Содержание образования менялось в зависимости от тех ценностей, которые преобладали в обществе, так как педагогика – это наука, тесно связанная с общественной идеологией. Неслучайно поэтому в различные исторические периоды преобладал тот или иной вид обучения. Попробуем коротко охарактеризовать каждый из них:
1. Метод сократической беседы (метод отыскания истины путем постановки наводящих вопросов). Преподаватель устно рассуждая, ведет ученика по пути познания. Беседа велась с одним или несколькими учащимися.
2. Догматическое обучение (первый вид коллективной организации познавательной деятельности). Основным содержанием обучения было освоение религиозных писаний на латинском языке. Отличительная особенность этого вида обучения – отрыв формы от содержания.
3. Объяснительно-иллюстративный вид. Его отличительная черта – привлечение в учебный процесс наглядности. Объяснительно-иллюстративный вид обучения требует более глубокой мыслительной деятельности, но мышления воспро изводящего. Это пассивно-созерцательное обучение, которое не является развивающим и готовит исполнителя, а не творческую личность.
4. Самостоятельное добывание знаний под руководством педагога (Дальтон-план), бригадно-лабораторный метод, метод проектов и др. Этот метод появился в начале 20-х годов прошлого столетия. Общим в этих подходах было то, что на вводном занятии учитель ставил проблему, указывал литературу, инструктировал учащихся и намечал сроки выполнения задания. Этот вид обучения имел много недостатков: не обеспечивалась систематичность знаний, роль преподавателя пассивна, не контролировался ход научения.
5. Программированное обучение (концепция Б.Скинпера – лидера современного бихевиоризма). Принципы программированного обучения:
подача информации небольшими порциями;
установка проверочного задания для контроля усвоения каждой порции информации;
предъявление ответа для самоконтроля;
дача указаний в зависимости от правильности ответа.
Положительная сторона программированного обучения – возможность установить прочную внешнюю и внутреннюю обратную связь; оно развивает самостоятельность, дает возможность каждому работать в присущем ему темпе. В то же время п.о. не вскрывает самого хода научения, не стимулирует творчество, имеет ограничение применения, в том числе из-за сложности материального обеспечения.
6. Алгоритмизация процесса обучения, имеющая своей основой кибернетический подход. А. предполагает выявление алгоритмов деятельности преподавателя и учащихся.
А. увеличивает удельный вес самостоятельной работы учащихся и способствует совершенствованию управления учебным процессом.
1. Метод сократической беседы (метод отыскания истины путем постановки наводящих вопросов). Преподаватель устно рассуждая, ведет ученика по пути познания. Беседа велась с одним или несколькими учащимися.
2. Догматическое обучение (первый вид коллективной организации познавательной деятельности). Основным содержанием обучения было освоение религиозных писаний на латинском языке. Отличительная особенность этого вида обучения – отрыв формы от содержания.
3. Объяснительно-иллюстративный вид. Его отличительная черта – привлечение в учебный процесс наглядности. Объяснительно-иллюстративный вид обучения требует более глубокой мыслительной деятельности, но мышления воспро изводящего. Это пассивно-созерцательное обучение, которое не является развивающим и готовит исполнителя, а не творческую личность.
4. Самостоятельное добывание знаний под руководством педагога (Дальтон-план), бригадно-лабораторный метод, метод проектов и др. Этот метод появился в начале 20-х годов прошлого столетия. Общим в этих подходах было то, что на вводном занятии учитель ставил проблему, указывал литературу, инструктировал учащихся и намечал сроки выполнения задания. Этот вид обучения имел много недостатков: не обеспечивалась систематичность знаний, роль преподавателя пассивна, не контролировался ход научения.
5. Программированное обучение (концепция Б.Скинпера – лидера современного бихевиоризма). Принципы программированного обучения:
подача информации небольшими порциями;
установка проверочного задания для контроля усвоения каждой порции информации;
предъявление ответа для самоконтроля;
дача указаний в зависимости от правильности ответа.
Положительная сторона программированного обучения – возможность установить прочную внешнюю и внутреннюю обратную связь; оно развивает самостоятельность, дает возможность каждому работать в присущем ему темпе. В то же время п.о. не вскрывает самого хода научения, не стимулирует творчество, имеет ограничение применения, в том числе из-за сложности материального обеспечения.
6. Алгоритмизация процесса обучения, имеющая своей основой кибернетический подход. А. предполагает выявление алгоритмов деятельности преподавателя и учащихся.
А. увеличивает удельный вес самостоятельной работы учащихся и способствует совершенствованию управления учебным процессом.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи