«Учитель, перед именем твоим…»
«Почему благородные идеи, выверенные педагогические принципы, правила, основанные на объективных закономерностях обучения и описанные во всех учебниках педагогики, не всегда срабатывают в педагогической практике?»- спрашивает известный педагог-новатор Д.Г.Левитес в своей книге «Школа для профессионалов, или семь уроков для тех, кто учит». И сам отвечает на этот вопрос: «Потому что педагогика не только наука и ремесло, но ещё и искусство. И в ней определенные личностные качества педагога значат не меньше, чем профессиональные знания и умения». Ещё великий Ушинский говорил о том, что « в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, т. к. воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности воспитателя в деле воспитания. Без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер».
Профессия педагога возникла вместе с появлением такого социального институт как школа. Первые школы появляются в Древнем Египте, затем в Греции: школа грамматиста, кифариста, Палестра, Эфибия, Академия. А первым профессиональным педагогом считается римлянин Марк Фибий Квинтилиан. Именно он первым предъявил требования к личности учителя. По его мнению, учитель должен постоянно совершенствовать свои знания, любить детей, уважать их личность, организовать обучение так, чтобы каждый ребенок проникся к учителю любовью и доверием. В Средние века появляются учителя, обучающие грамоте при церковно-монастырских школах. Знаменитый Рабле провозглашает идею о том, что знания должны опираться на опыт, а учитель должен быть предан своему ученику и окружить его заботой. Выдвигается идея о создании нового типа школы (иезуитские коллегии), о школе для мальчиков, и для девочек.
Массовой учительская профессия становится с начала ХIХв. Возрастает престиж учительской профессии, появляются первые учительские семинарии, специальная педагогическая литература (научные и методические рекомендации, статьи о передовом педагогическом опыте), первые учебные заведения, готовящие учителей. В России история школы ведет свое начало с 988 года, первыми учителями были греческие и византийские миссионеры. До конца 17 века центром образования являлась церковь, в 18 веке появляется новый тип учебного заведения – Славяно-греко-латинская Академия. При Петре 1 появляются школы для детей различных сословий и возрастов, причём в большом количестве. Среди них технические, военные, медицинские школы. В середине 18 века открывается первое высшее учебное заведение – Московский университет. Все эти заведения требуют подготовленных учителей.
Готовить учителей стали в России с 1804 года: в Санкт-Петербургском педагогическом институте, в Епархиальных училищах, на женских курсах воспитательниц и учительниц в Москве, в военных гимназиях, в педклассах Смольного института и в Российском университете.
Уже тогда выдвигались определенные требования к учителю. Так, по мнению Ушинского, учитель должен предъявлять к себе повышенные требования, если он хочет воспитать ребенка. И не только знать свой предмет, но и владеть педагогикой и психологией, чтобы познать личность ребенка, изучить его сильные и слабые стороны. Следовательно, учителя надо специально готовить (педагогика, психология, дидактика, история наук).
Так какие же качества личности являются профессионально значимыми для педагогической деятельности? Для ответа на этот вопрос требуется тщательный анализ функций, которые задаются обществом и которые отражают внутреннюю структуру самой педагогической деятельности. Ответ на этот вопрос ищет область дидаскологии, которая называется профессиографией педагогического труда.
Профессиография - это описание и классификация существующих профессий по определенным критериям: педагогическим, психологическим, медицинским, экономическим, технологическим.
Традиционно особое внимание профессиография придает психофизиологическим характеристикам, которые требуют определенные профессии от индивидуальных особенностей людей. Эти требования фиксируются в профессиограммах (или психограммах).
Изначально изучение личности педагога велось: в области анатомо-физиологических характеристик, в области интеллекта, рецепторов, моторики, в научной организации труда, подготовки и повышения квалификации.
Исследования соматической, двигательной, интеллектуальной сфер дали обширный материал существующих требований к педдеятельности, о типичных проф. заболеваниях педагогов. Начало исследованиям положили высказывания Н. К. Крупской об учителе:
«В нашей темной стране учитель должен быть носителем просвещения вообще. Он не должен говорить « моя хата с краю». С темнотой и невежеством он должен бороться активно». Учитель должен знать и любить свой предмет, увлечь и заинтересовать своим предметом, нравственно отобрать главные факты для своего предмета, систематизировать их».
Важнейшим качеством педагога Крупская считала творческий подход к образовательному процессу. Недопустимы фальшь и неискренность, необходимо единство слова и поступка учителя: «Для ребят идея неотделима от личности. То, что говорит любимый учитель, воспринимается совсем по-другому, чем чуждый, презираемый ими человек».
Эту тему продолжил Луначарский: "Для нас важно, чтобы педагог был самым универcальным и самым прекрасным человеком в государстве, т. к. он должен сделать из себя источник радостного перерождения маленьких людей, которые живут в процессе постепенного развития своих сил". "Педагог должен осуществить в себе человеческий идеал».
Одним из зачинателей профессиографии педагогического труда был П. П. Блонский. Он писал: «Любите не школу, а детей, приходящих в нее, любите не книги о действительности, а самую действительность, не жизнь суживайте до учения, а учение расширяйте до жизни. А главное - любите жизнь и как можно больше живите жизнью. Педагоги должны быть воспитанными и образованными людьми, должны постоянно самосовершенствоваться».
Чрезвычайно важные наблюдения о профессиональных качествах личности учителя были получены Т. К. Маркарьяном. Им выделены следующие качества: способность не только понимать, но и чувствовать, предчувствовать мысли и поступки детей. А это возможно, если в процессе совместной деятельности учитель как бы трансформируется в детство, тогда учитель, отрешившись от психики, артистически быстро входит в мир и как бы становится ребенком. Умение предугадывать и предупреждать детские поступки есть преддверие искусства жить детьми.
Тогда же были выдвинуты и обоснованные требования к идеальному типу учителя (Левитов Н. Д., Прозоров Г. С., Кустов Р. В.):
определение предрасположенности к пед. деятельности (задатки);
умение понимать запросы детей и сообразовывать профессиональные силы педагога с их потребностями;
известная мягкость в подходе к детям, ровное и спокойное обращение с ними;
настойчивость и твердость в требованиях, уверенность в своих силах, бодрый и жизнерадостный тонус педагога;
умение возбудить и удовлетворить интерес детей к работе, труду;
знание предмета, умение преподавать;
умение устанавливать хорошие взаимоотношения, справедливость;
умение создавать и поддерживать дисциплину, умение привлекать внешним видом, обладать многосторонними интересами;
любить дело с детьми, находить путь к детям и коллективу.
По мнению ученого С.М. Фридмана квалификация работника определяется тремя признаками:
1. психофизиологическая и социальная пригодность,
2. образование,
3. стаж (опыт).
Однако значимость их для различных профессий неодинакова. Для учителя решающее значение имеет социальная пригодность (мировоззрение) и уровень образования. Образование - это орудие педагогического труда, его можно частично компенсировать опытом. Стаж оказывает существенное влияние на степень квалификации только в первые 10 лет, потом темп замедляется и прекращается. Хорошо организованная система подготовки и повышения квалификации, учитывающая индивидуальные различия педагогов, может открыть путь к мастерству и для массового учительства. С.М.Фридман считает, что «конечный труд педагога оценивается через длительное время (несколько лет)». И с этим трудно не согласиться.
Ученый Сорока-Росинский выделил типы педагогов, которые отражают различные типы характеров:
1) учителя-теоретисты (главное для них - теория, а не реальный мир вещей; отличаются манерой смотреть на класс, а не на отдельных учеников, угловаты);
2) педагоги-реалисты (хорошо разбираются в мире вещей и людей, тонко чувствуют настроение, умеют сопереживать, дружелюбны, веселы, работают легко и свободно);
3) педагоги-утилитаристы (хорошо ориентируются в мире вещей, разбираются в людях, главное для них - тренировка, упражнения);
4) педагоги-артисты (интуитивисты; главное свойство - способность действовать по вдохновению, по наитию, глубоко понимают другого человека, эмпатийны, очень творческие). Подобное деление вполне обосновано, ведь ещё Сухомлинский говорил о том, что «ни один учитель не может быть универсальным воплощением всех достоинств; в каждом что-то преобладает, каждый имеет неповторимую жилинку, способен ярче других раскрыть себя. Эта сфера и является тем личным вкладом, который вносит индивидуальность педагога в сложный процесс влияния на воспитанников».
Думаю, что не ошибусь, если выскажу предположение о том, что верный выбор профессии обеспечивает большие возможности для самореализации педагога. Поэтому так важны личностные характеристики преподавателя, которые определяют его умение работать и, безусловно, способствуют развитию педагогического мастерства: знание предмета, владение материалом, интеллект выше среднего, умение любить и стремление понять людей, умение излагать свои мысли, обладание хорошим здоровьем (умственным и физическим), умение любить учащихся, любознательность, социальная и эмоциональная зрелость, вера в ценность и значимость обучения, воспитания и развития детей, любовь к общению с людьми.
И, тем не менее, преклоняясь перед мастерством Учителя, всё тот же Д.Г.Левитес пишет: «…школе нужен учитель, не тот, перед именем которого «позволь смиренно преклонить колени», а просто учитель-профессионал. Выход один – всем нам (учителям) надо учиться. Забыв про «красные» дипломы химиков, биологов, математиков и даже педагогов, сталкиваясь с детским непониманием, неприятием, недоверием и страхом перед учителем и школой, с детской усталостью, равнодушием и нежеланием учиться, следует остановиться и прежде всего заглянуть в себя и сказать самому себе: «Я что-то делаю не так. Что следует изменить в первую очередь?» Но, чтобы ответить на этот вопрос и даже чтобы задать его себе, сам учитель должен обладать целым набором определенных качеств. Какие же это качества? … Увы, отвечать на этот вопрос в реальной педагогической деятельности каждому придется самому!
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи