирует широкий круг знаний.
Ещё одной формой обучения является семинар. Семинар – это диалоговая форма общения, в ходе которой происходит практическое освоение тем и проблем изучаемой дисциплины. Семинару присущи четыре основных функции:
1) углубление и систематизация знаний, полученных студентами на предшествующих этапах работы;
2) развитие навыков самостоятельной работы, формирование правильного метода мышления;
3) привитие навыков общения;
4) контроль за степенью усвоения материала.
Форма обучения – это целенаправленная, четко организованная в пространстве и во времени, содержательно насыщенная и методически оснащенная система познавательных взаимодействий преподавателя и учащихся. Современная дидактика располагает множеством организационных форм обучения. Каждая конкретная форма обучения в силу своей специфической направленности имеет частное обучающе-воспитательное воздействие.
В педагогической практике применяются различные системы обучения: индивидуальная, групповая, классно-урочная, массового обучающего суггестивного (внушаемого) взаимодействия. Индивидуальные системы – обучение гувернерами. Они были развиты еще в феодальном обществе, в современных условиях разновидность и.о. – репетиторство.
Групповые формы обучения применяются в дошкольных заведениях и в вузе.
Основной системой обучения в школе является классно-урочная система, которая была сформулирована еще Я.-А.Коменским.
В современных условиях под влиянием социального и научно-технического прогресса классно-урочная система трансформируется в классно-кабинетную, учебно-полиморфную (последняя выступает как форма развития классно-урочной и классно-кабинетной систем в направлении использования многообразных форм обучения – лекций, семинаров, практических занятий, экскурсий, кружков и т.д.
В педагогической практике применяются различные системы обучения: индивидуальная, групповая, классно-урочная, массового обучающего суггестивного (внушаемого) взаимодействия. Индивидуальные системы – обучение гувернерами. Они были развиты еще в феодальном обществе, в современных условиях разновидность и.о. – репетиторство.
Групповые формы обучения применяются в дошкольных заведениях и в вузе.
Основной системой обучения в школе является классно-урочная система, которая была сформулирована еще Я.-А.Коменским.
В современных условиях под влиянием социального и научно-технического прогресса классно-урочная система трансформируется в классно-кабинетную, учебно-полиморфную (последняя выступает как форма развития классно-урочной и классно-кабинетной систем в направлении использования многообразных форм обучения – лекций, семинаров, практических занятий, экскурсий, кружков и т.д.
Термин «метод» (от греческого) - означает путь, способ продвижения к истине.
В процессе обучения метод выступает как упорядочный способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей, как способ организации учебно-познавательной деятельности.
В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения.
Широкое распространение в дидактике нашла классификация методов обучения, предложенная И.Я.Лернером и М.Н.Скаткиным, в которой за основу берется характер учебно-познавательной деятельности обучаемых в усвоении ими изучаемого материала. Эта классификация включает в себя пять методов:
1) объяснительно-иллюстративный метод;
2) репродуктивный;
3) метод проблемного изложения;
4) частично-поисковый (или эвристический);
5) исследовательский метод.
Указанные методы подразделяются на две группы: 1) репродуктивная группа (методы 1 и 2), при которой учащийся усваивает готовые знания и репродуцирует (воспроизводит) уже известные ему способы деятельности; 2) продуктивную (методы 4 и 5) — учащийся добывает новые знания в результате творческой деятельности. Проблемное изложение занимает промежуточное положение, т.к. предполагает как усвоение готовой информации, так и элементы творческой деятельности.
В процессе обучения метод выступает как упорядочный способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей, как способ организации учебно-познавательной деятельности.
В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения.
Широкое распространение в дидактике нашла классификация методов обучения, предложенная И.Я.Лернером и М.Н.Скаткиным, в которой за основу берется характер учебно-познавательной деятельности обучаемых в усвоении ими изучаемого материала. Эта классификация включает в себя пять методов:
1) объяснительно-иллюстративный метод;
2) репродуктивный;
3) метод проблемного изложения;
4) частично-поисковый (или эвристический);
5) исследовательский метод.
Указанные методы подразделяются на две группы: 1) репродуктивная группа (методы 1 и 2), при которой учащийся усваивает готовые знания и репродуцирует (воспроизводит) уже известные ему способы деятельности; 2) продуктивную (методы 4 и 5) — учащийся добывает новые знания в результате творческой деятельности. Проблемное изложение занимает промежуточное положение, т.к. предполагает как усвоение готовой информации, так и элементы творческой деятельности.
Содержание образования менялось в зависимости от тех ценностей, которые преобладали в обществе, так как педагогика – это наука, тесно связанная с общественной идеологией. Неслучайно поэтому в различные исторические периоды преобладал тот или иной вид обучения. Попробуем коротко охарактеризовать каждый из них:
1. Метод сократической беседы (метод отыскания истины путем постановки наводящих вопросов). Преподаватель устно рассуждая, ведет ученика по пути познания. Беседа велась с одним или несколькими учащимися.
2. Догматическое обучение (первый вид коллективной организации познавательной деятельности). Основным содержанием обучения было освоение религиозных писаний на латинском языке. Отличительная особенность этого вида обучения – отрыв формы от содержания.
3. Объяснительно-иллюстративный вид. Его отличительная черта – привлечение в учебный процесс наглядности. Объяснительно-иллюстративный вид обучения требует более глубокой мыслительной деятельности, но мышления воспро изводящего. Это пассивно-созерцательное обучение, которое не является развивающим и готовит исполнителя, а не творческую личность.
1. Метод сократической беседы (метод отыскания истины путем постановки наводящих вопросов). Преподаватель устно рассуждая, ведет ученика по пути познания. Беседа велась с одним или несколькими учащимися.
2. Догматическое обучение (первый вид коллективной организации познавательной деятельности). Основным содержанием обучения было освоение религиозных писаний на латинском языке. Отличительная особенность этого вида обучения – отрыв формы от содержания.
3. Объяснительно-иллюстративный вид. Его отличительная черта – привлечение в учебный процесс наглядности. Объяснительно-иллюстративный вид обучения требует более глубокой мыслительной деятельности, но мышления воспро изводящего. Это пассивно-созерцательное обучение, которое не является развивающим и готовит исполнителя, а не творческую личность.
Что такое цель? Цель – категория философская. Приведу одно из определений: цель – это идеальное предвидение результата деятельности, опережающее отражение событий в сознании человека.
Педагогическая цель – это предвидение педагогом и учащимся результатов их взаимодействий в форме обобщенных мыслительных образований, в соответствии с которыми затем соотносятся с педагогической целью все остальные компоненты педагогического процесса.
Виды педагогических целей многообразны. Можно выделить нормативные государственные цели образования, общественные цели, инициативные цели самих педагогов и учащихся.
Нас интересуют последние. При подготовке учебного занятия преподавателю необходимо наметить три группы целей:
1. Познавательную (цели формирования знаний, навыков, умений).
2. Развивающую (цели формирования творческой деятельности, развитие способностей, задатков, интересов учащихся.
3. Воспитательную (цели формирования отношений к самым различным сторонам жизни: обществу, труду, теме урока, профессии, друзьям, родителям, искусству и т.д.).
Разработка цели – процесс логико-конструктивный, суть его заключается в том, чтобы:
• Сравнить, обобщить определенную информацию.
• Сделать выбор наиболее значимой информации.
• На её основе сформулировать цель.
• Принять решение о достижении цели, осуществлять реализацию цели.
Педагогическая цель – это предвидение педагогом и учащимся результатов их взаимодействий в форме обобщенных мыслительных образований, в соответствии с которыми затем соотносятся с педагогической целью все остальные компоненты педагогического процесса.
Виды педагогических целей многообразны. Можно выделить нормативные государственные цели образования, общественные цели, инициативные цели самих педагогов и учащихся.
Нас интересуют последние. При подготовке учебного занятия преподавателю необходимо наметить три группы целей:
1. Познавательную (цели формирования знаний, навыков, умений).
2. Развивающую (цели формирования творческой деятельности, развитие способностей, задатков, интересов учащихся.
3. Воспитательную (цели формирования отношений к самым различным сторонам жизни: обществу, труду, теме урока, профессии, друзьям, родителям, искусству и т.д.).
Разработка цели – процесс логико-конструктивный, суть его заключается в том, чтобы:
• Сравнить, обобщить определенную информацию.
• Сделать выбор наиболее значимой информации.
• На её основе сформулировать цель.
• Принять решение о достижении цели, осуществлять реализацию цели.
Широкое распространение в педагогической практике с США и во многих странах Европы получили бихевиористическая теория. Она отождествляла жизнь человека и животного, сводят всю сложную жизнедеятельность к формуле «стимул-реакция». С этой точки зрения, процесс обучения — искусство управлять стимулами с целью вызова и предотвращения определенных реакции. Таким образом, сознательная деятельность человека в процессе обучения объясняется не психическими, а физиологическими процессами. Сознательная деятельность подменяется чисто рефлекторной. Отличие человека от высокоорганизованных животных бихевиористы видят в том, что у человека, кроме двигательной есть еще и словесная реакция, и что на него могут действовать словесные стимулы.
Прагматисты сводят обучение лишь к расширению личного опыта учащегося для того, чтобы он мог как можно лучше приспособиться к существующему общественному строю. Основоположник прагматизма Джордж Дьюи писал, что среда воспитывает, а жизнь учит. Прагматисты отрицают необходимость формирования систематических знаний, умений и навыков, а, следовательно, отрицают научное обоснование учебных планов и программ, они умаляют роль преподавателя, отводя ему роль консультанта. Основной механизм и метод получения знаний, умений и навыков — «обучение через делание». Современные прагматисты считают, что обучение — это сугубо индивидуальный процесс (представитель – Ругги и др.).
Прагматисты сводят обучение лишь к расширению личного опыта учащегося для того, чтобы он мог как можно лучше приспособиться к существующему общественному строю. Основоположник прагматизма Джордж Дьюи писал, что среда воспитывает, а жизнь учит. Прагматисты отрицают необходимость формирования систематических знаний, умений и навыков, а, следовательно, отрицают научное обоснование учебных планов и программ, они умаляют роль преподавателя, отводя ему роль консультанта. Основной механизм и метод получения знаний, умений и навыков — «обучение через делание». Современные прагматисты считают, что обучение — это сугубо индивидуальный процесс (представитель – Ругги и др.).
Изучение любой науки обычно начинается с уяснения таких вопросов: «Как возникла и развивалась та или иная наука и что конкретно является предметом её исследования?» Недаром говорится: «Отыщи всему начало и многое поймешь». В то же время один из философов отмечал: перед каждой наукой ставится требование выяснить своё место в общей системе вещей и знаний.
Развитие педагогики как науки было обусловлено объективными потребностями общества в подготовке подрастающего поколения к жизни, т.е. в его воспитании. Накапливая опыт трудовой деятельности, совершенствуя орудия труда, познавая и преобразуя окружающий мир, люди стремились передавать этот опыт и добытые знания последующим поколениям.
Как только воспитание стало выделяться в самостоятельную общественную функцию, люди начали задумываться над обобщением опыта воспитательной деятельности. На одном из древнеегипетских папирусов запечатлено изречение: «Уши мальчика на его спине, он слушает тогда, когда его бьют». Это была уже своеобразная педагогическая идея, определенный подход к воспитанию. Из античной Греции ведет свое происхождение термин «педагогика», который закрепился в качестве названия науки о воспитании. В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за детьми, сопровождать их в школу. Греческое слово пейдагогос (пейда –ребенок, гогос – вести) обозначает детоводитель. Из древней Греции ведут свое начало многие педагогические понятия и термины (школа – досуг, гимназия – общественная школа физического развития и др.). В трудах многих древнегреческих философов (Фалес из Милета, Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур ) содержались глубокие мысли по вопросам воспитания. Родоначальником педагогики Древней Греции считается Сократ. Сократ учил своих учеников вести диалог, полемику, логически мыслить. Главное в методе Сократа – это вопросно-ответная система обучения, сутью которой является обучение логическому мышлению. Сократ побуждал своего ученика развивать последовательно спорное положение и приводил его к осознанию абсурдности этого исходного утверждения, а затем наталкивал собеседника на правильный путь и приводил к выводам. Этот метод искания истины и обучения получил название «сократовского».
Развитие педагогики как науки было обусловлено объективными потребностями общества в подготовке подрастающего поколения к жизни, т.е. в его воспитании. Накапливая опыт трудовой деятельности, совершенствуя орудия труда, познавая и преобразуя окружающий мир, люди стремились передавать этот опыт и добытые знания последующим поколениям.
Как только воспитание стало выделяться в самостоятельную общественную функцию, люди начали задумываться над обобщением опыта воспитательной деятельности. На одном из древнеегипетских папирусов запечатлено изречение: «Уши мальчика на его спине, он слушает тогда, когда его бьют». Это была уже своеобразная педагогическая идея, определенный подход к воспитанию. Из античной Греции ведет свое происхождение термин «педагогика», который закрепился в качестве названия науки о воспитании. В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за детьми, сопровождать их в школу. Греческое слово пейдагогос (пейда –ребенок, гогос – вести) обозначает детоводитель. Из древней Греции ведут свое начало многие педагогические понятия и термины (школа – досуг, гимназия – общественная школа физического развития и др.). В трудах многих древнегреческих философов (Фалес из Милета, Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур ) содержались глубокие мысли по вопросам воспитания. Родоначальником педагогики Древней Греции считается Сократ. Сократ учил своих учеников вести диалог, полемику, логически мыслить. Главное в методе Сократа – это вопросно-ответная система обучения, сутью которой является обучение логическому мышлению. Сократ побуждал своего ученика развивать последовательно спорное положение и приводил его к осознанию абсурдности этого исходного утверждения, а затем наталкивал собеседника на правильный путь и приводил к выводам. Этот метод искания истины и обучения получил название «сократовского».