Основные категории педагогики: воспитание, обучение, образование, развитие.

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Категория «воспитание» - одна из самых основных в педагогике.

Воспитание в широком социальном смысле определяют как социальное явление, понимаемое как воздействие на личность и общество в целом.

Воспитание как социальное явление – это передача культурно-исторического опыта подрастающему поколению с целью подготовки его к самостоятельной общественной жизни и производственному труду.

При этом воспитатель:

1) передает воспитаннику опыт, накопленный человечеством, приобщает его к общечеловеческим ценностям;

2) вводит в мир культуры, формирует мировоззрение, отношения (к себе, окружающему миру, труду и т.п.);

3) стимулирует к самовоспитанию;

4) формирует способы поведения, коммуникативные умения, направленные на продуктивное общение, разрешение конфликтов и трудных жизненных ситуаций.

В свою очередь воспитанник:

Объект, предмет педагогической науки.

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Процесс передачи культурно-исторического опыта стал необходимым и целенаправленным. Он осуществляется в ходе взаимодействия старшего с младшим, более опытного с менее опытным, обучающего с обучаемым. Это взаимодействие получило название педагогический процесс. Сегодня это понятие признается ключевым в педагогике.

Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие обучающего и обучаемого (старшего и младшего, более опытного и менее опытного) в целях передачи-освоения культурно-исторического опыта (производственного, научного, коммуникативного, культурного), необходимого человеку для самостоятельной жизни и труда в обществе.

Объектом педагогики выступает человек, развивающийся посредством специально организованного процесса воспитания.

Предметом педагогики является педагогический процесс, обеспечивающий развитие человека на протяжении всей его жизни.
Подчеркивая технологическую сущность педагогики, можно следующим образом сформулировать ее предмет: пути и средства передачи-получения человеком культурно-исторического опыта и приобщения к общекультурным ценностям с учетом его индивидуально-возрастных особенностей.

Таким образом, педагогика – это наука, которая изучает сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. Педагогика – наука о 1) путях, способах, методах саморазвития личности; 2) способах и технологиях косвенного управления развитием личности посредством технолого-прогнозируемых воздействий, направленных на личность.

Возникновение и развитие педагогической науки.

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Свое название педагогика получила от функции, которую в Древней Греции исполняли рабы, специально приставленные к молодым людям из аристократических семей. Рабам родители поручали присмотр за своими детьми, когда те шли в школу или возвращались оттуда домой, а также при прогулках. Таких рабов называли «детоводителями» (греч. «пейда» - ребенок, «гогос» - вести). Позже данный термин закрепился за всеми, кто был профессионально связан с обучением и воспитанием подрастающего поколения, а затем стал обозначать и собственно науку.

Историческое развитие научно-педагогического знания проходит несколько этапов:

1. Зарождение педагогических идей в русле философских учений.

2. Формирование педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений.

3. Переход от гипотетических и утопических теорий к концепциям, основанным на педагогической практике и эксперименте.

Родоначальником педагогики в Древней Греции считается Сократ, он учил своих учеников вести диалог, полемику, логически мыслить. Сократ побуждал своего ученика последовательно развивать спорное положение, приводил его к осознанию абсурдности исходного утверждения, затем наталкивал ученика на правильный путь. Этот метод искания истины, метод обучения называется сократовским или сократовской беседой. Главное в методе Сократа – вопросно-ответная система обучения, сутью которой является обучение логическому мышлению.

Реформы общеобразовательной школы (70-90-е гг. XX в.).

Наука » Педагогика » Общая педагогика
На рубеже 80-90-х гг. произошли серьезные изменения в сфере общего образования: сократились сроки обязательного обучения; сложилась промежуточная ступень между начальной и полной средней школой; появились негосударственные (частные) учебные заведения. Ближайшей крупной реформой предполагается введение 12-летней общеобразовательной школы.

В 90-х гг. существенно корректировались программы общеобразовательной школы. Они строятся с учетом включения трех компонентов: федерального, национально-регионального и школьного.

Изменились программы начальной школы, они стали более насыщенными и вариативными. Предусмотрены две базисные программы: 4- и 3-летней начальной школы.

