Педагогические цели

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Что такое цель? Цель – категория философская. Приведу одно из определений: цель – это идеальное предвидение результата деятельности, опережающее отражение событий в сознании человека.
Педагогическая цель – это предвидение педагогом и учащимся результатов их взаимодействий в форме обобщенных мыслительных образований, в соответствии с которыми затем соотносятся с педагогической целью все остальные компоненты педагогического процесса.
Виды педагогических целей многообразны. Можно выделить нормативные государственные цели образования, общественные цели, инициативные цели самих педагогов и учащихся.
Нас интересуют последние. При подготовке учебного занятия преподавателю необходимо наметить три группы целей:
1. Познавательную (цели формирования знаний, навыков, умений).
2. Развивающую (цели формирования творческой деятельности, развитие способностей, задатков, интересов учащихся.
3. Воспитательную (цели формирования отношений к самым различным сторонам жизни: обществу, труду, теме урока, профессии, друзьям, родителям, искусству и т.д.).
Разработка цели – процесс логико-конструктивный, суть его заключается в том, чтобы:
• Сравнить, обобщить определенную информацию.
• Сделать выбор наиболее значимой информации.
• На её основе сформулировать цель.
• Принять решение о достижении цели, осуществлять реализацию цели.

Марк Твен сказал: «Кто ясно не видит цели, очень удивляется, придя не туда». Хотелось бы, чтобы с вами такого не случилось.
Подавляющее большинство людей, добившихся успеха в жизни, не помнят и десятой доли того, что они учили в школе. И, наоборот, школьные отличники часто становятся в жизни аутсайдерами. Зачем учить про «квантовые числа» и «строение молекулы бензола», «механизм биосинтеза белка» и «электромагнитную индукцию» и многое, многое другое? Для общего развития? Развития чего: потребностей (каких?), способностей (каких?), склонностей, мотивов, воли, характера…Что мы развиваем, обучая?
А многие ли учителя, действительно, ставят для себя такие цели, конструируют содержание под эти цели, владеют специальными методиками развивающего обучения, знают приемы отслеживания динамики изменения психических процессов, свойств и состояний под влиянием такого обучения? А может быть, мы просто декларируем такие цели в соответствии с привычным штампом: «Обучение должно быть воспитывающим и развивающим», а как же иначе! (Зачитываю отрывок из книги Д.Г.Левитес «Школа профессионалов или Семь уроков для тех, кто учит». М., 2001. – с.36 - 37).
Любая деятельность, в том числе и педагогическая, представляет собой систему, состоящую из нескольких элементов: цели, содержания, метода, результата и рефлексии. Из них - цель является системообразующим элементом, т.е. тем, который определяет направление отбора содержания и выбор метода.
А откуда вообще берутся педагогические цели? Таких источников объективно существует только два. Один – это окружающий нас мир, существующий по своим нормам, законам. Есть нормы живой природы (законы наследственности, эволюции), есть законы движения планет, законы электричества, есть нормы человеческого общежития. И каждый учитель стремится к том, чтобы его ученики знали эти законы и умели соблюдать нормы взаимодействия с окружающей живой и неживой природой, человеком.
Другой – потенциал личностного развития ребенка, та программа, с которой он появляется на свет. Именно она определяет развивающие цели в педагогической деятельности учителя.
Интересно то, что маленький «дошкольный» ребенок обладает целостным мироощущением. Для него мир един, целостен: и цветок на клумбе, и бабочка на цветке, и мама, вместе с ним склонившаяся над цветком и бабочкой, и дождь, вдруг спугнувший всех, - и его, и маму, и бабочку, - всё это один огромный, звенящий, цветной и пахнущий мир. И когда такой ребенок попадает в школу (переходит в пятый класс), то этот единый мир распадается в его сознании на отдельные факты, понятия, теории, законы, гипотезы, предметы, кружки, факультативы…Оказывается дождь, молния, град – это «физика», а цветок – «ботаника», а бабочка – «зоология», а мама – вообще неизвестно где. Она вообще не из школьной жизни.
При таком обучении наш выпускник получает не только фрагментарное, но ещё и искаженное представление о том мире, в который он выходит из школы. Получается, что в школе его готовят к жизни в каком-то другом мире. Судите сами, что важнее для 17-летнего человека, выходящего в Жизнь с аттестатом зрелости: уметь решать квадратные уравнения или уметь найти работу, познакомиться с девушкой, построить семью? Да, наш выпускник сможет ответить на вопросы школьной программы, но жизнь его встретит другими вопросами. Не потому ли школьные отличники очень редко становятся «отличниками» по жизни?
Думаю, что теперь вы понимаете насколько важное место в педагогическом процессе занимает целеполагание. Недаром говориться: «Как Вы яхту назовете – так она и поплывет».
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.