Структура педагогической деятельности преподавателя высшей школы.

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Когда учителя перестанут учить,
ученики, наконец, смогут учиться.
Ларошфуко


Преподаватель всегда играл, играет и сохранит в будущем ключевую роль в образовании, включая подготовку инженерных кадров. Интегрирующая, синтезирующая, активная, творческая роль преподавателя обусловлена самим характером процесса обучения.
Программы подготовки по инженерным специальностям относятся к высшей категории сложности, что обуславливает необходимость постоянного внимания ко всем факторам, определяющим качество образовательного процесса, и, в первую очередь, - к научно-педагогическим кадрам.
Педагогическая деятельность и функции преподавателя. Известно, что для преподавателя вуза характерны три основных типа деятельности: педагогическая, научная и общественная (характеризующая социальную активность преподавателя).
Педагогическая деятельность – процесс решения педагогических задач, которые возникают каждый раз, когда нужно перевести студентов из одного состояния в другое: приобщить их к определенному знанию, сформировать умения, навыки и т.п. Педагогическая задача предполагает переход студентов из одного состояния в другое и получение результатов в виде психологического новообразования (память, восприятие, широта интересов) в его личности и деятельности.
Следует отличать педагогические задачи от функциональной задачи, связанной с инструментарием педагогического воздействия. Функциональными продуктами деятельности являются лекции, практические, лабораторные, семинарские занятия, беседы, консультации, в процессе которых осуществляется воздействие на студентов и происходит процесс управления его деятельностью. О психологических продуктах деятельности можно судить по системе знаний, умений, навыков, мотивов, направленности личности студента, его поведению, которые были сформированы преподавателем в процессе обучения и воспитания студента.
Среди функций преподавателя можно выделить две – наиболее важные. Первая – функция формирования базы знаний. Вторая – превращения объекта образования (студента) в субъект самовоспитания, самообразования, саморазвития.
Выполнение этих функций требует от преподавателя профессионализма, под которым мы понимаем не только знание предмета (это само собой разумеется), а способность решать педагогические задачи.
Психологическая структура деятельности преподавателя. В структуре педагогической деятельности выделяются следующие компоненты: гностический, конструктивный, организаторский, коммуникативный.
(Далее см. в книге Столяренко, стр. 97).
Профессионально-значимые качества личности преподавателя. Обычно под направленностью личности имеют в виду интерес к профессии и склонность заниматься ею. С точки зрения психологов, источником активности личности является потребность, тесно переплетающаяся с мотивацией. На эффективность педагогической деятельности оказывают влияния такие факторы:
- хорошее знание своего предмета, что дает преподавателю раскрепощенность и уверенность во время занятия;
- способность к постоянному обучению (усвоение нового в предметной, педагогической, психологической области);
- наличие потребности в достижениях (стремление превзойти уже достигнутый уровень)
Преподаватель должен обладать и некоторыми специфическими способностями:
- экспрессивные (лекторское мастерство, пед. артистизм);
- перцептивные (умение адекватно принимать психологию студента);
- академические (участие в исследовательской работе);
- авторитарные (оказание волевого влияния на студентов, авторитет);
- личные (выдержка, уравновешенность, требовательность, уважение к студентам);
- коммуникативные (способность к общению, чувство юмора);
- идейно-политические и нарвственно-эстетические (отвественность, проф.долг, сознательность, здоровое самолюбие и честолюбие, выносливость, настойчивость, честность и т.п.);
- интуитивные (интуиция, широкий кругозор, мышление с быстрым анализом ситуации и .п.).
Профессиональная компетентность преподавателя высшей технической школы. Преподаватель вуза – личность, которая по содержанию профессиональной деятельности должна обладать совокупностью качеств, доступной не многим. Подтверждением этому являются должностные обязанности преподавателя высшей школы:
- подготовка учебных курсов;
- создание обучающих программ;
- подготовка рукописей учебной и учебно-методической литературы;
- чтение лекций, проведение всех видов практических занятий;
- организация и руководство производственной практикой студентов;
- поиск новых пед.методов, освоение новых пед.технологий;
- консультативная и индивидуальная работа со студентами;
- поиск источников финансирования научных исследований;
- научно-исследовательская работа;
- воспитательная работа со студентами;
- работа по повышению собственной квалификации (плановая и постоянная).
Таким образом, преподаватель вуза должен обладать способностями организатора, оратора, мастера-аналитика, психолога, владеть строгой логикой педагогического процесса и воспитания, литературной устной и письменной речью, быть высококомпетентным специалистом в своей области и эрудитом в других областях знаний.
Помимо традиционных появляются новые требования к компетентности преподавателя, связанные с изменениями в системе образования:
- умение проектировать учебный процесс;
- использовать инновационные системы обучения;
- осуществлять педагогическую рефлексию.
В настоящее время центр тяжести деятельности преподавателя должен быть смещен с «формирования и контроля» на создание условий для сознательного выбора студентом «образовательной траектории» (индивидуальный набор учебных дисциплин и очередность их изучения).
Итак, общие требования к преподавателю высшей школы могут быть сформулированы следующим образом:
1. Профессиональная компетентность (основывается на специальной научной, практической и психолого-педагогической подготовке).
2. Общекультурная гуманитарная компетентность (знание основ мировой культуры, наличие гуманистических личностных качеств, ответственность за результаты собственной деятельности, мотивация к самосовершенствованию).
3. Креативность (нестандартное мышление, владение инновационной стратегией и тактикой, быстрая адаптация к изменениям в содержании и условиях проф.деятельности).
4. Коммуникативная компетентность (владение иностранным языком, компьютером, умение общаться).
5. Социально-экономическая компетентность (знание основ современной экономики, бизнеса, права, экологии).
Научно-педагогические кадры. Процесс формирования научно-педагогических кадров включает в себя базовую вузовскую, послевузовскую подготовку и повышение квалификации.
Современные условия расширили и усложнили круг задач, стоящих перед системой повышения квалификации вузовских преподавателей. В связи с этим наметилась тенденция к обязательности начального педагогического обучения начинающих преподавателей в период их профессионального старта и к введению разнообразных форм непрерывного совершенствования педагогического мастерства преподавателей, уже имеющих определенный опыт работы (Центры инженерной педагогики).
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.