Знаком реформ является расширение дифференциации обучения. Основными формами дифференциации обучения являются: распределение по разным типам учебных заведений; распределение на профили и потоки внутри одной школы; распределение на группы в классе. Дифференциация начинается после начального обучения в средней школе. Главным отличительным признаком дифференциации являются учебные программы.

В современной России существенное проявление модернизации образования – деятельность экспериментальных школ. В 90-х гг. было проведено несколько конкурсов инновационных учебных учреждений.

Управление образованием и его финансирование.

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Управление образованием.

Система образования РФ подчинена Федеральному министерству, органам управления субъектов РФ, местным муниципальным органам управления. В компетенции федеральных органов находятся:

· разработка целевых программ развития образования;

· разработка общегосударственных стандартов обучения;

· определение порядка аттестации работников образования;

· финансирование образовательных учреждений.

На региональном уровне школами ведают органы управления образованием, а также местные органы самоуправления. В их компетенцию входят:

Демократизация управления образованием.

Наука » Педагогика » Общая педагогика
После распада СССР в 1992 году в России открылись возможности не стесненных идеологическими предписаниями педагогических поисков. В отечественной педагогике на исходе XX в. существенно изменилась трактовка демократизма образования. Если прежде школьная политика базировалась на идеях единообразия общего образования, то в настоящее время все более заметно складывается иное понимание демократизма школьной системы, которая должна выполнять две функции:
¨ собственно обучения (приобретение знаний, умений, формирование характера);

¨ социальной диверсификации (распределение по различным профессиональным и общественным стратам).

На школу возлагаются обе функции и тем самым решение задач демократизации образования.

Новый взгляд на проблему демократизации образования предусматривает: преемственность ступеней, плюрализм, вариативность, диверсификацию образования. Открывается перспектива формирования многозначной по целям, содержанию, типам учебных заведений структуры общеобразовательной школы.

При расшифровке понятия «демократическое образование» предполагается ориентироваться на следующие условия:

¨ Равенство членов общества перед образованием независимо от социального положения, пола, национальной, религиозной и расовой принадлежности;

Важнейшие направления дифференциации российского образования.

Наука » Педагогика » Общая педагогика
В России, как и в других ведущих странах мира, проблема дифференциации в настоящее время приобрела особую остроту. Основными формами дифференциации обучения являются:

¨ распределение по разным типам учебных заведений;

¨ распределение на профили и потоки внутри одной школы;

¨ распределение на группы в классе.

Дифференциация начинается после начального обучения в средней школе. Главным отличительным признаком дифференциации являются учебные программы.


Важнейшие направления дифференциации российского образования:

1. Выявление и обучение талантливых, одаренных школьников. В российской школе отсутствует объективно необходимая систематическая политика целенаправленного выявления и обучения талантливых детей и подростков. Мировой опыт показывает, что специальное обучение талантливых детей с раннего возраста педагогически целесообразно. В обычном классе одаренные дети без особых усилий достигают успехов, а затем останавливаются в своем развитии или продвигаются вперед не столь заметно, как могли бы.

Соотношение понятий «дифференциация» и «индивидуализация» обучения.

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Требование учитывать индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения - очень давняя традиция. Необходимость этого очевидна, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга. Это требование находит отражение в педагогической теории под названием принципа индивидуального подхода. Однако его реализация в разное время осуществлялась в разной мере и различными приемами.

Еще при индивидуальном обучении, широко применившимся в школах древнего мира и средневековья, учителя сталкивались с тем, что ученики по-разному воспринимали, усваивали, запоминали учебный материал, проявляли не одинаковое отношение к учебным занятиям, волевые усилия. Но в условиях индивидуального обучения, когда педагогическое воздействие учителя осуществлялось только на одного ученика, находящегося вне коллектива, имелась возможность учитывать его индивидуальные особенности. В условиях возникновения и развития капитализма эта система оказалась неприемлемой. Появилась проблема индивидуального подхода к учащимся в обучении. Становление, развитие и разрешение ее происходило постепенно: от простых правил, требований учитывать индивидуальные особенности учащихся до выделения их в соответствующий дидактический принцип.

Самые первые высказывания о необходимости индивидуального подхода к учащимся в условиях коллективной работы сделаны Яном Амосом Коменским, основателем классно-урочной системы. Класс представляет собой смешение способностей различного характера, это создает предпосылки для положительного взаимовлияния, оказания взаимопомощи. Я.А. Коменский дал впервые теоретическое обоснование общеклассной работе на уроке в сочетание ее с индивидуальной, выступил против того, что школа подводит всех учеников под один шаблон, обезличивает их. Как видно, прогрессивные педагоги прошлого индивидуальный подход к учащимся не сводили к приспособлению содержания, методов обучения к уровню подготовленности учащихся, а рассматривали его как средство продвижения каждого ученика к новым уровням развития.

Материалы Болонского процесса.

Наука » Педагогика » Общая педагогика
«Начиная с 90-х годов XX в., ведущие страны мира вступили на путь преобразования своих образовательных систем. Общая тенденция этих преобразований — придание образованию свойств открытости. Наиболее впечатляющие и широкомасштабные изменения происходят на европейском континенте, где в сфере образования рушатся государственные границы и формируется общеевропейская интегральная система образования».

Общие принципы и цели Болонского процесса. Болонская декларация, подписанная Россией сентябре 2003г., основана на следующих принципах: введение двухступенчатого высшего образования; введение системы зачетных единиц (ECTS) для количественной получаемого образования; обеспечение сопоставимого качества образования посредством введения взаимопризнаваемых методологий его проверки.

Цели Болонского процесса: формирование единого и конкурентоспособного рынка труда высшей квалификации в Европе; расширение доступа к европейскому образованию; расширение мобильности студентов и преподавателей; принятие сопоставимой системы ступеней высшего образования с унифицированными для всей Европы приложениями к дипломам.

Особенности квалификации в российском высшем образовании и рынка труда.

Концепция модернизации российского образования до 2010 года.

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Безусловным приоритетом в области социальной политики являются инвестиции в человека. Именно поэтому в развитии российского общества предполагается «опережающий рост ассигнований на цели здравоохранения, образования и культуры по сравнению с большинством других направлений государственных расходов. Образование должно помочь России ответить на вызовы, стоящие перед ней в социальной и экономической сферах, в обеспечении национальной безопасности и укреплении институтов государства. Именно "социальный заказ" общества и государства будет определять направления развития и изменения системы образования России в первом десятилетии 21 века.

Таким образом, модернизация образования в целом и высшего (университетского) в частности является точкой роста и одновременно — приоритетным направлением для развития и обновления экономики, науки и формирования гражданского общества. «Модернизация страны опирается на модернизацию образования, на его содержательное и структурное обновление…» .

Процессы обновления в системе высшего образования за последние 10-15 лет во многом были поддержаны своевременно принятым Законом РФ "Об образовании", а также сравнительно давней академической традицией организационной культуры взаимодействия Российской высшей школы, основанной на принципах демократизма и коллегиальности

Общие принципы реформирования образования в мире и в России.

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Тенденции изменения общей ситуации образования в мире в XXI веке совпадают с общими принципами его реформирования в мире и в России. Это следующие основные принципы:

¨ Интеграция всех воспитывающих сил общества – органическое единство школы и других специальных институтов с целью воспитания подрастающих поколений;

¨ Гуманизация – усиление внимания к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества;

¨ Дифференциация и индивидуализация обучения – создание условий для полноценного проявления и развития способностей каждой личности;

¨ Демократизация образования – создание предпосылок для развития активности, инициативы, творчества учащихся и педагогов, заинтересованное взаимодействие учащихся и педагогов, широкое участие общественности в управлении образованием.

Важнейшие позитивные тенденции развития мировой педагогики и школы.

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Развитие современной мировой школы – многосторонний, масштабный процесс. Школа меняет свой облик, приближаясь к уровню социальных, политических, педагогических требований эпохи технической и технологической революции. Среди важнейших позитивные тенденции развития мировой педагогики и школы А.Н. Джуринский выделяет следующие:

¨ курс на демократизацию школьных систем;

¨ диверсификация (распределение по различным общественным и профессиональным группам) и дифференциация образования;

¨ гуманистическая направленность воспитания;

¨ использование форм и методов воспитания, повышающих активность и самостоятельность учащихся;

¨ модернизация классно-урочной системы;

¨ опытно-экспериментальная и научно-исследовательская деятельность;

¨ педагогизация новейших технических средств;