Ведущими формами обучения в высшей школе являются: лекция, семинарские и практические занятия, коллоквиумы, производственная и педагогическая практика, подготовка и защита курсовых и дипломных работ.
Лекция – это форма обучения, при которой последовательно излагается система определенной научной дисциплины. При этом происходит ознакомление слушателей с ее фундаментальными положениями, понятийным аппаратом, узловыми проблемами. Для подготовки лекции необходим тщательный отбор фактических данных, иллюстративных и описательных сведений, ознакомление слушателей с различными взглядами и направлениями в науке, позволяющими взглянуть на науку в движении, развитии.
Существует несколько типов лекций:
1) вводная лекция – намечает основные проблемы большой темы;
2) проблемная лекция;
3) обзорная лекция – основной метод изучения нескольких тем программы;
4) обобщающая лекция – систематизирует широкий круг знаний.
Ещё одной формой обучения является семинар. Семинар – это диалоговая форма общения, в ходе которой происходит практическое освоение тем и проблем изучаемой дисциплины. Семинару присущи четыре основных функции:
1) углубление и систематизация знаний, полученных студентами на предшествующих этапах работы;
2) развитие навыков самостоятельной работы, формирование правильного метода мышления;
3) привитие навыков общения;
4) контроль за степенью усвоения материала.
Наиболее бедной и упрощенной формой проведения семинарских занятий служит «вопросно-ответный метод», более эффективной можно считать диалоговую беседу, стержнем которой являются проблемные вопросы, сформулированные в плане семинара. Лучшие показатели при раскрытии темы достигаются, если рассмотрение проблемных вопросов происходит в виде дискуссии. В данную модель вписывается и методика небольших докладов по темам курса.
Семинарские занятия проводятся в основном при изучении гуманитарных и некоторых общенаучных дисциплин. Изучение же значительной части общенаучных и технических дисциплин осуществляется на практических занятиях, которые имеют характер лабораторных занятий.
Лабораторные занятия часто носят учебно-исследовательский характер. По методам проведения различают фронтальную, индивидуальную или смешанную лабораторную работу. При фронтальном методе всеми студентами выполняются одни и те же операции лабораторной работы. Индивидуальный метод предполагает одновременную работу студентов над различными темами. Смешанная лабораторная работа – это сочетание фронтальной и индивидуальной л.р. По целому ряду учебных дисциплин выполняются курсовые работы, цель которых – формирование научных суждений, выработка способности самостоятельно исследовать избранную научную проблему. Как правило, за учебный год студент выполняет одну-две, а за весь период обучения не более пяти курсовых работ. Основные требования к курсовым работам – их обоснованность в научном и методическом отношении.
Заключительное звено самостоятельной практической работы обучаемых составляет выполнение дипломной работы.
Теоретической и практической основой выполнения дипломной работы служат все знания, полученные выпускниками за годы обучения. Однако перед дипломниками ставится задача: внести свой творческий вклад, дать оригинальное решение определенных проблем.
В высшей школе применяется весь набор методов учебного контроля и самоконтроля. Широко практикуется текущий контроль знаний, который может проходить: а) в форме устного контроля путем опроса на семинарах; б) в форме
письменного контроля; в) в форме лабораторного контроля. Итоговый контроль – в виде зачетов и экзаменов.
Лекция – это форма обучения, при которой последовательно излагается система определенной научной дисциплины. При этом происходит ознакомление слушателей с ее фундаментальными положениями, понятийным аппаратом, узловыми проблемами. Для подготовки лекции необходим тщательный отбор фактических данных, иллюстративных и описательных сведений, ознакомление слушателей с различными взглядами и направлениями в науке, позволяющими взглянуть на науку в движении, развитии.
Существует несколько типов лекций:
1) вводная лекция – намечает основные проблемы большой темы;
2) проблемная лекция;
3) обзорная лекция – основной метод изучения нескольких тем программы;
4) обобщающая лекция – систематизирует широкий круг знаний.
Ещё одной формой обучения является семинар. Семинар – это диалоговая форма общения, в ходе которой происходит практическое освоение тем и проблем изучаемой дисциплины. Семинару присущи четыре основных функции:
1) углубление и систематизация знаний, полученных студентами на предшествующих этапах работы;
2) развитие навыков самостоятельной работы, формирование правильного метода мышления;
3) привитие навыков общения;
4) контроль за степенью усвоения материала.
Наиболее бедной и упрощенной формой проведения семинарских занятий служит «вопросно-ответный метод», более эффективной можно считать диалоговую беседу, стержнем которой являются проблемные вопросы, сформулированные в плане семинара. Лучшие показатели при раскрытии темы достигаются, если рассмотрение проблемных вопросов происходит в виде дискуссии. В данную модель вписывается и методика небольших докладов по темам курса.
Семинарские занятия проводятся в основном при изучении гуманитарных и некоторых общенаучных дисциплин. Изучение же значительной части общенаучных и технических дисциплин осуществляется на практических занятиях, которые имеют характер лабораторных занятий.
Лабораторные занятия часто носят учебно-исследовательский характер. По методам проведения различают фронтальную, индивидуальную или смешанную лабораторную работу. При фронтальном методе всеми студентами выполняются одни и те же операции лабораторной работы. Индивидуальный метод предполагает одновременную работу студентов над различными темами. Смешанная лабораторная работа – это сочетание фронтальной и индивидуальной л.р. По целому ряду учебных дисциплин выполняются курсовые работы, цель которых – формирование научных суждений, выработка способности самостоятельно исследовать избранную научную проблему. Как правило, за учебный год студент выполняет одну-две, а за весь период обучения не более пяти курсовых работ. Основные требования к курсовым работам – их обоснованность в научном и методическом отношении.
Заключительное звено самостоятельной практической работы обучаемых составляет выполнение дипломной работы.
Теоретической и практической основой выполнения дипломной работы служат все знания, полученные выпускниками за годы обучения. Однако перед дипломниками ставится задача: внести свой творческий вклад, дать оригинальное решение определенных проблем.
В высшей школе применяется весь набор методов учебного контроля и самоконтроля. Широко практикуется текущий контроль знаний, который может проходить: а) в форме устного контроля путем опроса на семинарах; б) в форме
письменного контроля; в) в форме лабораторного контроля. Итоговый контроль – в виде зачетов и экзаменов.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи